УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 175 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра конфлікти милосердя розкол в Україні УГКЦ Патріарх Алексій II церква і суспільство Голодомор діаспора Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі секти молодь Церква і політика іконопис постать у Церкві краєзнавство Церква і влада Мазепа церква та політика Предстоятелі Помісних Церков педагогіка Вселенський Патріархат Церква і медицина українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори автокефалія церковна журналістика Археологія та реставрація шляхи єднання Священний Синод УПЦ УПЦ КП Ющенко монастирі та храми України забобони Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«CIVITAS – вестник гражданского общества» (Россия): От святого до смешного...



«CIVITAS – вестник гражданского общества» (Россия), Михаил Ситников, 16.07.2009

 

«Русские» в Севастополе*

          Нет, я не имею ничего против рок-музыки, а тем более - рок-музыкантов. И не испытываю никаких предубеждений против свободных рок-фестивалей, байкеров с обнаженными красавицами за спиной, запуска ракет в ночное небо и прочих «перьев и блесток». Быть может, кому-то и в самом деле искренне нравятся разлетающиеся децибелы «антимузыки» и гипертрофированные эмоции, сочащиеся адреналином. Времена бывали разные, и даже самые причудливые моды, вроде тенденции повернуть вспять все реки, приходили и уходили, оставляя цивилизации кроме неприятного осадка еще и частичку опыта. Россия, как было известно еще Чаадаеву, в этом отношении являет собой «полигон», где идут испытания моделей будущего, служащие для всех прочих примером того, чего делать ни в коем случае нельзя. Исходя из этой логики, можно додуматься, как известно, и до того, что большевизм, вызвавший из небытия германский фашизм, а затем активно участвовавший в его уничтожении любой ценой - опыт в мировом масштабе позитивный и полезный. Отклики в виде былого китайского и завершающегося северо-корейского рецидивов этой заразы, конечно, из истории не выбросишь. Но создание империи с населением, опосредованно «питавшимся самим собой» - опыт единичный, который и в самом деле никто уже ни при каких обстоятельствах перенимать не станет.
          Собственно, речь сейчас не о катастрофических масштабах упомянутых экспериментов, а о принципе. О нашей странной, мазохистской склонности к тасканию каштанов из огня по собственной воле с получением от этого видимого наслаждения. Причем, не только в планетарных, но и в куда более скромных масштабах - можно сказать микроскопических по сравнению с жертвованием целыми народами ради эфемерного рая на земле без какого-то «боженьки». Короче говоря, речь всего лишь о небольшом идеологическом выпендреже под видом «православно-миссионерского» шоу со вступлением русских в Севастополь, случившимся недавно «с благословения» нового, не легитимного еще отечественного «двоевластия». Избыток сопровождавших это явление нелепостей угадывается уже по перенасыщенности абсурдными «нескладухами» предыдущей фразы. Потому что ни одному сравнительно нормальному, критически мыслящему человеку связать воедино христианское миссионерство - с шоу, русских - с нуждой шумно вступать в свой легендарный город, а вождей нынешнего режима - с раздачей им «благословений» в голову не придет.
          Но, тем не менее, придется! Потому что кавалькада рок-байкеров на мотоциклах в присутствии броневика под стягами с ликом Христа и триколором, прокатившаяся по улицам города, была призвана символизировать собой русскую «православную миссию», добравшуюся до Севастополя аж в начале XXI века. Таким образом и были реализованы напутствия, полученные бригадой неформалов от Премьер министра РФ и Святейшего Патриарха перед началом их «духовной миссии».
          Зрелище в Севастополе вышло весьма впечатляющим, хотя и похожим как две капли воды на отдельные кадры из фильмов «Вне закона», «Безумный Макс» или «Реальные кабаны». Отечественный зритель, уже воспитанный на такого рода кинопродукции, вероятно, оказался слишком подготовленным, чтобы суметь свежим глазом увидеть воплощенный в действительность технокульт с преклонением его адептов перед божеством по имени «сила». Демонстрация обнаженного тела в сочетании со звероподобием, рев моторов, шум от скопления людей - все это действуют сильно и в этом есть своя демоническая красота. И только потом, когда в сети появились фотоподборки и видео, на кадрах которых было запечатлен процесс рождения нового детища «православной духовности», кого-то это стало смущать, а кого-то и ужасать. Что, впрочем, тоже очень «по-нашенски», так как «задний» ум, как известно, в условиях российского климата всегда гораздо крепче «переднего».
          «От кляти москали, въезжают как фрицы в 42-м», - подкалывает адептов «православных байкеров» в обсуждении видеоролика на RuTube некий IvaShow . И тут же, по логике «сам дурак», получает в ответ: «Это тебе дедушка фриц рассказывал?». Конечно, вряд ли можно предположить, что аналогичные ассоциации могли возникать у самих оккупантов - если кому-то о том и рассказывать, то скорее «дедушке-севастопольцу». Но впечатление от вступления в город моторизованной колонны бородатых полуобнаженных людей, разрисованных по черным кожаным курткам-безрукавкам волчьими оскалами, и на самом деле ассоциировалось с бравурными кадрами кинохроники времен германской оккупации.
          В шоу есть свои законы, в соответствии с которыми для китча, ориентированного на стереотипы масс-культуры, откровенность «на грани фола» вполне уместна. Поэтому, если взглянуть на Севастопольскую акцию только как на фестиваль рокеров и байкеров, то по сравнению с другими подобными слетами она была во многом непривычно скованной: одна единственная девица без лифчика, всего лишь несколько матерных тирад во время концерта, лояльно воспринятых дьяконом Кураевым, да стяг со Спасом в окружении «ночных волков» - для настоящего оттяга лишенной комплексов и беззаботно настроенной многосотенной толпы этого было явно мало. Но, судя по анонсированию акции «вступления в Севастополь», цель ее была иная. В одночасье ставшие «православными миссионерами» байкеры оказались в непривычной для них роли то ли ежа, то ли ужа. Не смотря на поддержание ими имиджа хозяев акции, было слишком заметно, что она разворачивалась по некоему искусственному сценарию. Уже постфактум, при просмотре видеоматериала нельзя не заметить, что смешение в одну кучу байкеров, девицы с обнаженной грудью, дьякона, шеренги ветеранов, триколора, китчевого стяга со Спасом собственно и было целью организаторов манипулируемого действа. Привлечь внимание к «православной» миссии «ночных волков» организаторам акции удалось. Так же как удалось лишний раз продемонстрировать единство «русского православия» и «политического режима», нынешние лидеры которых напутствовали колоритных, обтянутых черной кожей парней перед претенциозной культовой акцией. Правда, вопросы, в том числе и «неудобные», в той самой массе, на которую было рассчитано шоу, все равно возникают. Например, у верующих, для которых понятие христианского миссионерства, хорошо знакомого теперь по протестантским центрам милосердия, никак не увязывается с холостыми залпами нагнетания великорусского шовинизма в городе-герое Севастополе. Понятно, что соседство Спаса, «голых девок» и «песьих голов» вполне может восприниматься кем-то как сакральный антураж его «веры», но надо бы и честь знать. Если же организаторы знать ее демонстративно не хотят, то и под «православием» в глазах самих православных это будет выглядеть чем-то другим - явно нехристианским, а то и похлеще.
          И у нерелигиозного большинства, которое давно уже, как, впрочем, и большинство верующих, воспринимает стремление клерикалов оказаться «в каждой бочке затычкой» раздраженным или смущенным смехом, тоже возникают «неудобные» вопросы.
          Как ни покажется это досадно государственным стратегам, но их расчеты на использование религии в качестве всеобщей идеологии рушатся прямо на глазах. Все большему количеству людей становится понятно, что церковь и государство - далеко не одно и то же. Что если «скрещивание ежа с ужом» посредством сомнительных с нравственной точки зрения договоренностей между религиозной и светской структурами и присутствием дьякона среди байкеров возможно, то церкви с государством - ну никак! Если же церковь всеми силами стремится изменить такое положение вещей, чтобы тоже «поцарствовать», то это уже не церковь, а «театр». Или «цирк», вроде того, что устроили в Севастополе клерикалы и светская власть, обратившись к новой методологии «православного миссионерства» с участием маргиналов. Правда, самим организаторам явно невдомек, что смесь из разномастных атрибутов масс-культуры: культовой, байкерской, рокерской, патриотической - воспринимается людьми лишь курьезным зрелищем. Пока еще смешным.

________________________________________
*Всю фотоподборку смотрите в Живом журнале адепта «атомного православия» Егора Холмогорова http://holmogor.livejournal.com/3163494.html 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.