УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 103 відвідувачів

Теги
шляхи єднання Церква і влада Церква і медицина діаспора УПЦ КП Вселенський Патріархат краєзнавство розкол в Україні комуністи та Церква молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство церковна журналістика конфлікти педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація Католицька Церква вибори Церква і політика забобони УГКЦ милосердя церква та політика Голодомор Президент Віктор Ющенко іконопис постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков автокефалія Ющенко монастирі та храми України секти Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра Мазепа Доброчинність Патріарх Алексій II українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






«Популярные ведомости» (Павлоград, Днепропетровская обл.): Из Матвеевки в Луганскую. 25-й годовщине Павлограда посвящается



«Популярные ведомости» (Павлоград, Днепропетровская обл.), Виктор Бушин, 17 июня 2009

Самое любопытственное в жизни слободы Матвеевки - это ее демографический состав. Соотношение мужчин и женщин. Из письма губернатора Черткова от 26 января 1777 года мы можем узнать, что в слободе насчитывалось 217 душ мужского полу и 387 - женского. Перевес количества женщин над количеством мужчин - ровно 170 душ. В принципе, есть, конечно, диспропорция, но мужчины могли отлучаться на заработки.

Кроме, того, слобода воинская, так что часть могла служить в армии. В общем, все более-менее понятно и объяснимо.

 

На восемь девчонок - десять ребят

Но вот в письме от 6 мая 1779 года протопоп Федор Писаревский докладывал начальству, что в Матвеевке живет 872 души мужкого и 692 души женского полу. Т.е. за два года население увеличилось почти в 2,5 раза, а количество мужчин выросло в 4 раза. "Недовес" жителей "бабского чину" составлял 180 человек. То-то, наверное, в Матвеевке девки переборчивые были! Потому, что на восемь девчонок по статистике десять ребят.

Дальше было еще круче! Через год, согласно описанию, приложенному к "Карте, представляющей часть Азовской губернии, через которую сего 780 года азовский губернатор Чертков проезд для обозрения имел" и датированной августом 1780 года, в Матвеевке проживало уже "1039 душ мужеска та 802 женска пола". И население в целом, и количество мужчин увеличилось в 1,2 раза. Вот только теперь в Матвеевке тех, кто "як барвінок в'ється" было на 237 больше, чем тех, у кого "коромисло гнеться".

Разгадка, скорее всего, заключается в том, что в 1777 году в Матвеевке была размещена одна из рот Луганского пикинерного полка. Об этом свидетельствует уже упоминавшаяся карта объезда губернатора. В ней Матвеевка названа слободой Луганского пикинерного полка. А самое главное, годом основания слободы назван 1777-й! В таком контексте становится понятной загадочная фраза из губернаторского рапорта Потемкину: "да и достальные в двохсот дворовое число хозяева там находятся".

 

Сна имени

В письме архиепископу от 3 декабря 1779 года губернатор просит дать разрешение на закладку "Свято-Покровской церкви Луганского пикинерного полка в воинской слободе Матвеевке". На карте, датируемой августом 1780 года, также упоминается Матвеевка. А вот в церковной переписке, датируемой 30 июня 1781 года, уже встречаюся священники из слободы Луганской. Рапортом от 25 августа 1782 года протопоп Федор Писаревский доносил, что "в воинской слободе Луганской новоустроенная церковь во имя Покрова Богоматери ... освящена".

Таким образом, в августе 1780 года упоминается слобода Матвеевка, а в июне 1781 года - уже слобода Луганская. Т.е. переименование произошло где-то во второй половине 1780 - первой половине 1781 года. Почему же произошла смена названия?

Согласно данных документа начала 80-х годов XVIII века, озаглавленного "Описания городов Азовской губернии" и впервые опубликованного в 1904 году, "казенная слобода Луганская вновь поселенная с 1779 году, где состоит Луганскаго пикинернаго полку Штабквартира". Первый историк Новороссии А.А.Скальковский в 1836 году также называл 1779 год годом основания Луганской. Следовательно, в этом году произошло нечто настолько важное в жизни слободы, что она чуть позднее сменила название. Это событие - размещение в Матвеевке штаб-квартиры Луганского пикинерного полка.

Помимо прочего, "Описание городов Азовской губернии" рассказало про то, чем занимались обитатели наших мест: "...Земля плодоносна, но по новости заселения как казенных, так и помещичьих селений не довольно еще обработана. Рыбы в реках и озерах мелкой обыкновенной довольно. Лесов, кроме малого количества терноваго, бузиноваго и чернокленника вовсе нет и доставляют для строения из других мест, а больше поселяне делают мазанки оплетывая хворостом и обмазывая глиною. Отапливаются же соломою и камышем, выращивая притом разсадкою и посевом разнаго рода деревья. Жители упражняются в хлебопашестве и скотоводстве, получая из того себе пропитание".

Непосредственно в слободе Луганской "ярмонки бывают в год три: I-я Марта 25, в день Благовещения; 2-я - в Сошествие Святаго Духа; 3-я - Октября I-го, в день Покрова Богородицы".

Но не только хлебопашеством и торговлей были заняты луганцы. Ведь главным занятием многих из них, тянувших лямку в пикинерах, как вы понимаете, была воинская служба. А вот кто такие пикинеры и какую роль они сыграли в судьбе слободы, мы поговорим в следующий раз.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.