УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 74 відвідувачів

Теги
монастирі та храми України Доброчинність Голодомор українська християнська культура церковна журналістика секти Церква і політика діаспора педагогіка Церква і влада молодь комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина Мазепа забобони УГКЦ Вселенський Патріархат Президент Віктор Ющенко розкол в Україні Католицька Церква постать у Церкві церква та політика Ющенко конфлікти шляхи єднання Археологія та реставрація вибори церква і суспільство іконопис Предстоятелі Помісних Церков милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну краєзнавство УПЦ КП Патріарх Алексій II






Рейтинг@Mail.ru






«Интерфакс» (Россия): Директор Института Российской истории РАН Андрей Сахаров: "Церковная анафема Мазепе вполне соответствует оценкам, которые были ему даны самой историей"



«Интерфакс» (Россия), 2009-05-07

 

В преддверии 300-летия со дня Полтавской победы снова разгорелись дискуссии о роли в истории гетмана Ивана Мазепы и о возможности снятия с него церковной анафемы. На вопросы корреспондента "Интерфакс-Религия" Ольги Куровой ответил Андрей Сахаров, член-корреспондент Российской академии наук, профессор, директор Института Российской истории РАН.


- Андрей Николаевич, что Вы думаете насчет возможности снятия анафемы с Мазепы?

- Это дело относится полностью к компетенции Церкви. Что касается моего личного мнения, то я полагаю, что решение об анафеме Мазепы было вызвано колоссальным возмущением со стороны и императора Петра, и Православной церкви, и российских властей того периода, когда был предпринят этот совершенно чудовищный предательский акт со стороны Мазепы, который в свое время принес клятву верности русскому государю и нарушил эту клятву, изменил ей и перешел на сторону врага русского и украинского народа.

- Связано ли будирование этой темы с серией мероприятий в честь 300-летия Полтавской битвы?

- Я думаю, что, конечно, сейчас, когда и на Украине, и в России, и в Белоруссии широко отмечается 300-летний юбилей, это событие становится не только уделом общественных организаций, но и уделом интриганов, политиканов, националистов, которые превращают этот святой для братских народов России, Украины и Белоруссии юбилей в рычаг разъединения этих народов, возбуждения ненависти, неприязни. Не случайно именно сейчас поднимается имя Мазепы, предателя как украинского, так и русского народа и государства, раскручивается, пиарится, как сегодня говорят, его фигура в истории, пересматривается, фальсифицируется, хотя оснований для этого, в общем-то, нет никаких.

Дело все в том, что Мазепа поднялся к славе и к политической жизни именно на волне поддержки российского государства, на поддержке российского царя, на поддержке мероприятий Петра I. Как известно, Мазепа активно участвовал в азовских походах Петра I, дал в поддержку русских полков казачью конницу, которая двинулась на Азов. В то время между польским королем и русским царем существовал прочный союз в борьбе против шведов, и в этом смысле Мазепа, полностью ориентированный на поляков, на Польшу, явился как бы посредником в этом союзе и содействовал укреплению связей между Польшей и Россией в общих интересах, в борьбе против турецкой опасности, против шведской опасности. Но в дальнейшем, когда уже в ходе нашествия Карла XII в Польше произошел переворот, и на престол Карлом XII был поставлен его личный протеже, позиция Мазепы не изменилась, он по-прежнему оставался полонофилом, человеком, преданным, прежде всего, интересам польской короны, которая в то время находилась в руках ставленника Карла XII Станислава Лещинского. Мазепа как был полонофилом, так и остался, только ситуация изменилась и бросила его в лагерь врагов России вместе со шведами, вместе с новым польским королем. В этом смысле Мазепа был достаточно последовательным человеком. Это тот момент, кстати говоря, который Петр I и не уловил, не просек, полностью доверяя этому полонофилу и человеку, который не заботился о союзе между русским и украинским народом, о братских действиях, о борьбе против нашествия. Петр не уловил исконной полонофильской сущности Мазепы, и, когда эта сущность проявилась, было уже поздно. Петр I был поражен, ошеломлен, хотя его предупреждали и полковник Кочубей, и другие представители верхушки, казачьи старшины. Петр им не верил, он выдал их Мазепе, который с ними расправился, жестоко казнив своих противников. Потом, когда Мазепа открыто перешел на сторону Карла XII и попытался предоставить в его распоряжение склады продовольствия, вооружения, дать ему возможность отдыха на Украине и попытался часть казаков увести с собой в поддержку Карла XII, было уже поздно, это был открытый переход на сторону врага, нарушение клятвы и присяги. Я думаю, что все эти моменты показывают, что никаких оснований для возвеличивания сегодня Мазепы и пересмотра его исторической фигуры нет. Я думаю, что и анафема, которой был предан Мазепа по части церковной, вполне корреспондирует с теми оценками, которые Мазепе были даны государственной властью, Петром и самой историей.

- Нет ли попыток пересмотреть историческое значение Полтавской битвы в целом?

- Такие попытки наблюдаются только с точки зрения украинского националистического движения и украинского националистического антирусского менталитета. В реальности пересмотр исторических оценок Полтавы сегодня не наблюдается и в принципе не может быть, потому что здесь настолько все исторически ясно, взвешенно и обусловлено источниковым материалом, историографической традицией, что пересмотреть результаты Полтавской битвы, Полтавской победы было бы очень затруднительно. Хотя, скажем, украинские националисты (и в некоторых украинских работах это отражается) считают, что победа царя Петра под Полтавой означала для них закабаление. В этом смысле стремление некоторых современных украинских националистически настроенных историков обелить нашествие, представить благородной роль Карла XII, "освободителя" Украины от "царского засилья", "русского засилья", выглядит, конечно, понятным, но совершенно исторически беспочвенным. Огромная, основная часть украинского народа была против нашествия, боролась, в том числе и партизанскими методами, против шведов, активно поддержала российскую армию всем: и оружием, и продовольствием, и своими силами, помогая русским. Только небольшая часть казаков, около четырех тысяч человек, перешла на сторону Карла XII, и те впоследствии покинули и его, и Мазепу, отпали от своих неудачливых руководителей.

- Институт российской истории РАН проводит в ознаменование юбилея Полтавской битвы серию конференций...

- Вы знаете, был в свое время подписан указ президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о праздновании 300-летнего юбилея Полтавской победы. В этом указе несколько позиций относилось к поручениям Академии наук, в том числе Институту российской истории. Мы провели две конференции и выпустили два обобщающих крупных издания, посвященных Полтавской битве. Прежде всего, я хочу сказать о конференции, которая будет 14 мая, через несколько дней. Она будет называться "Реформы Петра I и Полтавская победа". В этой конференции участвуют многие историки Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, украинские, белорусские историки. Смысл этой конференции в том, чтобы показать, что Полтавская победа вызревала в ходе всей политики российского правительства того времени - экономических, политических, культурных реформ, в ходе очень мощной дипломатической подготовки. Как раз эти вопросы будут представлены на конференции на новых материалах, новых источниках, еще не известных широкой общественности. Одним из наших ученых, доктором наук из Петербурга будет поставлен и спорный вопрос. Его доклад будет называться "Действительно ли Полтава была обусловлена реформами Петра I?" Дело в том, что ученые не просто отметят этот юбилей - отметить юбилей можно и плоско, примитивно, неинтересно, - а это будет научная конференция, которая будет обсуждать все аспекты реформ Петра I - и их позитивный, и их негативный смысл для русской истории, и те жестокие методы, которыми проводились некоторые из этих реформ.

Это вопросы, которые мы можем сегодня свободно и спокойно обсуждать, показывая общую тенденцию борьбы народа за свободу, независимость, суверенитет против нашествия, насилия, интервенции.

У нас будет и вторая конференция, в несколько иной плоскости: "Полтавская победа и внешняя политика России в первой четверти XVIII века". Полтавская победа определила геополитический поворот в истории страны, и дальнейшее продолжение этой темы звучит так: "Становление великой державы". Полтавская победа стала переломным пунктом во всей Северной войне, определила и выход России на европейскую арену, и превращение России в европейскую державу в полном смысле этого слова.

В рамках конференции планируется провести круглый стол на тему "Народы России, Украины и Белоруссии в борьбе со шведской интервенцией". Я надеюсь, что это будет интересный круглый стол, и он расставит точки над i в современной полемике вокруг Мазепы, о роли верхушки, изменившей народу.

Кроме того, президентским указом нам поручено подготовить к печати коллективную монографию к 300-летию Полтавской победы (наши ученые подготовили эту монографию, она сейчас находится в издательстве). Я думаю, что там будет немало новых интересных материалов, основанных на новых источниках, может быть, будут отражены какие-то спорные вопросы. И, наконец, мы подготовили двухтомник документов, материалов, источников по истории Северной войны.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.