УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 72 відвідувачів

Теги
церковна журналістика українська християнська культура Мазепа Патріарх Алексій II постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі церква і суспільство Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика монастирі та храми України краєзнавство іконопис милосердя УПЦ КП УГКЦ Церква і медицина Католицька Церква Ющенко діаспора автокефалія секти церква та політика розкол в Україні педагогіка Києво-Печерська Лавра Доброчинність шляхи єднання забобони Президент Віктор Ющенко конфлікти Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ Голодомор комуністи та Церква Вселенський Патріархат Церква і влада вибори






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: Визит Патриарха: ожидания Украины и украинцев



«Релігія в Україні», Георгий Белореченский, 10.07.09

 

Историческое значение визита Патриарха Московского
Налаживание отношений с Константинопольской патриархией - это задание, требующее наибольшего искусства со стороны руководства каждой поместной православной Церкви. Вселенскую патриархию лучше иметь в друзьях, ибо соперничество с ней изматывающе и малопродуктивно. Все поместные православные Церкви предпочитают отстаивать собственные интересы, сохраняя с Фанаром дружественные отношения.

Истоки потепления в отношениях с Константинополем
Новая политика Патриарха Кирилла по отношению к Фанару началась еще в 2008 году, когда были сделаны два эффективных хода в церковной дипломатии РПЦ. Наиболее важным было успешное участие Московской Патриархии в совещании предстоятелей на Фанаре в 2008 году. К этому времени стало заметно, что РПЦ проигрывала Константинопольскому патриархату на различных всеправославных мероприятиях, отказываясь принимать активное участие в дискуссиях, протестуя против участия представителей Эстонской Церкви. Много было нареканий на резкое поведение некоторых чиновников ОВЦС, негативно влияющее на мнение братских церквей об РПЦ и ее богословско-канонических идеях. В 2008 году, не отказываясь от своих претензий касательно Эстонии, делегация РПЦ приняла активное участие во Всеправославном совещании. Со временем историческое значение того совещания станет еще более ясным, чем это виделось в прошлом году, или очевидно сейчас. И «разблокирование» патовой ситуации было личной заслугой тогдашнего главы ОВЦС МП митрополита Кирилла, сегодняшнего патриарха Московского. Но эта тактика - не ждать неприятностей, а предупредить их, навязав собственную игру - была впервые эффективно применена митрополитом Кириллом за несколько месяцев до совещания. Визит Патриарха Варфоломея в Киев грозил стать началом развития событий по катастрофическому сценарию. Вместо этого визит оказался частью большей программы, в рамках которой удалось продемонстрировать невозможность даже малейшего прогресса в «украинском вопросе» без энергичных усилий Московского патриархата.

Контекст визита
Незадолго до визита завершилось совещание в Шамбези, на котором РПЦ согласилась на выработку нового инструментария по согласованию действий православных Церквей при окормлении диаспоры. Нисколько не уступая в сфере полномочий, Москва позволила Константинопольскому патриархату демонстрировать преимущества своего первенства на епископских совещаниях. Несколько остудить восторженное настроение на Фанаре должна была позиция Православной Церкви в Америке, которой РПЦ предоставила автокефалию еще в 1970 году. Претендуя на власть над всей диаспорой, Константинопольский патриархат не признает этой автокефалии. В своем выступлении на конференции, посвященной проблемам автокефалии, предстоятель Православной Церкви в Америке дал ясно понять, что его Церковь претендует на особое отношение, выходящее за рамки того, что предусмотрено процедурами, согласованными на совещании в Шамбези. Уступая формально, РПЦ эффективно демонстрирует собственную незаменимость и необходимость решать проблемы по сути. А такое решение возможно при принципиальных уступках со стороны не только РПЦ, но и Константинопольского патриархата. Уступать друг другу две патриархии не расположены. Более перспективным представляется путь уступок некоторых полномочий в пользу будущих всеправославных соборов или других органов всеправославного значения (на которых, конечно, и Константинопольский, и Московский патриархат обладали бы правом вето).

Визит

В сложившейся ситуации требовалось пересмотреть наново все проблемные точки во взаимных отношениях двух патриархатов. Желательным было бы выработать совместное видение будущего всеправославного сотрудничества. Необходимым также является выработка единой позиции православных Церквей по отношению к инославию, особенно в связи с новыми перспективами православно-католических отношений. В своих речах Патриарх Варфоломей не единожды говорил о необходимости такого рода шагов. Патриарх Кирилл является давним сторонником активной политики по выработке общеправославной позиции по всем имеющимся проблемам - как внутриправославным, так и межконфессиональным. И за всем фасадом мероприятий визита происходило напряженное согласование позиций, поиск общего знаменателя. Важно, что такое согласование искалось не просто как компромисс, а как решение, соответствующее духу христианского православного вероучения, духу и букве канонов. Такого рода работа должна быть продолжена и в дальнейшем.
Именно на эту проделанную работу и намекали официальные лица РПЦ в своих комментариях по поводу визита. И начало нового этапа во взаимоотношениях Константинопольского и Московского патриархатов действительно состоялось. Это произошло благодаря тому, что Патриарх Варфоломей и Патриарх Кирилл - два выдающихся исторических деятеля современного православия. Их совместные усилия могут совершить дело исторического возрождения православия во всемирном измерении. И открытие перспективы этого исторического пути имеет важнейшее значение для судеб христианства и человечества.

После визита
Украина - это та страна православной ойкумены, которая может стать как препятствием к исторической перспективе всего православия, так и местом произрастания новых возможностей. Сегодня от политики Патриарха Кирилла по отношению к Украине зависит очень многое. Будет ли возвращение к традиции свв. Кирилла и Мефодия, предусматривающее развитие православной украиноязычной богослужебной культуры? Сможет ли патриарх Кирилл стать таким же искренним патриотом Украины, как он является патриотом России? Совмещение того, что сегодня кажется несовместимым, открывает дорогу в будущее. Патриарх Кирилл и является сегодня той исторической личностью, которая может создать то единство разнообразия, в котором нуждается Украина.
Многое зависит и от украинцев. Важно донести до Патриарха собственные чаяния, высказать опасения. Новое время требует новых дискуссий. Требуется поиск новых путей, и Патриарх Кирилл принципиально готов к нему. Но готовы ли к нему украинские православные и политики Украины?  

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.