УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 74 відвідувачів






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Через тернии к родительскому счастью. Беседа с проф. Федором Дахно, директором Института репродуктивной медицины, национальным представителем Украины в Европейском обществе репродукции человека и эмбриологии



«Новая» (Украина), Наталия Гноевая, 29.04.2009

 

Диагноз бесплодия - не помеха родительскому счастью в эру бурного развития вспомогательных репродуктивных технологий. «Новая» уже беседовала на эту тему с Федором Дахно, профессором, директором Института репродуктивной медицины, национальным представителем Украины в Европейском обществе репродукции человека и эмбриологии. Сегодня, продолжая разговор, мы затронем деликатные проблемы психологического и этического характера.

Супруги приехали в Киев в гости к родственникам. К этой семье все относились с большим сочувствием - более двенадцати лет многочисленные попытки родить ребенка не увенчались успехом. В каких только клиниках они не побывали - во Франции, Германии, Израиле, и все безрезультатно. И уже решили смириться с судьбой. К предложению родственников обратиться к местным специалистам зарубежные гости сначала отнеслись скептически. На первых порах они думали, что необходимо лечение аллергии. Но потом бывший киевлянин решил, почему бы и не попытать счастья на родине, и уговорил супругу. Обратились они в Институт репродуктивной медицины.

- Мы провели курс стимуляции и получили восемь эмбрионов, - рассказывает директор института Федор Дахно. - К сожалению, после введения двух эмбрионов (остальные шесть подверглись криоконсервации) женщина не забеременела. Но, видимо, что-то заставило ее попробовать повторить попытку именно у нас. Через четыре месяца она специально прилетела в Киев. Мы перенесли в ее матку три оттаянных по специальной методике эмбриона, и... один прижился! В семье родился столь долгожданный ребенок. Чем можно объяснить такой успех? Наверное, нам просто повезло. Применяемая нами схема легла на подготовленную почву. Возможно, мы поймали благоприятный момент... Точно так же могло повезти и нашим коллегам...

- К вам часто обращаются иностранцы?

- Обращаются, конечно... Но юридически это не так просто, да и не всегда удается преодолеть некоторые психологические и ментальные барьеры.

- А россияне? Украинское законодательство в отношении вспомогательных репродуктивных технологий и закрепления прав родителей на ребенка считается наиболее совершенным - это признают сами российские специалисты. И многие россияне стремятся решить свои проблемы здесь...

- Да какие же они иностранцы?! Это же все наши люди, у многих здесь родственники. Мы помогли появиться на свет десяткам детей из России, приезжают даже из Сибири, с Камчатки, Урала...

 

О нюансах психологических и юридических

- В прошлой нашей беседе мы не затронули темы психологической подготовки супругов. Когда, например, во вспомогательных репродуктивных технологиях участвуют супруги и только их гаметы, в психологическом плане это близко к естественному зачатию. Другое дело, когда используется чужая донорская сперма или яйцеклетки и, тем более, привлекается суррогатная мать. Здесь могут быть серьезные психологические барьеры...

- Совершенно верно. И в этом случае гораздо легче бывает женщине (сейчас я не имею в виду суррогатное материнство). В любом случае, если женщина выносила и родила ребенка, она является его кровной матерью. Мужчина же в любом случае может быть только генетическим отцом. Поэтому женщине психологически проще принять ситуацию, когда ей предлагается яйцеклетка другой женщины-донора - ребенок-то все равно будет ее кровным. Конечно, в любом случае с семейной парой проводится психологическая подготовка, ведь очень важно, чтобы оба супруга взвесили все «за» и «против», осознали, что они готовы пойти на такой шаг.

- Федор Власович, а как осуществляется подбор донорской спермы или яйцеклеток? Участвует ли семья в выборе донора? Ведь, естественно, будущие родители хотят, чтобы ребенок был похож на них внешне, чтобы, не дай Бог, не проявилась плохая наследственность...

- Это очень деликатная тема, тем более, что донорство у нас анонимное. Супругов не знакомят с донором, не показывают его фотографию, не дают о нем никакой личной информации. Но при этом очень скрупулезно оговариваются его фенотипические данные: группа крови, резус-фактор, вес, рост, телосложение, форма лица, носа, лба, цвет и разрез глаз, цвет и тип волос, даже размер одежды, обуви, а также привычки и интересы. Так что супруги могут выбирать. Важнейшим моментом является то, что среди потенциальных доноров не должно быть людей с плохой наследственностью, хроническими заболеваниями, какими-либо отклонениями от нормы - все это устанавливается в результате всестороннего тщательного обследования. Не менее важно юридическое сопровождение. Все взаимоотношения между донорами и клиникой закрепляются документально, в том числе донор подписывает заявление-обязательство участника анонимной программы донации.

Хочу обратить особое внимание на то, что месяц назад, 31 марта, вступил в силу приказ МЗУ № 771 от 23.12.08 «Об утверждении Инструкции о порядке применения вспомогательных репродуктивных технологий», законодательно закрепляющий многие клинические, технологические, юридические аспекты репродуктивной медицины. В приложениях к этой Инструкции, в частности, утверждены формы юридических документов, закрепляющих обязательства и права всех сторон-участников лечебных программ.

- Обычно при оплодотворении in-vitro велика вероятность рождения двух и более малышей. Увеличение в последнее время количества многоплодных беременностей, вероятно, связано с тем, что все больше семей обращаются к помощи ВРТ?

- Вообще многоплодная беременность относится к осложнениям ВРТ, она и вынашивается сложнее, и дети могут родиться ослабленными, и в дальнейшем это довольно сложно и для семьи, и для врачей. Раньше женщине вводили сразу несколько эмбрионов, для гарантии. Нередко приживалось несколько. Сейчас во всем мире ограничено число вводимых эмбрионов, поскольку качество работы эмбриологических подразделений клиник ВРТ улучшилось многократно. В Украине рекомендовано переносить в матку женщины не более одного-двух, и только при прогнозированной низкой вероятности имплантации - три эмбриона, и то с согласия супругов. Это также закреплено в упомянутой выше Инструкции.

 Статья 123 семейного кодекса Украины «Определение происхождения ребенка, родившегося в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий» принята в формулировке, предложенной профессором Федором Дахно.

1. В случае рождения женой ребенка, зачатого в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, осуществленных по письменному согласию ее мужа, он записывается отцом ребенка.

2. В случае перенесения в организм другой женщины эмбриона человека, зачатого супругами в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, родителями ребенка являются супруги.

3. Супруги признаются родителями ребенка, рожденного женой после перенесения в ее организм эмбриона человека, зачатого ее мужем и другой женщиной в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.

 

О морали и этике суррогатного материнства

- В прошлой публикации мы обещали читателям затронуть деликатную тему суррогатного материнства... В каких случаях оно рекомендовано?

- Действительно, очень деликатная тема. Опять обращусь к инструкции, в которой сказано, что показаниями к суррогатному материнству являются: отсутствие у женщины матки, деформация полости или шейки матки, тяжелые заболевания, при которых вынашивание беременности угрожает здоровью или жизни женщины, многочисленные неудачные попытки перенесения эмбрионов. Вообще я считаю, что методика суррогатного материнства - это важнейшее достижение, позволяющее супругам родить собственного генетического ребенка, когда природа бессильна... Существует два вида суррогатного материнства - полное (гестационное) и частичное (гендерное). В первом случае суррогатной матери переносятся гаметы родителей-заказчиков либо доноров, и женщина не имеет генетической связи с ребенком. Во втором суррогатная мама предоставляет свои яйцеклетки и имеет генетическую связь с ребенком. В Украине наиболее приемлемым считается гестанционное суррогатное материнство, гендерное не рекомендовано, хотя и не запрещено. Украинское законодательство считается наиболее совершенным в плане закрепления родительских прав на ребенка, а также юридического сопровождения процесса. Достаточно отметить, что заявление-согласие на участие в программе подписывает не только сама суррогатная мать, но и ее супруг, кроме того, она подписывает заявление-согласие для рагса на то, чтобы родители-заказчики были записаны юридическими родителями рожденного ею ребенка. Эти подписи удостоверяет нотариус.

- Часто суррогатное материнство представляется, как некая коммерческая сделка...

- Ни в коем случае, если все происходит на законных основаниях. Я вообще против того, чтобы подводить под это коммерческую основу. Естественно, родители-заказчики оплачивают суррогатной матери все затраты на жилье, питание, медицинские процедуры на период вынашивания ребенка, компенсируют ей неудобства при вынашивании ребенка, утраченный заработок и т.п. Все это закрепляется договором между родителями-заказчиками, с одной стороны, и суррогатной матерью и ее супругом - с другой и заверяется нотариально. В ряде стран все эти затраты компенсируются национальной системой здравоохранения или страхованием. Надеюсь, что в ближайшем будущем и Украина придет к этому.

- Суррогатное материнство разрешено далеко не во всех странах мира...

- Да, оно полностью запрещено, например, в Германии, Франции. В Канаде, Израиле, Англии, некоторых штатах США разрешено некоммерческое СМ, а коммерческое запрещено. В Дании, Норвегии, Швеции СМ разрешено, но лишь с собственными гаметами родителей-заказчиков, при этом запрещена донация эмбрионов.

Интересно и отношение к суррогатному материнству мировых религий. Так, отрицательно относятся к этому православная и католическая церкви. Индуизм позволяет СМ, при этом религиозной обязанностью суррогатной мамы является непременное рождение мальчика.

После оплодотворения ин витро репродуктивных клеток, принадлежащих родителям-заказчикам или донорам, становится беременной, вынашивает и рожает ребенка для родителей-заказчиков.Полное суррогатное материнство (гестационное) Гаметы обоих родителей-заказчиков (ребенок для них генетический).Гаметы одного из родителей-заказчиков и донорские (ребенок генетический одному из родителей).Обе гаметы от доноров (у ребенка нет генетической связи ни с родителями-заказчиками, ни с суррогатной матерью).Частичное суррогатное материнство (гендерное)Сама суррогатная мама предоставляет свои яйцеклетки (сперма отца-заказчика или донора) и имеет генетическую связь с ребенком.

Буддизм позволяет с учетом моральных и юридических проблем. Иудаизм позволяет, при условии, что суррогатная мать другой веры. Если же рожает еврейка, то ребенок принадлежит донору спермы, иудею. Ислам рассматривает практику суррогатного материнства, как измену.Конечно, религиозные традиции необходимо чтить. Но при этом не стоит забывать, что наука движется вперед, и каждая семейная пара имеет право на использование высоких технологий для продолжения рода, если ей это не дано природой. Это гуманно, этично и законно!

 

Ответы Федора Дахно на постулаты христианских церквей

Православная церковь (Архиерейский Собор 2000)

Донорство половых клеток нарушает исключительность брачных отношений посредством вмешательства в таинство брака третьего лица.

- Человек несовершенен, донация клеток, тканей и органов принимается как этическая, моральная и законная!

Суррогатное материнство - противоестественное и морально недопустимое даже

на некоммерческой основе, оно разрушает глубокую эмоциональную и духовную близость матери и ребенка.

- Жизнь человека персонифицирована, единственная, и женщина исключительно по медицинским показаниям имеет право на высокие репродуктивные технологии, чтобы иметь ребенка. Это этично, морально

и законно!

 

Католическая церковь

Инструкция Donum Vitae считает суррогатное материнство этически неприемлемым, потому что оно практически противоречит единству брака и достоинства человеческого деторождения.

- А этично ли отказывать в помощи?

Суррогатное материнство имеет экономическую подоплеку, морально неприемлемую из-за того, что коммерциализирует материнство.

- Эквивалента иного, нежели деньги, нет. Платят за контрацептивы, роды, лекарства, компенсируют неудобства, если не сами пациенты, то государство.

 Институт репродуктивной медицины г. Киев, ул. Багговутовская, 1 (рядом с корпусом обл. роддома). Тел.: 483-06-85, 503-07-59 (многоканальный). www.irm.com.ua  

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.