УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 79 відвідувачів

Теги
УГКЦ церква і суспільство молодь Патріарх Алексій II забобони Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра Церква і політика УПЦ КП автокефалія милосердя Католицька Церква секти Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання Церква і влада церква та політика Археологія та реставрація комуністи та Церква Священний Синод УПЦ Мазепа педагогіка Вселенський Патріархат вибори Ющенко постать у Церкві Доброчинність монастирі та храми України церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура діаспора конфлікти Голодомор іконопис краєзнавство Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Казаки обожали французские вина



«Новая» (Украина), Ирина Несенюк, 08.07.2009

 

 

Тут есть где разгуляться: от входных ворот до последнего ветряка расстояние - как от Бессарабки до Майдана. На казацкой земле находится живописное озерцо - исток речки Лыбидь - с лилиями и черепахами. Сюда приезжает президент Ющенко - купаться в крещенские морозы. И заправляет всем этим раздольем казак Мамай, у которого «Новая» побывала в гостях.

Центр народоведения «Казак Мамай» Киеврада зарегистрировала как юрлицо еще 19 лет назад (слобода в 7 км от Крещатика, по ул. Михаила Донца, 2). Через 2 года Киеврада выдала первый в истории страны акт на право постоянного пользования землей (9,2 га).

Усадьбы и церковь

Дух казаччины воплощен в архитектуре XVIII в. В отличие от музея в Пирогово, все объекты выстроены в улицу, и создается впечатление обжитого поселка. У входа расположена сигнальная вышка - бочки, поджигавшиеся в случае тревоги. Тут же гостей встречает скифская баба. И не зря! Словарь Гринченко объясняет слово «мамай» как нечто возвышающееся, стерегущее. Когда 200 лет назад украинских крестьян спрашивали, что такое «мамай», они показывали на каменную фигуру на кургане. Кроме того, в сельских домах столетиями украшают стены так называемыми парсунами, на которых изображен казак Мамай - своеобразный оберег дома.

В Мамаевой слободе 8 усадеб, церковь, кузница, гончарная мастерская, бурсацкий театр (по совместительству - эшафот), войсковая канцелярия, дом гадалки, шинок. Всего 98 объектов. Казацкая церковь Покрова Пресвятой Богородицы - особая гордость современного казака Мамая (Константина Олийныка, директора и хозяина этнозаповедника).

- Это прототип храма, бывшего на Запорожской Сечи во времена Хмельницкого, - вводит в курс Константин Владимирович. - Эта церковь - первая со времен запрета в 1801 году украинских храмов. Она стоит на одной широте с Успенским собором Киево-Печерской лавры (50 градусов 43 минуты). Мы возводили ее с 2000-го по 2002-й годы, столько же времени - с 1700-го по 1702-й - ее строил полковник Семен Палий. Можно сказать, что церковь реинкарнировалась через 300 лет. Белые лапчатые кресты вокруг нее - пантеон в память о 38 казацких куренях, именно столько их было в Украине. Посмотрите на эти кресты на церкви - они называются «Солнце славы»! Полумесяц внизу вовсе не означает победу над мусульманами. Это символ непорочности Девы Марии, полумесяц вообще - женское лоно, месячный цикл, родовые воды. Такие кресты есть и на Святой Софии, и на Успенском соборе. Нужно только чаще голову поднимать.

А вино - лучше

Художники мастерской Стороженко, в частности Александр Цугорка, оформили церковь иконами. Ни за свечи, ни за обряды в храме не нужно платить «по таксе» - достаточно в ящик для пожертвований опустить любую сумму. В хоре - только мужчины (церковь-то - казацкая), среди них есть и народные артисты Украины, оперный голос и у настоятеля отца Романа. Храму предоставлена ставрология, то есть он подчиняется непосредственно патриарху Филарету.

 В слободе есть уникальное здание - каменный дом сотника. Высокие потолки, изысканная лепнина, даже конская привязь крепится на античных львах. Это «VIP-парковка» для войсковой элиты. Жилища казацкой старшины почему-то не представлены в украинских музеях под открытым небом. Константин Олийнык считает: людям навязывают мнение о том, что наши предки жили в жалких мазанках, ели сало, на сале спали и салом укрывались, пили голую сивуху. На самом деле простые казаки жили небедно. Взять хотя бы окна в их домах, сделанные из «гутнего» стекла (добротного, выплавлявшегося блинами). Украинская кухня в те времена насчитывала до четырех с половиной сотен блюд. Горилки было 38 сортов, но многие отдавали предпочтение... французским винам. Рядовые казаки снаряжали во Францию обозы с сухофруктами в обмен на бургундское. Гурманы-атаманы отдавали должное «Мальвазии» с Пальма-де-Мальорки (сегодня бутылка такого деликатеса стоит 200 евро).

Узнать об этом и остальном подробнее, увидеть и даже потрогать все можно с сегодняшнего дня. В Мамаевой слободе будут отмечаться все храмовые и народные праздники, здесь даже можно сыграть свадьбу - на конях и волах, с гостями, венчанием, банкетом и брачной ночью в казацком доме. А вот курить, разводить огонь и жарить шашлыки в слободе категорически запрещено, тем более что окурки все равно выбрасывать некуда - урн пока нет, впрочем, лавочек для отдыха - тоже.

Спешите видеть

В день открытия этноцентра гости увидят выступления народных коллективов, лучшего в Европе конного каскадерского казацкого театра, показательные стычки казацких отрядов с условным противником, посетят выставку «Полтава казацкая», ярмарку народных мастеров, отведают юшки и кулеша, погуляют на Надднепрянских вечерницах вместе с почетным гостем - Олегом Скрипкой. Дресс-код - вышиванка. Для тех, кто им пренебрежет, вход - 20 грн.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.