УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 97 відвідувачів

Теги
Президент Віктор Ющенко секти Доброчинність церква і суспільство конфлікти Голодомор Вселенський Патріархат розкол в Україні автокефалія Ющенко вибори краєзнавство педагогіка комуністи та Церква УГКЦ діаспора постать у Церкві Церква і політика церковна журналістика Мазепа забобони Археологія та реставрація шляхи єднання Церква і влада Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина церква та політика монастирі та храми України Католицька Церква УПЦ КП українська християнська культура милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра молодь Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ іконопис






Рейтинг@Mail.ru






«ДКР» (Донецк): О святом и грешном. На вопросы читателей «ДКР» отвечает протоиерей Георгий Гуляев



«ДКР» (Донецк), 2009

 

Можно ли заказывать литургию о здравии человека, если он был крещен в детстве, но потом стал неверующим?

Мария Николаевна, 48 лет, Харцызск.

- Неверие – это такой же грех, как и все остальные, а в православном храме мы молимся за каждого грешника. Ведь какую бы греховную жизнь ни вел крещеный человек, он все равно остается частью Церкви, а Церковь всегда заботится о своих заблудших членах. Поэтому нужно молиться о том, чтобы вера вновь озарила его сердце.

Почему Православная Церковь до сих пор не канонизировала схиархимандрита Зосиму (старца из монастыря в селе Никольское)?

Маргарита, 32 года, Донецк

- Вопрос канонизации святых – это вопрос всей Церкви. Если человек вел жизнь богоугодную, то через какое-то время должно произойти осмысление его жизни. Ведь то, что непонятно современниками, вполне может быть понято потомками.

Схиархимандрит Зосима (Сокур), основатель двух монастырей, несомненно, заслуживает огромного уважения и за свою организаторскую деятельность, и за деятельность просветительскую. Свою жизнь он закончил страдальчески, что свидетельствует лишь о том, что свой жизненный крест он нес терпеливо. Но никогда в церковной истории мы не встречаемся с тем, чтобы человека канонизировали в столь короткое время после его смерти. Тем более, насколько мне известно, сам отец Зосима в шутку даже угрожал: «Не вздумайте причислять меня к лику святых!».

Как отличить храм, принадлежащий Московскому Патриархату, от раскольничьего, чтобы не попасть по ошибке к «филаретовцам»?

Инна, 19 лет, Донецк

- За любым богослужением возносится имя правящего архиерея. На территории Донецкой области действуют две епархии – Донецкая и Горловская. Правящий архиерей Донецкой епархии Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, правящий архиерей Горловской епархии - епископ Горловский и Славянский Митрофан. Кроме того, обязательно поминаются Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир и, поскольку мы находимся в духовном единении с Русской Православной Церковью, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Если за богослужением произносятся какие-либо иные формулировки - тогда этот храм, имеющий все внешние признаки православного, не имеет своей сути, поскольку является неканоническим.

Видел, как в соборе женщина совершала какой-то колдовской ритуал, обходя храм по периметру с зажженной свечей в руках. Почему никто из сотрудниц не сделал ей замечание? Как следует вести себя в таких ситуациях простым прихожанам?

Станислав, 40 лет, Донецк.

- Чтобы обвинить человека в колдовстве, нужны достаточно веские причины. Иначе может получиться так, что молитвенное правило человека может быть неправильно понято окружающими. Если человек творит явно беззаконные вещи, например причиняет вред храмовому имуществу или совершает движения, которые не находят своего подтверждения в практике церковного благочестия, тогда можно и нужно указать ему на ошибку. Нужно сообщить и служащей в храме, и священнику, что происходит явное безобразие. Реагировать нужно, но осторожно: обвинение в колдовстве достаточно серьезно, чтобы по каким-то внешним признакам сразу говорить, что человек колдун.

Внучка стала заикаться после испуга. Каким святым молиться об исцелении ребенка? Какие православные методы лечения этой проблемы существуют еще?

Валентина Федоровна, 56 лет, Макеевка.

- Любая болезнь – это попущение Божие. Возможно, Господь попустил ребенку такую болезнь для того, чтобы родители обратили внимание на самого ребенка, на свое духовное состояние. Источник всех благ – это Господь, святые лишь молятся ему. Обращаясь к святому, мы произносим: «Святой (имя), моли Бога о нас!» То есть они помогают нам обращаться к Господу, ведь именно Он податель всех благ.

Никакой святой не закреплен за направлением, которое он окормляет, поэтому в любом случае нужно молиться лишь Господу. А родителям можно посоветовать чаще исповедоваться, приходить на службу: если ребенок будет воспитываться в нормальной обстановке, где соблюдаются духовные и психологические нормы, то, с Божией помощью, недуг может отступить.

Сын пережил личную драму и хочет стать монахом. Как ему объяснить, что такие решения нельзя принимать сгоряча? Правда ли, что существует правило не постригать в монахи людей моложе 30 лет, чтобы они шли по избранному пути сознательно?

Ангелина, 38 лет, Горловка.

- Уход в монастырь должен быть не уходом от чего-то, а приходом к Богу. Господь не благословляет монашеский путь как единственно возможный спасительный – есть путь семейной жизни, есть путь монашества в миру, когда человек, внешне не отягченный никакими атрибутами, ведет благочестивую, целомудренную жизнь. Просто так человек в монастырь не попадет. Духовник, к которому он обратится, обязательно даст какое-то испытание. Однако нужно понимать: то, что он уходит в монастырь из-за личной драмы, может оказаться всего лишь вашим восприятием ситуации. Здесь нужно откровенно поговорить с сыном. А каких-то правил и запретов на счет возраста не существует - это свободный выбор человека, на который он имеет право, как бы это ни оценивали окружающие со стороны. Хотя, несомненно, уход в монашество - шаг очень серьезный, и сгоряча он не совершается.

Как отличить душевно больного человека от бесноватого? Где в Донецкой области найти батюшку, умеющего изгонять бесов?

Сергей Степанович, 50 лет, Мариуполь.

- Иногда так случается, что болезнь духовная маскируется под болезнь душевную. В то же время человека однозначно больного нельзя называть бесноватым. Человек – это не набор костей, по которому движутся какие-то электрические вспышки. Человек гораздо сложнее - это и душа, и дух, и тело. Если Господь попускает какие-то болезни, то человек и окружающие должны принимать их со смирением. Что касается бесов, то без воли человека бес в него не войдет. Нельзя говорить о том, что кто-то к нам прикоснулся, посмотрел - и человек испортился. Что касается практики изгнания бесов, то всевозможные экзерцисты действуют, мягко говоря, без благословения священноначалия. Нужно помнить, что невозможно избавить от болезни быстро. Избавление - это тяжелый труд, связанный, прежде всего, с верой, с тем, чтобы человек служил Богу, молился, исповедовался, каялся в своих грехах. Единственный известный обряд, связанный с таинством изгнания беса, – это Таинство Крещения, когда священник изгоняет злого духа из сердца человека. Остальные случаи глубоко индивидуальны, и на страницах светского издания такие рецепты не даются.

Можно ли окрестить недоношенного новорожденного ребенка без погружения в купель, если он лежит в кювете в реанимации и для таинства необходим выезд священника?

Татьяна и Денис, 21 и 26 лет, Донецк.

- В своей пастырской практике я часто сталкиваюсь с подобными ситуациями, поэтому могу сказать лишь одно: для ребенка, которому угрожает смертельная опасность, крайне необходимо крещение в реанимации. Для этого нужно согласие родителей, которые должны настоять, чтобы священника пустили в реанимационное отделение. В таких случаях Крещение может совершаться не через погружение, а через окропление святой водой.

Если у вас произошла подобная ситуация, надо обратиться в любой храм, и священник по первому вашему требованию выедет, чтобы совершить это Таинство. Если священник не успевает приехать или по каким-то причинам не может, то по его благословению возможно крещение со стороны мирян.

Какие экзамены сдаются при поступлении в семинарию? Нужно ли до поступления отслужить в армии, как это требовалось в СССР?

Андрей, 16 лет, Донецк

- Армия абитуриентам духовной семинарии сегодня не обязательна. Прежде всего, в семинарию поступают по благословению священника и епархиального архиерея. Поскольку речь идет о специализированном учебном заведении, то поступают туда лишь кандидаты от Церкви.

В Семинарию принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте до 35 лет, которые имеют полное среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком. Абитуриенты должны пройти собеседование и сдать устные экзамены по следующим дисциплинам: Библейская история Ветхого и Нового Заветов, Основы Православного вероучения, История Церкви, написать сочинение на библейскую или церковно-историческую тему, показать твердое и осмысленное знание наизусть молитв: начальных: „Слава тебе, Боже наш, слава тебе”, „Царю Небесный”, „Святый Боже”, „Пресвятая Троице”, „Отче наш”, ,,Придите, поклонимся”; утренних: „От сна восстав”, „Боже, очисти мя грешного”, „Пресвятая Владычице моя, Богородице”, „Святый Ангеле”; вечерних: „Боже вечный”, „Вседержителю слово Отчее”, „Благаго Царя Благая Мати”, „Ангелу Хранителю”; Божией Матери: „Богородице Дево, радуйся”, „Достойно есть”, „Взбранной Воеводе”, „Милосердия двери”, „Не имамы иныя помощи”; а также – Символ веры, Заповеди Моисея, Заповеди Блаженств, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й, тропари двунадесятых праздников, молитву перед причащением, молитву преп. Ефрема Сирина.

Абитуриенты должны уметь читать Псалтырь на церковнославянском языке, знать основные церковные песнопения и иметь опыт клиросного послушания.

Почему в Донецке нет ни одной общеобразовательной православной школы? Ведется ли работа по созданию такого учебного заведения?

Группа православных родителей, Донецк.

- Могу только сожалеть о том, что у нас нет православной общеобразовательной школы, хотя, честно говоря, не знаю, решило бы проблему духовности наличие такой школы. Не хотелось бы, чтобы были какие-то резервации для православных детей, потому что не должно быть специализированных понятий – кушаем православные продукты, учимся в православной школе, ездим на православном троллейбусе…

Православный христианин должен жить в реальном мире, быть обличеньем для этого мира своей верой, своими добрыми делами. Хотя идея создания православной школы не утопична, но пока этот вопрос остается нерешенным.

Правда ли, что появилось новое правило, разрешающее женщинам приходить в храм в брюках, ставших одной из разновидностей женской одежды?

Вероника, 23 года, Донецк.

- Нет, неправда. На богослужении женщины должны присутствовать в том виде, который мы называем традиционной женской одеждой. Хотя, конечно, если вы придете на литургию в брюках, священник не будет превращать богослужение в обличение прихожан. Он Богу служит, а не прихожан рассматривает.

Женщина в брюках – это не смертельно, хотя и не совсем понятно. Есть более явные промахи, грехи. Кроме того, если женщина просто идет мимо храма, пусть она лучше зайдет сюда в брюках, чем с благочестивым помыслом «Мне нельзя, я в штанах» - не зайдет сюда вообще. Думаю, подобные вопросы возникают от отсутствия традиций, ведь даже на уровне быта мы не можем усвоить, что есть хорошо, а что плохо. Над этим надо работать, но не методом репрессий, а методом разъяснений.

Говорят, что вся власть от Бога. Но разве нынешний президент Украины не исключение из этих правил?

Нина Георгиевна, 70 лет, Макеевка.

- Все от Бога – и здоровье, и радости, и победы, и поражения. Только принять это нужно в одном случае как благословение, в другом - как Божие попущение. Нельзя осуждать другого человека, нужно рассуждать по его поступкам. «По делам их узнаете их», - говорил Господь. Поэтому посмотрим, чем все закончится, и в случае с нашим президентом – тоже.

Я – мусульманин, любимая дувушка – христианка. Я хочу на ней жениться и даже не возражаю против воспитания в христанской вере наших будущих детей. Но невеста настаивает на венчании, а я боюсь изменять свою веру, так как в этом случае меня проклянут родители. Как поступить в такой ситуации?

Джемал, 25 лет, Донецк.

- Церковь допускает брак между православным христианином и представителем другой веры при условии, что дети будут воспитываться в православной вере. Однако венчание в этом случае невозможно, поскольку совершается оно только над членами Церкви. Если человек желает стать членом Церкви, то, по примеру многих великих людей, начиная от князя Владимира, которому тоже можно было бы ставить в упрек, что он поменял веру, и заканчивая мучениками и новомученниками, он должен креститься.

То, что предлагает человеку Бог несравнимо с тем, что предлагают ему другие люди, будь это даже самые близкие люди, такие, как родители. Основной мотив, по которому вы должны захотеть покреститься в Православии, – не желание угодить будущей жене, не страх перед какими-то обстоятельствами, а искреннее желание быть со Христом. Поэтому принимайте решение сами - что вам дороже, что более приемлемо лично для вас.

Можно ли отмолить за 40 дней родственника, умершего без покаяния?

Михаил, 34 года, Харцызск.

- В Церкви никогда не назначались сроки для отмаливания. И прощение умерших – это исключительно милость Божия. Молиться за душу усопшего надо и в течение сорока дней, и в течение всей жизни. Ведь в молитве мы просим, чтобы память об умершем, а точнее поминовение, было в род и род. В идеале должна существовать традиция, когда поминальная записка с именами всех наших предков передается из поколения в поколение. 40 дней – это наиболее важные дни, когда душа проходит мытарства, дает ответ на суде за все, что совершила за земную жизнь. Но участь ее до второго пришествия остается исключительно в руках Божиих.

Я очень люблю фантастические фильмы и книги. Является ли это грехом?

Ирина, 14 лет, Донецк.

- «Все мне дозволено, но не все полезно»,- говорит апостол. Все мне дозволено, но не все должно мною обладать. Если вы чувствуете некоторую зависимость от чего бы то ни было – от пирожного, книги, или фильма, – от нее нужно избавляться, потому что ничто не должно руководить человеком. Фантастический фильм может быть нейтральным, а именно сам человек превращает его в страсть. Во многих фантастических книгах описываются события, которые могут человеку дать более глубоко понять духовный мир, заставить его по-иному взглянуть на привычные вещи, обстоятельства, которые нас окружают. С другой стороны, фантастические книги – это всегда элемент неправды. И существует опасность со скепсисом воспринимать и историю, и современность. Для такого человека и Евангельская история, и жизнь святых могут быть восприняты как фантастика. Результат - человек лишает себя Царства Божьего.

Почему Вселенский Патриарх Варфоломей не был на похоронах Патриарха Алексия Второго, а также на выборах и интронизации нового предстоятеля Русской Православной Церкви? С чем это связано?

Всеволод Чеппель, Донецк

- На похоронах Святейшего Патриарха Алексия Вселенский Патриарх Варфоломей присутствовал, он отдал дань памяти Предстоятелю Русской Православной Церкви, молился об упокоении его души. Однако нового Предстоятеля выбирали только лишь члены Русской Православной Церкви, а на интронизации присутствовали те, кто имел возможность приехать. Но 1 февраля в Храме Христа Спасителя присутствовала делегация от Константинопольского Патриархата, Вселенский Патриарх передал свои поздравления новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.