УКР РУС  


 Головна >   
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 65 відвідувачів

Теги
Католицька Церква Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра Церква і політика молодь Мазепа комуністи та Церква розкол в Україні діаспора краєзнавство церква та політика постать у Церкві милосердя Президент Віктор Ющенко вибори УПЦ КП забобони церква і суспільство педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада Патріарх Алексій II УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ конфлікти монастирі та храми України Доброчинність українська християнська культура Ющенко Голодомор іконопис шляхи єднання секти Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






ЕСТЬ ТАКОЙ ПРИХОД: Храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Алчевске

  20 березня 2009


Юлия Коминко
Недавно, будучи в гостях в Алчевске - небольшом, но милом промышленном городке, известном благодаря своему гигантскому меткомбинату, на воскресную Литургию пришла я в местный, из недавно построенных, храм. На чужом приходе все интересно: как поют, как служат, как прихожане себя ведут. Служба правится, а я в полглаза за местными наблюдаю. И знаете, странно дело, стою и всему поражаюсь: и священникам, и прихожанам, и отношению их друг ко другу... Достояла до конца службы, а ноги из храма не идут. Стоят на месте и не двигаются. Так хорошо здесь, интересно, удивительно, необычно. Прямо тайна какая-то. Обращаюсь к пономарю, как в том фельетоне: «Здрасьте, я из газеты, с самой столицы. А можна с настоятелем поговорить?»Вышел настоятель. «Тепло у вас в храме, душа ненарадуется», - говорю ему. Он молчит, улыбается, глаза светятся. И поняла я, что не написать о таком приходе, точно не смогу...

Первая встреча

Мое знакомство с этим храмом началось с лицезрения большого замка, который висел на его воротах. «Семь вечера, суббота, а храм закрыт», - подумалось тоскливо. Вечер, зима, церковка стоит на отшибе, и все местные сквозняки с удовольствием гуляют по неприкрытым головам прохожих, по моей в том числе.

Церковная доска объявлений, висящая неподалеку, с готовностью сообщила, что вечерняя служба в храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии начинается в три часа дня, а единственная Литургия - в воскресенье в семь.

Ну, с учетом отдаленного отстояния храма от близлежащих многоэтажек, совершенно логично, что Всенощную начинают и заканчивают раньше. Не заставлять же благочестивых бабушек лавировать между влюбленными парочками, коих особенно много гуляет по вечерним улицам. Но вот Литургия на семь - после столичных поздних богослужений - это было непредвиденно и бескомпромиссно.

«Эх, не успела на службу - завтра не причастят», - мелькнула мысль. Вторая была - попробовать поехать по другим местным церквям, но и там, скорее всего, богослужение уже подошло к концу. «Как Бог даст», - пришла третья мысль. На том и порешили.

Прихожане

В семь утра в воскресенье в храме рабочего города было более чем многолюдно. Минут за двадцать до начала службы церковь больше напоминала толоку - разбившись на группки, прихожане балагурили, что-то живо обсуждали, делились новостями, обменивались любезностями. Медленно двигалась очередь за свечками - то и дело, расталкивая всех маленькими острыми локтями, свою лепту за просфорки спешили внести детки.

В то утро я, что называется, по молитвослову - «от науки злы» - ввергла в искушение тетушку-свечницу. «Хочу на Проскомидию подать», - протянула я ей записки, и по недоуменному взгляду в ответ сразу же поняла, что сказала что-то не то. Оказалось, что ни на какую Проскомидию подать у них нельзя. Есть только заказная или простая Литургии: отличаются оплатой. Любые попытки выяснить, что из этого является поминанием во время вынимания частичек, успеха не принесли. Мало того, очередь за мной стала несколько волноваться, я поспешила рассчитаться, а потому так до сих пор и остаюсь в неведении, какую именно Литургию в то утро заказала.

Храм был полон. Причем, много было людей и пожилого возраста, и среднего, и совсем молодых. Поразило, сколько мальчишек вокруг. Не малышей или дошкольников, а подростков. Да таких, про которых с виду ни за что бы не сказал, что по воскресеньям в семь утра он в храме предстоит, а не отсыпается за неделю. Ребята тихонько сидели в углу напротив боковых врат, слегка переговариваясь, не шумя, не шурша, и не хихикая. Мальчишки ведь - одна из самых «проблемных» по степени подвижности категория, ни на месте стоять, ни без шуточек обойтись. А этим отвели уголок, они захотели - присели, когда нужно - встали. И не мешают никому, и на службе все время.

 Вообще, как-то все гармонично в этом храме казалось. Не покидало чувство, что приход живет - как механизм часовой работает. Все на своем месте и вовремя: бой часов, стрелки, отсчитывающие секунды, минуты, часы...

«Служащие и милующие нас»

Те, кто не попал на Всенощную, - а таких прогульщиков оказалось аж три человека - ждали исповеди перед Литургией. Подошел пономарь: батюшка только после «Отче наш» выйдет.

Если честно, надежда, что причащаться таки благословят, тлела еле-еле. Опытом многократно проверено и доказано, что отсутствие прихожанина на вечернем богослужении по каким-бы то ни было причинам у многих священнослужителей часто является поводом не только до Причастия, но даже и до исповеди не допустить...

Ожидая своей участи покорно и безропотно, дожили мы и до «Отче наш».

Священник вышел и сразу же сообщил, что двойка нам по поведению, и исповедовать он будет только «страха ради смертного». «Есть, есть такой страх», - закивали мы. Не спрашивая, почему пропустил субботнее богослужение, но каждого пожурив за безалаберность, священник благословил причащаться. А мне вспомнились строки из слов на вручение жезла, произносимых во время хиротонии нашим архиереям: «Строгость сочетавай с любовью»...

Причащал другой батюшка, более молодой. Причастников было видимо-невидимо, чуть ли не весь приход - община молитвенно отмечала праздник Сретения. Сначала, как водится, шли детки, потом взрослое население. «Людмила... Николай... Алевтина... Светлана...» - я с удивлением заметила, что священник называет всех по именам. То есть, да, везде называют по именам, но он имена знал наизусть. Потом уже подумалось, что если приход дружный, и люди часто причащаются, и общаются, и друг друга знают, то заботливый пастырь, конечно же, будет помнить всех. Но в условиях столицы данная схема, как правило, не работает. К сожалению.

Отец настоятель

Возвращаясь после исповеди в алтарь, отец настоятель (а это, как оказалось, был именно он), повернул голову в сторону негромко плачущего мальчишки. Подошел и спросил: «Ну, спать хочется? Потерпеть нужно...» «Нет, он головой об стену ударился», - улыбнулась мама, на руках у которой всхлипывал мальчуган. «А-а-а, - протянул ласково батюшка, - так стенке же тоже больно, она плачет, ты ее пожалей...» Благословив мальчишку, отец настоятель ушел в алтарь. А я опустила низко голову и смотрела в пол, пряча восхищенную улыбку, а на душе было так тепло-тепло...

Но наказание за пропущенную Всенощную все-таки меня настигло. На отпусте по окончании службы отец настоятель благословил всем, кто в субботу не молился за богослужением, положить дома по 40 поклонов. Помолчав, он добавил: «Дорогие, я вместе с вами эти поклоны положу, потому что отвечаю за вас перед Богом, и не по своей строгости вас наказываю, но радея о душах ваших».

Это потом уже, расспросив прихожан, послушав их отзывы о «своем батюшке», я узнала, что отец настоятель строгий, но очень добрый. Как рассказал пономарь Владимир, уже 10 лет ходящий в этот храм, батюшка не просто знает всех прихожан, но и обо всех заботится. «Он помнит обо всех нуждах, у кого какие трудности, кому что нужно уладить, и всем помогает», - вот такой был отзыв.

Сидим в кабинете отца настоятеля...

Его зовут протоиерей Петр Процюк, он настоятель храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в Алчевске, а также настоятель Свято-Покровского храма, который вскорости должен вырасти рядом.

У меня первый вопрос: «Батюшка, как это деток у вас столько на богослужении, в такую-то рань?» Оказывается, наоборот, идея служить воскресную Литургию именно в 7 утра принадлежит самим прихожанам. Дети ведь, особенно летом, в выходной день в 9 утра уже и свободны. Могут на речку пойти, и в парк, и на пикник поехать. Да и у взрослых целый день впереди.

«80% наших деток - это самые маленькие, которым по утрам сильно-сильно хочется спать, - говорит отец Петр, - это не те, которых на руках принесли, они своими ножками пришли. Но видите, Промыслом Божьим, сколько их у нас, и идут еще, и хочется им идти...»

Отец Петр сетует, что в обществе понимание роли религии находится еще на достаточно низком уровне. «Удивляются в обществе, почему дети себя так ведут. А они ведь о Боге ничего не знают», - сокрушается он. Однако определенный прорыв в этой области у его общины имеется. С 2008-2009 учебного года городское отделение образования разрешило священнослужителям посещать школы. До этого священнику в школе находиться было запрещено. Община отца Петра уже организовала для учащихся поздравление с праздником святителя Николая, а дальше работу планируется поставить на систематический уровень. «Мы надеемся, что родители увидят и поймут, насколько важно говорить с детьми о Боге. Потому что без любви Божьей мы ничего не достигнем в этой жизни. А если эта любовь среди нас будет, и мы и детям своим ее передадим, то это будет и мир в государстве, и мир в обществе, и мир в душе», - уверен отец Петр.

Своя воскресная школа есть и у прихода. 8 лет назад здесь занималось 4 человека, сейчас уже - 25-30. На большие церковные праздники готовятся выступления деток. А на это Рождество, 2009, на общегородском уровне прошел праздничный концерт приходских воскресных школ Алчевска.

Отдельная нива для трудов отца Петра - реабилитация наркозависимых. В городе Перевальске - соседнем с Алчевском - находится организованный силами общины реабилитационный центр. Его филиал разместился в поселке Адрианополь, где возводится храм в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша». В центре проходят лечение 35 человек, страдающих наркоманией или алкоголизмом. Отец Петр ставит планку выйти на уровень 100 человек - не меньше. Лечение в центре бесплатное, а живущие и проходящие там реабилитацию зарабатывают на существование своим трудом. Община же оказывает центру помощь продуктами питания и одеждой.

Кроме того, батюшка посещает заключенных в близлежащих тюрьмах и колониях (а таких мест в этих краях - поверьте, очень много). Особенное окормление старается организовать для отбывающих пожизненное заключение.

От первого лица

«Что для Вас, как настоятеля и пастыря, самое главное на приходе?», - спрашиваю отца Петра. Он, подумав, начинает говорить, и его монолог хотелось бы привести здесь полностью.

О любви

«Главное на приходе - это любовь. Без любви ничего не сделаешь. Восемьдесят процентов наших прихожан - молодые люди: врачи, учителя, интеллигенция. Даже есть руководители города. Люди идут в церковь и понимают, зачем идут и к Кому. Жизнь церковная - она ведь совсем другая, здесь все по-другому воспринимается, по-другому даже дышится.

О своей мере

Один человек рассказывал, как когда-то был на погребении и услышал призыв священника молиться за душу новопреставленного, пусть пять-десять минут, хоть одну «Отче наш». Они начали с самого малого, только «Отче наш», а в результате пришли в церковь. О чем это говорит? Каждому дана своя мера: одному нужно очень много, а другому и малого хватает. «Господи, помилуй» сказал, и Господь привел человека в храм».

О свободном выборе человека

«Душа человеческая - она как птица в клетке, сидит и ждет, когда ее выпустят. И если мы откроем покаянием двери нашей души, то сразу ощущаем благодать Божью, которая все покрывает, преображает... Но не все хотят это ощущать. Вот, к примеру, зайди в прокуренный бар и скажи: ребята, есть прекрасный сад, пойдемте туда. Не захотят. Человек сам выбирает свою жизнь, а Господь откликается на этот выбор, оставляет человека свободным. Он дает нам то, что мы просим: хочешь здоровье - будет здоровье, хочешь богатство - получи. Мы же, бывает, не умеем пользоваться Его дарами. Владея богатством, не используем его для добрых дел, милостыни, поддержки других людей, а используем его для греха. Вот почему сейчас и в нашем государстве, да что там в государстве, во всем мире такое с финансами творится.

О том, что надо, чтобы мир изменился

В Ветхом Завете есть пример, когда Господь через пророка сказал жителям города: «Если не покаетесь, через три дня разрушу город», и все жители стали на молитву и каялись в своих грехах. Вот если бы мы сейчас на три дня стали на покаяние, изменился бы мир. Потому что, на самом деле, не мир изменяется, а мы. Бога умолить невозможно, никакой свечкой, никаким даром, потому что Он есть совершенная Любовь. И если мы ставим свечку, то мы изменяемся, а не Бог. Не Он становится добрее, а мы становимся лучше. А Господь всегда один и тот же».

О строгости

«Строгим можно быть с людьми, если ты сам совершенен. Стараюсь, прежде всего, быть строгим к себе, а тогда будет милость к другим».

О верующих на Донбассе

«Я радуюсь за Восток Украины, ведь до 1990 года здесь было 46 храмов, сейчас - 300.

Когда в 1986 году я впервые ступил на донбасскую землю, а сам я из Западной Украины, то такое чувство было, что в другое государство попал. Но на сегодняшний день, живя на Востоке Украины и посещая часто родителей на малой родине, могу сказать, что вера здесь более серьезна. Нет такого, как на Западе, где священник для людей - как наемник, могут пустить в храм, могут не пустить, советов слушаются - не слушаются. Здесь нет «теплых» людей, «серединки». Или верующие, или не верующие, или ходят в храм, или не ходят. «Серединка» - это вообще погибель для человека, потому что он и первого не любит, и другого не уважает.

Бывают разные случаи, у человека по 2-3 судимости, но, обретая веру, посещая церковь, он меняется до неузнаваемости. Поэтому, постоянно живя в Алчевске уже 20 лет, я радуюсь здешним людям, моим прихожанам. Не могу сказать, что они пришли в храм, они вернулись. И слава Богу!»

 

P.S. Этот материал долго не мог появиться на свет. Казалось, была уйма других дел, обратить внимание на которые следовало в первую очередь, и до написания руки не доходили почти месяц. Только потом блеснула догадка: я совсем забыла о тех 40 поклонах, положить которые предписал священник, милостивно благословивший тогда причащаться. Спохватившись, я поспешила исполнить епитимью. И уж только после этого почувствовала, с какой легкостью пальцы заплясали по клавиатуре :)))

Автор: Юлия Коминко
   
Церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Прихожане встречают Предстоятеля, май 2008

Прихожане встречают Предстоятеля, май 2008
Блаженнейший Митрополит в храме

Блаженнейший Митрополит в храме
Шествие. Во главе - настоятель протоиерей Петр Процюк

Шествие. Во главе - настоятель протоиерей Петр Процюк