УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 59 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра діаспора Мазепа Доброчинність монастирі та храми України автокефалія постать у Церкві вибори Католицька Церква церковна журналістика милосердя іконопис конфлікти церква та політика Митрополит Володимир (Сабодан) Голодомор Церква і політика українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат забобони педагогіка розкол в Україні Ющенко УГКЦ Церква і влада комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков Священний Синод УПЦ Церква і медицина шляхи єднання УПЦ КП краєзнавство секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь церква і суспільство Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Коммерсант Украина»: Христос остановился в Вене. "Тайная вечеря" на фестивале OsterKlang



«Коммерсант Украина», 22.04.2009

 

фестиваль музыка

В австрийской столице оперой "Тайная вечеря" завершился музыкальный фестиваль OsterKlang. На "Тайной вечере" побывал корреспондент Ъ АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.

Главным событием фестиваля стала новая постановка оперы 75-летнего английского классика Харрисона Бертуистла "Тайная вечеря". В 2000 году, после мировой премьеры в Берлине под управлением Даниэля Баренбойма, "Тайная вечеря" совершила турне по Англии. Успех был ошеломительный, даром что Бертуистл и его либреттист Робин Блейзер избрали сюжетом встречу апостолов и самого Иисуса в наши дни. Разговор они ведут как о судьбе человечества, так и о философии предательства. Причем если апостолы хотят поначалу прибить за грехи Иуду, то Иисус общается с ним подчеркнуто уважительно да еще просит остальных задуматься над тем, что есть предательство и насколько беспрерывна его угроза.

Для венской Neue Oper "Тайную вечерю" Бертуистла поставил Филипп Арнонкур, сын великого дирижера Николауса Арнонкура. Он и видео задействовал, и апостолов превратил порою чуть ли не в мальчишек, и сам так многое доверил музыке, что дирижером Вальтером Коберой и его Amadeus Ensemble-Wien восхищаешься наравне с постановщиком. "Новая опера" вообще становится вторым по значимости оперным домом в австрийской столице после Theater an der Wien.

В Вене "Тайную вечерю" давали в знаменитом депо Земпера - огромном, вытянутом в высоту здании бывших складов для декораций, построенных в 1870-е годы по проекту Карла Хазенауэра и Готфрида Земпера, автора знаменитых театральных зданий, в том числе Оперы в Дрездене и Бургтеатра в самой Вене. Сейчас склады передали на 20 лет в ведение Академии художеств, и уже обнаружилось много желающих их занять. Но пока что в Земпер-депо проходят ярмарки антикварной мебели и показы продвинутых опер. Так "Тайная вечеря" прописалась по новому адресу - и с несомненным успехом.

Если бы среди фестивалей существовало деление на интеллектуальные и светские, то венский OsterKlang наверняка бы лидировал среди первых. В отличие от зальцбургского (о главных событиях Пасхального фестиваля в Зальцбурге Ъ сообщал 16 апреля), он совсем не помпезный. Здесь не гремят бриллианты, редки фраки и вечерние платья. Но зато программа придумана так, что впору к финалу становиться магистром философии. Конечно, ставить сегодня ораторию как полноценную оперу - с декорациями и прописанной режиссурой - дело нехитрое. Но "Мессия" Генделя, поставленная в этом году в Вене режиссером Клаусом Гутом и дирижером Жаном Кристофом Спинози, выделяется даже среди радикальных переосмыслений оратории как жанра. Перенесенное в наши дни действие оказывается одновременно и полным пародийных цитат на недавние европейские постановки, и довольно жестким взглядом на мир мелкого буржуа. Именно в среде последних и разворачивается действие оратории, среди солистов которой выделялись бас Флориан Беш и контратенор Бейджун Мета.

В венской Миноритенкирхе прошла мировая премьера мистерии "Танец мертвых" современного австрийского композитора Вольфганга Заузенга. "Танец" на популярный средневековый сюжет о тщете всего сущего был написан по заказу Chorus sine nomine, чье исполнение поначалу можно было бы назвать "полуконцертным". С одной стороны, хор и солисты вроде бы поют перед алтарем, с другой - квартет музыкантов состоит не только из привычных скрипки, виолончели и контрабаса, но и аккордеона, музыканты в какой-то момент снимают фраки, а солисты залезают на алтарную ограду, а то и вовсе читают свои тексты с амвона. Такое плотное, без лишнего стеснения использование церковного пространства могло бы смутить. Но музыкальное качество "Танца мертвых", мощнейший хор и выверенность мизансцен позволили даже наиболее консервативным слушателям простить постановщикам все.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.