УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 47 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ секти милосердя УПЦ КП Археологія та реставрація Церква і медицина Голодомор іконопис педагогіка комуністи та Церква монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков вибори молодь Вселенський Патріархат церква та політика Католицька Церква українська християнська культура Мазепа краєзнавство забобони Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора церква і суспільство Патріарх Алексій II Ющенко постать у Церкві Церква і політика шляхи єднання Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра Церква і влада конфлікти Президент Віктор Ющенко розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія Доброчинність церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Казаки обожали французские вина



«Новая» (Украина), Ирина Несенюк, 08.07.2009

 

 

Тут есть где разгуляться: от входных ворот до последнего ветряка расстояние - как от Бессарабки до Майдана. На казацкой земле находится живописное озерцо - исток речки Лыбидь - с лилиями и черепахами. Сюда приезжает президент Ющенко - купаться в крещенские морозы. И заправляет всем этим раздольем казак Мамай, у которого «Новая» побывала в гостях.

Центр народоведения «Казак Мамай» Киеврада зарегистрировала как юрлицо еще 19 лет назад (слобода в 7 км от Крещатика, по ул. Михаила Донца, 2). Через 2 года Киеврада выдала первый в истории страны акт на право постоянного пользования землей (9,2 га).

Усадьбы и церковь

Дух казаччины воплощен в архитектуре XVIII в. В отличие от музея в Пирогово, все объекты выстроены в улицу, и создается впечатление обжитого поселка. У входа расположена сигнальная вышка - бочки, поджигавшиеся в случае тревоги. Тут же гостей встречает скифская баба. И не зря! Словарь Гринченко объясняет слово «мамай» как нечто возвышающееся, стерегущее. Когда 200 лет назад украинских крестьян спрашивали, что такое «мамай», они показывали на каменную фигуру на кургане. Кроме того, в сельских домах столетиями украшают стены так называемыми парсунами, на которых изображен казак Мамай - своеобразный оберег дома.

В Мамаевой слободе 8 усадеб, церковь, кузница, гончарная мастерская, бурсацкий театр (по совместительству - эшафот), войсковая канцелярия, дом гадалки, шинок. Всего 98 объектов. Казацкая церковь Покрова Пресвятой Богородицы - особая гордость современного казака Мамая (Константина Олийныка, директора и хозяина этнозаповедника).

- Это прототип храма, бывшего на Запорожской Сечи во времена Хмельницкого, - вводит в курс Константин Владимирович. - Эта церковь - первая со времен запрета в 1801 году украинских храмов. Она стоит на одной широте с Успенским собором Киево-Печерской лавры (50 градусов 43 минуты). Мы возводили ее с 2000-го по 2002-й годы, столько же времени - с 1700-го по 1702-й - ее строил полковник Семен Палий. Можно сказать, что церковь реинкарнировалась через 300 лет. Белые лапчатые кресты вокруг нее - пантеон в память о 38 казацких куренях, именно столько их было в Украине. Посмотрите на эти кресты на церкви - они называются «Солнце славы»! Полумесяц внизу вовсе не означает победу над мусульманами. Это символ непорочности Девы Марии, полумесяц вообще - женское лоно, месячный цикл, родовые воды. Такие кресты есть и на Святой Софии, и на Успенском соборе. Нужно только чаще голову поднимать.

А вино - лучше

Художники мастерской Стороженко, в частности Александр Цугорка, оформили церковь иконами. Ни за свечи, ни за обряды в храме не нужно платить «по таксе» - достаточно в ящик для пожертвований опустить любую сумму. В хоре - только мужчины (церковь-то - казацкая), среди них есть и народные артисты Украины, оперный голос и у настоятеля отца Романа. Храму предоставлена ставрология, то есть он подчиняется непосредственно патриарху Филарету.

 В слободе есть уникальное здание - каменный дом сотника. Высокие потолки, изысканная лепнина, даже конская привязь крепится на античных львах. Это «VIP-парковка» для войсковой элиты. Жилища казацкой старшины почему-то не представлены в украинских музеях под открытым небом. Константин Олийнык считает: людям навязывают мнение о том, что наши предки жили в жалких мазанках, ели сало, на сале спали и салом укрывались, пили голую сивуху. На самом деле простые казаки жили небедно. Взять хотя бы окна в их домах, сделанные из «гутнего» стекла (добротного, выплавлявшегося блинами). Украинская кухня в те времена насчитывала до четырех с половиной сотен блюд. Горилки было 38 сортов, но многие отдавали предпочтение... французским винам. Рядовые казаки снаряжали во Францию обозы с сухофруктами в обмен на бургундское. Гурманы-атаманы отдавали должное «Мальвазии» с Пальма-де-Мальорки (сегодня бутылка такого деликатеса стоит 200 евро).

Узнать об этом и остальном подробнее, увидеть и даже потрогать все можно с сегодняшнего дня. В Мамаевой слободе будут отмечаться все храмовые и народные праздники, здесь даже можно сыграть свадьбу - на конях и волах, с гостями, венчанием, банкетом и брачной ночью в казацком доме. А вот курить, разводить огонь и жарить шашлыки в слободе категорически запрещено, тем более что окурки все равно выбрасывать некуда - урн пока нет, впрочем, лавочек для отдыха - тоже.

Спешите видеть

В день открытия этноцентра гости увидят выступления народных коллективов, лучшего в Европе конного каскадерского казацкого театра, показательные стычки казацких отрядов с условным противником, посетят выставку «Полтава казацкая», ярмарку народных мастеров, отведают юшки и кулеша, погуляют на Надднепрянских вечерницах вместе с почетным гостем - Олегом Скрипкой. Дресс-код - вышиванка. Для тех, кто им пренебрежет, вход - 20 грн.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.