УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 89 відвідувачів

Теги
Католицька Церква Священний Синод УПЦ вибори УПЦ КП Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія милосердя розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра церква і суспільство конфлікти краєзнавство Президент Віктор Ющенко Мазепа Доброчинність забобони церковна журналістика діаспора іконопис Церква і медицина комуністи та Церква секти Ющенко Патріарх Алексій II Голодомор монастирі та храми України молодь постать у Церкві українська християнська культура церква та політика педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада шляхи єднання Церква і політика Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Ваш шанс» (Сумы): Как строили город Сумы



«Ваш шанс» (Сумы), Игорь Скворцов, 05.08.2009

 

ВШ начинает публикацию цикла интереснейших исторических материалов, приуроченных ко Дню города

Уважаемые Читатели! Ко Дню Сум в этом году нас с вами ждет немало мероприятий. И мы надеемся, что заметным и важным сюрпризом, приуроченным к празднику, станет для вас и подарок от ВШ - цикл публикаций об истории нашего города.

Итак, начиная с этого номера, мы ознакомим вас со статьями известного сумского историка и краеведа - ИГОРЯ СКВОРЦОВА. Мы не сомневаемся, что эти интереснейшие материалы не только с удовольствием прочтутся всеми неравнодушными сумчанами, но и, безусловно, будут долго еще храниться во многих и многих сумских семьях, в которых понимают: чтобы дети не выросли Иванами, родства не помнящими, они должны знать и уважать прошлое своего города...

«...Город ставить со всеми крепостьми...»

Возникновение Сум, как и большинства населенных пунктов юго-востока нынешней Сумской области, совпало с одним из сложнейших периодов в истории украинского и белорусского народов. Это было время, когда жесточайший экономический и религиозный гнет со стороны шляхетской Речи Посполитой заставлял мигрировать православный люд на юг и восток Левобережья Днепра. Десятки тысяч людей с Правобережья, из Центральной Украины и Белоруссии большими группами и поодиночке двинулись на «украинные» земли Московской Руси, надеясь на помощь и защиту. В связи с этим резко активизировались мероприятия, направленные на подготовку будущих мест расселения пришлого населения, особенно в 1640-50-х гг.

Характерной чертой Русского государства в ХVI-ХVII вв. было значительное городское строительство. На границах возникли города-укрепления, имеющие оборонительное значение. В ХVII веке строительство городов велось по определенному плану, которому предшествовали длительные предварительные исследования. В частности, уже в ХVI в. усилиями русских служилых людей были составлены географические карты и подробное описание южного пограничья, так называемого Дикого поля. Впервые в письменных источниках местность, на которой возник город Сумы, упоминается в 1571 г. в переписи русских сторожей (пограничных пунктов).

Совершенно естественно, что, только имея графические и описательные документы о территориях государства, правительство через Разрядный и другие приказы могло управлять ими. Присылаемый из приказа градостроитель, который затем назначался воеводой нового города, всесторонне изучал географию местности и оценивал ситуацию, которая может сложиться, если на предлагаемом месте поставить город. Составлялась роспись и чертежи, а затем - смета на весь город и отдельно - на крепостные сооружения. Выбор участка под город Сумы был осуществлен воеводой К.Ю.Арсеньевым.

В первую очередь на определенной для города территории расчерчивались крепостные стены, определялись места храмов, казенных строений и освящалось их основание. Затем детально и обстоятельно продумывались связи между другими существующими или планируемыми населенными пунктами как водными, так и сухопутными путями. При всех строительных работах предполагалось проживание конных и пеших служилых людей, которые должны были охранять строителей до окончания работ.

По мере появления жителей воевода должен был расселять их по заранее составленному плану на специально отведенных участках. Жители строили дома сами, получая через воеводскую канцелярию средства для обустройства, т. н. подъемные. Кроме того, они должны были устраивать свою жизнь в новом городе так, чтобы в дальнейшем не нуждаться в государственном денежном и хлебном жаловании, обрабатывая выделенные им пашни и огороды, занимаясь различными промыслами. Город, по представлениям того времени, должен быть самоокупаем.

Необходимо отметить, что московское правительство в эти годы не ставило задачу своим «украинным» воеводам приводить к присяге царю малороссийских беглецов-переселенцев из Польши. Иначе претензии и обвинения польской стороны в укрывательстве беглецов были бы не только справедливы, но и обоснованы фактом присяги и принятием в подданство. Вероятно, и термин «осадчий» применялся русской стороной к двойственному положению переселенческих атаманов. С одной стороны - факт лояльного проживания на русской территории, с другой - отсутствие юридического гражданства. Воеводы не чинили препятствий и в случае возвращения обратно в Польшу таким «осадчим», правда, многочисленные шатания туда-сюда через границу вызывали определенные подозрения. Получение правительственных «подъемных» на обустройство переселенцев также не связывалось с принятием присяги.

В 1653 г. К.Арсеньев сообщал царю: «...Велено мне, холопу твоему, быть на государевой службе в новом Сумином городище город ставить со всеми крепостьми и черкас строить на новое житие пашнею и сенные покосы и всякими угодьи... и город, Государь, со всеми крепостьми я, холоп твой, отделал весь в дубовом лесу башни и стены, и бойницы, и тайник сделал, и черкас дворами, и гумнами, и огородами устроил, а образец... городу и чертеж, и книги строельные я, холоп твой, пришлю к тебе, Великий Государь, вскоре». В этом сообщении прямо говорится о том, что одновременно с продолжающимся строительством крепости были завершены планировочные работы и по разбивке жилых посадов. Здесь же содержатся некоторые сведения о казенных постройках внутри крепости: доме воеводы, пороховом погребе, тюрьме и соборной церкви Преображения Господня, строительство которой было в 1653 г. практически завершено.

Наличие соборной церкви позволяет однозначно решить вопрос об уже запланированном строительстве других храмов на территории города. К самым ранним относятся еще три: Покровский, Николаевский и Рождества Богородицы. Два первых были построены в 1650-х годах, а третий закончен около 1680 года.

Кроме воеводы, в планировке и строительстве города с самого начала принимали участие люди многих узких специальностей: зодчие, чертежники, художники, подьячие и рассыльные. При строительстве крепостных сооружений большую роль играли фортификаторы различных специальностей: градодельцы, подкопщики и другие.

«Сумина крепость», построенная на водоразделе трех рек, на многие годы вперед сформировала художественный облик города. Исходя из предварительных расчетов, город получил вокруг себя, кроме мест для строительства жилых посадов, пахотные и выгонные земли, достаточные для пропитания всего населения, предельное количество которого тоже планировалось с самого начала. Сумы имели также дикие, необжитые территории, на которых жители занимались рыбной ловлей, бортничеством, охотой и другими промыслами. Эти куски нетронутой природы - леса, заливные луга и топи - специально сохранялись не только в промысловых целях, но и как дополнительное средство защиты от внезапного нападения. Люди бережно относились к природе, которая кормила и охраняла их, изменяя ее незначительно, развивая в ней то, что было необходимо. Обо всем этом градостроители заботились так же, как о территории самого города. Проектировщикам даже предписывалось предусматривать, каким будет вид на городской ансамбль с больших дистанций. Город получил свободную (нерегулярную) планировочную структуру, которая была широко распространена еще в Древней Руси, а ко времени основания Сум строительство городов велось на основании целого комплекса письменных норм, в частности - «Закона Градского».

Город Сумы был основан как государственный, входивший в систему городов-крепостей Белгородской оборонительной линии на южных границах Русского государства.

Превращение в уездный город

Городские посады Сум заселялись несколькими волнами переселенцев в течение ряда лет. Из немногих дошедших до нашего времени документов известно, что в 1655 г. сто переселенческих семей из местечка Ставищи Белоцерковского полка во главе с осадчим, атаманом Герасимом Кондратьевым, получили разрешение правительства поселиться «на Псле речке подле речки Сум». В 1658 г. Кондратьев утверждается полковником новосозданного Сумского казацкого полка. По переписи 1660 г. в городе насчитывалось уже 2740 жителей мужского пола.

Выдающийся историк Слобожанщины ХIХ в. преосвященный Филарет (Гумилевский) писал: «...Главным действующим лицом в славных делах Сумского полка является стольник и полковник Сумского полка Герасим Кондратьевич Кондратьев. Он был, как видно по Грамотам, главным лицом полка не только по званию своему, как полковник, но и по личным качествам и делам своим. По другим документам знаем, что вместе с тем он был самым усердным строителем храмов Божьих, и он же был строителем двух сумских монастырей - мужского и женского».

Между тем с именем Герасима Кондратьева связан и целый ряд городских преданий, дошедших до наших дней. В них говорится о мужественном, сильном человеке, строгом, но справедливом по отношению к простым людям - именно эти качества Кондратьева сделали его имя бессмертным среди горожан, предав забвению другие, не укладывавшиеся в представление о народном идеале героя.

Сохранилось описание исторического центра за 1678 г.: «Город Сумин построен в дубовом лесу, по мере около всего города и с посадом 3426 саженей, по городу 4 башни с проезжими вороты, 23 башни глухих, по острогу 8 проезжих ворот, из города тайник к реке Пслу, вода в нем добра».

С южной стороны к крепостным стенам Города примыкал укрепленный посад, окруженный земляным валом с дубовыми стенами и башнями. С напольной стороны Посад был дополнительно защищен перекопом - сухим рвом между реками Пслом и Сумкой (ныне - Стрелка).

В 80-х гг. ХVII в. оборонительные сооружения города подверглись капитальной реконструкции отчасти из-за ветхости, но в основном из-за того, что деревянные малогабаритные укрепления уже не могли удовлетворять всем требованиям безопасности и устоять против мощной артиллерии, подвозимой к городу неприятелем. Они заменяются земляными укреплениями (городками) с широкими валами и раскатами, позволившими в Сумах применять новейшую военную технику.

По мере увеличения численности жителей застраивались другие городские посады: Холодногорский, Новоместенский, Засумский. Каждый из посадов имел свой храм, по дате основания которого можно судить о времени заселения районов города.

Последние штрихи в формирование исторического центра Сум на первом этапе градостроительства были внесены в 1708-1709 гг. В эти годы последний раз обновились сумские укрепления. Крепость была несколько сокращена по своим габаритам вследствие создания более компактной оборонной линии, укрепленной многочисленными бастионами и другими фортификационными сооружениями. Общий план и характер застройки центра изменился незначительно.

С 30-х годов ХVIII в. крепость окончательно утрачивает оборонительные функции и значение военного опорного пункта. В результате территориального развития Российской империи на юг Сумы превратились в провинциальный город Слободской Украины, а с ликвидацией полкового устройства в 1760-е гг. - в уездный город Слободско-Украинской (позже - Харьковской) губернии. Сумская крепость, в течение столетия определявшая художественно-архитектурный облик города, больше по назначению не используется. Происходит обветшание и разрушение башен и стен, осыпание рва, обрушение подземного хода к реке.

Известны несколько городских планов ХVIII в., в которых зафиксирована первоначальная ландшафтная планировка Сум. Большой интерес представляет план 1780-х гг., на котором хорошо видны контуры оборонительных сооружений Города и Замка (Острога) на время последней реконструкции Сумской крепости. Внутри Замка - полковая канцелярия и места хранения продовольствия и боеприпасов на случай осады. Севернее Замка - три деревянные приходские церкви: Преображенская, Николаевская и Апостола Матфея. Каменная Воскресенская церковь отмечена на плане как соборная. Спасо-Преображенский собор в эти годы пере-

страивался в камне и его статус временно был понижен. Кроме Воскресенского храма, в Городе обозначены еще два каменных строения. Описание одного из них оставил в своей работе об истории Сум священник о.Иаков (Левитский) в 1908 году: «Подвалы аркообразной постройки, такой же постройки и нижний этаж, потолки со сводами, стены - необычайной толщины. По преданию, здесь в старину было когда-то казначейство, замечательно, что за время существования дома, с самого построения его, сколько ни было в городе пожаров, случалось, что весь город выгорал, дом этот всегда оставался неповрежденным, и ныне он, благодаря внимательному уходу и постоянному ремонту, совершенно крепок... Крыша дома, как и всех старинных домов, очень высокая, крутая; дом стоит во дворе и немного наискось улице, называемой Монастырской».

Между Городом и Посадом располагалось открытое пространство, протянувшееся от Псла до Сумки (Стрелки), на которой стояла деревянная Покровская церковь, а вдоль крепостного вала Города - деревянные торговые ряды. Здесь же отмечено и старое здание бывшей воеводской канцелярии. Через Город с юга на север проходила транспортная дорога, упоминаемая в документах ХVIII века под названием «Городецкая», выходящая на казенный мост через реку Суму (ныне - Сумка), за городской чертой расходящаяся в двух направлениях - на Суджу и Белополье. С трех сторон городского центра уже отчетливо видны городские предместья, названные позже Засумкой, Перекопом, Холодной Горой и Новым Местом. За Пслом городских строений не было, как и прежде, здесь были заливные луга, среди которых на редких возвышенностях - земли, принадлежащие и городу, и пригородной деревне Пришибу.

Реконструкция XVIII века

Реконструкцию Сум, в соответствии с требованиями регулярной системы эпохи классицизма, начали готовить с середины ХVIII в. После длительной подготовки появился перспективный план города, который, после его рассмотрения Петербургской комиссией строений, был утвержден Екатериной II 20 апреля 1786 года. Разработан план учеником В.И.Баженова, харьковским губернским архитектором П.И.Ярославским. Он прекрасно справился с этой творческой задачей, учтя особенности рельефа, наличие водных пространств, сложившуюся историческую топографию и первоначальную планировочную структуру.

Благодаря этому плану в Сумах до настоящего времени совпадает исторический центр с начальной точкой роста города во времени и пространстве. Особенности планировки заключались в том, что в центральной части новое строительство разрешалось только по индивидуальным или по типовым проектам, утвержденным правительством и собранным в специальных альбомах «образцовых» фасадов.

В Сумах застройка центра с конца ХVIII в. велась по проектам, разработанным известными отечественными архитекторами: П.И.Ярославским, А.И.Руска, В.П.Гесте, А.Захаровым, А.В.Квасовым, В.П.Стасовым и другими. Вот выписка из пояснительной записки к плану 1786 г. архитектора П.Ярославского (№№ по Альбому «образцовых» фасадов): «Партикулярные каменные домы могут строиться... по представляемым при сем примерным фасадам под № 1, 2, 3. А купеческие с лавками домы под №6 по желанию хозяев позволить строить... с лучшими украшениями... Деревянные домы строить по фасадам № 3, 4, 5 на каменных жилых погребах... а два жилья (подряд) деревянного строить не допущать... Кровли крыть на каменных - железом или черепицей, а доколь черепичные заводы размножатся, тесом и гонтою; на деревянных строениях - тесом и гонтою... У которых обывателей каменные строения не прибудут в линию (красную), оставить до того времени, пока сами собою не обветшают».

Окраска фасадов домов тоже строго регламентировалась. В Своде законов Российской империи за 1805 г. говорится: «...Запрещается пестрить дома краскою... вообще дозволяется красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым, светло-серым, диким, бледно-розовым, сибирскою, но с большой примесью белой краски, и желто-серым».

Индивидуальное проектирование осуществляли в Сумах на рубеже XVIII-XIX вв. архитекторы П.И.Ярославский, его брат В.И.Ярославский, А.А.Палицын и другие, чьи имена пока остаются неизвестными.

Перепланировка исторического центра началась в 1789 году. Окончательно были засыпаны рвы, снесены крепостные валы. Через уже существовавшую застройку проложены две новые улицы, пересекаемые тремя переулками, разбившими Город на девять кварталов. В историческом центре в камне были отстроены в первую очередь деревянные храмы: в 1788 г. закончен Спасо-Преображенский собор, в 1790-м - Покровская церковь и в 1802-м (с переносом на новое место) - Николаевская.

К 1836 г. в новых кварталах центра были построены 55 каменных домов, из них почти половина - в два этажа. Несмотря на строжайший запрет на соломенные крыши в новых домах центра, внутри кварталов оставалось еще много старых деревянных построек, крытых соломой. В 1839 и 1840 годах два страшных пожара опустошили центральную часть, нанеся городу огромный ущерб, а многим зажиточным горожанам - полное разорение. Но именно эти пожары ускорили реконструкцию исторического центра в соответствии с проектным планом 1786 года.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.