УКР РУС  


 Головна > Українські новини > В гостях у редакції  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 50 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра вибори Доброчинність церковна журналістика церква та політика іконопис Президент Віктор Ющенко Католицька Церква монастирі та храми України церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі комуністи та Церква Церква і політика шляхи єднання УГКЦ Археологія та реставрація УПЦ КП Патріарх Алексій II краєзнавство постать у Церкві діаспора милосердя Церква і влада автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти конфлікти розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков Ющенко Голодомор Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) педагогіка Мазепа Священний Синод УПЦ Церква і медицина українська християнська культура забобони молодь






Рейтинг@Mail.ru






Дирижер камерного хора «Кредо» Богдан Плиш: «Нам удается пробуждать струны человеческой души»

  19 травня 2009



Гость, беседу с которым мы предлагаем вниманию читателей портала на этот раз, посетил нашу редакцию еще в дни Первой Пасхальной хоровой ассамблеи-2009 (20 апреля - 3 мая). То время было по-особенному «жарким» для него, программного директора ассамблеи. Впервые проводилось мероприятие, инициированное самым авторитетным музыкальным вузом страны - Национальной музыкальной академией Украины им. П. Чайковского; приуроченное к великому православному празднику - Пасхе, а главное - под патронатом Украинской Православной Церкви. Музыканты светские и церковные работали (причем, в сжатые сроки) сообща над общим делом. Так родилась «симфония», почти в прямом смысле слова.
 
Теперь, когда выступления коллективов позади, и праздник, который подарила киевлянам Ассамблея, можно назвать удавшимся, мы предлагаем читателям еще раз окунуться в атмосферу «высшего из искусств» - хорового пения - вместе с нашим гостем редакции.

Программный директор Первой Пасхальной хоровой ассамблеи - 2009, художественный руководитель и дирижер камерного хора «Кредо», лауреат премии имени Ревуцкого, обладатель Гран-при III Всеукраинского конкурса дирижёров Богдан ПЛИШ рассказывает о том, чего требовала для своего воплощения идея пасхального хорового фестиваля, о том, как руководимому им хору «Кредо» удается будить струны человеческой души, а также о том, что лично его делает счастливым человеком.

Ассамблея: не только праздник, но «высокое собрание»

- Богдан, на сегодняшний день существует множество различных фестивалей духовной хоровой музыки: международных, всеукраинских. В чем состояла особенность, отличие «Пасхальной хоровой ассамблеи - 2009» от подобных мероприятий?

- Организаторы настаивают на том, чтобы мероприятие называли пасхальной ассамблеей. И, может быть, в этом году определенная конкретизация терминологии себя выказывает меньше всего.

Почему же все-таки не фестиваль, а ассамблея? Есть две причины. Первая. Между организаторами состоялся диспут: как должно называться мероприятие. Фестиваль, как мы знаем, - это праздник. Ассамблея же носит шлейф некоей академичности. К этому есть и исторические предпосылки. Все праздники ХVІІ-ХVІІІ веков с большим стечением участников назывались ассамблеями. Во-вторых, в будущем в рамках этой ассамблеи, а мы надеемся, что фестиваль будет жить, собираются проводить различные встречи. Будут слеты хормейстеров, теоретические диспуты. То есть, кроме концертной деятельности, есть задумки подвести под это мероприятие научно-практическую линию. Будет не только фестиваль-праздник, а действительно ассамблея.

- Как возникла идея создания «Ассамблеи»? Какие фестивали Вы, возможно, брали в качестве образца?

- Во-первых, в этом году получилось так, и, наверное, от этого конечный результат выиграл, параллельно возникли две абсолютно идентичные идеи - в среде духовной и творческой, музыкальной. И когда пересеклись участники организуемых мероприятий, которых приглашают и туда, и туда, возникла мысль: почему бы не сойтись организаторам и объединить усилия, чтобы не дублировать друг друга? Одна из сторон, которая участвовала в создании этого фестиваля, - это Украинская Православная Церковь, «Миссия духовного просвещения» и ее председатель протоиерей Георгий Коваленко. Идея фестиваля была органична, и он об этом не раз говорил в связи с тем, что строится Воскресенский кафедральный собор. Поэтому большой праздник, посвященный Воскресению, Пасхе, очень органично вплетается в ряд мероприятий, которые сейчас закладываются, по существованию и деятельности будущего кафедрального собора.

Второй стороной выступила Национальная музыкальная академия. И в конечном итоге мы отдали им приоритет, поскольку это их идея. Художественным руководителем, автором является ректор НМАУ Владимир Иванович Рожок. И ресурс, который могла предложить Церковь, с одной стороны, и который мог предложить В.Рожок, при слиянии дал результат, который получился выше, чем если бы это были частные акции с обеих сторон.

Что брали за пример? Я, как один из организаторов, ориентируюсь и мне бы хотелось, чтобы наш фестиваль мог приблизиться по масштабу, уровню организации и по содержательному наполнению к Московскому пасхальному фестивалю В.Гергиева. Безусловно, это фестиваль, который (без лишних комплиментов) является мероприятием мирового уровня. И таких на планете проходит с десяток. Что присутствует там? Во-первых, очень известные артисты, туда приглашаются действительно мировые имена. Во-вторых, программа Московского фестиваля (и, может быть, у нас в следующем году эта идея найдет отображение) представляет симфоническую музыку, оперную музыку, камерную и хоровую. Так как мы начинали в этом году в сжатые сроки и старались, чтобы все, что мы делаем, имело законченный вид, ограничились хоровой музыкой. И, я думаю, это было правильное решение. Если все будет хорошо, а мы на это надеемся, то в следующем году обязательно добавится инструментальная музыка.

Не будем забывать, что и финансовый ресурс был ограничен. Он был предоставлен со стороны Церкви и это, безусловно, отображает множество моментов, представленных в фестивале. Таким образом, предпосылкой является материальная составляющая: то, кого мы можем пригласить и на каких условиях.

Кроме того, интересной нам выдается идея и проведения региональных программ. Что, в принципе, мы тоже мечтали бы осуществить. Скажу из собственного опыта: например, наш коллектив, приезжая с основными концертами в Москву, ехал также в Серпухов или в Муром. А сейчас, насколько мне известно, в рамках российского фестиваля осуществляются перелеты через всю страну, чтобы дать один концерт в другом конце России, например, в Ханты-Мансийске. Вот это образец. Конечно, если б нам дойти до этого уровня! Скажем, провести концерты в Чернигове, Нежине. Хотя бы вокруг Киева...

Как раз недавно обсуждался такой вопрос: есть собор святого Владимира в Херсонесе. Почему бы не постараться, чтобы в этом прекрасном храме пусть одним концертом, но была бы представлена наша ассамблея? Пригласить хор, который находится недалеко от этого места. И в то же время, чтобы это был не свой хор, а какой-то гостевой, или же это бы был симфонический коллектив. К этому нужно стремиться, мы этого хотим.

- То есть это уже будет не просто хоровая ассамблея, а в планах организаторов расширение жанровой и типовой палитры мероприятия. Наверное, поменяется и название?

- Вероятно, исчезнет слово «хоровая», если добавятся оркестры, а вот пасхальной она останется. Тут уже зародилась некая традиция. «Пасхальный» - это вектор программной направленности. Но он больше всего может быть представлен в хоровой музыке. С другой стороны, это время праздника, большого, всеобщего праздника. И если мы говорим о музыке классической, высокого уровня, я думаю, что она не может как-то негативно влиять на ощущение праздника, а наоборот.

Настоящий хороший фестиваль требует двух вещей...

- Любой большой фестиваль часто во главу угла ставил знаменательные даты музыкальной культуры - юбилеи композиторов, выдающиеся даты в творчестве великих музыкантов. На таких вехах национального искусства воспитывается гордость любого народа за свою страну. Что мог бы предложить отечественный фестиваль в этом направлении?

- Вначале об идее, а потом о том, как она у нас преломляется. Мне кажется, что настоящий хороший фестиваль требует двух вещей. Первое - звезд (как бы это ни было банально). Должны быть музыкальные явления, то есть, должен приезжать исполнитель, коллектив, который вызывает интерес. Потому что когда те же киевские хоры, которые мы можем слушать в разных фестивалях на протяжении года, представляют что-то новое, безусловно, это интересно. Но градус внимания общественности падает.

И второе - яркой программы. Что это значит? Если мы просто бессистемно даем череду концертов, то иссякает живой интерес. Все время держать зрителя в напряжении не удастся, равно как и фестиваль не может состоять из одних только звезд. И никто этого не делает. Мы должны предложить слушателю какую-то интересную концепцию программы.

Самым простым вариантом является посвящение какой-то дате, например, когда в связи с юбилеем композитора показывается ретроспектива его творчества. Это интересно, потому что в любом городе, а тем более у нас, при всей насыщенности культурной жизни вряд ли можно более или менее развернуто ознакомиться с творчеством одного какого-то композитора. Это растягивается на годы. Мы три года назад послушали одну симфонию Чайковского, через два года - еще одну... А их всего 6 (и 7-я неоконченная), и услышать их все вместе практически нереально никогда! А тут фестиваль берет на себя такую миссию: за короткое время для тех, кому это интересно, предоставить такую возможность.

У нас изначально старт был дан по линии Церкви, такую программу мы заложили в наш фестиваль. Были приглашены и звезды. Кто из них самые яркие - судить людям. Мы же прекрасно осознаем, что это звезды не мирового уровня, но лучшие коллективы, которые мы могли привлечь к участию.

Нашу программу мы назвали «Традиції великодніх піснеспівів», в ней выделили свои циклы. Все началось с выступлений харьковского ансамбля «Сретение», представившего «Византийскую Пасху». 28 апреля в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры проходил концерт двух хоров: один из них - мужской хор «Светилен», что при монастыре Китаева пустынь. Он представил программу «Пасха старовинного розспіву та його обробки». 30 апреля состоялся концерт камерных хоров «Покров» и «София», в котором были представлены две программы - «Древнерусская Пасха» и «Український Великдень». Я со своим коллективом представил программу, которая называлась «Пасха нова, святая».

Наверное, чтобы понять, чем эти программы отличаются, нужно дать короткую характеристику каждой. В «Древнерусскую Пасху» были отобраны древние произведения знаменных распевов: это канон Пасхи, пасхальные прокимны или антифоны. «Український Великдень» - здесь более широко открыты двери во временном отношении, но наличествует только то, что присуще пасхальной музыке Украины, ее композиторам. «Візантійський Великдень» вообще построен на древних распевах. Руководитель ансамбля «Сретение» Игорь Сахно не единожды был на Афоне, какое-то время там жил и обучался этому пению, поэтому он является носителем живой традиции. Коллектив все время работает в сфере старой музыки Византии, Греции, Болгарии, Грузии. В целом программа была комплексно сформирована и давала понятие о том, как звучит музыкальная традиция древней Византии.

Таким образом, мы постарались представить несколько традиций. И если кто-то посетил весь цикл концертов, то у этого человека может сложиться комплексное впечатление об этом вселенском празднике - громадной реке, в которую вливается бесчисленное количество ручейков. Несколько этих ручейков мы и показали.

Разбуженные струны души

Вторая программа возникла спонтанно. Ассамблея готовилась в очень короткие сроки, поэтому когда мы начали общаться с коллективами, давшими согласие принять участие, и спрашивать их, какую программу они могли бы представить, то заметили некую закономерность. Несколько коллективов предложили из своего репертуара исполнить авторские литургии. Скажем, коллектив полностью поет литургию П.Чайковского или М.Вербицкого, А.Кошица, Н.Леонтовича. Вот эту закономерность мы попробовали развить и активизировать.

К чему мы это привязали и какая вследствие этого возникла программа? В 2009 году отмечается 200-летие со Дня рождения Н.Гоголя. У него есть такой духовный труд, о котором мало кто знает: «Размышления о Божественной литургии». Он написал эту работу за несколько лет до смерти и считал ее одной из главных. Очень хотел, чтобы эти книги без указания его авторства были по максимально доступной цене распространены среди как можно более широких масс людей. Адресован этот труд тем, кто только входит в Церковь.

Содержание произведения таково: в очень простой форме автор объясняет последовательность событий, которые происходят во время Божественной литургии, иногда давая их историческую предпосылку или же их мистическое значение. Мы попробовали организовать этот цикл из 5-ти концертов таким образом. Открыл цикл камерный хор «София». Концерт у них состоялся в Кирилловской церкви, они исполняли литургию Н.Леонтовича. Перед началом концерта чтец огласил о том, что сегодня мы будем начинать цикл концертов «Размышления о Божественной литургии», и вы услышите цитаты из произведения Н.Гоголя об этом. И перед тем как хор исполнял «Херувимскую песнь», чтец декламировал отрывок, который Гоголь посвятил этой песне. Такое своего рода разъяснение.

И мне было очень приятно, что, с одной стороны, ко мне подходили музыканты и говорили: «Мы никогда в жизни не знали, что Гоголь может быть таким...». Люди не предполагали того, что в нем была такая искренняя тяга к вере и Церкви. А из того текста, который зачитывался, было понятно, что этот человек глубоко верующий и не поверхностный, а живущий внутренней жизнью Церкви и считавший своим долгом как можно большее число людей привести к этому. И вот музыканты были удивлены и благодарны.

С другой стороны, люди церковные тоже отмечают, что для тех, кто не посвящен в последование Литургии, в литургическую жизнь Церкви, лучшей проповеди не придумаешь! Человеку объясняют: «Сейчас звучит херувимская. В ней такой-то смысл, такие-то происходят священнодейстивия...» И после этого наступает восприятие через музыку. Музыка начинается там, где заканчиваются слова. И мы, все музыканты, полны веры в то, что своим трудом даем возможность что-то ощутить, задеть какие-то струны, которые при обычном общении остаются нетронутыми. А иногда, мне кажется, эти разбуженные струны производят действие значительно большее, чем часовые разговоры, проповеди и т.д. А здесь произошло такое совмещение, что объединилось все: и для рацио, и для эмоцио. Вначале давали человеку понять, что происходит, какова структура вечера, а далее уже прочувствовать. Мне кажется, что эта система хорошо работает. По крайней мере, те слушатели, которые присутствовали, ощутили тот эффект, который мы пробовали заложить, создавая эту программу.

Назову сразу другие коллективы, которые принимали участие в цикле «Размышления...». Состоялось выступление академического камерного хора «Винница». Они исполняли литургию П.Чайковского. 29 апреля в Малом зале Консерватории состоялся концерт хора студентов НМАУ под управлением известного хормейстра, Героя Украины Павла Ивановича Муравского. Его еще называют патриархом хорового искусства на Украине. Это действительно человек-эпоха в хоровом деле нашей страны. Они также представили некоторые номера из литругии П.Чайковского. После этого выступил камерный хор из Чернигова имени Д.Бортнянского и вынес на суд слушателей литургию М.Вербицкого. Концерт, который давал мой коллектив, шел по программе «Традиції великодніх піснеспівів», но структурно он был построен таким образом, что у нас были представлены «Канон Пасхи», «Часы Пасхи» и «Антифонная пасхальная литургия». И, исполняя литургию, мы использовали ее с тем, чтобы влиться в цикл «Размышлений...». И у нас на концерте тоже зачитывались некоторые эпизоды из этого произведения.

Музыка, на которой отображено веяние Святого Духа

- Можете рассказать подробнее о Вашем концерте? Поразило то, что музыка написана молодыми современными композиторами. С какой идеей это создавалось, с какими чувствами? Что хотели донести?

- После того как стал свободным доступ к исполнению духовной музыки, большое количество композиторов, практически все, начали пробовать себя в этой сфере. Есть результаты, заслуживающие внимания. В то же время, многие произведения не приспособлены к исполнению в церкви. Нельзя искусственно что-то во что-то вкладывать, необходимо найти способ при сохранении современного музыкального языка, современного мышления, соотнести его с традицией Церкви, чтобы они не перечили друг другу.

В этом смысле мне очень нравится классификация, которую я встретил когда-то в дневниках Г.Свиридова. Он написал так: «Я для себя музыку делю на светскую, церковную и духовную». Светская, понятно, исполняется в миру. Церковная музыка написана для участия в богослужении, как составная часть обряда. «А духовная - это и та, и другая, на которой отображено веяние Святого Духа». Мне кажется, это очень правильная мысль. В светской музыке часто можно ощутить живое присутствие Бога. А иногда в той музыке, которая называется духовной, ничего нельзя найти.

Моя идея была такова: я обратился к композиторам, творчеству которых я симпатизирую. Было два желания: во-первых, создать какой-то большой цикл, посвященный Пасхе. Чтобы это был коллективный труд. Во-вторых, попробовать найти какие-то рычаги, которыми это можно привязать к традиции. Одним из этих рычагов стало условие, чтобы произведение было исполнено в антифонной технике.

Техника антифонного пения присуща Церкви издревле. Это когда идет противопоставление хора хору, это техника, которая веками существует и используется в храме. В самой примитивной форме это выглядит как большой хор и клиросный хор. Все это у нас есть. Таково было условие. Но мы не ограничивали авторов. Это не обязательно должно было быть два хора, а мог быть хор и ансамбль, хор и группа солистов, на их усмотрение. И варианты, действительно, были разные: от сопоставления двух хоров до участия хора и ансамбля или же двух хоров с ансамблем и солистом. Также авторам дали технические исходные данные: общую тональность, которой мы бы хотели держаться, чтобы все звучало как единый цикл и не перечило друг другу в музыкальном отношении.

Мы обращались к композитору А.Щетинскому. Он обрабатывал, писал 1-ый и 2-ой пасхальные антифоны. Мы ему дали греческий распев. Тот, который обычно звучит у нас в церкви на пасхальном богослужении в большинстве храмов. И он его обработал, внеся туда какие-то свои ритмические изменения, обогатив гармонически.

Вначале мы рассчитывали на «Пасхальную антифонную литургию», но счастливы, что в процессе у нас оказался еще и «Канон Пасхи», написанный в той же технике, и «Часы Пасхи». Результат превзошел все наши ожидания. Потому что сформировался полный пасхальный музыкальный цикл, то есть больше во время торжественного ночного богослужения Пасхи ничего не поется, а только канон, часы и литургия. Все это сформировалось. Мы с коллективом закончили запись этого диска. Сейчас как раз идет монтаж. Даст Бог, к концу мая будет готов этот диск.

- Не планируете ли исполнить Литургию на следующую Пасху в каком-нибудь из храмов?

- Сложно об этом говорить. Ведь камерный хор «Кредо» по своей форме организации является самодеятельным коллективом, у нас нет стабильной финансовой поддержки. Для того чтобы готовить эту музыку на достаточно приличном, достойном уровне, безусловно, нужно иметь под это какую-то базу. То есть люди, с которыми ежедневно работают по четыре часа, как и в любом профессиональном коллективе, но делают это в вечернее время после основных работ, должны получать какую-то компенсацию, быть заинтересованы. Я очень счастлив, что рядом со мной находятся артисты, с которыми мы работаем вместе уже семь лет. Не могу сказать, что финансовый вопрос для нас безразличен, но то, что он не главный - это безусловно.

Планируем ли мы где-нибудь исполнить Литургию? Наш стабильный состав в зависимости от программы- 32-33 человека. Есть программы, где мы выступаем более камерно - около 20 человек. Для исполнения этого произведения в идеале должен быть задействован состав не менее 40 человек. На своих 30 я могу рассчитывать, но дополнительно найти еще 10 человек - вряд ли это осуществимо. Поэтому я уже сейчас, к сожалению, знаю, что частого исполнения этой программы не будет. С другой стороны, мы представили ее в прошлом году в Москве на Фестивале. После этого у нас был ГогольFest в «Мистецькому Арсеналі». Эту программу мы спели сразу после приезда из Москвы. В этом году мы ее представили на Пасхальной ассамблее и сейчас выйдет диск. А дальше будет видно. По крайней мере, то, что она записана, дает возможность любому человеку с ней ознакомиться всегда.

Об авторах

- Раскажите, пожалуйста, о композиторах.

- Наши авторы - это молодые композиторы. С большинством из них мы познакомились на киевских фестивалях «КиевМюзикФест» и «Премьеры сезона», которые обычно организовывают Национальный союз композиторов или Киевская организация Национального союза композиторов. Мы тогда были просто коллективом, исполняющим какие-то их произведения. Они вызвали у нас симпатию - и у меня, и у исполнителей. И когда мы уже готовили программу, я конкретно знал, к кому я обращаюсь. То есть, представлял себе, что эти люди делают, нравится мне это или нет.

Я просто представлю этих людей. Молодой композитор Богдана Процюк, которая обращает внимание очень многих на себя. И при наших исполнениях этой программы очень часто люди спрашивали, чей был «Канон Пасхи». Он как раз принадлежит Богдане.

«Часы Пасхи» написали два композитора из Москвы - Иван Вишневский и Владимир Довгань. «Антифоны Пасхи» представил композитор Александр Щетинский. Мы уже имели возможность исполнять его произведения. Когда-то пели «Реквием» с оркестром. Нам показалось очень симпатичным и содержательным его творчество, и мы его пригласили. Это композитор достаточно известный, его музыка очень часто исполняется в Европе. Он победитель нескольких международных композиторских конкурсов. Накануне Пасхальной ассамблеи, когда еще не было четко ясно, какие контуры она обретет в этом году, - то ли это будет хоровой фестиваль или же добавится инструментальное наполнение, - одним из вариантов программы мы планировали исполнить его камерную оперу для одного солиста «Благовещение». Но в этом году произведение не включили в программу.

Далее. «Прокимен Пасхи» и «Елицы во Христа креститися» также принадлежат перу Богданы Процюк. Видя, как получился «Канон Пасхи», мы попросили автора подготовить для нас еще что-нибудь.

«Херувимская песнь» - Михаил Шух. Известный композитор, организатор фестиваля «Собор на святых горах» в Святогорской Лавре Донецкой области. Этот композитор написал много хоровой и духовной музыки. «Херувимская» - единственная не писалась специально для этой программы. Но когда я при планировании программы обратился к автору, он мне сказал: «Я совсем недавно создал произведение, - а у него есть цикл литургических песнопений. - Посмотрите, пожалуйста, «Херувимскую». Я ее писал, как будто знал ваш заказ. Она исполнена антифонно, для двух хоров». И когда мы посмотрели, оказалось, что она очень естественно влилась в нашу программу. И так у нас появилась «Херувимская».

«Верую» принадлежит Виктории Полевой. С этим композитором мы также сотрудничали ранее, исполняли несколько ее духовных произведений. Мне кажется, что эта часть цикла во всей нашей программе, при том, что все произведения оригинальны, каждое самобытно, исполнено на высоком уровне и, что еще важнее, с сохранением тонуса, духовного потенциала, действительно стала квинтэссенцией. По-моему, в нашей программе это центральная ось, вокруг которой все вертится.

«Милость мира», композитор - Максим Кучмет. О нем особенно приятно говорить, потому что буквально с самого создания камерного хора «Кредо» он является нашим артистом и все время с нами выступает. Для него это прекрасная лаборатория, он сам присутствует при разучивании его произведений, при их подготовке. Думаю, что это для композитора очень полезный синтез - быть участником исполнения своих же произведений. Лучше школы, наверное, придумать нельзя. Наши хористы очень любят его музыку за содержательность. Конечно, очень приятно исполнять произведение и потом, после концерта, вывести артиста из хора и сказать: «Это человек, музыку которого вы только что слышали».

Также в программе была представлена работа молодого композитора, получившего образование в Одессе. Он делает свои первые шаги в Киеве, задействован во многих акциях, но сказать, чтобы был широко известен, пока нельзя. Это композитор Александр Родин. Он написал «Отче наш».

Мне сложно давать характеристику каждому произведению, потому что не хочется повторять, что произведение содержательное и очень хорошее. Действительно так получилось. Когда я выступал заказчиком этого всего, я испытывал опасения. Боялся, что человек потратит время, свои силы, а результат не будет нас устраивать. К счастью, ни одно из произведений не вызывает никаких сомнений. Таким образом, вся программа по уровню изложения, по подходу равновелика и достойна внимания.

Еще один композитор, с которым мы также ранее уже были знакомы, переехал к нам из Львова, окончил львовскую консерваторию, - Михаил Швед. Он написал задостойник Пасхи «Ангел вопияше».

- Расскажите, пожалуйста, о диске, когда он выйдет, можно ли будет его купить и как будет называться?

- О диске сложно что-то рассказать. Программу я описал, а дальше начинается музыка. Каким будет название - пока не известно. Изначально все было просто - «Пасхальная антифонная литургия». В этом названии было заложено все. После того как появились «Канон пасхи» и «Часы Пасхи», то есть полный цикл, значит, название будет другим. Может, это будет таким, которое мы выбрали себе в название концерта - «Пасха нова, святая». Новая, потому что овеяна новым, современным дыханием. Посмотрим.

Что касается дисков, у нас совершенно нет возможностей для их реализации по Украине. Это очень сложно юридически, особенно когда вы находитесь в самодеятельном статусе: начиная от акцизных марок на диски и заканчивая сетью распространения. Скорее всего, как и все предыдущие наши диски, в широкую официальную продажу они не поступят. Это материал презентационный, который мы часто распространяем на гастролях, фестивалях. Мы старались и на наших киевских концертах, там, где это было уместно, дать людям возможность приобрести по разумной цене диск. Хотя ситуация обстоит таким образом: затратная часть создания диска настолько велика, что цена готового продукта становится очень большой для покупателя. На Родине это делается для пропаганды коллектива и программы в ущерб цене.

Наше кредо - творчество

- Богдан, Вы - регент известного хора. Проведите, пожалуйста, пропаганду коллектива:)

- Семь лет назад я был регентом храма во имя святителя Михаила при Центральной клинической больнице Киева. Только-только окончил консерваторию, хоровой отдел. И работы, хорошего применения своим навыкам и стремлениям на то время не имел. Работал регентом. У меня был свой хорик, костяк, маленький, небольшой - 12 человек. А в то время в Киеве в Андреевской церкви проходил цикл концертов «Музичні вечори в Андріївській церкві». Тогда еще Андреевская церковь была музеем, не принадлежала ни одной из конфессий, и была возможность проводить регулярные концерты. Мы с нашим церковным хором тоже стремились к каким-то результатам, вершинам, выступлениям. Хор дважды становился лауреатом фестиваля «Глас печерский». Завоевали первую и вторую премии. То есть, старались что-то делать интересное для себя помимо участия в богослужениях. Интересное и содержательное в чисто музыкальном плане.

Как-то раз нам в руки попала «Божественная литургия» Александра Гречанинова. Она мне очень понравилась, и мы стали искать возможность ее исполнить. Пообщались с организаторами этих музыкальных вечеров, они предложили зал. Тогда это были просто сумасшедшие условия: нужно было выкупить какое-то количество билетов, которые 7 лет назад стоили по 40 гривен каждый. Это были цены мирового уровня, просто космические! Я, конечно, испугался, что все сорвется, но, тем не менее, нашел в церкви людей, которые часть этих дорогих билетов выкупили, кто-то просто купил билеты... В конце концов, мы смогли отбить ту часть, которая позволяла давать открытые концерты. И в Андреевской церкви состоялся первый концерт камерного хора.

Организаторы обратились к нам, мол, нужно придумать какое-то название, которое отображало бы, в частности, и какой-то духовный элемент. У моей будущей супруги возникло это название - "Кредо". И это было здорово. Потому что в этом слове отображена не только духовная устремленность, сам смысл несет в себе некую установку: кредо - это то, во что люди верят, то, что становится основой их жизни. Для нас в тот момент это так и было, при всей непривлекательности и материальной бесперспективности работы музыканта.

Кроме того, есть еще и такой момент. В самом наполнении, звучании этого слова есть некая созвучность слову кремень, кресало. Есть какой-то момент преодоления сопротивления. И мне это очень нравится. Так родилось название хора «Кредо».

Мы спели первый концерт. Он вызвал какие-то симпатии. Между первым и вторым концертами прошел год. Потом вдруг под один из фестивалей о нас вспомнили. И так получилось, что, начиная со второго концерта, уже перерывов в деятельности хора не было.

За годы существования хора могу сказать смело, что коллектив добился очень хороших результатов. Сейчас с ним работают ведущие оркестры страны - Национальный симфонический оркестр, оркестр Национальной филармонии, Киевский камерный оркестр; лучшие дирижеры. У хора достаточно широкая гастрольная география: Германия, Польша, Австрия, Италия, Россия. Продолжаем расширять эту базу, участвуем в новых фестивалях. Сейчас идет подготовка тура в Голландию. О хоре «Кредо» сейчас знают, к нему обращаются композиторы - как зрелые, так и молодые.

Достаточно ярким аргументом в отношении уровня коллектива является троекратное приглашение на фестиваль В.Гергиева, на котором собираются мировые звезды. Любой желающий, ознакомившись с программой, может увидеть, какие коллективы там представлены, даже только из хоровых. Из нашей страны мы попали туда первыми. Сначала это был IV Фестиваль, мы очень понравились, однако организаторы предупредили, что каждый год не смогут нас приглашать. И, тем не менее, на следующий год нас пригласили опять, так как они выбирали лучшие коллективы за 5 лет. Мы попали в это число. Для нас это была большая честь, нам было очень приятно. После этого нас просили рекомендовать украинские хоры. И из рекомендованного списка был выбран камерный хор «Киев». На следующий, VI Фестиваль, снова поехали мы. И в этом году участвовал Молодежный хор Киево-Печерской Лавры.

Наверное, мне кажется, для подавляющего большинства людей, которые поют в нашем хоре, слово «кредо» тоже стало какой-то программой их деятельности. Иначе бы этот коллектив не выжил.

- А какое у Вас кредо?

- Знаете, когда-то С.Рихтеру задали подобный вопрос. И он ответил: «Приходите на наши концерты, и вы все услышите». Я отвечу так же. Готовясь к программе и Гоголевским «Размышлениям о Божественной литургии», встретил еще одну цитату: «Есть великие вещи, о которых лучше не начинать говорить». Я думаю, что о таком сокровенном так просто не скажешь. Получится некая формализация. Может быть, я и сам до конца его не смогу сформулировать.

- Хорошо, убедили:) Расскажите тогда об артистах.

- Это молодые люди. Семь лет назад в подавляющем большинстве это были студенты. Теперь это специалисты, получившие образование и ищущие самореализации.

Я не отобразил еще одного момента. Наш коллектив добился такого признания, что его приглашают на многие мероприятия с участием Президента, Премьер-министра, правительства. Наша деятельность отмечена на государственном уровне, так что, лелеем надежду получить государственный статус. Для нас это стало бы достаточной материальной компенсацией и подспорьем, чтобы мы могли работать профессионально.

Хотел бы сказать, что отношусь к своим хористам не только с большим уважением и любовью, но и с состраданием. Попробуйте представить себе день человека, который утром поет в одном коллективе, днем посещает занятия, а вечером, начиная с шести-семи и до десяти вечера, снова работает, но уже в нашем хоре. Безусловно, я выжимаю из них последние соки. А ведь все большое дается большим трудом. Поэтому, если по оценке других людей коллектив добивался серьезных достижений, значит, были серьезные вложения! Считаю своим большим долгом добиться того, чтобы эти люди могли работать в нашем коллективе. Не просто петь в нем - так, как это сейчас происходит, а работать, и иметь при этом достаточное вознаграждение за свой труд.

- А как отразился экономический кризис на работе коллектива?

- У нас, как в анекдоте: «Можно ли сказать, что бродяге стало хуже от кризиса? Разве что у него появились знакомые банкиры». Так и у нас. Если у хора не было никакой поддержки, то кризис ему не страшен. Мы как раз те, кто от кризиса не пострадал.

Моя работа делает меня счастливым

- Мы знаем, что Ваша супруга поет в «Кредо»: голос у нее уникальный! Признайтесь, она покорила Вас первоначально как певица или как женщина?

- Во-первых, я не считаю, что можно любить за что-то. Это тайна, и что намешано в этом зелье, которое вызывает в тебе устремленность к конкретному человеку, наверное, никто не знает. Это что-то, состоящее из очень многих элементов. И если начать их препарировать под микроскопом и отделять, будет не очень хорошо.

- И все же! Что было первичнее: профессиональный интерес или мужской?

- Я с ней познакомился как с певицей. Когда руководил церковным хором, искал певицу. Она же искала место в хоре. Мы не знали друг друга, у нас не было никакой информации друг о друге, кроме профессиональной. В один из дней она просто пришла ко мне в общежитие: «Я знаю, Вам нужны певцы. Послушайте меня». Я послушал. Тогда это было очень хорошо, и я сказал, что хотел бы видеть ее у нас в хоре. Но прошло семь лет. И все это время она не стояла на месте, развивалась. За это время она окончила вокальный факультет консерватории, поступила в аспирантуру. Таким образом, все эти годы она шлифовала свой голос.

О ее музыкальных данных я скажу как музыкант: в ней меня покоряет богатейшая природа ощущения музыкального образа. Ведь звук на любом инструменте, а тем более в голосе, является отображением какого-то чувства или неконкретной, неосязаемой мысли. То есть, мы передаем то, что пропускаем через себя, то, что ощущаем. Это не стихийный процесс. У физического явления звука есть какая-то нематериальная подоплека. Вот эта неосязаемость меня в ней всегда покоряет. Все, что касается внешних проявлений, доступно всем и всякий может составить свою оценку. Скажу так: для меня счастье, что мы, дорожа друг другом и любя, являемся по-настоящему первыми критиками. Я знаю то, что мне не нравится иногда в том или ином ее выступлениии. То же самое говорит и она мне как дирижеру. И, честно, - это самые ценные замечания, которые я получаю.

- Не так давно у Вас родился сын. Ваша жена - певица с такими голосом, с богатейшим репертуаром - поет, наверное, ребенку с утра до ночи...

- Развеем миф - нет, не с утра до ночи. Но когда он засыпает, то всегда под пение.

- А Вы поете сыну?

- Признаюсь, нет. В силу троекратной занятости (в домовом храме телеканала «Глас» как регент, в Оперном театре как хормейстр и с хором «Кредо») практически отсутствую дома весь световой день. Часто бывало, что я уходил утром - он еще спал, приходил - он уже спал. И это сформировало такую психологическую черту: он очень тянется к папе, очень любит меня, что доставляет мне неземное удовольствие, но, тем не менее, заснуть он может только с мамой.

- Вы бы хотели, чтобы сын полностью пошел по Вашим стопам? Чтобы сформировалась творческая династия.

- Полностью, конечно, нет. Честно говоря, я как-то над этим не задумывался. Мне хочется, чтобы он был хорошим человеком, а будет ли он музыкантом... Я думаю, что у него, естественно, будут к этому серьезные предпосылки, прежде всего, в силу генетики. Ведь у Богданчика папа, мама, бабушки, дедушки пели и поют. У моей супруги очень хорошо поет мама, хорошо пела бабушка. По моей линии из родственников брат бабушки сам изготавливал музыкальные инструменты. Словом, есть ручейки, которые будут внутри него что-то будить.

Кроме того, он волей-неволей сейчас воспитывается в атмосфере, где звучит музыка. Поэтому, безусловно, это отобразится на его судьбе. Хотел бы я, чтобы он пошел по моим стопам? Я скажу так: музыка делает меня счастливым. Заниматься тем, что доставляет тебе огромное удовольствие и одновременно является формой твоей деятельности, - это большое счастье. Я думаю, немногие люди могут сказать: «Я это делаю, и я без ума от того, что делаю!» Музыканты, художники, наверное, счастливые люди, потому что они все время находятся на этой платформе, где можно чувствовать себя счастливым постоянно. И в этом отношении я хотел бы, чтобы он занимался чем-то таким, что доставляло бы ему такое удовольствие, давало такую содержательность жизни, как мне музыка.

Музыка для посвященных: посвящается всем!

- Пасха - праздник для всех православных христиан от мала до велика. Музыка - вид искусства, отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. А на какую аудиторию вообще рассчитан фестиваль? До кого бы вы хотели донести свои идеи?

- Когда я говорил, что хорошо, что слились воедино церковная линия и светская в лице консерватории, этим и отображен спектр аудитории, которую мы бы хотели получить, - все. Абсолютно все! Чем больше людей, чем более разные слои, тем лучше. Может быть, в первом фестивале нам не до конца это удалось, но в следующей ассамблее мы обязательно будем над этим настоятельно работать.

Я попробовал поломать застоявшуюся у нас традицию: большинство концертов духовной музыки, если говорить о храмах нашей конфессии, проходят в Трапезном. Прекрасный храм! Прекрасное место Лавра! Лучше не придумаешь. Но, мне кажется, что никто из приехавших в Феофанию на наш концерт не пожалел об этом. Потому что это сказочной красоты место, это храм с потрясающей акустикой. И я себе ставлю в плюс то, что некоторые из моих знакомых музыкантов, музыкальных критиков узнали об этом месте благодаря нашему концерту.

То же самое с Кирилловской церковью. Ведь в этом древнейшем, потрясающей красоты храме также великолепное распространение и восприятие звука! А фрески ХII века... Мы же там практически никогда не бываем! Я уверен, что есть люди церковные, любящие музыку, которые никогда там не были. А ведь это, на самом деле, не так далеко.

Парадокс, но сейчас часто говорят, что в Советском Союзе многое было плохо, но тогда в этой церкви проходили концерты. Пусть храм использовался не по назначению, но были люди, которые оценили культурные и эстетические достоинства и фресок, и той содержательности, которую они несут, и акустики.

Выступали также и в Ионинском...

В этом году мы исходили из идеи провести концерты в 5-6 храмах. В следующем году хотим расширить географию ассамблеи и выехать, например, в Чернигов, Нежин, Львов. Пришли к тому, что состоялись концерты в 4-х храмах - Трапезном и трех названных. И вдруг я встретил неожиданное сопротивление со стороны хормейстров: нет, нужно проводить только в центре, это «раскрученная» площадка, сюда люди придут. Мне кажется, это нужно преодолевать. И когда я свой концерт назначал в самую дальнюю точку фестиваля, в Феофанию, расчитывал, что на этом концерте окажутся люди, которые никогда не приедут на наш концерт ни в филармонию, ни в Трапезную палату, а будут именно прихожане этого собора. Случайно оставшись после службы, они, может быть, загорятся желанием еще раз когда-нибудь услышать нечто подобное.

Прежде всего, Свято-Пантелеимоновский собор произвел на меня неизгладимое впечатление, когда мы там производили запись одной из наших программ. Помимо того, этот, как ни один иной храм, пасхальный, ярко-красный, с летящим огромным куполом. Мне кажется, что для праздника Воскресения Христова это как раз тот храм, где нужно слушать пасхальную музыку. И ты, еще находясь на улице, уже погружаешься в атмосферу торжества. Мне всегда хочется прийти к тем, кто не попадет в Киев на концерт. Так почему бы нам не приехать к ним в храм? Пусть они нас послушают, и получат удовольствие!

Программа, которую мы предложили, и тщательность, с которой в этом году мы старались ее проработать, а в следующем, я надеюсь, все будет только улучшаться, ориентирована на требовательного музыканта. Человека образованного музыкально, которому это интересно. Но в целом фестиваль доступен всем.

- Богдан, Вы руководите молодым коллективом и хористы - молодые люди. Вам бы не хотелось, чтобы в зал пришли послушать концерт такие же молодые ребята: в кожанках, неформального или гламурного вида?

- Когда-то мой учитель, профессор Роман Кофман, дирижер Киевского камерного оркестра, который в свое время был главным дирижером Боннской оперы, в Москве участвовал в диспуте. Его оппонентом был очень известный российский дирижер Владимир Федосеев. Вопрос стоял таким образом: как вы считаете, классическая музыка - это элитарный вид искусства, или он может и должен быть доступен и широким массам? Мой педагог отстаивал позицию элитарности, говорил, что это обусловлено исторически и так было во все времена. Я стою на тех же позициях.

Не надо стараться объять необъятное. Да, пропаганда должна быть, как когда-то в Союзе в заводских цехах по радио звучала классика. Вода камень точит, и эта музыка вносила свою лепту в воспитание, формирование человека. Но нужно понимать, что стабильными потребителями такого интеллектуального духовного эстетического продукта является узкая категория людей, которая к этому готова.

Для того чтобы воспринимать классическую музыку, к ней нужно готовиться. Ведь здесь, начиная от математических пропорций, заложенных внутри музыки, появилась целая система знаков, символов, которые могут быть прочитаны только теми людьми, которые знают историю музыки, понимают, что это за тема, если она появилась в конкретном контексте, о чем она говорит. То есть, это не набор звуков. Да, музыка на физиологическом уровне имеет влияние на человека, любого, даже неподготовленного, но если мы говорим о полноте восприятия, то, безусловно, любой зритель должен быть готов. Подготовка происходит с детства, еще ребенком человек учится слушать, понимать, ценить. Это может состояться и в старшем возрасте, но человек должен осознавать, что он входит в мир музыки. И попав туда, хотя бы в какой-то степени, он может ощутить по-настоящему то удовольствие, которое испытывают посвященные.

На самом деле в структуре общества существует понятие элиты. Речь идет не о финансовом положении, не о социальном или государственном статусе, месте на иерархической лестнице, а об отображении духовного и содержательного наполнения человека. Вот эти элиты и должны быть потребителями высокого, солидного продукта. И так или иначе в своем развитии они будут вести за собой все остальное общество. Есть так называемый авангард. Проще говоря, для машины, чтобы ездить по земле, достаточно хорошего бензина А-95. Но чтобы запустить в космос ракету, дают совсем другое топливо...

- Спасибо большое за беседу!

Беседу вели
Александр Андрущенко
Юлия Коминко
Ирина Опатерная
Виктория Кочубей

Материал подготовила Виктория Кочубей