УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 89 відвідувачів

Теги
конфлікти автокефалія Патріарх Алексій II Церква і політика церковна журналістика церква і суспільство УПЦ КП Голодомор діаспора Києво-Печерська Лавра 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада Мазепа Церква і медицина шляхи єднання Священний Синод УПЦ Доброчинність милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква Археологія та реставрація секти Президент Віктор Ющенко молодь забобони українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України церква та політика вибори педагогіка іконопис Ющенко Католицька Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну краєзнавство розкол в Україні Вселенський Патріархат УГКЦ постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Ваш шанс» (Сумы): Мозаики сумчанина Орлова



«Ваш шанс» (Сумы), Юлия Лесина, 14.02.2009

 

Древнейшее искусство - и рядом, и вечно

РассказываЯ об искусстве раннего христианства, отечественные искусствоведы особое место уделяют мозаике и любят повторять, что во многом Русь приняла православную веру благодаря искусству константинопольских зодчих и мастеров мозаики.

В древних летописях говорится о русских послах (до путешествия в Византию объездивших всю католическую Европу), потрясенных мощью и великолепием увиденных храмов и мозаик, на которых лица святых словно оживали в мерцающем солнечном свете. Прошло целое тысячелетие. Древнейшее искусство (еще задолго до Древней Греции, Рима и Византии - периодов «золотого века мозаики» - люди умели складывать узоры из кусочков ракушек, гальки, перламутра и украшать ими свои жилища) продолжает жить. Напольную и настенную мозаику из керамической плитки сейчас можно увидеть во многих учреждениях. Некоторые мозаики еще сохранились в больницах и парках. Высокохудожественная мозаика вернулась в церкви и сегодня

украшает стены и врата храмов и церквей.

А с мастером, хорошо знающим все секреты этого искусства, 4 февраля познакомились все те, кто пришел на открытие выставки в отдел искусств областной научной библиотеки. Там была представлена живопись, мозаика и фотография Константина Тимофеевича Орлова.

Стекло и техника

Даже при первом взгляде, брошенном на мозаичную картину, думается, что это, наверное, сложно. А послушав рассказ Константина Тимофеевича о создании мозаик, понимаешь, что это очень сложно. И каждый из этапов работы требует большого умения, полной концентрации ума и души. Что касается технической стороны, то все мозаики Константин Орлов делает из специального цветного стекла (а не из смальты и не из керамической плитки). Кстати, стекло - удивительное изобретение: помимо того что оно пластично и позволяет реализовать любую задумку автора (например, Константин Тимофеевич сумел благодаря использованию этого материала выработать свой неповторимый стиль), его технические возможности просто великолепны - стекло не боится ни жары, ни холода, ни прямых солнечных лучей, ему не страшны даже бактерии и микроорганизмы! По словам Константина Тимофеевича, мастерских, которые производят подобное цветное стекло, в мире всего несколько. А цена его не просто велика, но баснословно велика. К примеру, лист размером 30 на 20 см одного только зеленого цвета стоит от 40 до 80 долларов! А для создания мозаичного полотна требуется до десятка цветов и столько же полутонов-переходов.

Перед началом каждой работы делается эскиз, который затем переносится на плоский шифер, грунтуется, и маленькие цветные квадратики (предварительно нарезанные стеклорезом и отшлифованные алмазом) садятся на водостойкий клей и прикладываются к грунтовке. Тончайшие швы между квадратиками затираются водостойкой затиркой. Иногда от момента начала работы над произведением и до его окончания проходит больше трех месяцев. Чтобы хоть на минуточку представить, какой это нелегкий труд, скажем еще, что на создание мозаики объемом в 3 кв. м в среднем уходит от 16 до 20 тыс. (!) цветных кусочков. Некоторые из них совсем микроскопические - с полмиллиметра, используются для изображения глаз. Создание мозаики требует от мастера (помимо таланта художника) огромного терпения, аккуратности и выносливости. Качества эти, как выяснилось, большая редкость в наше время. Потому из десятка подмастерьев с ученической дистанции не сошла всего лишь одна художница. Гордость и надежда мастера - Наталья Нестеренко.

Лики святых

Лики Иоанна Богослова,

Иоанна Крестителя, воина Уара, княгини Ольги, князя Владимира и Архангела Михаила, представленные на выставке, никого не оставили равнодушным. И дело не только в объеме, форме, в знании цвета. Для создания такого рода произведений нужно нечто большее. Определенное состояние души и особенное отношение к изображаемому святому. Оттого каждый раз, прежде чем взяться за изготовление мозаичной иконы (предварительно получив благословение духовника на ее создание), художник Орлов старается уехать из города, убежать от суеты, побыть наедине с природой и самим собой. Вернувшись, вспоминает все канонические правила и советы отца Алипия (именно у него учился иконописи) и, сказав себе «С Богом!», приступает к работе.

Пути-дороги

3 марта Константину Тимофеевичу исполняется 60 лет! С этим праздником художника будет поздравлять его замечательная семья - любимые жена, дочка, зять и умница-внучка. Будут поздравлять и, наверное, вспоминать пройденные жизненные пути. Слушая о них, не перестаешь удивляться: сколько знаний и умений, сколькими иногда совершенно противоположными профессиями удалось овладеть этому человеку! Это и работа слесарем на заводе, и выступления в качестве ресторанного певца, а затем эстрадно-вокальное исполнительство со сцены сумской филармонии (14 лет!). Был и уличным художником, и бригадиром бюро эстетики на камвольно-прядильной фабрике. Последние шесть лет Константин Орлов работает мастером-витражистом в студии «Стиль Тиффани» концерна «Укрросметалл». И благодарен судьбе, что именно там у него появилась возможность создавать мозаичные полотна, приносящие радость людям.

Знания, умения, опыт, успех... А толчок и мощный положительный энергетический заряд Константин Тимофеевич получил в далеких пятидесятых. И не от мамы с папой, а от воспитательниц Лебединского детского дома №1. В холодные послевоенные годы одаренному воспитаннику невероятно повезло: на его пути встретились и согрели парня учителя, как говорят, с большой буквы и с большим сердцем. Они не только раскрыли способности, но и научили самому главному - жить по совести и оставить после себя достойный след. Что ж, думается, его учителя, взглянув на мозаичные работы, украшающие Спасо-Преображенский собор в Сумах, Ильинскую церковь на Подоле в Киеве, церкви в с.Жовтневое и с.Коровинцы, наверное, остались бы довольны своим учеником. Сам же Константин Тимофеевич продолжает свою работу и свой путь и в канун 60-летнего юбилея желает всем сумчанам веры, надежды, любви, мира. И ощущения радости от всего, что имеем и что нас окружает!

 

   












УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.