УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 225 відвідувачів

Теги
педагогіка Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство молодь Церква і політика Києво-Печерська Лавра вибори комуністи та Церква церква та політика забобони Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор милосердя шляхи єднання Вселенський Патріархат іконопис Патріарх Алексій II церковна журналістика 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада Ющенко українська християнська культура УПЦ КП Церква і медицина секти постать у Церкві Доброчинність Католицька Церква автокефалія Археологія та реставрація Мазепа Священний Синод УПЦ монастирі та храми України розкол в Україні діаспора церква і суспільство Президент Віктор Ющенко УГКЦ конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






«Популярные ведомости» (Павлоград, Днепропетровская обл.): Эпитафия основателю. 225-й годовщине Павлограда посвящается



«Популярные ведомости» (Павлоград, Днепропетровская обл.), Виктор Бушин, 04.06.09

 

В 1775 году все земли ликвидированной Запорожской Сечи, расположенные на левом берегу Днепра, вошли в состав Азовской губернии. Уже в сентябре 1775 года, объезжая свои вновь приобретенные владения, губернатор Василий Алексеевич Чертков завернул в зимовник Хижняковского. Оценив преимущества расположения зимовника на пересечении шляхов с севера на юг (из Харькова в Крым) и с запада на восток (из Белевской крепости в Бахмут), губернатор распорядился предоставить зимовнику ранг государственной воинской слободы.

Это означало, что население слободы зачислялось в сословие военных поселенцев, которые освобождались от налогов (кроме поземельного) и обязаны были поставлять определенное число солдат в кавалерию.

"ЗАСЛУЖИВАЕТ СПРАВЕДЛИВУЮ ПОХВАЛУ"

Названа была слобода Матвеевкой в честь основателя. Самого Хижняковского губернатор наградил должностью осадчего слободы и назначил земским смотрителем. Выполняя губернаторскую инструкцию, Хижняковский распланировал слободу, назначил места для церкви с колокольней, улиц и домов.

В рапорте на имя Потемкина от 11 октября 1777 года Чертков писал: "Касательно до войсковых и государственных селений, могу вашу светлость уверить, что при взоре моем на первые из тех воинских селений, названное слободою Матвеевкою, нашел совершенное удовольствие, увидя, что прежде самонравием преисполненные бывшие запорожцы, к коим правда несколько и из других свободных мест присовокупилось, завели старанием полкового старшины Хижняковского (который в исправлении сего порученного ему дела, заслуживает справедливую похвалу и за труды воздаяние) слободу, состоящую тепер уже во стасорокодвух дворах, которые все по данному плану поселены, да и достальные в двохсот дворовое число хозяева там находяться, но не успели еще выстроитца".

Мы видим, что слобода росла очень быстро. Согласно церковным документам, в начале 1777 года в Матвеевке проживало "обоего пола 604 души", "уже устроенных дворов" было 60 да "неуспевших за зимою обстроиться 80". Осенью 1777 года - 142 двора. В 1779 году, как известно из переписки церковних деятелей, в Матвеевке насчитывалось уже 194 двора и "обоего пола 1564 души". Дело в том, что с 1775 года в Новороссию хлынул поток переселенцев. Уже к 1782 году здесь проживало около полумиллиона человек. По сравнению с серединой 70-х годов - рост более чем на 200%.

 ПАМЯТНИК ХИЖНЯКОВСКОМУ

Еще в 1776 году Матвей Хижняковский начал хлопотать о постройке в слободе церкви. В результате его настойчивых и многочисленных прошений Святейший Синод 20 марта 1777 года дал благословение на постройку храма. Но дело затягивалось и пришлось ограничиться изготовлением временной походной церкви во имя святого евангелиста и апостола Матфея. Постоянную же церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы первоначально планировалось строить из камня, но, в конце концов, решили возводить деревянную. И 21 мая 1780 года она была заложена к постройке, а 21 августа 1782 года освящена и открыта к богослужению.

 Не известно, дожил ли Матвей Хижняковский до открытия церкви. Последний раз его имя в доступных нам (пока) документах упоминается в 1780 году. Но Покровская церковь, несомненно, является плодом его стараний. Располагалась она на территории современного сквера возле Соборной площади, как раз в том месте, где стоит крест в память разрушенного Свято-Вознесенского собора. Дело в том, что деревянная Покровская церковь, простояв 58 лет, обветшала и в 1840 году была разобрана. На ее месте в 1840-1845 годах была построена каменная Вознесенская соборная церковь (взорванная в 1935 году). Один из пределов трехпрестольного Вознесенского собора был возведен в память Покрова Божией Матери.

Расположение Покровской церкви дает нам возможность указать и примерное место первоначального зимовника, из которого выросла слобода. Это территория вокруг Соборной площади. Скорее всего - с южной стороны, на берегу Гнездки (т.е. в районе современного ЦУМа).

Вот именно здесь - в сквере возле Соборной площади - логичнее всего поставить памятник Матвею Хижняковскому. Конечно, на памятнике должна красоваться фамилия "Хижняковский", а никак не "Хижняк" (как на закладочном камне). Человек к окончанию "-овский" всю жизнь рвался, а мы его эдаким макаром шляхетства посмертно лишить можем. Нечего сказать, благодарные потомки. И уж обязательно запорожский полковой старшина, земской смотритель слободы Матвеевки НЕ должен быть похож на расхристанного голодранца в разодранной до пупа сорочке, изображенного на эскизе. Как вы уже поняли, Хижняковский был мужчина, внушающий уважение, и выглядел не как загулявший бандюган-сечевик, а как "ваше благородие, пан осадчий". Вот и памятник основателю первого населенного пункта на месте Павлограда должен выглядеть соответственно.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.