УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 151 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков молодь церква та політика Археологія та реставрація розкол в Україні вибори автокефалія постать у Церкві краєзнавство забобони Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ церква і суспільство конфлікти діаспора милосердя Президент Віктор Ющенко Мазепа Доброчинність Голодомор УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання Католицька Церква українська християнська культура педагогіка Церква і медицина УПЦ КП Патріарх Алексій II Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну монастирі та храми України Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі іконопис Києво-Печерська Лавра церковна журналістика Церква і політика комуністи та Церква секти






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): В Киеве состоялась встреча с известным американским богословом диаконом Павлом Гаврилюком



«Притвор» (Киев), 02.09.2009

 

1 сентября по инициативе и при участии представителей разных конфессий Украины – УАПЦ, УПЦ, УПЦ КП – состоялась встреча с профессором исторического богословия Павлом Гаврилюком, диаконом Православной Церкви в Америке. Темой встречи стала открытая лекция отца диакона и ее обсуждение участниками. «Православные способы интерпретации "Запада"» – таково условное название доклада о. Павла, которое он также прочтет через несколько дней в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном Университете (ПСТГУ) Москвы.

В ходе доклада американский патролог рассмотрел достоинства и недостатки святоотеческого синтеза, который предпринял русский богослов XX века отец Георгий Флоровский. С одной стороны, о. Георгий Флоровский, по словам докладчика, порвал с идеологией т. наз. евразийства, которая была популярна среди русских эмигрантов-богословов в 1920-30 гг. и возводила в ранг исключительности доктрину «русской цивилизации». В то же время сам о. Георгий Флоровский в своих работах игнорировал исследование "западных" богословов, среди которых были общепризнанные Отцы Восточной и Западной Церкви. Этот перекос остается характерным и для современной православной жизни. В частности, такие известные богословы, как Христос Яннарас и о. Иоанн Романидис строят свои концепции на полном противопоставлении "Западу". Но в этом же проявляется ограниченность их концепций, поскольку они уже по определению «не свободны» - зависимы от "Запада".

Такое положение, по мысли о. Павла Гаврилюка, приводит к метаморфозам, когда, например, прп. Максиму Исповеднику византийские богословы вменяли в вину «предательство Отечества» за единомыслие с Папой Римским святителем Мартином Исповедником. А в бытовой практике не редкость, когда какой-нибудь православный священнослужитель обвиняет "запад" во всех смертных грехах. Не удивительно, что и православные русские «евразийцы» ХХ века в своей критике "запада" дошли до того, что обвинили императорскую власть России в сотрудничестве с Европой, а впоследствии стали на сторону большевиков, от которых получали финансовую поддержку.

Общим выводом отца диакона стали замечания о том, что в современном православном сознании назрела необходимость отхода от стереотипного деления на "плохой запад" и "хороший восток". Первые образцы такого понимания можно увидеть в лице о. Георгия Флоровского, прп. Иустина Поповича, о. Димитру Станилоае… Известен и относительно недавний пример, когда Антиохийский Патриархат принял в Церковь несколько сот пасторов Американской евангельской церкви, пожелавших стать православными. Евангелики, по словам о. Павла, изменили Антиохийское православие – сделали его миссионерски активным, живым, интересным, но от этого Церковь не стала "западной".

Участники встречи согласились, что от крайностей "антизападного богословия" необходимо отходить и обращаться к продуктивным периодам в отношениях между Православием и другими традиционными деноминациями.
 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.