УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 81 відвідувачів

Теги
іконопис Церква і влада УПЦ КП Мазепа конфлікти Католицька Церква вибори автокефалія молодь педагогіка краєзнавство церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання постать у Церкві церковна журналістика Ющенко Церква і політика розкол в Україні діаспора українська християнська культура комуністи та Церква Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя Священний Синод УПЦ монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра Доброчинність секти Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ Археологія та реставрація забобони церква та політика Голодомор Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Вечерний Николаев»: На земле святого Николая



«Вечерний Николаев», Владимир Пучков, 22.05.08

 

22 мая называют в народе "Николай вешний (летний)". Это один из двух в году дней Николая Чудотворца, особо почитаемого нашим народом и всеми православными святого. Николай  считается небесным покровителем нашего города, носящего его имя. Памятник Чудотворцу, установленный горожанами в центре Николаева, удивительно гармонично "вписался" и в интерьер города, и в сознание земляков. Но в мире есть и другие памятники Николаю. И, наверное, главный - на земле, по которой ступал этот замечательный человек, где он прожил свою яркую жизнь и оставил след в душах миллионов людей на тысячелетия. Эта земля поныне называется Ликия и находится на южном побережье Турции.
На земле, где родился и жил Николай, лето наступает на месяц раньше, чем у нас. В конце апреля солнце уже жарит вовсю. Справа - поросшие соснами каменные скалы нависают над дорогой, балансирующей на самой кромке обрывистого берега. А слева - во всю ширь - синее-синее море, по которому весело гуляют солнечные блики.

Дорога ведет из Кемера в небольшой городок Демре. Это - по-турецки. Потому что уже почти тысячу лет на этой земле живут турки и их предшественники - сельджуки, османы. Но Турция - наследница великих древних народов. На этой земле жили амазонки, ликийцы, византийцы. И земля эта называлась когда-то Ликией. Здесь возникали, развивались и исчезали государства, здесь строились величественные города, здесь зарождалось христианство.
Возле нынешнего городка Демре - остатки древнего города Миры Ликийские. Здесь находятся знаменитые скальные захоронения древних ликийцев (V век до н.э.), хорошо сохранившийся большой амфитеатр римской эпохи с изумительной акустикой, вмещавший 9-10 тысяч зрителей. Эти памятники традиционно привлекают массу туристов со всего мира.
Но для нас главное в другом: рядом с этим местом почти 17 столетий назад жил и проповедовал один из первых в истории гуманистов и самый популярный в Украине и на Руси святой - Николай Угодник, защитник слабых, покровитель моряков и путешественников, друг детворы, который в Западной Европе давно "раздвоился" на новогоднего Санта Клауса и канонического Николая Мирликийского.
Он родился приблизительно в 280 (по другим данным - в 245) году н.э. неподалеку, в ныне исчезнувшем городе Патаре. В 300 году этот человек стал епископом Миры и проповедовал здесь до самой своей смерти 6 (19) декабря 325  (по другим данным, 345 или 352) года. Сохранились остатки церкви, построенной спустя годы на месте той, где служил Николай. Он был похоронен в своей церкви или неподалеку от Мир, затем его прах был перенесен в новый храм на этом же месте, где был сооружен саркофаг. Вскоре после смерти Николая произошло несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его праху. Так, место, где покоилось тело великого праведника и гуманиста, стало местом паломничества и святой веры.  Церковь не раз рушили и грабили, но каждый раз она возрождалась.
Незадолго до первого крестового похода, в 1087 году, мощи святого были похищены итальянскими купцами, которым якобы было во сне соответствующее знамение. Они отвезли останки к себе на родину и осчастливили этим "трофеем" собор в городе Бари.
Вскоре на эти земли пришли тюркские завоеватели, великая Византия доживала последние годы. Эти места, помнившие расцвет и упадок великих цивилизаций, стали захолустьем распухавшей Османской империи, а в начале ХХ столетия - глухой турецкой провинцией. Так было фактически до той поры, когда, начиная с 60-х-70-х гг., стала бурно развиваться курортная зона Анталийского побережья.
О родине Николая Чудотворца никогда не забывали в России. И, говорят, храм в Мирах Ликийских в середине ХIX века реставрировался великим князем Константином Романовым, который заходил сюда с русской эскадрой. У входа в церковь стоит бронзовая фигура святого, подаренная в 90-е годы ХХ века мэром Москвы Юрием Лужковым. Но туристов, охочих запечатлеть себя в этом волнующем месте, гораздо больше возле 6-метровой бронзовой фигуры Николая, окруженного детьми. Реставрация храма продолжается.
Впрочем, обо всем этом и многом другом можно прочитать в туристских путеводителях - их много. Однако изданные в Турции "на русском языке" - лучше не читайте, все равно ничего не поймете! Видимо, не дошли еще организаторы местного туристического бизнеса до простой мысли: нанимать русских специалистов - чтобы  редактировали эти неплохо полиграфически исполненные, но изобилующие грубейшими фактическими и языковыми ошибками  путеводители и проспекты.


УРОКИ
СВЯТОГО
НИКОЛАЯ
Мне подумалось: это же насколько незаурядной личностью надо было быть, чтобы память о тебе шагнула через века! И это при том  что западная церковь, которая инициировала захват и вывоз мощей Николая Чудотворца за море, в Италию, - перевела его из общепочитаемых святых в разряд "местночтимых". Дескать, из-за отсутствия документальных данных о его жизни.
Зато в России и Украине Николай - самый любимый и уважаемый святой. Помощник, заступник, духовная поддержка. К нему обращаются в молитвах, когда трудно и не на кого опереться и нет опоры в самом себе. Православная Церковь в молитвах и поэтических произведениях, ему посвященных, говорит: "Тя бо третьим по Господе и Божией Матери поминаем".  Народ в старину на Руси высказывался проще: "Никола - второй после Бога заступник". По свидетельству Нестора-летописца, первый храм на Руси был в честь святителя Николая Чудотворца - церковь в Киеве, поставленная в IX столетии на могиле убитого князя Аскольда.
О нем сложено множество легенд и притч. Большинство из них рисует Николая как помощника тех, кто попал в беду. Например, одна из притч рассказывает, как святой  Касьян прошел мимо селянина, у которого воз увяз в грязи, а святой Николай остановился и помог ему, хотя и сам весь выпачкался. За это Господь даровал ему два памятных дня в году против одного раз в четыре года у Касьяна (29 февраля).
В притчах и легендах - не только отголоски преданий о жизни этого человека, но и мечта человеческая: какого покровителя они хотели бы иметь. Скорый и милосердный помощник страждущим. Бессребреник и благотворитель, чутко откликающийся на беду и боль людей. Строгий наставник, остро переживающий любую неправду и решительно восстающий против несправедливости...
Заметьте: образ этот далек от житийной "однолинейности". Он - полнокровен, многогранен, как и все в жизни, диалектически противоречив.
Именно от Николая берет свое начало обычай дарить подарки на Рождество. Каждый год в ночь на Рождество бедняки находили у своих дверей золотые яблоки, детские игрушки и сладости. Кто приносит подарки, оставалось загадкой. Лишь спустя многие годы горожане случайно узнали, что это епископ Миры.
Это урок от Николая: добрые дела должны быть тайными. Увы, следовать его благородному завету, наверное, труднее всего. Особенно в нашу смутную эпоху, когда так называемый "пиар" стал смыслом жизни политиков и бизнесменов.
О его мужестве свидетельствует случай со спасением невинно осужденных. В правление императора Константина Великого, когда Миры были центром римской провинции Ликия, - трое уважаемых граждан по ложному навету были обвинены в преступлении. Чтобы добиться их казни, недруги подкупили правителя города. Никто не решался пойти против его воли и заступиться за несчастных. Палач уже извлек из ножен меч, когда рядом с ним неожиданно появился Николай, архиепископ Мир Ликийских. Вырвав орудие казни из рук палача и бросив его на землю, он освободил осужденных от уз и обратился к правителю города с гневным обличением. Тот не только был вынужден оправдать приговоренных, но и публично просил прощения у архиепископа Николая.  Не дрогнул он и во время гонений на христиан, начатых императорами Диоклетианом и Максимилианом, стойко претерпев тяготы тюремного заключения.
Но народ почитает его также за смирение и скромность: единственный наследник богатой семьи из греческого города Патары, он пожертвовал все свое состояние на Церковь и бедняков. Он был сердечно открыт к нуждам своей паствы. Когда разорившийся патриций в отчаянии готов был продать своих дочерей, святитель тайно дал ему деньги на их приданое - и материальная поддержка обернулась духовной: отец раскаялся в своих намерениях.
Святой Николай проявлял милосердие даже к человеку, совершившему страшный грех, если тот глубоко и искренне повинился.
И он же мог быть неожиданно резким: на Вселенском соборе в Никее (325 г.), в разгар богословской дискуссии, возмутившись упорством еретика Ария, посягнувшего на основы христианского учения, разгневанный Николай влепил ему пощечину! Собравшиеся епископы постановили лишить Николая епископского  сана. По преданию, его даже заключили в темницу. Но знамение, которое епископы получили во сне, убедило их вернуть святителю свободу.
Это еще один урок от Николая: добро должно быть с кулаками. Конечно, смысл этого  поступка - отнюдь не во вседозволенности, но в активном неприятии любой неправды: резкость святителя была вызвана тем же чувством, которое некогда побудило его вырвать меч из рук палача.
Святой Николай прославляется и как чудотворец: по его молитвам происходили чудесные исцеления и даже воскрешения из мертвых, стихали бури на море, а ветер нес корабль туда, куда было нужно. Церковь повествует о множестве случаев, когда чудесами оборачивались молитвенные обращения верующих к св. Николаю и после его кончины.
Сегодня церковь Святого Николая в Демре - полуразрушенное живописное здание, на стенах которого еще просматриваются древние фрески. Сейчас эта церковь -  музей, вход в который стоит 5 турецких лир (4,5 доллара). Но 6 декабря, в предположительный день смерти Николая, этот музей превращается в действующий храм. Сюда  приезжают православные священники и тысячи верующих, чтобы провести церковные службы во имя одного из самых любимых святых по всему миру. Рядом с церковью - иконные мастерские, лавки, где можно приобрести иконы, крестики и другие церковные атрибуты.
На Западе образ Николая соединился в народном сознании с древними языческими божествами. Так возник фольклорный герой Санта-Клаус (святой Николас), который дарит детям подарки на Рождество. В Демре ему тоже отдают дань (понятно: западные туристы, мода и т.д.): в начале улочки, ведущей к церкви, высится постамент, на котором установлена цветная пластмассовая фигурка Санта- Клауса - узнаваемого "анимационного" гнома в красном балахоне и колпаке, с белой бородой. Этот, я бы сказал, "кичеватый"  символ, ассоциирующийся с рекламой "Кока-Колы", резко контрастирует с тем истинным, что чувствуешь, приблизившись к грубым, обожженным солнцем ракушечным  камням  Никольской церкви.
Хорошо, что дешевого, сувенирного Санта-Клауса установили в сторонке от святыни! Пусть на его фоне фотографируются те, кто не улавливает разницы между запахом стандартного дезодоранта, которым тянет от автобусов с бесцеремонно галдящими евротуристами, - и ароматным дуновением живого ветерка, напитанного морской солью и эфирными маслами средиземноморских сосен.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.