УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 120 відвідувачів

Теги
краєзнавство Церква і політика Церква і медицина розкол в Україні церква і суспільство Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) Голодомор педагогіка церква та політика Предстоятелі Помісних Церков Мазепа секти автокефалія милосердя Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ Доброчинність постать у Церкві іконопис забобони українська християнська культура молодь діаспора УПЦ КП конфлікти монастирі та храми України вибори Вселенський Патріархат Церква і влада Ющенко шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






«Панорама» (Сумы): Змей Горыныч и Ко



«Панорама» (Сумы), Андрей Поляков, 21.05.2009

 

Легендарный Гелон, святой источник, Пень-дерево, Лысая гора, Гусинцы и другие загадки Сумщины

Андрей Поляков

Каждый из нас с детства знаком с мифами, легендами, сказками и с их героями: Бабой-ягой, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, наделенными многими человеческими качествами. Домовой, Злыдни, Водяной, Ведьмак, Вий и другая нечисть — тоже выходцы из народного творчества. 
Доцент Сумского государственного университета историк Виктор ЗВАГЕЛЬСКИЙ считает, что обычно в основе мифов и легенд лежат реальные события. « Змей Горыныч также имел свой прообраз — это Чернигово-Северский князь Олег Гориславович. В сказке Змей пропахивал огромные борозды, сейчас „змеевые валы“ — это научный термин. Змеевые валы есть и на Сумщине», — говорит он.

По его словам, змеевые валы — это оборонительные сооружения. Вместе с частоколом они прекрасно защищали поселения от конницы неприятеля. Валы сохранились на юге Украины. На Сумщине их можно увидеть в Конотопском районе. «Сейчас они сильно распаханы и плохо видны. Только специалист сможет понять, они это или нет, ведь тысяча лет прошла», — уточняет Виктор Звагельский.
Шведские могилы

 По словам историка, почти в каждом селе Сумской области есть своя легенда о казацкой или шведской могиле: «Если местных жителей спросить, что это за холмики, всегда услышишь один и тот же ответ: „Так то шведская (иногда — казацкая) могила!“ Я, как историк и археолог, могу утверждать: в пределах Сумской области до сих пор не найдено и не обследовано ни одной шведской и ни одной казацкой могилы. Всё это легенды».

Виктор Звагельский говорит, что курганы высотой от полуметра до десяти метров, названные народом шведскими или казацкими могилами, являются скифскими захоронениями, относящимися к скифской эпохе, и им около 2,5 тыс. лет: «Но чаще это даже не скифские, а славянские захоронения, относящиеся к роменской культуре, т.к. впервые они были найдены на окраине Ромён. Их сотни и тысячи. Народная память на бытовом уровне связала эти захоронения с событиями, произошедшими не так давно, а потому хронологически ближе к нам — с той же войной со шведами, хотя шведов у нас тут не было. Иногда эти захоронения народ называет ещё и татарскими».
Легендарный город

Виктор Борисович убеждён, что литературные произведения, в том числе легенды и мифы, могут натолкнуть учёных на какую-то идею и помочь им разгадать очередную историческую загадку. Например, прочитав Гомера, известный археолог Генрих ШЛИМАН настолько поверил в существование Трои, что со временем откопал её. «В „Слове о полку Игореве“ есть фраза: „Русская земле уже за Шеломянем еси…“. По одной гипотезе, шеломень — это даль.
Историки знают, что шведские и казацкие могилы на Сумщине есть, но пока их местонахождение не установлено

По другой — это гора в Харьковской области. По третьей — просто курганы, холмы», — говорит Виктор Звагельский. Он выдвинул гипотезу, что шеломень или шеломянь — это реальный археологический памятник скифской эпохи на юге Сумской области, занимающий и часть Полтавщины — Бельское городище, которое намного больше Сум. Его площадь — 5,5 тыс. га. Некоторые учёные считают, что это остатки античного города Гелона скифской эпохи, описанного еще Геродотом. Жили в нём уже не скифы, а наши предки — праславяне. Учитывая фонетические особенности, в XII в. Гелон должен был звучать как Шелон. Отсюда — шелом, шеломянь.

Таким образом, легендарное литературное произведение отразило не только историческое событие — поход князя Игоря, но и рассказало о реально существующем древнем городе на Сумщине.
Легенда о языческом идоле

 В Сумской области существует множество легенд о происхождении названий городов и сёл. Среди них — Сумы, Ахтырка, Конотоп. Эти легенды хорошо известны широкой общественности. Но в области существуют сотни населённых пунктов, происхождение названий которых известно только узкому кругу специалистов. «Могилки, Город, Монастырище — эти названия имеют реальную основу. Так, в селе Могилки мы обнаружили древнее захоронение. Центр Путивля называется Городок. Только в XX в. археологи нашли там городище. Местность, где находится Софрониевский монастырь, недавно тоже называлась Городок, а не монастырь», — рассказывает Виктор Борисович.

Историк уточнил, что на границе Шосткинского и Кролевецкого районов есть источник, который местные жители издавна называют святым: «Лет пятнадцать назад в колодце взяли воду на анализ. Оказалась вода невероятно целебной, чистой и очень полезной для здоровья. На Сумщине аналога такой воде нет. Таким образом, с одной стороны, название „святой“ является элементом фольклора, а с другой -реальным фактом».

На среднем Сейме есть местность под названием Пень-дерево. По словам Виктора Звагельского, это название зафиксировано лет триста назад: «В середине XX в. в этих краях проводил исследования археолог Олег СУХОБОКОВ. В названии местности он услышал языческое звучание. Название Пень-дерево наводило на мысль, что где-то здесь должен был стоять деревянный идол. Самого идола археолог не нашёл, но обнаружил городище, принадлежащее к роменской культуре IX-X вв., а также поселение времён Киевской Руси XII в.». Подобных языческих названий местности, где проводились языческие обряды, на Сумщине существуют десятки. Среди них — Вышнева гора, Гульбище и Лысая гора. Вышневых гор (от слова «высокий») в области около пяти. В Кролевецком районе в с. Воргол со временем Вышневу гору местные жители стали называть Вишнёвой. В науке это название так и сохранилось. Лысых гор (ровная площадка, ничем не засаженная), где язычники приносили жертвы своим богам, в области примерно столько же.
Дороги для гостей

В районе Харьковского моста в Сумах есть место, прозванное когда-то местными жителями Гусинцами. К гусям оно не имеет никакого отношения, хотя паслись они в той местности во множестве. «Подняв старые документы, мы установили, что название местности произошло не от слова „гусь“, а от слова „гость“ — купец. В старину дороги, по которым ездили гости (купцы), назывались гостинцами. Со временем старое название забылось и вытеснилось более привычным для людей — гусинцы», — говорит Виктор Звагельский.
Виктор Звагельский считает, что прототипом Кощея Бессмертного является половецкий хан Кончак

По его словам, в Косовщинское «море» — озеро, названное так в народе из-за его большой площади, — впадает речка Гусыня: «Её название говорит, что эта же дорога проходила и там. Под Недригайловом есть две речки. Одна — Хусть, другая — Хусь. А под Ахтыркой — Гусинка, которая на картах XVIII в. называется Гостинка. Как раз в этом районе проходила древняя дорога, существовавшая ещё во времена Киевской Руси, — Ласитская (Лазицкая) дорога». В те времена дорога проходила примерно по маршруту Новгород-Северский — Шостка — Глухов — Путивль — Белополье — Сумы — Тростянец — Ахтырка — Харьков. Дороги всегда строили по возвышенности; места, где речку переходили вброд, называли «лаз» или «перелаз». Название дороги и произошло от слова «лаз». Гусинцы в районе Харьковского моста как нельзя лучше подходили для такого «перелаза» через реку.
@Справка[/vrezkat]Легенда (от ср.-лат. legenda — собрание литургических отрывков для ежедневной службы") — одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого.[/vrezka]
Правда и вымысел

В легендах события часто преувеличиваются. В них также трудно разделить правду и вымысел.

Среди самых известных — легенды о масонах и их тайных знаках. Например, о том, что масоны тайно правят миром, масоны во всём виноваты, все войны и революции спланированы масонами, все президенты являются членами масонской ложи и т. д. и т. п. К сожалению, в мире нет науки, которая смогла бы расставить все точки в этом вопросе. Но то, что тайные организации существовали и существуют, можно понять по символике, окружающей нас.
Отголоски масонства

Масонских символов в Украине встречается не так много, как в других странах. Но они есть. Утверждают, что в масонских храмах можно встретить точно такую колонну с глобусом, как на площади Независимости в Киеве. А на постаменте памятника, на котором возвышается князь Владимир над Днепром, можно разглядеть масонскую атрибутику — сакральные числа 5 и 8, розу на кресте, мастерки, циркули, жезлы, ленты и др. Более того, один из самых важных масонских символов — «Всевидящее око» — изображён на украинской банкноте номиналом в 500 грн., и убирать его оттуда пока не собираются. Поговаривают, что Иван МАЗЕПА, Иван ФРАНКО и Григорий СКОВОРОДА, чьи портреты изображены на украинских деньгах, тоже были масонами.
Звезды Давида

В Сумах на Центральном городском кладбище стоит каменная пирамида, напоминающая собой масонский символ. Краевед Аркадий Поважный предполагает, что в прошлом пирамида располагалась за пределами кладбища. Она могла служить для оккультных целей, и не исключено, что имела подземный ход. Но куда он вёл и чем занимались под землёй оккультисты, наверное, навсегда останется тайной.

Изображение шестиконечной звезды, которую называют «звездой Давида», присутствует на символе Сум — альтанке. Шестиконечную звезду можно встретить в рисунке ткани, из которой сшито облачение православных священников. Этот факт священники объясняют тем, что шестиконечная звезда появилась задолго до возникновения масонства, просто масоны этот символ стали использовать в своих целях.
В твердой вере

Особый интерес у историков всегда вызывали судьбы известных людей. Сумского же литератора и краеведа Аркадия ПОВАЖНОГО интересуют легенды, связанные с обычными, рядовыми людьми, не оставившими после себя в истории заметного следа. В Сумы Аркадий переехал в 1987г., и всё для него здесь было новым и интересным. Однажды он услышал, что на одном из сумских кладбищ похоронена женщина, памятник на могиле которой исписан стихами. Молодому исследователю старины стало интересно, кем была эта женщина и что это за стихи.

По словам Аркадия Поважного, могилу загадочной женщины около шести лет назад он нашёл недалеко от церквушки на Центральном городском кладбище. На гранитном памятнике действительно выбиты поэтические строки. Стихотворение большое, и литератор предположил, что его писали несколько авторов, т.к. строфы стилистически и ритмически отличаются друг от друга. По всей видимости, авторы стихотворения были друзьями этой женщины, а может быть, и любили её. Они писали, что она была загадкой для мира, душу имела смиренную и что любила людей, поэтому добровольно «пошла в народ учить детей». Часть строчек время почти стёрло, и, чтобы восстановить их, потребовалось приложить бумагу к выбитым на граните словам и затушевать буквы карандашом.
Восстановленные строки дополнили представление об образе человека, не желавшего примириться с ложью этого мира:

Она томилась в душной сфере,
Терпеть могла лишь правды глас.
И умереть хотела в твёрдой вере,
И всем простить в последний час…

Загадочной женщиной оказалась дочь статского советника, народная учительница Екатерина Алексеевна ПОРШНЯКОВА. Родилась она 22 июля 1881 г., а скончалась 13 ноября 1901 г. «Её отец Алексей Михайлович ПОРШНЯКОВ был статским советником, начальником отделения Сувалкской казначейской палаты в Польше», — рассказывает краевед.

Отец женщины был дворянином. Это подтвердил список дворян, бывших воспитанников императорского училища правоведения, среди которых значился и Алексей Поршняков.
По словам Аркадия Поважного, Екатерина Алексеевна проживала на ул. Николаевской, в доме, который содержала вдова протоиерея Николаевской церкви. «В сумских архивах сведений об учительнице не было. Скорее всего, она учительствовала на общественных началах. Судя по поэтическому посвящению, она была членом какой-то поэтической группы или кружка, о которых в своё время упоминал Чехов, находясь в Сумах», — говорит он.

Аркадий Поважный предположил, что молодая женщина умерла трагически, заболев скарлатиной. Заразиться она могла от детей. В архиве ему удалось найти подтверждение своей догадки. В земской книге он нашёл медицинские отчёты, где говорилось о смерти 21-летней женщины, правда, без указания её фамилии. В церковной книге также была запись о смерти 21-летней женщины без указания фамилии, но зато указан её домашний адрес — дом на ул. Николаевской. «В том доме проживала только одна соответствующая этому возрасту женщина — Екатерина Поршнякова. Отпевал её настоятель Николаевской церкви, священник, видный сумской общественный деятель того времени Семён НЕДЕЛЬКА», — уточнил он.

Аркадий Поважный неоднократно бывал на Центральном городском кладбище и однажды услышал от неизвестной женщины, что в конце 60-х годов прошлого столетия на могилку к Екатерине Алексеевне кто-то приходил. Были ли это её родственники, выяснить не удалось.
 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.