УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
забобони 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II іконопис автокефалія милосердя Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада конфлікти краєзнавство розкол в Україні молодь секти УПЦ КП УГКЦ українська християнська культура педагогіка церква і суспільство шляхи єднання Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат Ющенко Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України Католицька Церква діаспора Києво-Печерська Лавра церковна журналістика Священний Синод УПЦ Церква і політика Доброчинність комуністи та Церква вибори Церква і медицина постать у Церкві Мазепа церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






«Факты и комментарии» (Украина): "Когда я был в Америке, мне приснился сон..." Археолог с мировым именем Николай Тарасенко на вершине горы строит православную церковь



«Факты и комментарии» (Украина), Николай Скрыпник, 6 марта 2009

 

 

Археолог с мировым именем Николай Тарасенко, который 18 лет назад ушел от людей и поселился в землянке, счастливо живет со своей семьей на вершине горы и строит православную церковь

 

Справедливо говорят, что ни один журналист и писатель, будь у него семь пядей во лбу, не придумает такой житейской коллизии, какую может преподнести нам реальная жизнь. Пример тому - история героя "ФАКТОВ", отшельника, археолога с мировым именем и признанием - Николая Тарасенко. Восемнадцать лет назад, в феврале 1991 года, он поселился в продуваемой всеми ветрами землянке вдали от городской суеты. Уединившись, Николай Иванович сумел обрести семью и нашел свое земное счастье - тот самый библейский рай, перед которым, по его мнению, все мирские утехи - лишь жалкое подобие настоящей жизни.

Президент Никарагуа предлагал Николаю Тарасенко должность национального координатора музейного дела и археологии

Эти живописные места Донбасса великий русский писатель Антон Павлович Чехов с восторгом назвал "донской Швейцарией". Каменные склоны и вершины, долины, заросшие зелеными дубравами, гранитные каньоны степных речек Каменки, Миуса и Кальмиуса напоминали Чехову горную экзотику швейцарских Альп.

Именно эти родные места, где кристально чистый воздух, настоянный на благоухающем разнотравье, и необычной чистоты и голубизны небо, выбрал для своей отшельнической жизни Николай Тарасенко. И здесь, на стыке трех областей - Донецкой, Луганской и Ростовской - на вершине горной гряды, бывший исследователь старины вот уже 18-й год возводит своими руками уникальный православный храм. Найти его несложно: если на географической карте Украины строго на юг начертить прямую линию от знаменитой Святогорской лавры, то на расстоянии 100 километров она упрется в утес необычайной красоты, который венчает строящаяся церковь. Это и есть детище Николая Ивановича, а также его многочисленных единомышленников, которые ежедневно приходят сюда из окрестных сел, чтобы поработать на богоугодной стройке. Уставшие строители, они же и зодчие, собираются вечером у камина в землянке, и начинается "разговор о жизни, о вечности, величии духа и о скверне политики".

...Молодой ученый Николай Тарасенко открыл в Латинской Америке первую на континенте стоянку древних племен времен палеолита. Это была мировая сенсация. После ему давали кафедру в университетах Санкт-Петербурга и Киева. Но Николай Иванович отказался. Не принял он и заманчивого и материально выгодного предложения президента Никарагуа Даниэля Ортеги стать координатором создания в этой стране музеев археологии и обучать национальные кадры. Для бывшего выпускника исторического факультета Луганского педуниверситета им. Т. Г. Шевченко и факультета археологии Ленинградского университета это, конечно же, был бы ошеломляющий карьерный рост, но судьба и "голос свыше" распорядились жизнью молодого ученого по-своему и непредсказуемо.

"Наташа пришла ко мне с группой туристов, чтобы посмотреть на бородатого отшельника, да так и осталась..."

- Когда я был в Америке, мне то ли приснился сон, то ли было видение: разверзается голубая полоса неба и я вижу родные места - темные курганы, каменистые утесы, зеленые буераки, криницы и речушки, - рассказывает Николай Тарасенко. - Потом прозвучал голос свыше: "Николай! Езжай домой и построй на этом месте храм во имя Господа нашего Спасителя!" Я долго сомневался, ведь уже 22 года отдал любимой археологии, сделал много открытий. Но когда в Аргентине епископ Александр благословил меня на такое богоугодное дело, все-таки прислушался к голосу Небес - возвратился домой, в родное село Зеленый гай. Очень жаль, что за годы независимости Украины оно практически исчезло с лица земли, как и бывший колхоз им. Пархоменко. Но земля отца и матери, дедушки и бабушки - моя родина, и тянет она к себе постоянно, как волшебный магнит.

- С чего начинали жизнь отшельника?

- Вначале построил на склоне из подручного камня небольшой домик, больше похожий на землянку, в которую снег зимой задувало. Сейчас там кузница. Наслаждался тишиной и гармонией мироздания. Затем, это было 17 лет назад, прямо на вершине скалы заложил фундамент будущего храма. Строил без проекта, чертежей и плана. Сперва выгонял стены под окна, а потом уже фантазировал, какой они будут формы. Все решалось спонтанно, но получалось красиво и оригинально. Меня привлекает самобытная, простая и вместе с тем впечатляющая архитектура древних храмов Алании, Армении, Византии... Для Украины это будет уникальное церковное сооружение. Поскольку храм стоит на высокой скале, его будет видно за десятки километров.

- Можете предположить, когда завершите храм?

- Строим только на пожертвования людей. Деньги закончились - строительство прекратили, - разводит руками собеседник. - Сейчас вот ребята помогли достать арочную шахтную крепь, целых восемь тонн, и мы начали укладывать каменные своды купола. Красиво получается. В будущем я вижу здесь не только храм, но и монашескую обитель или скит. К нам сейчас едут люди всех конфессий и вероисповеданий: православные, мусульмане, католики, протестанты... Всех мы принимаем, и так должно быть в этом мире.

- Какие удобства есть в вашем жилище?

- В нашем небольшом каменном доме есть печка, камин, освещаем в основном керосиновыми лампами. А когда появляются деньги на бензин, включаем переносную электростанцию. У нас тепло, дети бегают раздетые. Из благ цивилизации - мобильный телефон, который заряжаю от аккумулятора. Обо всем, что происходит в стране и мире, рассказывают мои помощники - ребята из ближайших сел.

- Коль вы заговорили о детях, самое время побеседовать о семье. Простите за бестактный вопрос, но правда, что ваша жена Наташа на 30 лет моложе вас?

- Да, это так. И почему свой вопрос вы называете бестактным? Мне сейчас 61 год. Сколько лет Наташе - подсчитать нетрудно. Семь лет назад, чтобы посмотреть на странного бородатого отшельника, она пришла ко мне на скалы с группой туристов, да так и осталась. Уверен, что навсегда, хотя мы целый год думали и трезво прикидывали, чтобы решиться на такой ответственный шаг - связать себя супружескими узами. Свадьбу не играли, просто стали жить вместе. У нас хорошая и дружная семья, прекрасные детки - шестилетний Владислав и четырехлетняя Машенька. Они растут на природе, а это многое значит.

- Родители Наташи как отнеслись к такому "неравному браку?"

- Нормально, - смеется глава семейства. - Они живут в Луганске, в своем доме. Отец Наташи - бывший военный летчик, вернее, штурман. В гости часто приезжают, души не чают во внуках. Нас у себя принимают хорошо. Иногда говорю Наташе: "Поезжай к родителям в город, хоть немного развейся". Она в ответ: "Коля! Мне здесь лучше".

"Тридцать лет назад я отказался от мяса - и все хорошо"

- За счет чего ваша семья живет, чем питается?

- Живем молитвами, и Господь помогает нам. Грех жаловаться. Внизу, в балке, есть небольшой огород. Все овощи у нас свои. Семейное любимое блюдо - помидоры, в любом виде. Но особенно хороши томаты в салате со свежим луком, заправленные ароматным подсолнечным маслом. С черным хлебушком это просто объедение! Люди приносят рис, гречку и другие крупы. Мясо, рыбу и яйца принципиально не едим. Я уже 30 лет не пробовал мясных блюд - и все нормально. Таких славных деток родили с Наташей, несмотря на мой, так сказать, пенсионный возраст. Никакой живности не держим, даже козочек. В балке растут боярышник, шиповник, дикие яблони и груши, много лесных ягод, травы, корни растений. Все идет в пищу и используется как лекарство от болезней. Поэтому и детки никогда не хворают.

- Вопрос чисто житейский: через год Владислава надо отдавать в школу, через два года - Машеньку. Как тут быть, что планируете?

- Собираемся обучать их экстерном. То есть берем школьную программу, занимаемся с ними дома, а потом они сдают экзамены или отвечают на вопросы тестов.

- Хоть какой-то транспорт у вас есть?

- Добрые люди отдали в длительное пользование "Жигули", видавшую виды "копейку". Отличная машина! И детей можно будет возить в школу, и цемент на стройку.

На прощание друзья и сподвижники Николая Тарасенко попросили: "Вы обязательно напишите, что 18 лет назад Николай Иванович ушел от людей на дикую скалу, а теперь люди идут к нему. Нет такого дня, чтобы сюда, к будущему храму, не приехали или не пришли гости. И каждого он встречает с особым радушием и теплотой".

А мы, в свою очередь, попросили Николая Ивановича высказать свои пожелания читателям "ФАКТОВ".

- Человеку никогда не нужно уповать на правительство, власть, надеяться лишь на них, - сказал Николай Тарасенко. - Свое благополучие он должен строить сам! Ведь мы строим не только храм, но и себя. Я вижу людей, приходящих ко мне, замечаю, как, несмотря на эту болтовню о кризисе, они меняются к лучшему, становятся добрее и духовнее. Им легче в смутные времена. Именно таких перемен хочу пожелать читателям вашей замечательной газеты!

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.