УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 97 відвідувачів

Теги
вибори конфлікти секти монастирі та храми України Археологія та реставрація Доброчинність Патріарх Алексій II церковна журналістика Священний Синод УПЦ забобони УПЦ КП шляхи єднання церква і суспільство Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі милосердя Вселенський Патріархат педагогіка автокефалія церква та політика Предстоятелі Помісних Церков комуністи та Церква молодь Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві українська християнська культура Києво-Печерська Лавра Церква і влада Мазепа Голодомор Церква і політика іконопис Президент Віктор Ющенко розкол в Україні Ющенко краєзнавство Католицька Церква діаспора УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Популярные ведомости» (Павлоград, Днепропетровская обл.): Эпитафия основателю. 225-й годовщине Павлограда посвящается



«Популярные ведомости» (Павлоград, Днепропетровская обл.), Виктор Бушин, 04.06.09

 

В 1775 году все земли ликвидированной Запорожской Сечи, расположенные на левом берегу Днепра, вошли в состав Азовской губернии. Уже в сентябре 1775 года, объезжая свои вновь приобретенные владения, губернатор Василий Алексеевич Чертков завернул в зимовник Хижняковского. Оценив преимущества расположения зимовника на пересечении шляхов с севера на юг (из Харькова в Крым) и с запада на восток (из Белевской крепости в Бахмут), губернатор распорядился предоставить зимовнику ранг государственной воинской слободы.

Это означало, что население слободы зачислялось в сословие военных поселенцев, которые освобождались от налогов (кроме поземельного) и обязаны были поставлять определенное число солдат в кавалерию.

"ЗАСЛУЖИВАЕТ СПРАВЕДЛИВУЮ ПОХВАЛУ"

Названа была слобода Матвеевкой в честь основателя. Самого Хижняковского губернатор наградил должностью осадчего слободы и назначил земским смотрителем. Выполняя губернаторскую инструкцию, Хижняковский распланировал слободу, назначил места для церкви с колокольней, улиц и домов.

В рапорте на имя Потемкина от 11 октября 1777 года Чертков писал: "Касательно до войсковых и государственных селений, могу вашу светлость уверить, что при взоре моем на первые из тех воинских селений, названное слободою Матвеевкою, нашел совершенное удовольствие, увидя, что прежде самонравием преисполненные бывшие запорожцы, к коим правда несколько и из других свободных мест присовокупилось, завели старанием полкового старшины Хижняковского (который в исправлении сего порученного ему дела, заслуживает справедливую похвалу и за труды воздаяние) слободу, состоящую тепер уже во стасорокодвух дворах, которые все по данному плану поселены, да и достальные в двохсот дворовое число хозяева там находяться, но не успели еще выстроитца".

Мы видим, что слобода росла очень быстро. Согласно церковным документам, в начале 1777 года в Матвеевке проживало "обоего пола 604 души", "уже устроенных дворов" было 60 да "неуспевших за зимою обстроиться 80". Осенью 1777 года - 142 двора. В 1779 году, как известно из переписки церковних деятелей, в Матвеевке насчитывалось уже 194 двора и "обоего пола 1564 души". Дело в том, что с 1775 года в Новороссию хлынул поток переселенцев. Уже к 1782 году здесь проживало около полумиллиона человек. По сравнению с серединой 70-х годов - рост более чем на 200%.

 ПАМЯТНИК ХИЖНЯКОВСКОМУ

Еще в 1776 году Матвей Хижняковский начал хлопотать о постройке в слободе церкви. В результате его настойчивых и многочисленных прошений Святейший Синод 20 марта 1777 года дал благословение на постройку храма. Но дело затягивалось и пришлось ограничиться изготовлением временной походной церкви во имя святого евангелиста и апостола Матфея. Постоянную же церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы первоначально планировалось строить из камня, но, в конце концов, решили возводить деревянную. И 21 мая 1780 года она была заложена к постройке, а 21 августа 1782 года освящена и открыта к богослужению.

 Не известно, дожил ли Матвей Хижняковский до открытия церкви. Последний раз его имя в доступных нам (пока) документах упоминается в 1780 году. Но Покровская церковь, несомненно, является плодом его стараний. Располагалась она на территории современного сквера возле Соборной площади, как раз в том месте, где стоит крест в память разрушенного Свято-Вознесенского собора. Дело в том, что деревянная Покровская церковь, простояв 58 лет, обветшала и в 1840 году была разобрана. На ее месте в 1840-1845 годах была построена каменная Вознесенская соборная церковь (взорванная в 1935 году). Один из пределов трехпрестольного Вознесенского собора был возведен в память Покрова Божией Матери.

Расположение Покровской церкви дает нам возможность указать и примерное место первоначального зимовника, из которого выросла слобода. Это территория вокруг Соборной площади. Скорее всего - с южной стороны, на берегу Гнездки (т.е. в районе современного ЦУМа).

Вот именно здесь - в сквере возле Соборной площади - логичнее всего поставить памятник Матвею Хижняковскому. Конечно, на памятнике должна красоваться фамилия "Хижняковский", а никак не "Хижняк" (как на закладочном камне). Человек к окончанию "-овский" всю жизнь рвался, а мы его эдаким макаром шляхетства посмертно лишить можем. Нечего сказать, благодарные потомки. И уж обязательно запорожский полковой старшина, земской смотритель слободы Матвеевки НЕ должен быть похож на расхристанного голодранца в разодранной до пупа сорочке, изображенного на эскизе. Как вы уже поняли, Хижняковский был мужчина, внушающий уважение, и выглядел не как загулявший бандюган-сечевик, а как "ваше благородие, пан осадчий". Вот и памятник основателю первого населенного пункта на месте Павлограда должен выглядеть соответственно.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.