УКР РУС  


 Головна > Великий піст  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 99 відвідувачів

Теги
Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина церква та політика милосердя Археологія та реставрація шляхи єднання забобони Ющенко розкол в Україні секти УГКЦ педагогіка Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис діаспора Києво-Печерська Лавра вибори Митрополит Володимир (Сабодан) Доброчинність молодь постать у Церкві автокефалія Предстоятелі Помісних Церков Мазепа Патріарх Алексій II конфлікти Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Голодомор церковна журналістика Священний Синод УПЦ Церква і влада комуністи та Церква українська християнська культура краєзнавство церква і суспільство УПЦ КП Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






Весна настала! Духовна…

Вот и Великий пост... Первая седмица - строгая, ответственная, важная, и самая тяжелая! Ведь после Масленицы, жирных блинов и куриных окорочков приходится перестраиваться на картошку в мундирах и овощные салаты. Великий пост - самый длинный, он рекордсмен по количеству запретов в еде, но заканчивается такой радостью, больше которой для христиан не существует - Воскресением Христовым. Почему этот праздник нельзя встретить неподготовленным, зачем «истязать» себя 47 дней, и какую пост принесет душевную пользу - ответы на эти вопросы мы найдем, побывав на первых Великопостных богослужениях.

«Простите меня, братья и сестры!»

В последнее перед постом воскресение, за Божественной литургией читаются строки из Евангелия о прощении наших ближних, без чего мы не сможем получить прощения своих грехов от Отца Небесного. Весь день после этого православные стараются примириться с ближними и забыть прошлые ссоры. В «Прощенное воскресение» слово «прости» можно вдруг услышать даже от закоренелых скандалистов, даром что на следующий же день они все так же будут поливать нас «гневом праведным».

Зато наше «простите» тоже у кого-то вызовет лишь ухмылку: «Тебе извиниться - что собаке гавкнуть!». И пусть это на самом деле так, и пусть извиняемся сто раз на день и столько же раз потом «клюем» ближнего, но в «Прощенное воскресенье» мы даем понять: знаем, что не правы, знаем, что так нельзя, и потому - простите меня, братья и сестры!

Вечером мы, целый день извинявшиеся и прощающие, приходим на богослужение, где читается необычная молитва - «Чин прощения» - и попадаем на удивительное действо. Наш священник - настоятель, архиерей, даже Предстоятель нашей Церкви - просит у нас прощение, совершая земной поклон. Но нам-то прощать не за что: «Бог простит тебя, отче святый! И ты прости и помолися о нас, грешных!»  

Блаженнейший Митрополит Владимир: «Вступая в Великий пост, попробуем стать «выносимыми» друг для друга, а если хватит сил, то и добрыми спутниками. Будем прощать наших ближних во всем, что нас обижает и причиняет боль. Только во взаимном смирении, взаимопонимании и всепрощении возможно для человека найти душевный мир и вступить на путь покаяния, приближаясь к Богу».

«C Великим постом вас!»

Первые четыре дня Великого поста в православных храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. «Великий» - потому что самый длинный: в нем около 250 тропарей (стихов), в то время, как обычные каноны содержат около 30. Покаянным его назвали за глубину мыслей, которые он выражает. Православная Церковь установила читать его в пост, чтобы настроить верующих на подвиг воздержания, помочь прийти в покаянное, молитвенное состояние.

Суть святой Четыредесятницы (как еще называют Великий пост) не только в том, чтобы оставлять колбасу и мороженое сиротливо лежать в витринах магазина. Квашеную капусту и вареную свеколку мы тоже едим не до отвала - лишь так, чтобы не чувствовать голода. Но это что касается телесной стороны. А для души - нужно чаще посещать храм, находиться в молитве и безмолвии, больше читать Евангелие и размышлять о высшем. Если уж начинаем поститься, то хотелось бы, чтобы не зря прошло это время. В повседневной жизни, суете, мелких заботах и больших трудностях мы теряем себя по крупинкам, и в пост Церковь предлагает заглянуть в свою душу, чтобы найти в ней то, что мешает, гнетет, мучит. В дни поста мы просим Бога, чтобы Он открыл нам глаза, помог увидеть свою греховность: «Ей, Господи Царю, дай мне увидеть мои грехи!» А мы уже, увидев, принесем искреннее покаяние.

«Придите и видите!»

В дни поста Церковь не только советует нам телевизор не смотреть и именины не отмечать. Пост - это время благоговейной скорби, нашего сокрушения о грехах, и потому Литургия - самое торжественное и радостное церковное богослужение - в эти дни не совершается. Священнослужители - в черном облачении, в храмах поются только спокойные, покаянные песнопения, а верующие причащаются только Дарами, освященными на прошлом богослужении. Во время Литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается в пост по средам и пятницам, а также на Страстной неделе, не происходит преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, мы только приходим и получаем уже освященные Дары...

Пост - это, как говорят святые отцы, весна духовная, наше душевное возрождение, расцветание, восхождение к совершенству. И мы благодарим Бога за то, что вновь Он дает нам возможность очистить душу и тело в подвиге поста, сохранить веру, победить наши страсти, грехи и в чистоте поклониться светлому Христовому Воскресению.

Блаженнейший Митрополит Владимир: «Услышим, братья и сестры, новый в этом году призыв Великого поста, воспримем его как дар Божьего милосердия, как дар спасения. Принесем Богу наше раскаяние, очистим души от всякой скверны, причастимся святых и животворящих Тайн Христовых. Пусть этот пост станет для нас настоящей духовной весной!»

Юлия Коминко