УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 57 відвідувачів

Теги
українська християнська культура секти Голодомор Церква і влада Церква і медицина педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність розкол в Україні Митрополит Володимир (Сабодан) конфлікти комуністи та Церква церква і суспільство Вселенський Патріархат постать у Церкві УПЦ КП Священний Синод УПЦ краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь церковна журналістика Католицька Церква Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Ющенко вибори монастирі та храми України Мазепа забобони діаспора іконопис церква та політика УГКЦ милосердя шляхи єднання Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II автокефалія Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






Ура, пришел конкурент!




Влад Головин, представитель журнала «Фома» в Украине

Несколько лет назад мне случайно попался на глаза журнал с необычным названием «Фома». Пояснение к названию еще больше заинтриговало: православный журнал для сомневающихся. Качество церковной периодики меня давно не устраивало, однако тут все было сделано по-другому - и верстка была комфортной и подбор тем гораздо шире, чем в обычной церковной прессе, и никакого официоза. Я связался с редакцией и заказал себе подшивку за последние два года. Все оказалось намного интереснее. В старых номерах я нашел материалы не только с Юрием Шевчуком, который уважает Церковь, но и с Михаилом Боярским, который сомневается в существовании Бога. Редакция не пыталась его убедить, а скорее стремилась разобраться в причинах сомнений. Мне это показалось очень смелым для православного журнала. Но такая политика редакции объясняется тем, что действительно верующий человек не боится сомнений и готов беседовать с сомневающимися, не пытаясь никого убедить, а стараясь понять.

Вдохновленный оригинальным освящением религиозной тематики, я стал убеждать редакцию, что в Украине такой журнал необходим. Многие знакомые довольно скептически отнеслись к идее продавать религиозный журнал, а мои заверения в том, что издание качественно отличается от всего, что издается на эту тему, считали признаком корпоративной солидарности верующих. Мол, каждый кулик хвалит свое болото.

Однако реальный интерес к изданию превзошел все ожидания. Всего за год продажи журнала, который в рознице стоит довольно дорого (20-25 грн.) уже превысили 1 тыс. экз. При том, что не было ни промо-акций, ни рекламной поддержки, а экспедицией и переговорами с контрагентами занималось два человека. Я это объясняю несколькими факторами.

В Украине существует огромнейший спрос на религиозную информацию, однако его не удовлетворяют ни церковные, ни светские издания. Церковные - просто потому что дают слишком много официоза. Нецерковные видят в религии скорее недоразумение, пережиток прошлого, поэтому и не могут подобрать интересные темы о вере. Большие праздники, люди с пасками или яблоками возле храма - это тема или фоторепортаж. Конфликт верующих - это всегда пожалуйста. При этом довольно часто журналисты путаются в деталях или выставляют в более выгодном свете ту сторону, которая более симпатична автору. Очень редко появлялись очерки о монастырях или отдельных ярких священнослужителях. Лично мне запомнился фоторепортаж «Корреспондента» о священнике Михаиле Жаре из Черновицкой области, создавшим детский приют.

Однако чаще всего журналисты слабо разбираются в церковной тематике. Ничего нового редакции не придумывают и в подборе тем. С перерывом в полгода или год разные еженедельники задаются извечным для акул пера вопросом: а сколько попы зарабатывают денег. И выпускают материалы в несколько разворотов, над которыми потом долго смеются люди, знающие тему. Тем временем совершенно незаметно проходят действительно важные события - перевод и издание текстов литургии на русском и украинском языках, становление десятков церковных молодежных организаций, канонизация духовенства, замученного в годы Сталинских репрессий, творчество нескольких современных Лесковых - протоиерея Александра Авдюгина, (жж-юзер rebrik), Юлии Вознесенской, священника Николая Агафонова.

Фактически религиозная журналистика в Украине развита очень слабо. Этот пробел могут восполнить новые проекты. 23 июня информационное агентство УНИАН презентовало новый проект «УНИАН-Религии». Это первый случай в истории украинской журналистики, когда нецерковная организация делает постоянный продукт, посвященный религии. До сих пор самыми популярными информационными ресурсами о церкви и были проект УПЦ «Православие в Украине» и Религиозно-информационная служба в Украине - проект, который делают миряне УГКЦ.

Может, хотя бы существование полноценного информационного ресурса изменит картину. Просто потому, что этот ресурс делают профессиональное информационное агентство. Это один из немногих случаев, когда появление конкурента необходимо. Ведь дело не только в том, что журналисты плохо знают церковную тематику или в том, что церковные СМИ слишком официальны. Проблема глубже. Очень многие газеты слова «Господь» и «Бог» до сих пор пишут с маленькой буквы, тогда как большинство пресс-служб банков пишут «Председатель Правления» - с заглавной. Должно быть наоборот, и журналисты могут эту ситуацию исправить.