УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 70 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) УГКЦ Президент Віктор Ющенко українська християнська культура Вселенський Патріархат автокефалія Археологія та реставрація розкол в Україні церква і суспільство милосердя Церква і політика Ющенко Церква і влада Католицька Церква Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков іконопис Доброчинність комуністи та Церква Патріарх Алексій II монастирі та храми України краєзнавство Голодомор Священний Синод УПЦ шляхи єднання діаспора молодь вибори Мазепа секти забобони Приїзд Патріарха Кирила в Україну УПЦ КП постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти церква та політика церковна журналістика педагогіка Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Свободный репортер» (Луганск): Ударим аэропланом «Безбожник» по небесам. Было время, когда в Луганском горсовете топили…иконами



«Свободный репортер» (Луганск), Анна Маркевич, 2009

 

Донбасс вообще, и Луганск в частности — удивительный регион. Целых пять столетий здесь совсем не жили люди! Причин тому несколько, как  рациональных (набеги кочевников— от половцев до татар),  так и иррациональных (магнитная аномалия Донецкого кряжа, которая отрицательно влияет на психику). Именно поэтому, кстати, в нашем регионе не встретишь аутентичных икон, написанных ранее XVIII века. Впрочем, тема Дикого поля — спорная, а потому начнем наш рассказ о церквях, эдак с века восемнадцатого. Тем паче, что самому Луганску едва ли будет более 260 лет. 

Вместо церкви—  памятник Ленину

Основанное  сербами в XVIII в. Село Каменный Брод и построенный к 1796 г. литейно-пушечный завод стал новым домом для многих тысяч людей, большинство из которых были православного вероисповедания. Исповедовали православие также украинские и донские казаки, селившиеся в нашем крае с конца XVII века.

Первая церковь в Каменном Броде (и, следовательно, в Луганске) была построена в 1796 году. Вначале она была деревянной, позже ее перестроили в камне. По иронии судьбы она — единственная сохранилась до наших дней. Интересно, что первая улица нашего города называлась в честь нее Петропавловской и начиналась как раз от церкви  (сейчас это улица Артема). Кстати, на ул. Артема находится самый старый жилой дом в Луганске. Впервые он упоминается в документах 1812 г. До 1882 года Каменный Брод и поселок вокруг литейного завода были отдельными административными единицами. Потому в 1830 году в поселке Луганский завод построили Успенскую церковь, которая сгорела, и в 1840-е  была заново отстроена в камне. Ее посещали рабочие завода с семьями. И если первой улицей в Камброде была Петропавловская, то в поселке Луганский завод первой улицей стала ул. Английская. С церковью ее соединил обустроенный в начале XX века Успенский сквер. Впрочем, всего лишь через 30 лет церковь снесли, а в сквере установили памятник Ленину.

Механизм уничтожения

  Согласно Всероссийской переписи 1897 года население Луганска составляло 34 тысячи человек. Из них 70 % были православными, 20 % иудеями, 4% католиками, 4 % лютеранами, 2 % армяно-григорианами. 

В то время в городе было: 6 православных церквей, 3 синагоги, армяно-григорианский молитвенный дом, лютеранский молитвенный дом, римско-католический костел.  Этот храм находился в Натальевском переулке, и, к сожалению, не сохранился. Как же происходило насаждение атеизма именно в Луганске и как разрушали луганские храмы? Начнем, пожалуй, с самой главной церкви старого Луганска, храма Святого Николая Чудотворца.

Он был построен в 1841 году. Строили его сразу каменным. Купол и шпиль были позолоченные, а колокола — с большим добавлением серебра. Их звон был слышен даже в Станице Луганской. Свято-Никольская церковь была разрушена в 1935 г

В 1861 году было начато строительство еще одной православной церкви — Казанской,  единственной  в городе пятикупольной. Возводилась она на средства купцов и мещан.. Улица, на которой стояла эта церковь, стала называться Казанской (ныне, словно в насмешку над чувствами верующих, она носит имя иудея, ставшего основоположником атеистического коммунизма—К. Маркса).

В 1864 году в церкви было открыто богослужение. Первым священником, служившим в Казанской, был отец Иоанн Хрипко. А в 1910 году зазвонили в Казанской церкви колокола. Деньги на колокола пожертвовал почетный гражданин города Иван Пивоваров. Еще 500 руб. выделила городская Дума. С приходом новой безбожной власти начались гонения на церковь. И если в 1917-1918 годах власть милостиво разрешила верующим построить две новые церкви в Луганске — Вознесенскую и Троицкую, то очень скоро стало понятно: это лишь отсрочка «приговора». Вот краткая хроника разрушения храмов.

В 1935 г. Казанская церковь была взорвана. Но здание строилось на века — стены рухнули, а фундамент остался.  (Теперь планируют отстроить церковь вновь. Осенью  2007 г. место стройки освятил  митрополит Иоанникий, но  по прошествии более чем года можно констатировать: там даже конь не валялся.)

К Казанской церкви большевики подбирались долго. Для начала,  с ее куполов сняли кресты, а вместо них вывесили красные флаги. Потом церковь решили и вовсе  закрыть, а предлогом послужило следующее: «Религиозная община нарушила указания сантехкомиссии: не побелено сооружение собора, не покрашена церковная ограда, нарушена инструкция о порядке пользования религиозными сооружениями, в частности, в церковной сторожке проживает бывший богач Васнев».  На двери храма повесили замок, а вскоре и сам храм взлетел на воздух.

Процитированный документ эпохи предельно ясно иллюстрирует всю надуманность и цинизм  претензий советского режима к церквям, их общинам и, самое главное, имуществу. Всем было понятно, что процесс физической ликвидации материальной стороны религии, идущий по всей красной империи, не остановить. Механизм отличался лишь деталями.

В целом мы рассмотрели схему «убийства» церкви на примере Казанского собора. Она включала несколько этапов: агитация среди населения  за закрытие храмов (о том, как она велась, чуть ниже), пропаганда безбожия, надуманный предлог для закрытия храма, официальное  решение о закрытии, снятие крестов, колоколов, опись и конфискация имущества, особенно икон с золотыми и серебряными окладами (если, с точки зрения варваров, иконы не имели исторической ценности, ими отапливали помещения горсовета),  ну, и, собственно, разрушение — когда храмы взрывали либо разбирали по кирпичику. При более мягком сценарии — в храмах устраивали склады, или, вот, как в Петропавловской церкви Луганска — кинотеатр с красноречивым названием «Безбожник», в котором шли пропагандистские фильмы. Кстати, перед разрушением над Свято-Никольским храмом  еще и поиздевались: в нем проводились испытания авиационных моторов.

Предлоги для закрытия храмов варьировались. Так, Преображенскую церковь (год постройки — 1897) взорвали под видом работ по прокладке первой в городе трамвайной линии. Трамвай в Луганске пошел 1 мая 1934 года, а Преображенской церкви уже не было. Остался только ее «сосед» — Дворец культуры имени В.И.Ленина.

Наверное, нынешним коммунистам уже не стыдно, но их идейные предшественники  в Луганске тридцатых на полном серьезе планировали разместить в римско-католическом костеле сначала…клуб милиции, а потом и вовсе общежитие для студентов. Об этом свидетельствуют документы Госархива Луганской области. Замечу, кстати, что к 1930 году в Луганске были закрыты ВСЕ храмы имевшихся конфессий. К этому сроку, правда, не успели снять кресты с Преображенской и Петропавловской церквей. Однако эту «недоработку» быстро ликвидировали. В общем и целом, пока власти раздумывали, что сделать со зданиями закрытых церквей, их использовали как зернохранилища (1930 год).

«Мы наш, мы новый мир построим…»

При более «жестком» сценарии разрушения церквей и монастырей священников и монахов, не задумываясь, пускали «в расход». А чего уж там—разве не провозглашал «пролетарский поэт», что «единица—вздор, единица—ноль!» Вот и не церемонились. Причем, совершали эти преступления прежде всего коммунисты и комсомольцы. Сегодня этих «идейных» убийц  нынешние заправилы области, филипповы и голенки пытаются пропагандировать молодежи как пример для подражания.

Классический пример большевистского буйства в нашем регионе — зверское разрушение Святогорского монастыря в Донецкой области. В Луганске под сатанинский Молох большевизма попали Георгиевская (Малая Вергунка), Троицкая (Камброд), Воскресенская (Кладбищенская), Алексеевская (при тюрьме) церкви, а также другие культовые учреждения. До наших дней, кроме вышеупомянутой Петропавловской церкви, сохранилось лишь здание синагоги на пересечении улиц Т.Г.Шевченко и А.С.Шеремета (ныне —МЧС). К сожалению, по городу Луганску обнародовано очень мало архивной информации по этим вопросам. Есть о чем подумать и есть над чем поработать сотрудникам Госархива Луганской области и, возможно, сотрудникам архива СБУ.

При написании материала автор узнала много нового из работ луганчанина О.Форостюка. Например, что снятие крестов с церквей предпочитали проводить 6 ноября, аккурат к празднованию годовщины октябрьского переворота.

Удивительна также судьба епископа  Ворошиловградского и Донецкого Никона (Петина). Он проводил службы во многих церквях послевоенного города. Во  время больших праздников, в  храме, где  служил епископ Никон, количество верующих достигало нескольких тысяч человек. Именно при Никоне в Ворошиловграде была построена Николо-Преображенская церковь (1951 г.)

А ведь к тому времени владыка уже успел ощутить на себе всю «любовь» большевистской власти, его арестовали в 1932 г: «Коли я був в одній із тюрем, умови в ній були страхітними. У невеликій палаті знаходилася велика кількість людей – і політичні, і кримінальні. Було душно і сморідно, і повітря було наповнено базарною лайкою. Наступала Великодня ніч для цього пекла. Я сидів біля віконця з тихим сусідом. Ми почули неголосні жіночі співи. Співали заарештовані монахині. Я почав вимовляти слова молитви, а камера теж стала співати «Христос воскрес із мертвих». Ця ніч залишила у мене, та й у багатьох, глибоке враження».

  «Меди нет на провода— мы добудем ее на колокольнях!»

После гражданской войны медленно, но верно жизнь налаживалась. Снова в Луганске заработали заводы, школы, кинотеатры, организовывались рабфаки и ликбезы, выходили газеты. На щит поднималась агитация за атеизм в СМИ. Особенно в этом вопросе «старалась» «Луганская правда». Процитирую  статью из газеты от 29 марта 1921 года (газета хранится в Госархиве Луганской области; к сожалению, страница оторвана, часть текста отсутствует): « Из смрадной могилы прошлого, где лежал наглухо заколоченный гроб старого царско- помещичьего, поповского строя, начинают вылезать мертвецы и суеверия. Эти остатки прежней пакости не только продолжают ходить по улицам как обожравшиеся боровы, но вылазят из своих нор и принялись за старые пакости — за науку одурачивать трудящихся.

 Рабочим и крестьянам Луганского уезда необходимо расспросить рабочего Гартмановского завода Антона Штанько, бывшего председателя комиссии о  «святых» мощах. «В присутствии врачей, духовенства в Воронеже вскрывают мощи С.Радонежского или Тихона Задонского, точно не помню. Там нашли в  «нетленных» мощах тряпки, вату, опилки, женские шпильки, лифчик, чулки и прочая. Вот что целовали одураченные верующие». Оцените «штиль» журналиста «от сохи»: по воспоминаниям известного журналиста Ю.Жукова, в редакции «Луганки» работали разные люди, в том числе вчерашние безграмотные (см. Ю.Жуков «Люди 30-х годов», М., 1966 г.)

Следующие пассажи цитирую по этой книге, так как не все номера «Луганской правды» сохранились в архиве: «1929 год. Еще недавно против горсовета назойливо раздражала взоры вывеска «Управление местного Святейшего Синода» над небольшим домишком, куда входили люди в рясах, писавшие витиеватые послания к пастве. Вихрь лет и удары кирок сменили этот островок фанатизма, очистив место для громадного трехэтажного дома жилищной кооперации «Рабочий быт».

Я уже умолчу о лозунгах вроде: «Выбирай—  колокола или телефон и радио? Меди нет на провода— мы добудем ее на колокольнях!» И добыли. Причем, бесплатно, и в таком количестве, что голова идет кругом. С одной только Преображенской церкви собрали 2350 кг колокольной меди, 360 кг латуни, 39 кг бронзы, 230 кг железа. А ведь были и другие храмы.   

Ударим аэропланом «Безбожник»    по небесам….   

Как же еще проводили «работу» среди населения активисты-безбожники? Свет на это проливает и брошюрка, хранящаяся в отделе редкой книги библиотеки имени Горького под названием «З материалів 1-го округового з’їзду безвірників. 2-5 липня 1929 р.» В ход шло все: агитация, угрозы увольнения с работы (если человек вдруг отказывался ставить свою подпись под требованием закрыть церковь), обходы домов, работа с пионерами, обработка отдельно детей и родителей, мужей и жен…Священников обвиняли во всех «грехах»:  срыве хлебозаготовок, противодействии предвыборной кампании, антисанитарии (сюда зачислялось не только целование икон и крестов, но и даже … окропление святой водой!)

 Верующих (особенно  прихожан Украинской Автокефальной Православной Церкви) брали на учет в соответствующих органах. Доставалось и луганским мусульманам.   А в пункте №6 упомянутой брошюры почему-то значилось: «Доручити окрраді проробити питання практичної участі в боротьбі з антисемітизмом». И это на фоне закрытия церквей и синагог.

 Как и нацисты, большевики использовали все средства пропаганды —газеты, кино, радио…  Антирелигиозная пропаганда велась даже на курсах кройки и шитья! Запрещали людям принимать у себя в доме священников. Заставляли выписывать журнал «Безбожник». В каждой школе организовывали «кружки безбожников», выпускали соответствующие стенгазеты. Ставку делали, прежде всего, на детей, а еще конкретнее — на пионеров.  В 1935 году весь Луганск был обклеен атеистическими листовками. В них сообщались такие «новости»: «религия — это кнут в руках угнетателей для порабощения рабочих, орудие контрреволюции».

В 1930 г. в нашем регионе собирали деньги на постройку аэроплана «Безбожник». Увы, автор не  в курсе, чем завершилось это дело.

Предлагалось продвигать гражданские похороны вместо панихид, «красные» свадьбы вместо венчаний, «октябрины» вместо крестин. Каждый год во время Пасхи обязательно устраивались «воскресники», дети посещали школы, участвовали в глумливых антипасхальных парадах и шествиях.

Врагами воинствующих атеистов в нашем регионе были не только священники, но и казаки, которые крепко держались за свою веру и обычаи.

В 1928 г., если верить официальной статистике, количество верующих в Луганском уезде составляло 63 596 человек. К 1929 г. оно якобы уменьшилось до 58 406 человек. В общем и целом, с разрушением церквей истинно верующие вынуждены были молиться дома. Примечательно, что в 1935 г. Совет воинствующих безбожников собрал 50000 подписей за закрытие Казанской, Воскресенской церквей и синагоги.

Церковь в период оккупации

В Луганске за 7 месяцев оккупации (лето 1942 г — зима 1943 г.) было открыто 4 православных молельных дома. В некоторых количество прихожан было более 200 человек. 19 августа 1942 г. в центре города духовенство отслужило молебен, на котором присутствовало, если верить местной прессе, свыше 7 тысяч человек. 

В сентябре 1942 г. в помещении бывшего торгового техникума (ул. Садовая, 68) начались богослужения в храме Казанской Божьей Матери. Службы проводил о. Леонтий (Яржемский).

 В городе выходила газета «Нове життя», в которой публиковались сообщения о службах в церквях. Их  составлял священник по фамилии Анпилогов. В Камброде шли службы в старейшей Петропавловской церкви. Настоятелем храма стал о. Иосиф (Сухошин-Сухомлинов).

 В центре города верующие могли молиться в Николаевской (ул. Шевченко, 30). Интересным кажется автору тот факт, что зданием для этого молельного дома стало … здание бывшей синагоги. Службу вели о. Исидор (Дереза) и о. Константин (Анпилогов). После того, как в феврале 1943 г. Луганск заняли большевики, Анпилогова арестовали по обвинению в сотрудничестве с немецкими спецслужбами. Арестовали и осудили на 5 лет также священника по фамилии Алексюк. Во время оккупации он служил в храме в Большой Вергунке. Обвинения были стандартными: пособничал немцам, в проповедях рассказывал о быстрой победе немцев над СССР. Реабилитирован в 1990-е годы.

Тема «Церковь в период немецкой оккупации» слабо разработана в историографии. Интересующимся советую обратиться к книге  историка Гироаки Куромия  «Свобода и терор у Донбасі»: «Багато священиків, які раніше були в підпіллі, повернулися до своїх колишніх парафій. Люди заповнювали церкви. Багато священиків роками працювали у шахтах. Деякі з них втягнулися в заохочувану німцями антирадянську кампанію».

Ну, а из Второй мировой войны Православная Церковь вышла преображенной. И трудно сказать, что к лучшему. В любом случае, автор искренне надеется, что при ее жизни гонений на церковь не будет, и мы не увидим вновь на улицах Луганска сломанные кресты. 

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.