УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 92 відвідувачів

Теги
церковна журналістика Мазепа Священний Синод УПЦ Ющенко Католицька Церква конфлікти Президент Віктор Ющенко секти УГКЦ комуністи та Церква краєзнавство монастирі та храми України церква та політика шляхи єднання розкол в Україні вибори милосердя діаспора Церква і політика Вселенський Патріархат церква і суспільство Голодомор постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) Доброчинність педагогіка Церква і влада іконопис Патріарх Алексій II УПЦ КП Археологія та реставрація забобони Києво-Печерська Лавра автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі молодь Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






«Киевские ведомости»: София Киевская может завидовать колокольне Вознесенского монастыря



«Киевские ведомости», Дмитрий Антонюк, 13.05.2009

 

 

Хотя по соседству Карпаты, здесь никто не говорит по-украински, и даже несмотря на то, что в населенном пункте живет всего три тысячи человек, это не село, а город. Самый маленький райцентр Украины находится в самой маленькой ее области на Буковине.

     ВМЕСТО «ДОБРОГО ДНЯ!» - «BUNA ZIUA!»

 Уникальный городишко Герца находится в четырех километрах от Румынии. Если вы сюда попадете, то даже не пробуйте заговорить с людьми по-украински, вас попросту не поймут. Спасти может, само собой, румынский и почему-то русский. Может, герцаевцы смотрят много русскоязычных сериалов?.. Украинский встречается тут только на табличках государственных учреждений, которые почти всегда продублированы по-румынски. Это и понятно: из трех тысяч населения, почти все - румыны.

 Герца, в отличие от других буковинских городов, не полиэтнична. Она всегда была частью Румынии и лишь после Второй мировой войны окончательно вошла в состав Украины. Но даже после смены государственной принадлежности население здесь не поменялось. До войны тут жили восемь тысяч человек, и город был крупным торговым центром. Сейчас же райцентр напоминает тихий киевский район Нивки в той его части, где стоят частные дома. Тут все одно-двухэтажное, глубоко провинциальное и неспешное.

 Половина гарцаевцев работает на кожгалантерейной фабрике «Прут», остальные - либо в Черновцах, до которых полчаса езды маршруткой, либо в Румынии, до которой полчаса хода. В этом миниатюрном городке есть памятники архитектуры, заслуживающие внимания. Прежде всего - двухсотлетняя Спиридоновская церковь в типично буковинском стиле с куполами характерной формы. Только названа она не в честь средиземноморского Спиридона, Тримифунтского чудотворца, чьи мощи недавно были в киевском Храме Всех Святых. Церковь своим именем прославляет некоего румынского святителя Спиридона, о чем сообщает памятная табличка.

 В десяти шагах от храма еще один памятник старины, связанный с исторической личностью. Небольшой домик предваряет массивная башня с фамильным гербом. Сейчас здесь районная администрация, а когда-то это была усадьба семьи Верона, самым известным представителем которой был художник по имени Артур. Вообще в Герце можно бегло изучить историю выдающихся людей Румынии - напротив усадьбы поставлен памятник румынскому поэту Георгию Асаки. О нем, об Артуре Верона и доукраинской истории города можно узнать в музее, занимающем пару комнат здешнего лицея.

 

       «ПЯТИЗВЕЗДОЧНЫЙ» МОНАСТЫРЬ

 В четырех километрах от Герцы находится одна из наиболее монументальных достопримечательностей Буковины - Вознесенский мужской монастырь. Его купола видны не только с оживленной трассы Черновцы-Житомир за рекой Прут, но и из Черновцов, до которых не менее 20 километров. Надвратная монастырская колокольня очень напоминает аналогичную киевской Святой Софии, с той лишь разницей, что в Банченах она раза в полтора выше. К тому же рядом возводят огромный собор, не уступающий размерами столичному Владимирскому. Прибавьте тот факт, что все это стоит на высоком холме, и все сомнения в том, что Вознесенский монастырь, кроме, собственно карпатских вершин, является главной высотной доминантой Буковины отпадут.

 Большую роскошь мне доводилось видеть лишь в московском Храме Христа Спасителя и кремлевских соборах. Проезд под колокольней закрывают массивные кованые ворота, под стать тем, которые брали большевики в октябре 1917-го, штурмуя Зимний дворец. За ними - ландшафтный парк, не уступающий крымским аналогам бывших царских резиденций Ливадии и Массандры, только в несколько раз меньше. Всюду дорожки, мощеные дорогостоящим отделочным камнем, аккуратно подстриженные газоны, изгороди из кустов, миниатюрные туи и масса всевозможных цветов. Посреди этой зелени, неподалеку от величественного храма бьет фонтан. Внутри него из-под купола свисает массивное позолоченное паникадило, стоит пятиярусный резной иконостас, а стены полностью в росписях. Только румыноязычные надписи напоминают, что мы не в Печерской Лавре, а на Буковине. Корпуса келий не уступают своим богатством храму. Принято считать, что келия - это нечто скромное, почти аскетическое. Келии же банченского монастыря скорее напоминают дворцы нуворишей в Пуще-Водице, чем жилища скромных монахов.

 Впрочем, обвинять монахов Вознесенского монастыря в излишней любви к роскоши не правильно. В соседнем селе Молница живет отец Михаил Жар, напрямую связанный с обителью, который основал и вместе с банченской братией содержит частный детский дом, куда поступают тяжелобольные дети. Местные жители утверждают, что благодаря молитвам здешних отцов выздоровела пара детишек, больных СПИДом.

 

 Поезд №627 Киев-Черновцы: отправление в 18.36, прибытие в 9.44. Цена билета в купе 112 грн, плацкарта 75 грн. Обратно: поезд № 628, отправление в 16.44, прибытие в 8.04. Из Черновцов в Герцу и Банчены ходят автобусы и маршрутки от главного автовокзала (ул. Главная, 219).

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.