УКР РУС  


 Головна >   
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ милосердя автокефалія педагогіка комуністи та Церква секти молодь Церква і медицина церква та політика Вселенський Патріархат монастирі та храми України Доброчинність Церква і політика УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні забобони 1020-річчя Хрещення Русі Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра конфлікти Церква і влада постать у Церкві українська християнська культура УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков діаспора вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація Мазепа церковна журналістика Голодомор краєзнавство Ющенко шляхи єднання Католицька Церква іконопис церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






ЕСТЬ ТАКОЙ ПРИХОД: Храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Алчевске

  20 березня 2009


Юлия Коминко
Недавно, будучи в гостях в Алчевске - небольшом, но милом промышленном городке, известном благодаря своему гигантскому меткомбинату, на воскресную Литургию пришла я в местный, из недавно построенных, храм. На чужом приходе все интересно: как поют, как служат, как прихожане себя ведут. Служба правится, а я в полглаза за местными наблюдаю. И знаете, странно дело, стою и всему поражаюсь: и священникам, и прихожанам, и отношению их друг ко другу... Достояла до конца службы, а ноги из храма не идут. Стоят на месте и не двигаются. Так хорошо здесь, интересно, удивительно, необычно. Прямо тайна какая-то. Обращаюсь к пономарю, как в том фельетоне: «Здрасьте, я из газеты, с самой столицы. А можна с настоятелем поговорить?»Вышел настоятель. «Тепло у вас в храме, душа ненарадуется», - говорю ему. Он молчит, улыбается, глаза светятся. И поняла я, что не написать о таком приходе, точно не смогу...

Первая встреча

Мое знакомство с этим храмом началось с лицезрения большого замка, который висел на его воротах. «Семь вечера, суббота, а храм закрыт», - подумалось тоскливо. Вечер, зима, церковка стоит на отшибе, и все местные сквозняки с удовольствием гуляют по неприкрытым головам прохожих, по моей в том числе.

Церковная доска объявлений, висящая неподалеку, с готовностью сообщила, что вечерняя служба в храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии начинается в три часа дня, а единственная Литургия - в воскресенье в семь.

Ну, с учетом отдаленного отстояния храма от близлежащих многоэтажек, совершенно логично, что Всенощную начинают и заканчивают раньше. Не заставлять же благочестивых бабушек лавировать между влюбленными парочками, коих особенно много гуляет по вечерним улицам. Но вот Литургия на семь - после столичных поздних богослужений - это было непредвиденно и бескомпромиссно.

«Эх, не успела на службу - завтра не причастят», - мелькнула мысль. Вторая была - попробовать поехать по другим местным церквям, но и там, скорее всего, богослужение уже подошло к концу. «Как Бог даст», - пришла третья мысль. На том и порешили.

Прихожане

В семь утра в воскресенье в храме рабочего города было более чем многолюдно. Минут за двадцать до начала службы церковь больше напоминала толоку - разбившись на группки, прихожане балагурили, что-то живо обсуждали, делились новостями, обменивались любезностями. Медленно двигалась очередь за свечками - то и дело, расталкивая всех маленькими острыми локтями, свою лепту за просфорки спешили внести детки.

В то утро я, что называется, по молитвослову - «от науки злы» - ввергла в искушение тетушку-свечницу. «Хочу на Проскомидию подать», - протянула я ей записки, и по недоуменному взгляду в ответ сразу же поняла, что сказала что-то не то. Оказалось, что ни на какую Проскомидию подать у них нельзя. Есть только заказная или простая Литургии: отличаются оплатой. Любые попытки выяснить, что из этого является поминанием во время вынимания частичек, успеха не принесли. Мало того, очередь за мной стала несколько волноваться, я поспешила рассчитаться, а потому так до сих пор и остаюсь в неведении, какую именно Литургию в то утро заказала.

Храм был полон. Причем, много было людей и пожилого возраста, и среднего, и совсем молодых. Поразило, сколько мальчишек вокруг. Не малышей или дошкольников, а подростков. Да таких, про которых с виду ни за что бы не сказал, что по воскресеньям в семь утра он в храме предстоит, а не отсыпается за неделю. Ребята тихонько сидели в углу напротив боковых врат, слегка переговариваясь, не шумя, не шурша, и не хихикая. Мальчишки ведь - одна из самых «проблемных» по степени подвижности категория, ни на месте стоять, ни без шуточек обойтись. А этим отвели уголок, они захотели - присели, когда нужно - встали. И не мешают никому, и на службе все время.

 Вообще, как-то все гармонично в этом храме казалось. Не покидало чувство, что приход живет - как механизм часовой работает. Все на своем месте и вовремя: бой часов, стрелки, отсчитывающие секунды, минуты, часы...

«Служащие и милующие нас»

Те, кто не попал на Всенощную, - а таких прогульщиков оказалось аж три человека - ждали исповеди перед Литургией. Подошел пономарь: батюшка только после «Отче наш» выйдет.

Если честно, надежда, что причащаться таки благословят, тлела еле-еле. Опытом многократно проверено и доказано, что отсутствие прихожанина на вечернем богослужении по каким-бы то ни было причинам у многих священнослужителей часто является поводом не только до Причастия, но даже и до исповеди не допустить...

Ожидая своей участи покорно и безропотно, дожили мы и до «Отче наш».

Священник вышел и сразу же сообщил, что двойка нам по поведению, и исповедовать он будет только «страха ради смертного». «Есть, есть такой страх», - закивали мы. Не спрашивая, почему пропустил субботнее богослужение, но каждого пожурив за безалаберность, священник благословил причащаться. А мне вспомнились строки из слов на вручение жезла, произносимых во время хиротонии нашим архиереям: «Строгость сочетавай с любовью»...

Причащал другой батюшка, более молодой. Причастников было видимо-невидимо, чуть ли не весь приход - община молитвенно отмечала праздник Сретения. Сначала, как водится, шли детки, потом взрослое население. «Людмила... Николай... Алевтина... Светлана...» - я с удивлением заметила, что священник называет всех по именам. То есть, да, везде называют по именам, но он имена знал наизусть. Потом уже подумалось, что если приход дружный, и люди часто причащаются, и общаются, и друг друга знают, то заботливый пастырь, конечно же, будет помнить всех. Но в условиях столицы данная схема, как правило, не работает. К сожалению.

Отец настоятель

Возвращаясь после исповеди в алтарь, отец настоятель (а это, как оказалось, был именно он), повернул голову в сторону негромко плачущего мальчишки. Подошел и спросил: «Ну, спать хочется? Потерпеть нужно...» «Нет, он головой об стену ударился», - улыбнулась мама, на руках у которой всхлипывал мальчуган. «А-а-а, - протянул ласково батюшка, - так стенке же тоже больно, она плачет, ты ее пожалей...» Благословив мальчишку, отец настоятель ушел в алтарь. А я опустила низко голову и смотрела в пол, пряча восхищенную улыбку, а на душе было так тепло-тепло...

Но наказание за пропущенную Всенощную все-таки меня настигло. На отпусте по окончании службы отец настоятель благословил всем, кто в субботу не молился за богослужением, положить дома по 40 поклонов. Помолчав, он добавил: «Дорогие, я вместе с вами эти поклоны положу, потому что отвечаю за вас перед Богом, и не по своей строгости вас наказываю, но радея о душах ваших».

Это потом уже, расспросив прихожан, послушав их отзывы о «своем батюшке», я узнала, что отец настоятель строгий, но очень добрый. Как рассказал пономарь Владимир, уже 10 лет ходящий в этот храм, батюшка не просто знает всех прихожан, но и обо всех заботится. «Он помнит обо всех нуждах, у кого какие трудности, кому что нужно уладить, и всем помогает», - вот такой был отзыв.

Сидим в кабинете отца настоятеля...

Его зовут протоиерей Петр Процюк, он настоятель храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в Алчевске, а также настоятель Свято-Покровского храма, который вскорости должен вырасти рядом.

У меня первый вопрос: «Батюшка, как это деток у вас столько на богослужении, в такую-то рань?» Оказывается, наоборот, идея служить воскресную Литургию именно в 7 утра принадлежит самим прихожанам. Дети ведь, особенно летом, в выходной день в 9 утра уже и свободны. Могут на речку пойти, и в парк, и на пикник поехать. Да и у взрослых целый день впереди.

«80% наших деток - это самые маленькие, которым по утрам сильно-сильно хочется спать, - говорит отец Петр, - это не те, которых на руках принесли, они своими ножками пришли. Но видите, Промыслом Божьим, сколько их у нас, и идут еще, и хочется им идти...»

Отец Петр сетует, что в обществе понимание роли религии находится еще на достаточно низком уровне. «Удивляются в обществе, почему дети себя так ведут. А они ведь о Боге ничего не знают», - сокрушается он. Однако определенный прорыв в этой области у его общины имеется. С 2008-2009 учебного года городское отделение образования разрешило священнослужителям посещать школы. До этого священнику в школе находиться было запрещено. Община отца Петра уже организовала для учащихся поздравление с праздником святителя Николая, а дальше работу планируется поставить на систематический уровень. «Мы надеемся, что родители увидят и поймут, насколько важно говорить с детьми о Боге. Потому что без любви Божьей мы ничего не достигнем в этой жизни. А если эта любовь среди нас будет, и мы и детям своим ее передадим, то это будет и мир в государстве, и мир в обществе, и мир в душе», - уверен отец Петр.

Своя воскресная школа есть и у прихода. 8 лет назад здесь занималось 4 человека, сейчас уже - 25-30. На большие церковные праздники готовятся выступления деток. А на это Рождество, 2009, на общегородском уровне прошел праздничный концерт приходских воскресных школ Алчевска.

Отдельная нива для трудов отца Петра - реабилитация наркозависимых. В городе Перевальске - соседнем с Алчевском - находится организованный силами общины реабилитационный центр. Его филиал разместился в поселке Адрианополь, где возводится храм в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша». В центре проходят лечение 35 человек, страдающих наркоманией или алкоголизмом. Отец Петр ставит планку выйти на уровень 100 человек - не меньше. Лечение в центре бесплатное, а живущие и проходящие там реабилитацию зарабатывают на существование своим трудом. Община же оказывает центру помощь продуктами питания и одеждой.

Кроме того, батюшка посещает заключенных в близлежащих тюрьмах и колониях (а таких мест в этих краях - поверьте, очень много). Особенное окормление старается организовать для отбывающих пожизненное заключение.

От первого лица

«Что для Вас, как настоятеля и пастыря, самое главное на приходе?», - спрашиваю отца Петра. Он, подумав, начинает говорить, и его монолог хотелось бы привести здесь полностью.

О любви

«Главное на приходе - это любовь. Без любви ничего не сделаешь. Восемьдесят процентов наших прихожан - молодые люди: врачи, учителя, интеллигенция. Даже есть руководители города. Люди идут в церковь и понимают, зачем идут и к Кому. Жизнь церковная - она ведь совсем другая, здесь все по-другому воспринимается, по-другому даже дышится.

О своей мере

Один человек рассказывал, как когда-то был на погребении и услышал призыв священника молиться за душу новопреставленного, пусть пять-десять минут, хоть одну «Отче наш». Они начали с самого малого, только «Отче наш», а в результате пришли в церковь. О чем это говорит? Каждому дана своя мера: одному нужно очень много, а другому и малого хватает. «Господи, помилуй» сказал, и Господь привел человека в храм».

О свободном выборе человека

«Душа человеческая - она как птица в клетке, сидит и ждет, когда ее выпустят. И если мы откроем покаянием двери нашей души, то сразу ощущаем благодать Божью, которая все покрывает, преображает... Но не все хотят это ощущать. Вот, к примеру, зайди в прокуренный бар и скажи: ребята, есть прекрасный сад, пойдемте туда. Не захотят. Человек сам выбирает свою жизнь, а Господь откликается на этот выбор, оставляет человека свободным. Он дает нам то, что мы просим: хочешь здоровье - будет здоровье, хочешь богатство - получи. Мы же, бывает, не умеем пользоваться Его дарами. Владея богатством, не используем его для добрых дел, милостыни, поддержки других людей, а используем его для греха. Вот почему сейчас и в нашем государстве, да что там в государстве, во всем мире такое с финансами творится.

О том, что надо, чтобы мир изменился

В Ветхом Завете есть пример, когда Господь через пророка сказал жителям города: «Если не покаетесь, через три дня разрушу город», и все жители стали на молитву и каялись в своих грехах. Вот если бы мы сейчас на три дня стали на покаяние, изменился бы мир. Потому что, на самом деле, не мир изменяется, а мы. Бога умолить невозможно, никакой свечкой, никаким даром, потому что Он есть совершенная Любовь. И если мы ставим свечку, то мы изменяемся, а не Бог. Не Он становится добрее, а мы становимся лучше. А Господь всегда один и тот же».

О строгости

«Строгим можно быть с людьми, если ты сам совершенен. Стараюсь, прежде всего, быть строгим к себе, а тогда будет милость к другим».

О верующих на Донбассе

«Я радуюсь за Восток Украины, ведь до 1990 года здесь было 46 храмов, сейчас - 300.

Когда в 1986 году я впервые ступил на донбасскую землю, а сам я из Западной Украины, то такое чувство было, что в другое государство попал. Но на сегодняшний день, живя на Востоке Украины и посещая часто родителей на малой родине, могу сказать, что вера здесь более серьезна. Нет такого, как на Западе, где священник для людей - как наемник, могут пустить в храм, могут не пустить, советов слушаются - не слушаются. Здесь нет «теплых» людей, «серединки». Или верующие, или не верующие, или ходят в храм, или не ходят. «Серединка» - это вообще погибель для человека, потому что он и первого не любит, и другого не уважает.

Бывают разные случаи, у человека по 2-3 судимости, но, обретая веру, посещая церковь, он меняется до неузнаваемости. Поэтому, постоянно живя в Алчевске уже 20 лет, я радуюсь здешним людям, моим прихожанам. Не могу сказать, что они пришли в храм, они вернулись. И слава Богу!»

 

P.S. Этот материал долго не мог появиться на свет. Казалось, была уйма других дел, обратить внимание на которые следовало в первую очередь, и до написания руки не доходили почти месяц. Только потом блеснула догадка: я совсем забыла о тех 40 поклонах, положить которые предписал священник, милостивно благословивший тогда причащаться. Спохватившись, я поспешила исполнить епитимью. И уж только после этого почувствовала, с какой легкостью пальцы заплясали по клавиатуре :)))

Автор: Юлия Коминко
   
Церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Прихожане встречают Предстоятеля, май 2008

Прихожане встречают Предстоятеля, май 2008
Блаженнейший Митрополит в храме

Блаженнейший Митрополит в храме
Шествие. Во главе - настоятель протоиерей Петр Процюк

Шествие. Во главе - настоятель протоиерей Петр Процюк