УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 160 відвідувачів

Теги
Доброчинність Патріарх Алексій II Ющенко УПЦ КП церковна журналістика Церква і влада Археологія та реставрація українська християнська культура Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ краєзнавство монастирі та храми України постать у Церкві Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання Голодомор розкол в Україні комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Мазепа Церква і медицина іконопис церква і суспільство Священний Синод УПЦ церква та політика конфлікти молодь діаспора секти автокефалія Церква і політика педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони вибори Києво-Печерська Лавра милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Ракурс» (Луганск): Стужа ветров бездуховности



«Ракурс» (Луганск), Юлия Манарченко, 18.05.09

 

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. Д. Дидро.

Красная Шапочка теперь курит и пьет

Во все времена произведения великих людей переделывались и переписывались. Вроде бы и нет ничего странного в том, что украинский сатирик и юморист Евгений Дударь решил на свой манер озвучить "Красную Шапочку". Вот только если бы это произведение вышло в каком-то специализированном журнале, а не в хрестоматии по украинской литературе для 8-го класса. Поэтому сегодня во всех школах страны восьмиклассники "наслаждаются" чтением "Красной Шапочки" не Шарля Перро, а Евгения Дударя. В своей сказке украинский автор отошел от образа, написанного Шарлем Перро. Так, из вежливого ребенка, заботившегося о бабушке, Красная Шапочка превратилась в девушку, которая курит, пьет и шляется по ночам непонятно с кем. А в придачу ко всему еще и обворовывает бабушку.

Отправила мама Красную Шапочку к бабушке с бутылкой вина. Девочка, отойдя от дома, села под куст, выкурила сигарету да и выпила всю бутылку. Кайфуя и распевая песни, она не заметила, как к ней приблизился Волк. Тот, обрадовавшись поживе, хотел испугать девочку, однако когда Красная Шапочка дохнула на него перегаром вина и табака, он обалдел. После этого девочка прыгнула Волку на спину да и каталась на нем всю ночь. Под утро, приехав к бабушке, Красная Шапочка, выделываясь, стала клянчить у старушки деньги. Не удовольствовавшись мизерной пенсией, внучка стала требовать все деньги, сколько есть. В это время зашел в дом охотник. Едва он хотел что-то сказать, как девочка приказала не вмешиваться. Иначе она напишет жалобу, что тот убил Волка, обворовал бабушенцию и приставал к ней. После этой угрозы охотник, стушевавшись, попятился к выходу. К полудню из дома вышла Красная Шапочка с набитым узлом на спине и исчезла в лесу.

Конечно, это произведение в хрестоматии по украинской литературе вызвало шквал эмоций и возмущения. «Я категорически против того, чтобы мой ребенок читал подобные сказки и думал, чем она поучительна, – возмущаются родители восьмиклассников. – Поразительно, что у автора рассказа повернулась рука так исказить сказку, на которой мы все выросли». «Если мы будем осовременивать "Красную Шапочку", подчеркивая, что она курит и пьет, то ученики будут думать, что это вполне нормальные вещи. Дети после этого будут также употреблять алкогольные напитки и курить сигареты, – уверены многие учителя. – И будут аргументировать свои действия тем, что так живет современная, нормальная девушка Красная Шапочка. А если так, то им тоже позволено подобное поведение». Хотя бытуют и другие мнения о том, что к восьмому классу дети уже научились понимать, что хорошо, а что – плохо. И они не воспримут поведение Шапочки как должное, мол, дети поймут, что это сатира, высмеивание и осуждение героини. Такое мнение высказывают психологи и некоторые учителя. Я, если честно, не знаю, с какими детьми они сталкивались и в каком веке это было. На примере моей племянницы, которая как раз в восьмом классе, могу сказать, что о сатире 14-летние дети имеют очень смутное представление. А чтоб сказка зазвучала и правда сатирически, нужна колоссальная подготовка учителя, недюжинное мастерство, чтоб направить мысли детей в правильном направлении. А сказать: «Прочитайте и перескажите» будет явно недостаточно.

Конечно, подростки могут видеть вещи намного хуже на улице и по телевизору. Однако они знают, что так нельзя делать, потому что это осуждается обществом. А когда ребенок прочитает в учебнике о современной Красной Шапочке, то будет считать, что такой образ жизни является нормой. Потому что никакая критика поступкам девочки не дается, а, следовательно, так можно делать всем. И когда у подростка спросят: «Почему ты слоняешься неизвестно где и пьешь?», он ответит: «А что здесь такого? Это норма. Даже в учебниках об этом пишут!» И ведь не скажешь, чтоб не употребляли непечатных слов, потому как быстро откроют какую-нибудь книженцию и укажут, что это слово уже давно стало печатным. И все. Глухой угол.

КУДА МЫ КАТИМСЯ?

Примерно с начала девяностых годов у детей прочно отбивается доверие к серьезной книге и умение думать. В последние годы этот процесс достиг своего апогея. А теперь все ломают голову над тем, что делать. Как спасти детей от наркомании, пьянства, духовного хаоса? Как дать им ту опору, “почву”, живя на которой, они только и могут вырасти нормальными людьми?

Для начала давайте на секунду остановимся и посмотрим на самих себя. Наши дети бездуховны. А мы? Изо дня в день изматывающая работа. Иногда не одна: чтобы получить приличные деньги, приходится работать в две смены или искать какой-нибудь приработок на стороне. Дома – неизменно возникающие бытовые проблемы, телевизор и спать, спать, спать… В лучшем случае, успеваем пробежать глазами газету или уснуть на пятой странице глупого детектива или слезливого любовного романа. Утрирую, конечно. Но прежде чем винить во всем погоню за деньгами и чудеса современной техники, вспомните свое детство. Наши родители тоже работали. И тоже от зари до зари. И у них было мало времени на общение с нами. И мы лучше разбирались в магнитофонах и видиках, чем наши мамы и папы. Вспомните, как мы срочно хотели повзрослеть! Ну да, мы тогда еще не представляли себе, как сложна и нервозна взрослая жизнь. Так ведь и нынешние мальчишки и девчонки не представляют. Вспомните, с каким любопытством мы листали взрослые книжки, оставленные родителями на журнальном столике. С таким же любопытством и наши дети читают в оставленных нами газетах статьи об убийствах и сплетни о звездах. А книги? Что читаем мы, и что читали наши родители? Если родители читали детективы, то это были Н. Леонов, Ю. Семенов, братья Вайнеры, Д. Х. Чейз... Если фантастика, то Р. Брэдбери или братья Стругацкие. Если любовные романы, то Ш. Бронте или В. Токарева. А сейчас?

Выходит, сначала нужно посмотреть на то, что читаем мы сами (если читаем вообще!), а потом повнимательнее приглядеться к тому, что на блещущих разноцветьем полках книжного магазина мы выбираем для своих детей. Выбор детских книг сейчас огромен, но… Только на первый взгляд! Если подойти к вопросу детского чтения со всей строгостью и ответственностью, то этот «огромный выбор детских книг» вдруг сузится до нескольких единиц. В большинстве своем, полки заставлены переводными изданиями. Да, книги изданы со вкусом, на хорошей бумаге, с богатыми иллюстрациями, но не поленитесь прямо в книжном магазине прочесть не только интригующую аннотацию на обложке, но и два-три абзаца текста с наугад выбранной страницы. Вряд ли вас не поразит пустота содержания, вряд ли не зацепит корявость какой-нибудь совершенно не по-нашему сказанной фразы.

Так какую любовь к чтению мы требуем от наших детей? Одолев две-три пустые книжки, ребенок просто теряет всякое желание читать. Ему неинтересно. Ему скучно. Он с большей охотой проведет свое свободное время за компьютером или у телевизора. А ведь ни для кого не секрет, что, именно читая, человек во много крат расширяет свой кругозор. Очень часто в книгах можно найти ответы на многие волнующие человека вопросы, а порой и пути решения каких-либо проблем, связанных не только с романтическими отношениями, как это может показаться на первый взгляд, но и с глобальными проблемами поиска смысла жизни, выбора правильного пути. И это лишь малая часть того влияния, которое на него может оказывать художественная литература. К сожалению, в наше время далеко не все подростки притрагиваются к книгам в свободное время, считая, что их вполне могут заменить Интернет и телевидение.

ГДЕ ЧИТАЕМ, КАК ЧИТАЕМ?

В наше время, действительно, большая часть молодёжи предпочитает художественные фильмы литературе, и я ни в коем случае не против кинематографа, даже наоборот, всеми руками «за». Но это в том случае, когда мы говорим о действительно стоящих фильмах, которые не влияют пагубным образом на не до конца окрепшее сознание молодого поколения, что, к сожалению, не является редкостью в наши дни. И, думаю, не стоит лишний раз говорить о том, что ни один фильм, пусть даже это будет шикарная экранизация, не заменит литературного произведения.

Что же касается Интернета как источника литературы, то тут главным минусом является неудобство чтения и значимый урон, наносимый зрению. А в остальном, если произведение найдено в Интернете и кому-то проще и, возможно, удобнее читать его с монитора или распечатать, то ничего страшного я в этом не вижу. Но не стоит отрекаться от чтения книг, мотивируя это восполнением необходимой информации на огромных просторах Интернета. К слову, количество информации не всегда, а в последнее время довольно редко, соответствует её качеству.

А уж касательно подготовки к занятиям в Интернете – это вообще кошмар современности. Учителя жалуются на то, что рефераты, взятые из всемирной сети, редко отличаются друг от друга. Ученики просто хватают одинаковые работы, выложенные на сайтах, и сдают. Частенько – даже не читая. И вот это уже страшно. Ведь материал совсем не остается в памяти, проходит мимо. Хотя, поговорив с руководителями областной универсальной научной библиотеки имени М. Горького Инной Рыбянцевой и областной библиотеки для детей Галиной Омельченко, я немного успокоилась на этот счет. Оказывается, в последнее время дети все чаще и чаще возвращаются к книгам. Интернет немного сдал позиции в этом плане. Учителя все чаще стали требовать рефераты или сообщения на такие темы, которые в Интернете не найти. Легче взять несколько книг и поработать самому, к тому же отвечать на уроке потом легче будет, все запоминается во время написания работы.

И хотя Галина Анатольевна и Инна Павловна сетуют на то, что сейчас в библиотеке преобладает так называемое деловое чтение, но радует уже сам факт – чтение есть. А там, глядишь, сотрудники библиотеки заинтересуют детей различными семинарами, мероприятиями, они и захватят на абонементе пару книжек совсем не по программе. А в том, что это будет действительно качественная литература, можно не сомневаться – книги проходят тщательный отбор, прежде чем попасть в открытый доступ. Конечно, в детской библиотеке сортировка более строгая. Ведь взрослые люди уже могут сами решать, что им читать – Толстого с Пушкиным или Пелевина с Покальчуком. Тут ничего не попишешь – вкусы у каждого свои, классика или современники – личный выбор каждого. Но, по словам библиотекарей, ни те, ни другие никогда не простаивают на полках.

Классики – это классики. И даже добавлять ничего не надо. К ним возвращаются всегда, чаще, конечно, люди старших поколений, но и молодежь не отстает. Само собой, школьники и студенты читают по программе, но могут взять и что-нибудь «из Бальзака для души». Ну а к современным авторам интерес понятен – они на слуху, потому их произведения пользуются спросом. К сожалению, не всегда полезно прислушиваться к мнению со стороны по поводу выбора того или иного произведения. Критика, равно как и положительные отзывы в печатных изданиях зачастую направлены на рекламу автора, и не всегда достоверно отражают качества произведения. Каждый человек самостоятельно подходит к выбору литературы, но стоит отметить, что может пройти очень и очень много времени, прежде чем человек найдёт то направление, которое действительно будет играть в его жизни важную роль.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.