УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 149 відвідувачів

Теги
Церква і влада іконопис забобони Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори діаспора церковна журналістика Ющенко краєзнавство милосердя Мазепа Доброчинність Патріарх Алексій II монастирі та храми України автокефалія УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання Голодомор українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков церква та політика секти конфлікти молодь Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра УПЦ КП Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні Президент Віктор Ющенко постать у Церкві церква і суспільство Католицька Церква Церква і медицина комуністи та Церква Священний Синод УПЦ педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






РИА «Новости»: Западная Украина поддерживает патриарха - архиепископ Львовский



РИА «Новости», Андрей Золотов, Ольга Липич, 14.08.09

 

 

Верующие Западной Украины поддерживают патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и после его вдохновляющего 10-дневного визита в страну недоброжелателей и равнодушных по отношению к Украинской православной церкви Московского патриархата станет меньше, заявил ахиепископ Львовский и Галицкий Августин в интервью РИА Новости.

В ходе первой столь продолжительной пастырской и паломнической поездки на Украину 27 июля - 5 августа предстоятель Русской православной церкви посетил не только Киев, Восточную Украину и Крым, но и западные области, отличающиеся сильным влиянием Греко-католической и Римо-католической церквей и националистических течений, ратующих за раскольнический Киевский патриархат. На территории Галиции верующие канонической Украинской православной церкви, по сравнению с униатами (греко-католиками), находятся в меньшинстве.

По окончании визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину корреспонденты РИА Новости Андрей Золотов и Ольга Липич взяли во Львове интервью у двух архиепископов: греко-католического архиепископа Львовского Игоря (Возьняка), возглавляющего местную архиепархию УГКЦ, и православного архиепископа Львовского и Галицкого Августина (Маркевича), возглавляющего епархию УПЦ МП.

Предлагаем вашему вниманию второе интервью.

Недоброжелателей и равнодушных станет меньше

- Владыка, на Ваш взгляд, какие последствия уже имеет и будет иметь в будущем состоявшийся визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину?

- Для православных канонической Церкви это воодушевление, духовное подкрепление.

Тех, кто относится враждебно к Православной церкви, этот визит, может быть, огорчит, для них это будет жало.

Думаю, что люди умные и образованные, но до сих не разобравшиеся в том, что такое каноничность-неканоничность, считающие, что это только вопрос юрисдикции, если не перейдут на сторону канонической Церкви, то во всяком случае будут с симпатией к ней относиться. Недоброжелателей станет намного меньше. И равнодушных. То есть часть равнодушных обязательно вернется или обратится к нашей Церкви.

Даже те, кто относится к нашей Церкви без особой симпатии, я думаю, зауважали Святейшего. Потому что одно дело видеть проповеди по телевизору и слышать по радио, читать книги и репортажи, а другое дело - когда это все в реальном режиме общения.

Много хороших отзывов я уже слышал через третьих лиц - что раскольники , люди, которые себя ассоциировали не с нашим лагерем, в большом восхищении.

Если Филарет всегда бледно выглядел на фоне Блаженнейшего митрополита Владимира, то сейчас, я думаю, его лик потускнел еще больше.

Многие из другого лагеря говорят, что в его (патриарха Кирилла - ред.) приезд увидели поразительный контраст между Филаретом, его выступлениями, настроением и содержанием - с одной стороны, и Святейшего патриарха Кирилла - с другой. Доброжелательная улыбка, даже к оппонентам, здравые, умные речи, и тема разговора. Здесь говорят о Церкви, о спасении, а там - совершенно о другом.

- А о чем говорит Филарет?

- Карфаген должен быть разрушен, перефразируя. Эта идея фикс - "независимому государству - независимая Церковь" - приобрела уже параноидальное звучание.

Западная Украина не против РПЦ

Для меня еще важнее то, что наконец-то и большая Украина, и все увидели, что оказывается, Западная Украина не настроена против Русской церкви, против патриарха, против единства с Русской церковью.

Количество протестующих было в несколько крат меньше, чем тех, кто приветствовал патриарха.

Для меня как епископа одной из западных епархий важнее то, что наконец-то открылись глаза - и люди поняли, что оказывается, это все была ложная пропаганда (о том, что Западная Украина против Русской церкви, Московского патриархата).

Если ссылаются на количество приходов, которые перешли в раскол, то это - технологии, и не всегда цифры соответствуют содержанию.

И это все сплетни, что священники Львовской епархии канонической Церкви не испытывают особой симпатии к священноначалию Русской церкви. На встречу с патриархом все священники приехали.

У меня шесть десятков служителей. На собрания духовенства епархии, которые у нас проходят почти ежемесячно, трудно собрать всех, а тут - некоторые ехали за 300 километров (встреча духовенства Львовской епархии с патриархом состоялась в Зимненском монастыре под Владимиром-Волынским - ред.) - и почти все приехали! Это показательно.

Объединение - после примирения

- Как этот визит влияет на перспективы церковного единства: приближает, удаляет или ничего не меняет?

- В любом случае объединение будет на позициях канонических, в рамках канона.

Есть каноническая Церковь, и, как бы ни относиться к расколам (сочувствовать им, жалеть), есть три чина приема (в нее – ред.): через крещение, через миропомазание и через покаяние. А нам предлагают какой-то четвертый чин – просто объединиться.

При этом, конечно, епископы, если бы их собрали на Собор, пошли бы на какой-то компромисс, но только в рамках здравого смысла и канона!

Ситуация похожа на ту, как когда семья распалась и надо ее восстановить. Можно забыть, кто виноват, почему, простить, но обязательно на каких-то условиях объединяются.

Разве мы против единства? Наоборот! Только прекратите распри, не обвиняйте Русскую церковь! Как же вы можете молиться в храме, имея вражду в сердце , в то время, когда надо прощать супруга, соседа и нельзя переступать порог церкви, если ты имеешь против него вражду? А ты не просто против человека имеешь вражду – против полноты Церкви: «Геть московского попа»! И это вы хотите соединяться с Церковью, где «московский поп» занимает пятое место? Вы же не просто соединиться хотите с Церковью Русской, Украинской, а с Вселенской церковью, вы пребываете вне общения со Вселенским православием и хотите войти в него! – Вы должны примириться с «московским попом»!

Надо сначала примириться, а потом говорить о дальнейшей судьбе. А с таким враждебным настроением – это будут гнилые дрожжи, которые испортят всё тесто. Если часть общины настроена враждебно, недружелюбно – тогда проникает инфекция гордыни, ненависти, тогда все общество заразится. Что будет, если смешать килограмм повидла и килограмм нечистот? – Два килограмма нечистот.

- Какие впечатления у львовского духовенства от встречи с патриархом и его визита на Украину в целом?

- Все очень довольны. Когда я предложил организовать такую встречу, люди, занимавшиеся протоколом поездки Святейшего, сказали, что в таком формате при такой нагрузке это нереально. Но я дерзнул все-таки с благословения Блаженнейшего (митрополита Владимира – ред.) просить Святейшего – и он сказал: хорошо. Я до последнего думал, что встреча может не состояться , тем более что Святейший задержался, потому что включили посещение Ровно в этот день, график сместился на полтора часа, - но, несмотря на это, Святейший встретился с духовенством Львовской епархии, было теплое, человеческое общение, были злободневные вопросы и отеческие ответы.

Ровно

- Как Вы отнеслись к истории с Ровно, куда Святейший из-за настоятельных рекомендаций украинских властей не прилетел в воскресенье, как было запланировано, но все же приехал на следующий день?

- Я думаю, нет худа без добра. Может быть, мы сначала огорчились, когда он такое принял решение (не лететь – ред.), но на второй день поняли: все по промыслу Божию. Это даже лучше. Под этот ажиотаж, который нагнетали, раскручивали вокруг возможных провокаций в Ровно, визит был бы смазанный. А так, когда все за ночь остыли, пришли в себя – это было прекрасно, вовремя. Я еще раз убедился, что Святейший – мудрый человек.

А ровенчане выдержали проверку на смирение и терпение: они с пониманием отнеслись ко всему этому и все равно пришли на следующий день. А те, кто пикетировали, рассосались, оказывается.

Даже те огорчения, которые имели место, послужили к большей славе Божией и повышению авторитета, то есть на пользу.

Автокефалия

- Насколько необходима сегодня каноническая автокефалия Украинской православной церкви, чтобы разрешить существующие проблемы?

- Когда я был председателем богословской комиссии, в 1997 году еще, когда этот вопрос опять поднимали, я сказал, что говорить о том, какая польза от автокефалии, и нужна - не нужна она, - бесполезно, потому что десять аргументов будет "за" и десять, что она "неполезна".

Муссировать вопрос об автокефалии - это неконструктивно, это опять все взбудораживать, возбуждать страсти. Это несвоевременно.

Можно и в автокефалии спастись, потому что автокефалия - это статус. Но вопрос-то в том (должно нас настораживать): почему об автокефалии, о ее необходимости говорят больше околоцерковные и внецерковные, даже враждебные силы!

Когда враг тебе настойчиво говорит: вот река, вот здесь брод, проходи здесь - наоборот надо сделать! Потому что это враг говорит, он не может пожелать добра - значит, он задумал что-то, значит, где-то здесь есть какая-то ловушка.

Все расколы были региональными всегда. И если бы у нас был западноукраинский раскол (не по всей Украине, а вот по границе старой Польши или Галичины), если бы ситуация была, как в Македонии, - то, да. Но здесь же раскол впервые за всю историю прошел именно по семьям, по селам! А потому требует особого отношения.

Когда есть вещь, которая сшита из лоскутков, ее можно распороть. Но когда целостная ткань - вот это называется резать по-живому. Поэтому не надо резать! Надо семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

Реалии таковы: если лет 10 назад был у нас в Церкви период, когда епископат, духовенство этот вопрос считали актуальным, то сейчас он как-то угас. И только несколько человек из иерархов и часть духовенства говорят: "треба".

Но вопрос этот настолько серьезный, что если бы у нас было 50% на 50% - я бы воздержался. Если бы было 70% на 30% - то тут еще думать+ Должно быть убедительное большинство, как при выборах папы Римского: 75%, а не 50% плюс один.

Не случайно еще при Филарете, когда стоял вопрос относительно украинского языка, было принято решение: две трети если настаивают - тогда вводить украинский язык. А было бы 50% - начались бы споры, обвинения в подтасовке.

Отношения с греко-католиками

- Каково в настоящее время положение православных Львовской епархии, стабилизировалась ли ситуация, связанная с захватом храмов канонической Украинской церкви, как складываются отношения с греко-католиками?

- Когда все разборки уже произошли, когда "восстание подавили" - тогда они дают поднять голову. Жалко достреливать раненых, говорят: лежать! Если все спокойно - то нормально. Но как только образовывается приход новый - препятствие в оформлении, препятствие в получении участка земли под строительство, разные надуманные причины, чтобы не разрешить.

Это как косоваров спрашивают: "Что вы жалуетесь?" - "Нас били!" - "Но уже ж не бьют теперь, что вы шумите?" Справедливость вы уже не вернете. Точно такая ситуация.

У нас такая традиция. Когда у властей греко-католик, он громко заявляет: я греко-католик! Когда филаретовец, он уже в крайней нужде говорит: я православный. Но если верующий канонической Церкви, он вообще тихо... И наших верующих во власти единицы.

Я слышал своими ушами, как одного силовика на собрании областного совета лет десять назад распекали за то, что он якобы покровительствует православным, даже не канонической Церкви, а филаретовцам. И он знаете, какой аргумент заявил? - "Я греко-католик! Не обвиняйте меня, что я православных поддерживаю!" - Все, снял (обвинение - ред.).

Или вот, например, об отношении к православным. Однажды вначале, когда я сюда пришел, выступил на конференции - и во время перерыва на чай подходит группа диссидентской интеллигенции, националистическая: "Ой, владыка, Вы так выступали! Вы греко-католик?" - "Православный". - "Православный? Как жалко! А якого патр и архату?" - "Московського патриархату". - "О-о-ой! Московського!.." - Все. Интерес ко мне пропал.

- А Вы делаете разницу между раскольниками и греко-католиками?

- Римско-католическая церковь существует для нас в том смысле, что она историческая, традиционная, в ней есть хиротония (рукоположение, возведение в сан - ред.), есть преемственность, есть чин приема римо-католиков к нам.

Греко-католики в каком-то смысле члены Римо-католической церкви, но для нас они раскольники, они ведь отошли от нас (не так давно). И поэтому к ним канонически должно быть отношение как к раскольникам тоже. Я считаю, что к римо-католикам отношение не такое, как к греко-католикам: к греко-католикам должно быть более жесткое отношение. Потому что они оставили Церковь-матерь и ушли к бывшей сестре, которая теперь враждебно относится к нашей Церкви и переманивает детей.

- А греко-католики говорят, что у них тоже "забирали детей", в 1946 году?

Смотреть в корень надо (Козьма Прутков). Когда мне греко-католики говорят: "Вот здесь похоронены мои родители греко-католики", я говорю: "А ты глубже копай - там твои деды православные!" Я не против: будь со своими родителями, но не запрещай тем, кто хочет быть со своими прародителями.

Поэтому в 1946 году надо было так решать вопрос: делать сход села или общецерковное собрание. И священник говорит в присутствии властей: "Братья и сестры, мы не будет вспоминать Брестскую унию, не будем вспоминать, что было - теперь мы уже свободны, давайте определяться! Кто хочет оставаться греко-католиками - пожалуйста, направо (или налево). Кто хочет вернуться к вере отеческой, которая была до Брестской унии, - пожалуйста, в другую сторону. Теперь смотрим: вас, православных, - две трети. Тогда вы выбирайте, где хотите молиться: в этом храме или строить новый? В этом храме - значит, помогайте меньшинству строить новый храм, а временно молитесь поочередно". И наоборот: греко-католиков - две трети, православных - одна треть - то же самое. Вот это было бы решение.

Конечно, никто не поверит, что в 1946 году все единомысленно стали православными, что не было подпольных греко-католиков. И никто не поверит, что после Брестской унии все добровольно пошли в унию (Львов еще сто лет держался).

Можно было сейчас, в 90-м году сделать это. Можно было, наша Церковь предлагала так сделать, как я говорил. Но униаты не захотели. Они заявили: "Это все наше!" А православных братьев куда, на улицу? - Вот это проблема.

Общие молитвы и святыни

- Как Вы относитесь к таким объявлениям, которые расклеены, например, у "записного стола" в Почаевской лавре (крупнейшем центре православия на Западе Украины) о том, что "запрещается на богослужения подавать записки за некрещеных, иноверцев, раскольников Киевского патриархата, еретиков, протестантов, баптистов, адвентистов, иеговистов, пятидесятников и иных сектантов, а также экстрасенсов, колдунов, ворожеев… целителей и самоубийц"? И все в одном списке?

- Мне этот вопрос задавали на областном совете депутаты. Я им сказал, что объяснял монахам, что в принципе надо разделить эти два списка. И наместник вообще уже делает так: когда раскольники и униаты (греко-католики - ред.) подходят, раньше им отказывали - сейчас берут записки, молятся только на молебнах.

Надо два списка, чтоб разный был даже цвет. Условно: "Нельзя возносить соборную молитву за оккультистов и прочее". И второе: "Внимание! Просьба при подаче записок предупреждать, о ком молитесь - какой он веры". А принимая записки, монахи все равно спрашивают - к какой Церкви принадлежат те, о ком подаются прошения.

Так всегда должно быть, потому что молиться соборно, в храме можно только за членов Церкви (а лично - даже за самоубийцу, но только лично).

Когда меня спрашивают, можно ли заходить в униатскую или раскольническую церковь, я отвечаю: единственный случай, когда можно зайти - это когда твой родственник венчается или хоронить надо. Ты зашел, постоял, ты уважаешь покойника, но не молишься с ними, не подходишь под благословение священника - просто присутствуешь, ты не дикарь.

- Могут ли греко-католики приходить в православную церковь на богослужение, или, например, в Почаевскую лавру?

- На церковном пороге нет прибора типа грехоискателя, или определителя каноничности. Однако, молитвы, богослужения должны совершаться общиной, объединенной одной верой, в атмосфере взаимной любви, мира, согласия. Кроме того, в церкви должно быть благочиние.

По правилам, конечно, "оглашенные, изыдите!" - должны все выходить. Но это сейчас формально звучит только, поэтому люди присутствуют, это - их дело. Но к чаше приступать не имеют право!

Если б я был, например, почаевский иеромонах и ко мне на исповедь подошел бы греко-католик, я бы с ним побеседовал, объяснил бы, и сказал бы: "Брат, ты каешься, что был в унии?" И если был он сказал, что кается во все грехах, а в этом - нет - тогда: "Я не могу, брат, тебе отпускать грехи, ты вне нашей Церкви. Я за тебя помолюсь, пусть тебя Бог вразумит дальше и пусть Бог тебя простит, но я не могу тебя к чаше допускать". У них такой порядок, что они могут и у нас причащаться в особых случаях, а у нас нет этого правила.

Причащаться в другой общине нельзя, потому что община - это семья, в семье есть общий сосуд, и не может чужой просто так прийти и ложку сунуть туда. Даже в отношении гигиены. Будем откровенны: одно дело, когда на кухне все живут и из одной чашки пьют, но другое дело, когда пришел приятель с твоим сыном (кто его знает, что за мальчик - может, наркоман, может еще что такое).

Прикладываться к святыням, например, Почаевской иконе Божией Матери, инославным никто не может запретить. Я думаю, они и святую воду могут взять попить, и берут там.

ДЛЯ СПРАВКИ

Статистика

По состоянию на 1990 год Львовская епархия была самой большой в православном мире - 1237 приходов. В 1992 году (на момент прихода архиепископа Августина - ред.) в Львовской епархии насчитывалось всего 15 приходов. За последние 17 лет число приходов возросло в 4 раза - до 60 приходов, не считая домовые храмы, которые открылись при тюрьмах, домах престарелых, воинских учреждениях.

Есть приходы, где по три литургии в воскресенье совершается, а есть, где только раз в неделю служат.

Особенность приходов Львовской епархии - что службы идут с Галицким акцентом.

Есть один монастырь во Львовской епархии, женский, там около 10 сестер, служба совершается ежедневно.

В самом Львове на тот момент, когда кафедру возглавил владыка Августин, остался только один храм Московского патриархата, на улице Короленко. Он и стал временно кафедральным собором.

За 17 лет написано уже свыше 50 прошений в разные инстанции, начиная от губернатора и заканчивая президентом, о выделении земельного участка под строительство кафедрального собора. Но до сих пор никакого позитивного ответа нет.

Аргументы, по словам архиепископа, приводятся очень разные: по-началу были аргументы, что "у вас есть церковь и нет нужды", сейчас другие аргументы, например - что "нет генплана". Или прошения просто игнорируются.

Сегодня во Львове в общей сложности существуют три прихода и женский монастырь. Кроме того, действуют церкви УПЦ МП в воинских частях, в местах лишения свободы (во Львове две исправительные колонии), в доме престарелых и на месте трагедии в результате падения самолета во время показательных полетов.

На Пасху только в храм на улице Короленко приходят около 10 тысяч человек. В обычное воскресенье в этом храме на трёх литургиях присутствует до полутора тысяч верующих, все не помещаются, многие стоят на улице и молятся под открытым небом.

Еще около тысячи верующих регулярно ходят в другие львовские храмы УПЦ МП.

Военное духовенство

Архиепископ Августин возглавляет Синодальный отдел Украинской православной церкви по взаимодействию в Вооруженными Силами и иными войсковыми формированиями Украины и уже более 10 лет трудится над окормлением солдат и офицеров. Бывал в горячих точках (8 раз - в Косове, с миротворцами, а также в Ираке).

Архиепископ Августин подчеркнул, что его отдел делает все для того, чтобы в воинских частях и тюрьмах не возникало межконфессиональной розни.

На вопрос об институте военного духовенства архиерей ответил, что такового на Украине пока нет. Но поскольку Украина стремится вступить в НАТО, одним из условий является капелланское служение. И в УПЦ МП надеются на создание «государственной программы по внедрению этого института».

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.