УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 71 відвідувачів

Теги
церковна журналістика Церква і політика Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України діаспора Церква і влада комуністи та Церква іконопис конфлікти УГКЦ Голодомор автокефалія милосердя українська християнська культура постать у Церкві Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра забобони краєзнавство розкол в Україні Священний Синод УПЦ Церква і медицина Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа молодь Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність церква та політика УПЦ КП Президент Віктор Ющенко Ющенко педагогіка вибори секти церква і суспільство шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






«Ваш шанс» (Сумы): Мозаики сумчанина Орлова



«Ваш шанс» (Сумы), Юлия Лесина, 14.02.2009

 

Древнейшее искусство - и рядом, и вечно

РассказываЯ об искусстве раннего христианства, отечественные искусствоведы особое место уделяют мозаике и любят повторять, что во многом Русь приняла православную веру благодаря искусству константинопольских зодчих и мастеров мозаики.

В древних летописях говорится о русских послах (до путешествия в Византию объездивших всю католическую Европу), потрясенных мощью и великолепием увиденных храмов и мозаик, на которых лица святых словно оживали в мерцающем солнечном свете. Прошло целое тысячелетие. Древнейшее искусство (еще задолго до Древней Греции, Рима и Византии - периодов «золотого века мозаики» - люди умели складывать узоры из кусочков ракушек, гальки, перламутра и украшать ими свои жилища) продолжает жить. Напольную и настенную мозаику из керамической плитки сейчас можно увидеть во многих учреждениях. Некоторые мозаики еще сохранились в больницах и парках. Высокохудожественная мозаика вернулась в церкви и сегодня

украшает стены и врата храмов и церквей.

А с мастером, хорошо знающим все секреты этого искусства, 4 февраля познакомились все те, кто пришел на открытие выставки в отдел искусств областной научной библиотеки. Там была представлена живопись, мозаика и фотография Константина Тимофеевича Орлова.

Стекло и техника

Даже при первом взгляде, брошенном на мозаичную картину, думается, что это, наверное, сложно. А послушав рассказ Константина Тимофеевича о создании мозаик, понимаешь, что это очень сложно. И каждый из этапов работы требует большого умения, полной концентрации ума и души. Что касается технической стороны, то все мозаики Константин Орлов делает из специального цветного стекла (а не из смальты и не из керамической плитки). Кстати, стекло - удивительное изобретение: помимо того что оно пластично и позволяет реализовать любую задумку автора (например, Константин Тимофеевич сумел благодаря использованию этого материала выработать свой неповторимый стиль), его технические возможности просто великолепны - стекло не боится ни жары, ни холода, ни прямых солнечных лучей, ему не страшны даже бактерии и микроорганизмы! По словам Константина Тимофеевича, мастерских, которые производят подобное цветное стекло, в мире всего несколько. А цена его не просто велика, но баснословно велика. К примеру, лист размером 30 на 20 см одного только зеленого цвета стоит от 40 до 80 долларов! А для создания мозаичного полотна требуется до десятка цветов и столько же полутонов-переходов.

Перед началом каждой работы делается эскиз, который затем переносится на плоский шифер, грунтуется, и маленькие цветные квадратики (предварительно нарезанные стеклорезом и отшлифованные алмазом) садятся на водостойкий клей и прикладываются к грунтовке. Тончайшие швы между квадратиками затираются водостойкой затиркой. Иногда от момента начала работы над произведением и до его окончания проходит больше трех месяцев. Чтобы хоть на минуточку представить, какой это нелегкий труд, скажем еще, что на создание мозаики объемом в 3 кв. м в среднем уходит от 16 до 20 тыс. (!) цветных кусочков. Некоторые из них совсем микроскопические - с полмиллиметра, используются для изображения глаз. Создание мозаики требует от мастера (помимо таланта художника) огромного терпения, аккуратности и выносливости. Качества эти, как выяснилось, большая редкость в наше время. Потому из десятка подмастерьев с ученической дистанции не сошла всего лишь одна художница. Гордость и надежда мастера - Наталья Нестеренко.

Лики святых

Лики Иоанна Богослова,

Иоанна Крестителя, воина Уара, княгини Ольги, князя Владимира и Архангела Михаила, представленные на выставке, никого не оставили равнодушным. И дело не только в объеме, форме, в знании цвета. Для создания такого рода произведений нужно нечто большее. Определенное состояние души и особенное отношение к изображаемому святому. Оттого каждый раз, прежде чем взяться за изготовление мозаичной иконы (предварительно получив благословение духовника на ее создание), художник Орлов старается уехать из города, убежать от суеты, побыть наедине с природой и самим собой. Вернувшись, вспоминает все канонические правила и советы отца Алипия (именно у него учился иконописи) и, сказав себе «С Богом!», приступает к работе.

Пути-дороги

3 марта Константину Тимофеевичу исполняется 60 лет! С этим праздником художника будет поздравлять его замечательная семья - любимые жена, дочка, зять и умница-внучка. Будут поздравлять и, наверное, вспоминать пройденные жизненные пути. Слушая о них, не перестаешь удивляться: сколько знаний и умений, сколькими иногда совершенно противоположными профессиями удалось овладеть этому человеку! Это и работа слесарем на заводе, и выступления в качестве ресторанного певца, а затем эстрадно-вокальное исполнительство со сцены сумской филармонии (14 лет!). Был и уличным художником, и бригадиром бюро эстетики на камвольно-прядильной фабрике. Последние шесть лет Константин Орлов работает мастером-витражистом в студии «Стиль Тиффани» концерна «Укрросметалл». И благодарен судьбе, что именно там у него появилась возможность создавать мозаичные полотна, приносящие радость людям.

Знания, умения, опыт, успех... А толчок и мощный положительный энергетический заряд Константин Тимофеевич получил в далеких пятидесятых. И не от мамы с папой, а от воспитательниц Лебединского детского дома №1. В холодные послевоенные годы одаренному воспитаннику невероятно повезло: на его пути встретились и согрели парня учителя, как говорят, с большой буквы и с большим сердцем. Они не только раскрыли способности, но и научили самому главному - жить по совести и оставить после себя достойный след. Что ж, думается, его учителя, взглянув на мозаичные работы, украшающие Спасо-Преображенский собор в Сумах, Ильинскую церковь на Подоле в Киеве, церкви в с.Жовтневое и с.Коровинцы, наверное, остались бы довольны своим учеником. Сам же Константин Тимофеевич продолжает свою работу и свой путь и в канун 60-летнего юбилея желает всем сумчанам веры, надежды, любви, мира. И ощущения радости от всего, что имеем и что нас окружает!

 

   












УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.