УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 29 відвідувачів

Теги
краєзнавство Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність Церква і медицина шляхи єднання автокефалія Президент Віктор Ющенко Церква і політика забобони церковна журналістика конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі іконопис молодь церква і суспільство монастирі та храми України милосердя Археологія та реставрація вибори Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора Голодомор розкол в Україні постать у Церкві Мазепа Церква і влада церква та політика Католицька Церква комуністи та Церква секти УПЦ КП УГКЦ Священний Синод УПЦ українська християнська культура Ющенко Патріарх Алексій II






Рейтинг@Mail.ru






«Ваш шанс» (Сумы): «Корни его горьки, да плоды сладки». Как учились в Сумах столетие назад



«Ваш шанс» (Сумы), Дмитрий Кудинов, 07.02.2009

 

 

СейЧас в Украине очень много говорят о реформировании системы образования. Действительно, качество и доступность нашего образования требуют безотлагательных решений.

Конечно же, их реализация невозможна без оглядки на историю, ведь образование и культура - два главных течения общего цивилизационного процесса, захватывающего, начиная с Древней Греции, и такие маленькие уездные города, как Сумы. Предлагаемая читателю статья - первый столь полный и объективный анализ того, как складывалась система образования в нашем городе. Читая этот материал, вы сами удивитесь, насколько он местами современен...

Требуются образованные люди

К концу XIX века Сумы - динамично развивающийся город, нуждающийся в специалистах и просто грамотных людях. Невозможность получения среднего образования уже длительное время вынуждает подрастающее поколение сумчан уезжать за пределы уезда. С 1870-х гг., когда здесь появились сразу две гимназии и реальное училище, Сумы занимают достойное место среди прочих просвещенных городов империи. А специфическая прослойка учащейся молодежи внесла заметное оживление в жизнь обитателей уездного города, на глазах которых рождалась особая культура образования. Она формировалась, с одной стороны, благодаря образовательному законодательству, с другой - усилиями местного общества, земства и педагогических коллективов.

Средние учебные заведения пореформенного периода (1861-1914 гг.) руководствовались в своей деятельности «системой Толстого» (отнюдь не Льва, а министра народного просвещения Дмитрия Андреевича Толстого) - законодательством о средних учебных заведениях 60-70-х гг. XIX в., - которая с незначительными изменениями просуществовала вплоть до советского времени. Ее основные положения сводились к наметившемуся еще в 1830-е гг. разделению средних школ на классические и реальные гимназии (с 1872 г. реальные гимназии стали именоваться училищами), к централизации системы управления учебными заведениями, усилению госконтроля над воспитательной деятельностью, внедрению гибкой схемы финансирования и сохранению сословности школы.

Уставы гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения регламентировали все аспекты школьной и внешкольной жизни. Принимались туда представители всех сословий, не младше десяти лет от роду.

Как поступить в школу

Несмотря на декларируемое равенство, государство на деле регулировало «шлюзы» науки для сословий. Для детей дворян, чиновников, почетных граждан и духовенства никаких ограничений не было, для низших сословий главным препятствием являлась высокая оплата учебы. В частности, в Сумской Александровской гимназии социальное распределение учащихся в 1901 г. было следующим: дети дворян - 16%, чиновников - 19%, купцов - 8%, духовенства - 5%, остальные принадлежали к крестьянам и мещанам. Печально известный циркуляр 1887 г. вообще запрещал учиться в средних учебных заведениях «кухаркиным детям». В реальном училище состав учащихся был демократичнее - преобладали выходцы из мещанского сословия, а также крестьянские и купеческие дети.

После подачи свидетельств о возрасте и звании проводился медосмотр на предмет физической и умственной готовности к школе. Но все же основной отбор осуществлялся на этапе вступительных экзаменов. Для поступления в первый класс гимназии от абитуриента требовалось: 1) знание основных утренних и вечерних молитв, главных событий Священной Истории Ветхого и Нового Заветов; 2) умение быстро и осознанно читать по-русски, пересказывать прочитанное, а также писать по-русски под диктовку слов большими и средними шрифтами; 3) умение читать по-церковнославянски;

4) знание первых четырех арифметических действий над целыми абстрактными числами.

Выполнение и этих требований еще не означало зачисления в учебное заведение. Нередко отказ мотивировался переполненностью школ. В 1900 г., например, вышло распоряжение Министерства народного просвещения, запретившее формировать классы более чем в 30 человек. В результате в 1903 г. из 86 девочек, сдавших успешно вступительные экзамены в Сумскую женскую гимназию, только 40 были приняты в первый класс. В течение 1898-1902 гг. дирекция реального училища вообще не принимала желающих. Ситуация несколько улучшилась с открытием новых учебных заведений в первое десятилетие ХХ века - но ненадолго. В канун Первой мировой войны количество детей, «прогуливающих» школу по милости взрослых, исчислялось сотнями.

О платах и меценатах

Согласно «Уставу гимназий и прогимназий», плата за обучение вносилась вперед посеместрово в течение первых двух месяцев учебы. Лишь 10% учащихся могли содержаться за счет казны или попечителей ввиду своей бедности или выдающихся успехов в обретении знаний. Инфляционные процессы начала ХХ века повлекли за собой вздорожание образовательных услуг. Так, в 1908 г. стоимость обучения в Сумской второй женской гимназии была поднята с 40 руб. в год за обязательные предметы и 10 руб. за новые языки - до 60 руб. за обязательные предметы и 15 руб. за языки. Уроки танцев обходились в 3 руб. Сюда следует прибавить затраты на покупку тетрадей (до 10 коп.), дневников (25 коп.) и учебников (от 45 коп.). Общее годовое содержание иногороднего ученика с платой за учебу, проезд, питание и наем квартиры обходилось в 300 руб. (город ежегодно получал от таких гостей до 42 тыс. руб.). Если учесть, что ГОДОВАЯ заработная плата высококвалифицированных рабочих, приказчиков, народных учителей в это время составляла 200-350 руб., то, понятно, что обучение ребенка могли позволить себе только обеспеченные люди. Хотя и последним приходилось порой туговато - семьи-то были многодетными...

На помощь неплатежеспособным родителям приходили меценаты и организованные при гимназиях Общества вспомоществования нуждающимся учащимся. В частности, в 1878 г. генерал-майор Карпов завещал в пользу сумских мужской и женской гимназий 7150 руб. Проценты с этой суммы должны были идти на содержание бедных учеников. В 1883 г. священник А. Степурский пожертвовал 2 тыс. руб. для основания стипендии в честь своей дочери при Сумской первой женской гимназии (располагавшейся в нынешнем первом корпусе УАБД в сквере Шевченко). Общество вспомоществования при Сумской второй женской гимназии (корпус УАБД на Петропавловской) с момента своего основания в 1905 г. ежегодно расходовало до 1000 руб. на нужды гимназисток, в основном за счет средств жертвователей (М.А. фон Лоретц-Эблин, М.Е. Архангельский, В.А. Розенквист). Помощь, главным образом, выражалась в полной или частичной уплате взноса за право учения «недостаточных учениц». В 1905-1912 гг. ею воспользовались 98 девочек. Помогали бедным ученицам и натурально - им выдавались одежда, обувь, учебники, пособия на квартиры и лечение, оплачивались горячие завтраки. Однако компенсировать затраты на обучение в полном объеме, ввиду ограниченности средств, благодетели все равно не могли.

Закон четко регламентировал не только социальный, но и национальный состав школы. В частности, за чертой оседлости евреев, куда попадали и Сумы, контингент еврейских детей в гимназиях должен был составлять не более 15%. Ученики-евреи обязывались предоставлять дирекции удостоверения, выданные в полиции, о разрешении их родителям жить в данной местности. Т. е., меняя место жительства, еврейская семья практически лишалась возможности выучить своих детей. Ограничения оставались и для поступивших: в Александровской гимназии евреям-гимназистам, например, запрещалось заниматься репетиторскими занятиями с христианскими детьми.

Учебная программа

Счастливчикам, которым удалось надеть на себя ученическую форму, приходилось грызть гранит науки по «толстовской системе». Она определяла следующие предметы: русский язык с церковнославянским, русская словесность (литература и ее теория), латынь, греческий, французский и немецкий языки; российская и общая история, география, математика, физика, чистописание, логика, Закон Божий. Существовали также дополнительные оплачиваемые предметы: музыка, танцы, рисование, черчение и рукоделие (для девочек). Перед выпуском гимназистам - чаще всего директором - читался короткий курс государственного права. Ввиду осложнения программы 7-й, выпускной класс с 1871 г. стал двухгодичным. Для желающих заранее подготовиться к поступлению в среднюю школу вводился подготовительный класс.

Что касается реальных училищ, здесь учебная программа эволюционировала в сторону усиленной подготовки учеников по точным и естественным дисциплинам. Помимо основного предмета - Закона Божьего - тут преподавались математика, физика, естествознание, география, история, естественная история, русский, французский, немецкий языки, чистописание, рисование, пение и гимнастика. В качестве факультативных занятий в Сумском реальном училище (ныне - бывшее здание 4-й школы на Петропавловской) некоторое время преподавались также коммерческая бухгалтерия, счет, политэкономия, товароведение и технология. Распределение часов между гуманитарными и прочими дисциплинами было неравномерным. Предметы гуманитарного цикла читались сжато, точные и естественные науки - наиболее полно.

Овладение такой насыщенной программой требовало усилий воли и памяти. В третьем классе Сумской первой женской гимназии на уроках русского языка часто использовались изложения. Оценивалась не только грамматика, но и стилистика. Тексты подбирались нравственного содержания. Рассказ «Старый дед и внук», к примеру, рассказывал о непочтительном отношении к старику, которого сын и невестка не приглашали за стол и кормили за печью из «лоханки». Финалом истории послужил урок, данный родителям их сыном. Он смастерил новую «лоханку» и объявил родителям, что когда они состарятся, то он их будет из нее кормить. Испугавшись, невестка с сыном расплакались, покаялись и впредь проявляли уважение к престарелому родителю... В случае, если написанное изложение пестрело многочисленными замечаниями учителя, его переписывали.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.