УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 65 відвідувачів

Теги
Церква і влада діаспора Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія Президент Віктор Ющенко шляхи єднання молодь педагогіка церковна журналістика монастирі та храми України українська християнська культура УГКЦ Вселенський Патріархат Голодомор постать у Церкві конфлікти Церква і медицина комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі Предстоятелі Помісних Церков іконопис краєзнавство Ющенко церква та політика УПЦ КП Католицька Церква Доброчинність Археологія та реставрація забобони Мазепа Священний Синод УПЦ милосердя розкол в Україні секти церква і суспільство Києво-Печерська Лавра вибори Митрополит Володимир (Сабодан) Патріарх Алексій II






Рейтинг@Mail.ru






«Известия» (Россия): Предстоятель Всея



«Известия» (Россия), Борис Клин, обозреватель "Известий", 11.08.09

 

На прошлой неделе завершился визит Патриарха Кирилла на Украину. Еще в его преддверии обсуждался вопрос: а привезет ли Предстоятель туда и оттуда новые идеи или попытается преодолеть застарелые конфликты лишь за счет собственной харизмы?

Харизма, разумеется, никуда не делась. И блестящие проповеди Первосвятителя еще раз утвердили его славу богослова и великолепного проповедника. Бесспорно и то, что Патриарх Кирилл явил незаурядное личное мужество, объехав в том числе и западные районы Украины. Речь тут не о его личной безопасности. Он полностью контролировал ситуацию и был уверен в своей правоте. Акции сторонников "Киевского Патриархата" носили мирный характер. Но, согласитесь, не каждый духовный лидер, общественный деятель или политик способен появиться перед толпой, орущей ему "долой". Патриарх не допускал даже мысли, что Церковь может потерять лицо.

Но главное - на Украину он приехал с новыми идеями. Не новыми с точки зрения христианства. Но звучащими по-новому в расколотом обществе, мечущемся в поисках самоидентификации.

Прежде всего, как мне показалось, впервые проблема раскола признана серьезной. Стало быть, уже начаты лечение, поиск выхода из кризиса. Патриарх Кирилл не обрушился на радикальных украинских националистов с уничижительной критикой, не объявлял их жалкой кучкой экстремистов-маргиналов, не стоящих внимания. Он неоднократно называл их "братьями и сестрами, находящимися в разделении". Выступая перед 20 000 паломников в Святогорской лавре и перед еще большей телевизионной аудиторией, заявил: "Мы будем молиться за вас, даже если вам не нужна наша молитва". И это проявление христианской любви настолько контрастировало с хамскими криками: "Геть московского попа", что у меня, человека неправославного, возникала мысль: а христиане ли вообще те, кто столь зло и грубо отвечает? Ведь одно дело - требовать создания независимой Церкви, и совсем иное - проявление абсолютной нетерпимости и хамства, желание оскорбить и унизить.

Ни разу Патриарх не сорвался в ответ. А лишь неустанно повторял, что Церковь может объединить людей разных политических убеждений. Подчеркивая уважение к суверенитету Украины. И объясняя, что суверенитет никак не мешает сохранению общего духовного пространства, общих христианских ценностей, которые выше любых идеологий и границ. "Ведь не разрывают на части Александрийский, Иерусалимский или Антиохийский Патриархаты", - отметил он на встрече с духовенством и интеллигенцией в Киево-Печерской лавре. И напомнил, что нет канонов, требующих независимому государству независимую Церковь. Зато есть идея общего духовного пространства Святой Руси, родственных народов. И есть Патриарх, живущий в Москве, но он Патриарх всея Руси, а не Российской Федерации.

Вот от того, насколько убедителен для украинцев именно в этом вопросе оказался Патриарх Кирилл, и зависит ответ, успешен ли оказался его визит. Смогут ли его воспринять именно как духовного Отца (так и переводится слово "патриарх") всея Руси, а не Патриарха Российской Федерации? Вопрос не такой уж простой. Хотя бы даже внешне. Если Патриарх не Российской Федерации, то почему его охраняет Федеральная служба охраны РФ? А живя в Москве, не слишком ли он близок к руководству России? Скорее всего, Патриарх Кирилл и сам чувствует такую настороженность. И его заявление о готовности принять украинское гражданство едва ли случайно. Даже если и было экспромтом. Для сохранения единого духовного пространства исторической Руси, о котором говорит Предстоятель, ему придется стать фигурой наднациональной, надгосударственной. Но нужна ли такая фигура украинским политикам? А российским, белорусским? Ведь в православных странах есть традиция государственной и церковной симфонии. А существование 15 поместных православных Церквей не свидетельствует ли о том, что каждый государственный "композитор" желает для исполнения такой симфонии иметь свой "национальный оркестр", свою собственную Церковь, никак не связанную с властями иностранных держав? Готовы ли политики смириться с появлением абсолютно независимого от них духовного лидера международного масштаба, равного по статусу, например, папе римскому? Способны ли они поступиться частью своей власти ради сохранения восточнославянской цивилизации? Патриарх первые шаги в этом направлении сделал.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.