УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 82 відвідувачів

Теги
українська християнська культура Мазепа молодь розкол в Україні Церква і політика церковна журналістика Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ вибори церква та політика секти педагогіка забобони Патріарх Алексій II Голодомор УГКЦ комуністи та Церква постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія діаспора Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина Вселенський Патріархат Доброчинність шляхи єднання церква і суспільство іконопис Президент Віктор Ющенко Ющенко Археологія та реставрація краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков милосердя монастирі та храми України Приїзд Патріарха Кирила в Україну УПЦ КП конфлікти Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






Сайт Посольства Греции в Украине: Греки на украинских землях



Сайт Посольства Греции в Украине, без даты

 

Историческая справка

Греки - один из древнейших этносов, что жили на территории сегодняшних украинских земель. В 8-6 в. до н. э. греки стали появляться в Северном Причерноморье, вели торговлю, основывали города-колонии. Первый из них был основан выходцами из г. Милет (Малая Азия) на острове Березань во второй половине 7 в. до н. э. Позже возникли Ольвия на Буге, Тира на Днестре, Феодосия, Пантикапей, Мирмикей, Нимфей, Херсонес в Крыму. Наиболее значительные колонии позже превратились в греческо-варварские города-государства. В 6 в. до н. э. возникло Боспорское царство. За исключением Херсонеса и Пантикапея, все античные причерноморские колонии були уничтожены в 4 в. под натиском гуннов. Греческие полисы оказали огромное культурное и экономическое влияние на местное население.

В 9 в. возникло древнерусское государство Киевская Русь, которое поддерживало тесные отношения с Византийской империей. Особенно оживились эти отношения после крещения Руси в 988 г. В Киеве и других городах древнерусского государства творили художники, архитекторы, ученые, церковные деятели. Византийские мастера участвовали в сооружении и украшении таких святынь, как Собор Святой Софии и Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве. Экономические и политические связи поддерживались постоянными династическими браками между представителями византийских императорских династий и Рюриковичами.

Падение Византийской империи вызвало масштабную эмиграцию православного населения с ее территории. Значительная часть греков нашла приют на украинских землях. Переселение греков на украинские земли продолжалось в течение практически всего периода господства Османской империи на Балканах.

В конце 16-7 в. возникли влиятельные греческие общины во Львове, Каменце-Подольском, Остроге и других городах Западной Украины. Греки активно участвовали не только в экономическом развитии этих городов, но и в общественной, политической, культурной, религиозной жизни. Они были активными членами православных братств, деятельность которых была направлена на поддержку православного образования и культуры, защиту прав православного населения. На этой ниве прославились греческие ученые Арсений Элассонский, Кирилл Лукарис, Дионисий Палеолог и др.

Значительной была роль греков и в козацкой державе - Гетьманщине. Не имея возможности бороться за дело православной церкви у себя на родине, немало греков принимало участие в Освободительной войне украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого. Много родов козацкой элиты имели греческое происхождение - Капнисты, Моцоки, Томары, Мазараки, Тернавиоты, Мадзапеты, Константиновичи и другие. Среди государственных деятелей Гетьманщины известны Астаматий, Даниил Грек и др.

В 1657 г. группа греческих купцов получила торговые привилегии от гетьмана Богдана Хмельницкого и поселилась в Нежине, основав здесь большую общину, имеющую право на самоуправление. Значительные греческие общины существовали также в Переяславе и Киеве. Именно в Киеве в 17 в. был основан Греческий Екатерининский Монастырь.

В Киеве-Могилянской Академии, авторитетнейшем учебном заведении Восточной и Южной Европы 16-17 в., обучалось много греков. Значительный вклад в развитие украинского образования конца 18 в. внесли Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис, основатели Полтавской семинарии.

Во время российского господства на украинских землях продолжался процесс роста греческих общин. В конце 18 в. на Юге Украины поселились греки, которые во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. скомпрометировали себя в глазах османских властей пророссийскими настроениями. В 1779-1783 гг. по распоряжению российских властей в Приазовье из Крыма были переселены тысячи греков, давних жителей полуострова. Они основали город Мариуполь и 20 сел. Греки получили от российских властей значительные привилегии, что позволило им в считанные годы экономически развить эти территории. Греческое население Приазовья сохранило свою национальную культуру, язык, традиции. Греки селились также в Степной Украине - Екатеринославе, Елисаветграде. Новомосковске, содействуя хозяйственному развитию этих земель. Новые южные порты Российской империи - Одесса, Николаев, Херсон - привлекали греческих купцов. В течение первой половины 19 в. греческие торговые дома практически контролировали торговлю этих портов. По указу правительства Екатерины II на землях украинского Причерноморья и в Крыму были размещены греческие военные поселения. Со временем поселенцы перешли к занятию земледелием и торговлей. Российские власти оказывали серьезную протекцию грекам-фанариотам - Кантакузенам, Мурузи, Ипсиланти, Караджи и другим, предоставляя им крупные земельные усадьбы на Юге Укрианы.

В начале 19 в. в Одессе, где находилась одна из наивлиятельнейших и наибогатейших греческих общин, начало формироваться греческое национально-государственническое движение. Именно здесь в 1814 г. возникло тайное общество «Филики Этерия», сыгравшее выдающуюся роль в процессе освобождения Греции от турецкого ига.

Социальные потрясения 20 в. не обошли стороной и греческие общины Украины. Многие греки эмигрировали, значительная часть оставшихся ассимилировалась. По данным переписи населения 1926 г. в УССР проживало 124 тыс. греков, из них 97 тыс. - в Приазовье, 16 тыс. - в Крыму, 3,5 тыс. на Одесщине. В 1920-30-е гг. греки имели на территории Украины 3 национальных района и 30 национальных сельсоветов. Во времена политики «национальзации» и «коренизации», объявленной советской властью и направленной на всестороннее развитие национальных меньшинств и формирование национальных кадров, греки создали национальные учебные заведения, основали газеты, развивалась национальная литература, формировалась национальная интеллигенция. Но вскоре национальная политика советской власти по отношению к иноэтничным группам изменилась, начались репрессии, запрет проявлений национального самосознания, принудительная ассимиляция.

По данным переписи 2001 г. в Украине насчитывается 91,5 тыс. греков, преимущественное большинство которых - 77,5 тыс. - проживает в Донецкой области. Лишь 6,4% греков Украины заявили, что считают греческий своим родным языком, остальные назвали родным языком русский.

Закон Украины «О национальных меньшинствах» обеспечивает права национальных групп страны и свободу деятельности, направленной на их духовное и культурное развитие. В независимой Украине создано много греческих обществ, которые, в меру своих финансовых возможностей, проводят достойную работу. В 1995 г. создана Федерация Греческих Обществ Украины с центром в Мариуполе, которая сегодня объединяет 95 обществ из 19 областей Украины. В Симферополе создана Федерация Греков Крыма, в которую входят 16 обществ.

Греческие организации Украины издают следующие газеты: «Эллины Украины» и «Хронос» в Мариуполе, «Кампана» в Донецке, «Одиссос» в Одессе, «Греческую газету» и «Неос Понтос» в Симферополе, «Херсонисос» в Севастополе. Киевское общество греков им. Константина Ипсиланти издает газету «Элпида - Надежда», а Киевский Центр греческой культуры «Зорбас» - журнал «Эллиники Симеа - Греческий флаг».

 

Житомирское Общество греков

По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, на Житомирщине проживают 107 греков. Только десять из них назвали своим родным языком греческий, остальные считают таким украинский (34 человека) и русский (63). Девять лет тому назад, в октябре 1997 года, местные греки объединились в Житомирскую городскую общественную организацию «Общество Греков» и определили своей главной целью возрождение и развитие национальных традиций, культуры, изучение греческого языка. Организация была зарегистрирована в горисполкоме 6 мая 1998 года. Сегодня она объединяет 76 человек.

С самого начала работы Общество уделяет большое внимание изучению истории и культуры своей исторической родины, а также истории греков Украины. С сентября 2001 года в Обществе на постоянной основе ведется преподавание новогреческого языка. Дети Общества неоднократно (в 2002, 2004 и 2006 гг.) становились призерами Всеукраинских Олимпиад по истории Греции, которые проводятся в Мариуполе. В 2004 г. на Фестивале греческой песни имени Тамары Кацы представители Общества заняли 2-ое место. Греки Житомира активно участвуют в фестивалях национальных меньшинств Полесья, а в День города выступают перед житомирянами с интересной концертной программой. В 2005 году в День города на областном телевидении и радио прошли эфиры с участием Общества греков.

Ежегодно дети и пенсионеры Общества отдыхают в Греции в рамках Программы Гостеприимства Генерального Секретариата по делам греков зарубежья Министерства иностранных дел Греции, а также по приглашению мэрий греческих городов и неправительственных организаций. Так они уже посетили Афины, Салоники, Патры, Кавалу, Ксанти, Александруполи и другие города. Благодаря финансовой поддержке друзей из Афин, дети Общества уже три года подряд бесплатно отдыхают на Азовском море, Общество включило в эту программу и детей из дружественных Обществ Черкасс и Винницы.

С 2000 года действует Житомирская областная молодежная организация «Общества греков».

Житомирская греческая община плодотворно сотрудничает с Федерацией греческих обществ Украины, с обществами Киева, Черкасс, Винницы, Львова, Днепропетровска, Харцызка. С 2006 года Общество сотрудничает с Житомирской гуманитарной гимназией № 23 и Бердичевской школой № 15, с которой в марте подготовило совместную программу ко Дню независимости Греции. За успехи в изучении и рвспространении знаний по истории и культуре Греции ученики Бердичевской школы вместе с детьми из Общества были приглашены летом на Кипр.

28 октября 2006 года, в день греческого национального праздника ОХИ, Житомир посетил Посол Греции в Украине господин Харис Димитриу, который принял участие в праздничных мероприятиях, подготовленных Обществом.

Наталия Куркчи,
Председатель Житомирского Общества греков 

Историческое греческое пристутствие во Львове

Львов (Леополис и Леонтополис в греческих источниках, Lwow в западных источниках, известный также под названием Лемберг (Lemberg, Λεμβέργη), был основан в 1256 году князем Данилой Галицким и назван в честь его сына Льва. Главный город Восточной Галиции, Львов находился под польским господством с 14 века до первого распада Польши в 1772 году. Город имел выгодное месторасположение: через него проходил путь с Балканского полуострова, который разветвлялся на запад (в сторону Польши, Германии, Нидерландов) и на северо-восток (к Москве). На территории Восточной Галиции проживали славяне - рутены, которые, несмотря на свою принадлежность Польскому королевству, сберегали свой язык и веру и, благодаря национальному самосознанию, были более ориентированы на православный Восток, нежели на католический Запад.

Основным оплотом православия перед лицом полонизации, окатоличивания, наступления иезуитов и протестантов являлись церковные братства, которые создавались как цеховые объединения и сыграли главную роль в поддержке православия на этой территории. Самым значительным было львовское Братство Успения Богородицы, образованное в начале 15-го века. Кроме благотворительной деятельности, Братство оказало также значительное влияние на повышение уровня духовенства, основало школу и типографию. В процессе своей деятельности члены Братства столкнулись с сопротивлением со стороны львовского епископа Гедеона Балабана и обратились за помощью к Константинопольскому патриарху. Патриарх Константинопольский Иеремия II и патриарх Антиохийский Иоаким V поддержали Братство и предоставили ему право ставропигии. Религиозно-духовное руководство православными осуществлял Константинопольский патриархат. В 1585 году патриарх Антиохийский Иоаким V посетил Львов. Известен интерес посланников патриарха - Никифора Парасхиса, Кирилла Лукариса и александрийского патриарха Мелетия Пигаса - к вопросам православия и греческого образования на территории Восточной Галиции. Они призывали к поддержке братств, основанию типографий и учебных заведений. Греческие книги (напечатанные греческими буквами) издавали во Львове и Вильно. Вся образовательная и издательская деятельность православных во Львове того периода связана с Братством и греческими поселенцами. Братство также основало во Львове в 1591 году большую больницу.

 

Архиепископ Арсений Элассонский (1550-1626) в 1586 году в качестве патриаршего посланника посетил Москву и на обратном пути совершил остановку во Львове, где и остался до 1588 года. Его вклад в развитие духовной жизни и греческого образования в Западной Украине был весьма значителен. Арсений Элассонский стал первым преподавателем греческого языка в школе львовского православного Ставропигийского Успенского Братства и написал первую двуязычную греческо-славянскую Грамматику с символическим названием «Адельфотес» (Братство), напечатанную в 1591 году в типографии Братства.

Со второй половины 16-го века во Львове процветает греческая община, состоявшая, в основном, из купцов, расцвет ее продолжается и в 17 веке. До 1550 года на этой территории проживало крайне мало греков, количество их начинает увеличиваться с середины 16-го века, когда выходцы с Крита и других греческих островов поселились в придунайских княжествах. Согласно архивным документам, греческие торговцы были самым активным фактором экономической жизни региона, и одновременно оказывали значительное влияние на политическую жизнь местного населения и защиту православия.

Значительнейший греческий коммерсант Константинос Корниактос (Корнякт), торговец вином и другими восточными товарами, родом с Крита, поселился во Львове в 1554 году. В 1580 году итальянец Пиетро Барбон построил для него резиденцию (сегодня в этом доме находится Исторический музей). Корниактос стал инициатором возведения Церкви Успения Пресвятой Богородицы, частью которой является известная «Башня Корнякта», одна из самых красивых в Восточной Европе колоколен, построенная тем же итальянцем в 1573-1578 гг.

Центр греческого языка и культуры, который действует на факультете иностранных языков Львовского национального университета им. Ивана Франко с 2000 года, носит имя Арсения Элассонского. Руководит Центром доцент кафедры классической филологии Лина Глущенко, преподаватель древнегреческого и новогреческого языков.

Львовское греческое общество основано в 1992 году и носит имя Константиноса Корниактоса. Сегодня оно имеет статус Западно-Украинского общества и объединяет жителей соседних областей. Входит в Федерацию греческих обществ Украины. Председатель Общества - Надежда Евкарпиди. С 2001 года успешно действует и Греческая община Львовской области «Эллинес» во главе с Людмилой Кечеджи. Община является членом Всеукраинской Ассоциации организаций национальных меньшинств. 

НІЖИНСЬКЕ ГРЕЦЬКЕ БРАТСТВО

Історична довідка

Прголошення незалежної української держави - Гетьманщини - сприяло пожвавленню грецької торгівлі на українських теренах. Богдан Хмельницький видав декілька універсалів - 1 серпня 1649 р., 18 червня 1652 р. та 9 січня 1656 р., що надавали грекам значних привілеїв. У середині 17 ст. грецькі купці почали оселятися у м. Ніжин, що ставало визначним центром міжнародної торгівлі. 5 травня 1657 р. греки отримали від гетьмана Б. Хмельницького право самоврядування та звільнення від оподаткування і державних повинностей. Ці привілеї підтверджували й інші гетьмани - І. Виговський, Ю. Хмельницький, І. Самойлович. Так один з універсалів І. Самойловича - від 28 листопада 1675 р. - стосувався виключно ніжинських греків. З нього розпочинається офіційна історія ніжинської грецької громади. Цим універсалом гарантувалася автономність місцевого суду й водночас передбачалася можливість апеляції до Генерального військового суду. Це фактично запроваджувало державний контроль над автономним грецьким судочинством.

Грецька ніжинська громада зорганізувалася у формі церковної парафії, яка виділилася в 1680 г. Ініціатором її створення був грецький священик з Македонії (села Ангелокастро єпархії Навпакту і Арти) Христофор (Христодул) Димитрієв, який прибув до міста 1677 р. (Він став першим ктитором і першим братчиком, збудував два храми і 16 років був при них благочинним, все своє майно заповів братській церкві). Громада була затверджена грамотами чернігівського архиєпископа Лазаря Барановича та константинопольського патріарха Іакова. Дві великі кам'яні грецькі церкви - архістратигів Михаїла й Гавриїла та Всіх Святих - було побудовано наприкінці 17 ст. - початку 18 ст. Значна частина коштів була надана російським урядом. 11 вересня 1687 р. гетьман Іван Мазепа своїм універсалом підтвердив права ніжинської грецької громади на привілеї, хоча право внутрішнього суду дещо обмежувалося.

Як зазначав відомий історик Костянтин Харлампович, у 80-і рр. 17 ст. громадське життя ніжинських греків оформилося в двох організаціях - церковно-парафіяльній та торговельній. 1696 р. обидві організації спричинилися до заснування в Ніжині грецького братства, статут якого Христофор написав у 1697 р. Нове братство було санкціоновано грамотою київського митрополита Варлаама Ясинського від 3 липня 1696 р. та універсалом гетьмана І. Мазепи від 19 жовтня 1696 р. Грекам надавалося право без втручання ніжинського ігумена вибирати свого пресвітера, який підлягав лише київському митрополиту, право заснувати школу і шпиталь, а також стверджувалася непорушність автономної грецької юрисдикції. З того часу адміністративно-судові функції перейшли до виборного органу братства - "Ради 12-х". Спочатку рада містилася у церкві Михаїла і Гавриїла, а потім - у Всіхсвятській церкві. Пізніше керівним органом братства стала "Компромісна розправа". Вона мала свою печатку, розглядала всі справи членів братства і не підлягала контролю місцевої адміністрації. З 1785 р. функції керівного органу перейшли до ніжинського грецького магістрату.

У 30-і рр. 18 ст. братство, засноване як церковне, поступово перетворювалося на купецьку громаду, в яякій домінували комерційні інтереси. Грецькі купці розгорнули широкомасштабну торгівлю на Україні, встановили торговельні зв'язки з Росією, Польщею, Австрією, Німеччиною, Італією, Туреччиною, що сприяло піднесенню економічного і культурного рівня Ніжина. Греки здійснювали значний вплив на життя міста. Так, у 1714-1718 рр ніжинським війтом був Стерій Тернавіот, а у 1727-1750 рр. - його син Петро. Тут мешкали і діяли брати Зосими, відомі меценати й благодійники.

За статутом, до складу братства входили всі охочі до того греки, за винятком осіб духовного сану. Однак правом голосу на загальних зборах користувалися тільки чоловіки віком від 20 років, які мали щорічно робити внески на потреби громади. До Ніжинського грецького братства у 1711 р. входило 25 родин, у 1775 р. - 129, а у 1782 р. - 140 (всього 977 осіб).

Права братства підтверджувалися й іншими гетьманами та російськими царями. Ліквідація російським урядом автономії Гетьманщини позначилася й на існуванні Ніжинського грецького братства: його права було обмежено. Занепад Ніжина як торговельного центру призвів до занепаду грецького братства.

Михайлівська грецька церква у місті Ніжині (церква Св. Архистратигів Михаїла і Гавриїла) - побудована у 1719-1729 рр. на місці дерев'яної, що стояла з 1680 р. Освячена у 1731 р. Мурована, тридільна, однобанна, з гранчастим центром, бабинцем, півкруглою апсидою і притвором з західного боку. На північному боці вівтарної стіни вміщено мармурові дошки з грецькими текстами. Триярусна дзвіниця 19 ст не збереглася. Церква розташована на вул. Гребінки (колишня назва - Грецька), 29.

Всіхсвятська грецька церква у місті Ніжині - нинішня церква збудована у 80-і рр. 18 ст. на місці дерев'яної церкви 1692 р. і першої мурованої Всіхсвятської церкви. Варіант архаїчного типу зальної церкви з апсидами-крилосами, поширеного на Буковині й Балканах. Має риси класицизму. Мурована, хрестоподібна. Великий круглий барабан з напівколонами несе позолочену баню. Стоїть на підвалі, склепіння якого спираються посередині на стовп. Наприкінці 19 ст. біля входів добудовані восьмиколонні портики тосканського ордеру з трикутними фронтонами, споруджено триярусну дзвіницю, яка не збереглася. Адреса церкви: вул. Гребінки, 31.

Ніжинська грецька школа. Відкрита 1696 р. як школа Ніжинського грецького братства. Спочатку містилася в Михайлівській церкві, а потім у збудованому спеціально для неї поруч з церквою дерев'яному будинку. Термін навчання - два роки. Окрім грецької, вивчали російську мову, арифметику, малювання, початки географії, закон Божий. У школі навчалися переважно діти ніжинських греків, але здобували освіту й представники інших національностей. Містилася за адресою: вул. Гребінки, 18, 20.

У 1814 р. на базі школи було відкрито трикласне Ніжинське Олександрівське грецьке училище. У 1915 р. - 108 учнів. Навчалися переважно діти негрецького походження, оскільки на цей час у місті значно зменшилася грецька громада. Російська влада неодноразово намагалася ліквідувати училище, але не змогла це зробити через супротив опікунської ради, що складалася із греків, переважна більшість яких вже мешкала поза межами Ніжина. Ліквідовано у 1919 р. Знаходилося у будинку, зведеному коштом грецької громади, за адресою: вул. Судійська (нині - вул. Гербеля, 24).

Грецьке кладовище - частина Центрального (Троїцького) кладовища. Грецьке кладовище виникло в середині 17 ст. У 1820 р. на ньому споруджено церкву Св. Костянтина і Олени. Частина (11 поховань) грецьких надгробків, переважно мармурових, збереглася (написи грецькою мовою). Тут поховано також представників роду Зосима - братів Анастасіоса та Ніколаоса. Наприкінці 19 ст. Грецьке кладовище поєднали з Троїцьким, утворивши Центральне. Адреса: вул. Московська (Червоних Партизан).

 


Харьковское Общество греков «Гелиос»

Харьковское Общество греков «Гелиос», основанное в сентябре 1989 года и насчитывающее сегодня 426 участника, демонстрирует прекрасную работу: ежегодно, начиная с 2001, проводит Дни Греческой Культуры с богатой и разнообразной программой, организовывает выставки и творческие вечера, с успехом осуществляет издательскую деятельность. Так, в последнее время была переиздана монография выдающегося историка, профессора Харьковского университета В. Бузескула, опубликованная в 1908 г., «Идеал свободы и равноправия: История Афинской демократии» и репринтный сборник первых украинских переводов произведений Софокла, Аристофана, Менандра и Лонга «Любовь к греческим Музам...». Общество тесно сотрудничает с Харьковским национальным университетом, котрый носит имя своего основателя - ученого и просветителя Василия Каразина, родословная которого восходит к греческому роду Караджи.

Заместитель Министра иностранных дел Греции господин Теодорос Кассимис направил Председетелю Общества господину Константину Шердицу письмо, в котором выразил удовлетворение деятельностью «Гелиоса» и поблагодарил его Совет и участников за значительный вклад в развитие Эллинизма в регионе, а также выделил финансовую помощь для реализации плана деятельности Общества.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.