УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 84 відвідувачів

Теги
розкол в Україні монастирі та храми України милосердя вибори українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія діаспора Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ конфлікти Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Ющенко УПЦ КП Археологія та реставрація комуністи та Церква забобони Доброчинність Церква і медицина постать у Церкві Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра Церква і політика церква і суспільство церковна журналістика іконопис Католицька Церква Президент Віктор Ющенко краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання секти молодь Мазепа церква та політика педагогіка Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






«Кредо»+«Волки», или Что может молодость




На это воскресенье, 26 апреля, припали одновременно два великих для меня события - давал концерт любимый камерный хор «Кредо», а в Театре юного зрителя на Липках показывали «Волков». Признаюсь, предвкушение посетить оба мероприятия было чуть ли не сладостнее самого факта присутствия на них. Но все же результат превзошел ожидания...

И вот, бредя по Киевским Липкам поздно вечером после спектакля, вдруг подумала: до чего же много может молодость!  

Камерный хор «Кредо»

Впервые этот хор я услышала в домовом храме Архангела Гавриила на телеканале «Глас». Выглядели хористы молодо, живо, свежо, и, признаться, производили впечатление студентов какого-нибудь музвуза, не ленящихся в воскресный день прийти лишний раз попрактиковаться и попеть в церкви. Однако, кто хоть раз слышал хор, поющий на «Гласе», не даст приукрасить - «студенческим» их пение отнюдь не назовешь. Наоборот, каждый новый гость общины после внутреннего убранства церкви восхищался именно местным пением...

Не знаю, в чем их секрет, но поют и правда здорово. Очень динамично, слажено. Даже если состав включает лишь троих из них - все равно бесподобно.

Наверное, дело в регенте, потому что голоса подобраны, очень гармонично сочетающиеся, каждый на своем месте. Хор звучит, как дорогой, ручной работы музыкальный инструмент - без фальши, шума и скрипа.

Наверное, дело также и в самих хористах - голосами они играют, как натренированные штангисты пудовыми гирями. Поют легко, радостно, так, как будто это вообще каждому дано.

Наверное, дело еще и в их удивительной ауре - ночную пасхальную Литургию в этом году в храме они «отпели» так легко, и в тоже время торжественно, что я вообще забыла о том, что у меня есть ноги, что они могут некстати болеть, отекать и мешать молитве...

Именно поэтому, просматривая программу выступлений коллективов в рамках «Первой Пасхальной хоровой ассамблеи», которая в эти дни проводится в Киеве, одним из первых я искала выступление именно «Кредо». Оказалось, свой концерт они запланировали провести «за тридевять земель» - в Феофании, где на прекрасных холмах расположился еще более прекрасный монастырь - Свято-Пантелеимоновский женский.

Феофания - это довольно далеко, тем более что весомую часть пути нужно проделать на своих двоих - добираясь до обители от остановки общественного транспорта. Я даже заунывно заикнулась регенту, мол, что ж далеко-то так. Понимающе улыбнувшись на предстоящие зрителям пешие страдания, он задумчиво сказал: «Легко по столичным концертным залам расхаживать. А многие, даже из киевлян, в Феофании никогда и не были...»

Ну, «Кредо», браво!..

Говоря о состоявшемся 26 апреля концерте хора «Кредо», именно со слов «Браво!» и хотелось бы начать. Выступление было замечательным, и душа просила отблагодарить хористов не меньше, чем овациями, но... мы находились в храме Божьем, рядышком сидели сестры - хозяюшки обители, а потому сильных рукоплесканий зрительский зал, скорее всего, просто постеснялся. Раздалось, правда, одинокое «Браво!», но на большее слушатели не рискнули.

А жаль. Выступление было достойно самых горячих аплодисментов и слов признательности. К сожалению, не владею музыкальными терминами и не смогу передать читателю, в чем именно состояло великолепие концерта. Но, наверное, и без использования понятийного аппарата музыковеда можно описать легкость, воздушность и даже заоблачность того, что мы в этот день услышали.

Художественный руководитель и дирижер хора Богдан Плиш (он же программный директор «Пасхальной хоровой ассамблеи»), открывая концерт, подчеркнул, что исполняемые произведения принадлежат перу современных молодых композиторов - украинских и русских. Несколько человек написали антифонную пасхальную Литургию - разные части по отдельности, но вместе это составило единое произведение, получившее название «Пасха нова, святая» (строка из праздничных песнопений). «Новая - потому что недавно написана, а святая - потому что нет ничего величественнее в Православной Церкви, чем Праздник праздников и Торжество из торжеств», - сказал, представляя зрителям программу, Богдан Плиш.

Это действительно было что-то новое...

Новое, и вместе с тем, уверенно звучащее. Явно ощущалось, что написано произведение не в противовес уже существующим традиционным песнопениям, и не в целях сказать просто что-то «свое» в церковном музыкальном искусстве. Ощущалось, улавливалось на интуитивном уровне, что в этом случае «от избытка сердца говорили уста». Молодые композиторы написали Литургию потому, что чувствуют Христа, христианство, православие здесь, на своей земле, по-своему, и глубоко личностно. И написали они то, что чувствовали. И лично мне то, что я слышала, было очень близким и знакомым, даже родным.

А исполнение... Кто-то из слушателей подметил впоследствии огрехи в пении, кто-то снисходительно сказал, что «хористы устали и под конец не вытягивали». Может быть. Я - слушатель неискушенный, а потому никаких ошибок и усталости не заметила. Зато наслаждалась ощущением полета, которое дарили эти неимоверные молодые певцы. Этой заоблачной радостью, мажорной, всепобеждающей тональностью, силой, силищей красивых голосов.

Говорили критики, вот, коллектив еще молодой... А, как по мне, так в том-то и дело, что молодой! В их пении чувствовался огонь - как тот, что раз в год сходит в Иерусалиме на Гробе Господнем. Благодатный, он горел в певцах, передавался слушающим, не обжигая, а потом разливался по душам. Был свет, не слепящий, а озаряющий, просвещающий. А главное - и свет, и огонь эти люди, молодые хористы, дарили щедро, раздавали от всего сердца, спеша поделиться с другими - теми, кому тоже очень нужно. 

До сих пор ношу в душе этот свет. Браво, «Кредо»!..

Кстати, эту Пасхальную Литургию хор в преддверии фестиваля записал. В настоящее время ведется монтаж, после чего диск с «Пасхой новой, святой» увидит свет. И тогда познакомиться с этим удивительным произведением смогут и те, кто не выбрался в тот воскресный день за Киев в Феофанию.

Киевский ТЮЗ и его «Волки...»

Еще одним искрометным проявлением молодости и ее победного звучания был и остается для меня Киевский государственный театр юного зрителя на Липках. Причем, по-украински он звучит как УТЮГ (Український театр юного глядача): креативно, ничего не скажешь. Их спектакль «Волки и...» по Островскому, как прочитала недавно в Интернете, является такой столичной, да и вообще, всеукраинской достопримечательностью, что на него нужно иностранцев водить, дабы те нас еще больше зауважали.

Согласна с этим на все 100. И сама активно воплощаю сей совет в жизнь, агитируя друзей, коллег и просто собеседников посетить это уникальное зрелище.

Главное достояние театра и «изюминка» спектакля - это, бесспорно, актеры. Когда в первый раз их увидела, не поверила своим глазам - такую игру даже мастерской мало назвать, настолько органичны и бесподобны они в роли. Все молоды, однозначно талантливы, очень естественны. 

Особенность постановки - она проходит в малом зале, зрителей - лишь три ряда, а сцену, то есть место действия (потому что это никакая не сцена, а просто часть помещения), отделяет от зрителя буквально один шаг. Ты находишься в центре событий и чувствуешь себя просто соседом справа или слева героев пьесы. Иногда, когда актеры на миг задерживали паузу, возникало ощущение, что ты должен, ну просто обязан что-то встать и сказать. Одернуть, наконец, эту простодушную Евлампию Николавну, чтобы не разбазаривала векселя направо и налево; сказать слово поддержки «томящемуся душою» Аполлону Митрофанычу, а то и занять ему двугривенный. А при появлении Миропы Давыдовны наоборот, хотелось съжиться и скукожиться, будто это на твоем носу сейчас остановится барский кулак.

А музыка чего стоит, а сценография... А глаза актера Анатолия Сомика - подьячего Вукола Наумыча - они не обманывают, такие честные, всего-то три тысячи им нужно, чтобы пустошь прикупить...

Костюмы, декорации, движения, мимика - все в точку. Шутки, которыми пестрится постановка, наполняют за три с половиной часа зрительский зал энергией «по самі вінця». И хотя многие сюжетные перипетии были бы смешны, если бы не были так грустны, но юмор - уж точно конек тюзовцев, и еще какой.

«Эти молодые актеры - ведь ровесники мои!» - глядя на их игру, на мастерство, я просто загоралась восхищением. Могут же, умеют! И не обязательно при этом прежде становиться «народным» и «заслуженным», чтобы тогда уже, титулованному, наконец приниматься за великие дела и проекты. Можно вот так, в неприметном, затерянном в Липковских липах двухэтажном здании Театра юного зрителя, в малом зале, для нескольких десятков человек выдавать такое чудо - а только так «Волков» и можется назвать...

Бредя в воскресный вечер после спектакля домой, я думала о том, как здорово, что вокруг столько талантливых людей, молодых людей - «Кредо», труппа Киевского ТЮЗа... Как здорово, что они ищут себя, находят, воплощают в своей жизни высшее о себе предназначение. Здорово, что мы можем соприкасаться с их красочными творениями, делить с ними радость владения мастерством, обогащаться дарованиями. А еще учиться на их примере проводить и в своей жизни «земельные работы»: копать и откапывать те таланты, которые Евангельский Господин, «уезжая в страну далече», дал каждому из нас.

   
Малый состав «Кредо» сопровождает все богослужения в домовом Свято-Архангело-Гаврииловском храме телеканала «Глас»

Малый состав «Кредо» сопровождает все богослужения в домовом Свято-Архангело-Гаврииловском храме телеканала «Глас»


Художественный руководитель и дирижер хора – Богдан Плиш

Художественный руководитель и дирижер хора – Богдан Плиш


Полный состав «Кредо» на одном из Пасхальных фестивалей

Полный состав «Кредо» на одном из Пасхальных фестивалей


«Волки и…» Действие в ТЮЗовской постановке происходит в двух шагах от зрителей. (Фото Ирины Сомовой)

«Волки и…» Действие в ТЮЗовской постановке происходит в двух шагах от зрителей. (Фото Ирины Сомовой)


Актеры молоды, талантливы и бесподобны)). (Фото Ирины Сомовой)

Актеры молоды, талантливы и бесподобны)). (Фото Ирины Сомовой)