УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 94 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ церква і суспільство Католицька Церква краєзнавство розкол в Україні Патріарх Алексій II комуністи та Церква педагогіка Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ секти Вселенський Патріархат Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі забобони вибори Церква і медицина УПЦ КП милосердя діаспора церква та політика Києво-Печерська Лавра шляхи єднання Археологія та реставрація молодь Мазепа іконопис монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) Ющенко Церква і політика автокефалія українська християнська культура конфлікти церковна журналістика постать у Церкві Доброчинність Президент Віктор Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Панорама» (Сумы): Врожденное сочувствие. Сумские дворяне XIX-XX вв. считали благотворительность нормой жизни



«Панорама» (Сумы), Вера Костина, 05.03.2009

 

 Меценатство и благотворительность - слова однозначные, отличающиеся происхождением. Но первое обычно применяется к мужчинам и в связи с крупными суммами, а второе чаще употребляется, когда речь идет о женской помощи.

Результаты «мужского меценатства» в Сумах нам известны: кадетский корпус, реальное училище с церковью, детский приют и др. объекты, построенные на средства семьи ХАРИТОНЕНКО, реконструкция центрального собора на деньги купца СУХАНОВА, Петропавловская церковь, возведенная за счет купца ПОЛЕВОГО, пансионат при женской гимназии на средства ФЕДОРОВСКОГО и проч. О женской благотворительности обычно скромно умалчивают. А между тем жены сумских меценатов не сидели дома, упиваясь славой мужей, а сами принимали активное участие в жизни города. Женщин в первую очередь интересовали медицинские и учебные заведения.

На здоровье
Жена Дмитрия Суханова Мария Михайловна открыла в Сумах приют для девочек-сирот, назвав его Параскеевским в честь умершей дочери. На содержание приюта Мария Суханова пожертвовала 50 тыс. рублей и еще 10 тысяч - на финансирование церкви при нем. О благотворительности и общественной деятельности жен Ивана и Павла ХАРИТОНЕНКО сказано много, и повторяться не будем.

А вот купеческую семью СКУБЕНКО сейчас не вспоминают. А Скубенко были попечителями женской гимназии, жертвовали немалые суммы на строительство общественной библиотеки, детского приюта, на стипендии бедным гимназистам. Крестницей Скубенко была Мария АЛЧЕВСКАЯ, которая открыла в Сумах воскресную женскую школу и публичную библиотеку, пополнила фонды школьных библиотек.

Благотворительностью занимались дочери ЛИНТВАРЕВЫХ, у которых несколько раз гостил Антон ЧЕХОВ. Две старшие - Зинаида и Елена - были врачами и бесплатно лечили лучанских крестьян. Когда на Луке врачевал Чехов, ему помогала Елена Михайловна. Естественно, бесплатно. Это о ней Чехов писал: «...Тихое, застенчивое, бесконечно доброе, любящее всех создание». Младшая, Наталья Линтварева, была учительницей. Закончив Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, она на свои деньги содержала начальную школу для крестьян, где преподавала украинский язык и другие предметы. «Страстная хохломанка, - писал о ней Чехов. - Построила у себя в усадьбе на свой счет школу и учит хохлят басням Крылова в малороссийском переводе». Наталья также преподавала в ремесленных классах воскресной школы.
Для разума

К энтузиасткам образования можно причислить дворянку Веру БИРЧЕНКО. Талантливый педагог-новатор, она открыла в 1909 г. детский сад, а потом и школу, в которой воспитательный процесс был основан на педагогике свободного развития Марии Монтессори. Советская власть жестоко расправилась со всем коллективом «Новой школы» Веры Бирченко.

Мария Феоктистовна АСМОЛОВА много лет была председателем общества помощи бедным третьего участка г. Сумы, а с 1910 г. - земским гласным и организатором малороссийского кружка и др. общественных организаций.
В 1892 г. писатель Лев Толстой в письме благодарил сумскую дворянку Ольгу Траскину за помощь голодающим российским детям
Жена предводителя дворянства Сумского уезда ТРАСКИНА на протяжении 1903-1913 гг. внесла 2,5 тыс. рублей в фонд Сумской женской прогимназии, помогала сельским школам Сумского уезда, например, женской гимназии и ремесленному училищу в Белополье.

Практически каждая семья, имеющая средства, считала своим долгом заниматься благотворительностью. Во время Рождественских праздников детей из приюта и из бедных семей приглашали в богатые дома, дарили им подарки, устраивали утренники и застолья. Приглашали на благотворительные новогодние представления в Дворянском собрании, торгово-промышленной палате, в театре.
Всем миром

Женщины ежегодно проводили в Сумах День белой ромашки, мобилизуя все население на борьбу с туберкулезом. «У нас в Сумах открывается самостоятельный отдел Всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом, - сообщала газета „Сумской вестникъ" в мае 1913 г. - Сумской отдел ставит своею ближайшею целью открыть в Сумах бесплатную лечебницу для чахоточных больных с попечительством больных при ней. На устройство такой больницы у Сумского отдела уже есть 3165 руб. 98 коп. из собранных в прошлом году в День белой ромашки. ...К этой сумме будет добавлено все то, что будет собрано 23 мая этого года и что поступит в кассу отдела как членские взносы и пожертвования. Жертвуйте каждый, кто сколько может, на это святое дело!» И масса сообщений о благотворительных концертах: в театре Корепанова - «Преступление и наказание» по Достоевскому, в кружке любителей драматического искусства - «Безталанна» по Карпенко-Карому, в электротеатре «Мираж» - программа картин о туберкулезе и борьбе с ним... По всему городу - концерты, митинги, лекции. Известные в городе дамы вместе с гимназистами и ремесленниками ходили по улицам с большими металлическими кружками, в которые сумчане складывали свои пожертвования. А потом до копеечки все подсчитывали и сдавали на «благородное дело». И добавляли СВОИ деньги...
   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.