УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 97 відвідувачів

Теги
Мазепа Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор педагогіка секти УПЦ КП конфлікти УГКЦ Києво-Печерська Лавра розкол в Україні Священний Синод УПЦ милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора Церква і медицина постать у Церкві Церква і політика комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання Ющенко монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство Католицька Церква молодь забобони Церква і влада церковна журналістика українська християнська культура церква і суспільство автокефалія Патріарх Алексій II іконопис Вселенський Патріархат Доброчинність вибори церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






О практическом применении некоторых слов Патриарха




Юлия Коминко

Прямая трансляция на «Интере» с участием Патриарха Кирилла наверняка впечатлила многих. Живость, яркость ответов Святейшего, открытый лучистый взгляд, динамичный, и в то же время по-пастырски спокойный тон - хорошо, что телезрители смогли увидеть Предстоятеля Русской Православной Церкви, так близко, без сторонних комментариев.

Святейший говорил интересно и много. Но одна его фраза, сказанная почти в самом конце, сейчас воспринимается по-особенному актуально.

Речь идет об ответе на предпоследний вопрос. Российский молодой актер Борис Корчевников спросил у Патриарха о том, почему молодежь с ее поиском смысла жизни и своего места в мире часто остается за церковной оградой, не понимая, насколько великая тайна там, внутри, содержится. Размышляя на эту тему, Святейший в частности отметил, что проповедь Христа, нести которую стоит задача перед каждым человеком, требует от нас, выходящих к миру, переосмысления своих убеждений. Конечно, сказал Патриарх, намного легче говорить о Христе с теми, кто принадлежит к нашей субкультуре; среди своих, православных, чувствуешь себя как дома. Гораздо труднее это же слово веры произнести для людей, отличающихся не только культурой, но и способом мышления. Проповедь, обращенная к другой субкультуре, всегда требует переосмысления своих убеждений, обновления своей преданности Христу. Всегда требует огромной внутренней работы.

А вот к работе этой, как показывает опыт, мы оказываемся готовы далеко не всегда. Даже не столько не готовы, сколько уверены, что никакой работы, внутренней тем более, нам проводить нет необходимости. Живем в Церкви, участвуем в таинствах, - одним словом, жизнь наша налажена и течет в правильном русле. И любое наше слово о вере, обращенное к кому бы то ни было, должно быть принято и усвоено беспрекословно. Если же нет, то мы, обуреваемые праведным гневом, тот час же клеймим несогласного, отворачиваемся от него, а если и дальше он проявляет непонятливость, то «проходим мимо»  своей дорогой.

Патриарх говорил о том, что перед нами сегодня стоит огромный вызов - находить возможность говорить с людьми таким образом, чтобы им в их категориях мысли, в их культурных категориях доносить вечное слово Божье.

Этот вызов каждый из нас сейчас может реально ощутить на себе, стоит лишь открыть светские, да и конфессиональные газеты.

В СМИ - сотни новостей и заметок о прибытии Патриарха в Украину...

Начинаешь читать и спотыкаешься буквально о названия: «Богу - Богово, а ПиАр - ПиАром: Кирилл променял собор на телеэфир», «Московські «вовки» та мовчання ягнят», «Из-за проповеди патриарха Кирилла люди рыдали и лезли на каштаны», «Патриарха Кирилла ждет колокольный звон и заливная рыбка», «В Донецке Патриарха Кирилла встретят зеленые священнослужители». Явно желание эпатировать публику и завлечь читателя в этих случаях выходит за рамки.

Если же название материала не столь красноречиво и прямолинейно, то кричит само содержание статей. Сайт «Православие в Украине» уже размещал заметку москвичей из «Татьяниного дня» с их наблюдениями за освещением прибытия Патриарха в украинских СМИ. Но тон публикаций, который россиянам колет глаз намного больнее, чем нам, привыкшим, - еще не самое печальное. Взять хотя бы тот информационный мусор, которым сопровождаются новости о прибытии Патриарха...

Понятно, что основной задачей журналистов большинства общественно-развлекательных изданий было рассказать читателям именно о внешнем впечатлении от визита Патриарха. Времени, чтобы вникнуть в глубинный смысл события, разобраться, что, зачем и почему происходит - репортерам, судя по всему, просто не хватило, ведь статьи-сводки в очередной номер нужно сдавать оперативно. Поэтому большинство сведений, которые можно почерпнуть из новостей о том, как встречали высокого гостя, получились обрывочные и неполные.

«Визит патриарха для тысяч горожан начался вчера с традиционной для VIP-визитов двухчасовой пробки на Харьковском массиве», - сообщает одно городское издание. И тут же, для придания остроты ситуации, подает слово «из народа»: «Неужели нельзя обойтись без перекрытия улиц в час пик и двухчасовых пробок?» - возмущается экспедитор N». Далее приводятся недовольные высказывания прихожан: перекрыт подход к Владимирской горке, проходить можно только через территорию Михайловского монастыря...

Все понятно, приезды такого уровня персон, к сожалению, не обходятся без определенных процедурных и прочих ограничений, но описывать лишь неудобства, да еще так подробно, возможно и не стоило.

Материалы пестрят подробностями, ценность которых - по меньшей мере сомнительна. Один милиционер то-то и то-то сказал другому, прохожий на противоположной стороне улицы взглянул искоса на проходящую процессию, Нина Карпачева пришла на встречу Патриарха в брючном костюме, Анну Герман поддерживал под руку старший сын... А вот Максим Собатович. Он - заводчик голубей. «Сдает в аренду птиц, в том числе на церковные мероприятия. Эффектная картинка «патриарх и голуби» стоила организаторам всего 300 грн - по 150 за пару», - сообщает издание.

...Абзацев много, информации в них еще больше, но из таких материалов, десятки которых появились в первый день визита Патриарха, читатель вряд ли вынесет конструктивное зерно. Духовный, главный смысл события оказался вне информационного внимания прессы. Время-временем, оперативность-оперативностью, а все же не стоило забывать, что жизнедеятельность церковных организаций серьезно отличается по своей сути, задумке и принципу от работы шоу-бизнеса.

Вот и вопрос...

Как, какими словами нам общаться со СМИ, с нецерковными, «внешними» людьми и организациями, если в ответ на подобные публикации возникает в душе скорее негодование, чем желание снова обратиться и еще раз попробовать донести свою мысль?

Многие конфессиональные журналисты пишут о том, что светские газеты и журналы неадекватно подают информацию о религиозной жизни конфессий, например, «соглашаются разместить какой-либо материал о церкви, о деятельности христиан лишь при условии, что «уберут из него Бога». Отсюда - часто обида со стороны религиозных общин, как следствие - их информационная закрытость для внешнего мира. У светских же медийщиков и без того тем для материалов пруд-пруди, они лишний раз в храм за информационными поводами заглядывать не станут.

Да и не ставят они перед собой задачу расхваливать Церковь: их цель - проинформировать. То, что в Церкви происходят интересные события, смысл этих событий нужно доносить до светских СМИ нам самим. При этом терпеливо, без надменности своей воцерковленностью и высокомерия.

Что скрывать, иногда недопонятая и перекрученная новость в СМИ вызывает раздражение и желание отвернуться, прекратить попытки вести диалог. Возможно, это и есть тот самый случай, о котором говорил Святейший, когда нужно пересмотреть свои убеждения, проделать внутреннюю работу, обновить свою преданность Христу - и, как следствие, снова найти дружественные, искренние слова, и снова обратиться с этими словами ко внешним. 

Ведь светские СМИ тоже частично действуют по инерции профессиональной привычки. Когда личности, события, явления подаются в публикациях и сюжетах со значительной долей пренебрежения и даже сарказма, а осмеянию поддается буквально всё: люди высокого ранга и высокого авторитета, события общегосударственного значения и международного уровня, вещи социально значимые и духовно основополагающие. Эта относительно недавняя тенденция возникла в противовес бытовавшему ранее елейному благоговейному тону в заказных статьях и сюжетах, когда о рядовых и будничных вещах, примитивных событиях после предварительной оплаты журналисты писали взахлёб и с неоправданным восторгом. Нынешнее поколение медийщиков отшатнулось от этой проплаченности, правда, настолько резко и сильно, что возникла другая крайность - неуважение ко всем и вся. Скрытое, приправленное шутками презрение к тому, о чем и о ком пишут. 

Вот через это презрение нужно попробовать прорваться. Где-то словами, где-то делами, а где-то и самой жизнью показать обществу свет, царящий в церкви, духовное значение православия, его силу и способность преображать души и окружающий мир. Если опять недопоймут, или опять не поверят - подумать и снова обратиться.