УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 191 відвідувачів

Теги
педагогіка Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра краєзнавство УГКЦ церковна журналістика іконопис милосердя діаспора Священний Синод УПЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада Вселенський Патріархат Церква і медицина монастирі та храми України Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура Ющенко УПЦ КП церква і суспільство церква та політика Голодомор розкол в Україні шляхи єднання автокефалія Мазепа конфлікти молодь секти вибори Патріарх Алексій II забобони Католицька Церква Президент Віктор Ющенко Церква і політика Археологія та реставрація постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Панорама» (Сумы): Духовные путешествия. Куда и зачем идут сумские паломники



«Панорама» (Сумы), Алексей Сикорский, 02.01.2009

 

Традиция паломничества существует во всем мире, и Украина не исключение. К святым местам путешествуют многие сумчане.
Полностью описать географию путешествий сумчан невозможно. Начнем с родного города. Храм Святого Пантелеймона на ул. Роменской - место, куда приезжают люди издалека. Святой Пантелеймон исцелял больных, его, по традиции, принято просить об исцелении себя и близких.
А разве нельзя назвать паломничеством к святыне огромную очередь на поклонение иконе Божьей Матери Всецарицы, список которой был выставлен несколько лет назад в Спасо-Преображенском соборе? Эта икона прославлена многими исцелениями, вот и приходят к ней люди с надеждой и верой.

Ближайшие популярные для паломничества места в основном сосредоточены в Глухове, Путивле, Ахтырке в российском Рыльске. Тысячи сумчан путешествуют и дальше. Например, в Киев, перечислять достойные поклонения святыни которого нет смысла. Организованно и поодиночке едут в Почаевскую лавру, в Полтаву, в Воздвиженский монастырь.

Зачем и почему


Один из активных паломников, отрекомендовавшийся просто Петром, рассказал, что в 2004 г. участвовал во всеукраинском крестном ходе с иконой Божьей Матери Феодоровской, посвященном присвоению Свято-Успенскому мужскому монастырю статуса лавры. Петр не прошел весь путь с иконой Богоматери, но понял очевидную истину: в каждом городе есть святые места, достойные паломничества. А участие в крестном ходе запомнилось чувством небывалого духовного единения многих верующих.

А Леониду запомнилось путешествие в Рыльск. Это недалеко, но уже заграница. При пересечении границы не проверяли документы, зато сразу показали дорогу к монастырю. Леонид говорит о духовном очищении так: «Ты должен каяться. Там же обстановка располагает выплакать свои грехи, выбросить их со слезами, с соплями, извини...Правда, потом бесы опять будут цепляться, они становятся еще злее. Нужно постоянно молиться и каяться. И быть смиренным».
Каждый месяц из Сум автобус везет верующих к святым местам России, Украины, Беларуси
Педагог Людмила Григорьевна спокойнее и жизнерадостнее: «Аскеза, стоицизм не для меня. Я считаю, что жизни нужно радоваться и благодарить Бога за каждый день. Можно помолиться дома, но посещение монастыря - совсем другое дело. Причаститься, исповедаться - это самоочистка на физическом и духовном уровне. Я не прошу о вещах глобальных. Только мира и здоровья для моей семьи.
Часто езжу в Путивль, в Молченский монастырь. Это мое любимое место. Была в Софрониевской пустыни, Киево-Печерской лавре, во многих святых местах за границей. Везде хорошо по-своему, разницы не делаю».

Художница Светлана не раз ездила в тот же Молченский монастырь, но любимое место - Свято-Андреевская церковь во Львове. Храм принадлежит к греко-католической церкви. Cветлана говорит: «Церковь красива, а я, как художник, все воспринимаю через красоту. Но там эта красота не такая, как, например, в Эрмитаже. Это что-то иное, обращенное не к зрению и слуху, а непосредственно к душе. Во Львов обычно приезжаю на Рождество или на Пасху - и сразу в Свято-Андреевскую. Ощущение необыкновенной чистоты, духовного подъема. Львов всегда был предметом и ареной борьбы между Востоком и Западом. Это видно в архитектуре и оформлении Свято-Андреевской церкви. Но, как ни странно, она заставляет забыть о всякой земной вражде».

Еще нам рассказали, как одна семья стала паломничать из-за того, что дочка у них родилась на Благовещение. А в этот день, по поверью, даже птица гнезда не вьет. Встревожились родители за ребенка, решили отмолить.
Даже «главный сумчанин» Виктор Андреевич, несмотря на огромную занятость и обременительную должность, тоже часто посещает святые места.

Святыни


Молченский монастырь в Путивле - один из самых посещаемых паломниками мест. В давние времена в наших краях существовала Молченская Софрониева Рождества Богородицы Печерская Пустынь. В 25 км от Путивля, около с. Новая Слобода, было болото Молче. По преданию, там в 1405 г. была найдена чудотворная икона Богоматери. Благочестивые люди построили на этом месте церковь. Позже возник монастырь. Он претерпел несколько разрушений. В смутное время его приписали к Путивльскому монастырю, чудотворная икона и другие святыни были перенесены в Путивль. Икона Молченской Богоматери дала название путивльскому монастырю. А пустынь у Новой Слободы восстанавливал старец Софроний, отсюда и ее современное название. Последние разрушения обоих монастырей были при СССР. Сейчас ведутся активные восстановительные работы, монастыри живут, принимают паломников.
В давние времена чудотворная икона была утрачена при пожаре. Но на месте ее явления выставлен точный ее список, что подтверждается авторитетными церковными историками.

Еще одна святыня Софрониевой пустыни - Иверская икона Богоматери - была потеряна в 30-е годы. А в 2001-м каким-то чудом нашлась и была возвращена монастырю. Она - символ третьего возрождения обители. Это далеко не полные сведения о святынях Сумщины, которые посещают тысячи паломников.

Теперь поедем во Львов. Упомянутая Свято-Андреевская церковь греко-католической парафией стала в 1990 г., до этого была одноименным римско-католическим костелом монахов-бернардинцев. Вначале костел был деревянным и, как это часто бывает, сгорел. Здание, которое стоит до сих пор, начали строить в 1600 г. Полностью все работы были закончены в 1630 г. Главное украшение храма - фрески работы известных мастеров.

Когда-то в Почаевской лавре сумчан упрекнули: «Вы своих святынь не знаете, зачем сюда приехали?» Обычно принимают паломников радушно, а тут что-то нашло.
«Свое» и «чужое» - понятия относительные, для верующего весь мир - Божий.

Чудо и наличные


В подтверждение чудотворности икон приводим историю. Сумчанка Людмила БОБЫРЕВА в начале 90-х гг. жила в Польше, преподавала в школе, в советском военном городке. Как учительница и классный руководитель часто водила школьников на экскурсии по историческим местам. Польша - страна, где историю помнят и памятники берегут. И обычно памятниками польской истории становились костелы, часовни, монастыри. В общем, объекты, связанные с религией. А школа, нужно напомнить, была советской, и соответствующую идеологическую линию воспитания тогда еще никто не отменял. Вот и знакомила Людмила детей на свой страх и риск со знаменитыми храмами и монастырями, которые в Польше сохраняют намного бережнее, чем у нас! Для школьников это была история, а сама Людмила уже давно стала верующей.
Поляки относились к «советским» весьма сдержанно, если не сказать хуже. Но Людмила чувствовала кардинальную перемену в настроении поляков, когда они узнавали, что дети едут знакомиться с памятниками истории и архитектуры.

Как-то у Людмилы украли крупную сумму денег. Расстроившись, женщина забрела в костел. Подошел ксендз и спросил, о чем пани так плачет. Выслушав, успокоил. «Язык я знаю, но он говорил как католический священник, поэтому поняла не все. Поняла только, что, может быть, этими деньгами от чего-то откупилась. Ксендз посоветовал мне подумать, помолиться, внимательно посмотреть вокруг и прислушаться к своей душе. Я осмотрелась и вдруг на том месте, где в католических храмах обычно бывает изображение Богоматери, увидела себя с ребенком на руках. Причем знала, что это девочка...» - рассказывает Людмила.
Нужно сказать, что по приговору врачей у Людмилы детей быть не могло. О материнстве она перестала даже мечтать.
Диалог со знаменитым нейрохирургом:
- Профессор, а в церковь ходите! А Бога даже Гагарин не видел!
- Я 20 лет операции на мозге делаю, а ума тоже не видел!
После того случая вскоре вернулась в Союз, к мужу, и оказалось, что врачи не совсем правы. В общем, забеременела, родила в положенный срок здоровую девочку. Сейчас это чудо - красивая и умная девушка - заканчивает школу.
СправкаПаломничество - это странствие богомольцев к святым местам. Первые паломники направлялись в Иерусалим и приносили из святого города пальмовую ветвь (по латыни - PALMA). Отсюда и название упомянутого мероприятия. Со временем святых мест становилось все больше, традиция укрепилась.

Обратная сторона иконы


Чудотворная икона Божьей Матери Феодоровская на самом деле двусторонняя. По преданию, ее нашел во время охоты брат Святого Александра Невского князь Василий Костромской. Причем в то время, когда князь охотился, воин был похож на Св. мученика Федора Стратилата, в честь которого в Костроме в свое время был построен собор. Поэтому найденная в лесу икона получила название Феодоровская. Ее перенесли в Кострому и пометили в соборе Федора Стратилата.
Этим образом великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына - князя Александра Невского - на брак с дочкой половецкого князя Параскевой. Именно в связи с этим событием на обратной стороне иконы был написан образ Св. Параскевы Пятницы, которая считается покровительницей нареченных и свадеб. Перед иконой Богоматери Феодоровской молятся при тяжелых родах.

Духовное в камне и акварели


Сейчас Почаевская лавра - православный монастырь в г. Почаеве Тернопольской области. Он был основан в XVI в. и был идеологическим центром борьбы против католицизма и униатства в Западной Украине. В начале XVII в. при монастыре была открыта Почаевская типография - одна из старейших в Западной Украине.
В 1713 г. монастырь был захвачен униатами, но позже, после подавления польского восстания, снова стал православным. Полного мира между конфессиями нет до сих пор, а лавра стоит, демонстрируя красоту духовную и земную.

В свое время это нашло отображение в творчестве Тараса Шевченко. Художник сделал четыре акварельных рисунка Лавры, не считая карандашных эскизов. В то время он работал в Киевской археологической комиссии, но по работам мастера видно, что это не просто выполнение «производственного задания», - Шевченко прекрасно ощутил и передал духовную мощь этого живого памятника.

Один храм - 16 алтарей


Церковь Св. Андрея во Львове приобрела современный вид еще в начале XVIII в. Тогда ее украсили фресками и соорудили новые алтари. Большинство алтарей работы мастеров Конрада Котшенрайтера и Томаша Гуддера. Установка новых алтарей происходила с 1736 по 1746 гг. Причин такого количества алтарей две - желание почтить как можно больше святых и то, что по древней традиции нельзя было служить на одном алтаре более одной литургии в течение дня.
Фрески выполнили в 1738-1740 гг. монах Бенедикт МАЗУРКЕВИЧ с несколькими помощниками.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.