УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 123 відвідувачів

Теги
Вселенський Патріархат молодь конфлікти секти Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) українська християнська культура забобони милосердя Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко церква та політика монастирі та храми України діаспора Предстоятелі Помісних Церков Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП Церква і політика вибори церква і суспільство педагогіка іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві автокефалія розкол в Україні Католицька Церква Церква і влада Голодомор Ющенко Археологія та реставрація церковна журналістика шляхи єднання Доброчинність Києво-Печерська Лавра Мазепа краєзнавство УГКЦ комуністи та Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): В Киеве состоялась встреча с известным американским богословом диаконом Павлом Гаврилюком



«Притвор» (Киев), 02.09.2009

 

1 сентября по инициативе и при участии представителей разных конфессий Украины – УАПЦ, УПЦ, УПЦ КП – состоялась встреча с профессором исторического богословия Павлом Гаврилюком, диаконом Православной Церкви в Америке. Темой встречи стала открытая лекция отца диакона и ее обсуждение участниками. «Православные способы интерпретации "Запада"» – таково условное название доклада о. Павла, которое он также прочтет через несколько дней в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном Университете (ПСТГУ) Москвы.

В ходе доклада американский патролог рассмотрел достоинства и недостатки святоотеческого синтеза, который предпринял русский богослов XX века отец Георгий Флоровский. С одной стороны, о. Георгий Флоровский, по словам докладчика, порвал с идеологией т. наз. евразийства, которая была популярна среди русских эмигрантов-богословов в 1920-30 гг. и возводила в ранг исключительности доктрину «русской цивилизации». В то же время сам о. Георгий Флоровский в своих работах игнорировал исследование "западных" богословов, среди которых были общепризнанные Отцы Восточной и Западной Церкви. Этот перекос остается характерным и для современной православной жизни. В частности, такие известные богословы, как Христос Яннарас и о. Иоанн Романидис строят свои концепции на полном противопоставлении "Западу". Но в этом же проявляется ограниченность их концепций, поскольку они уже по определению «не свободны» - зависимы от "Запада".

Такое положение, по мысли о. Павла Гаврилюка, приводит к метаморфозам, когда, например, прп. Максиму Исповеднику византийские богословы вменяли в вину «предательство Отечества» за единомыслие с Папой Римским святителем Мартином Исповедником. А в бытовой практике не редкость, когда какой-нибудь православный священнослужитель обвиняет "запад" во всех смертных грехах. Не удивительно, что и православные русские «евразийцы» ХХ века в своей критике "запада" дошли до того, что обвинили императорскую власть России в сотрудничестве с Европой, а впоследствии стали на сторону большевиков, от которых получали финансовую поддержку.

Общим выводом отца диакона стали замечания о том, что в современном православном сознании назрела необходимость отхода от стереотипного деления на "плохой запад" и "хороший восток". Первые образцы такого понимания можно увидеть в лице о. Георгия Флоровского, прп. Иустина Поповича, о. Димитру Станилоае… Известен и относительно недавний пример, когда Антиохийский Патриархат принял в Церковь несколько сот пасторов Американской евангельской церкви, пожелавших стать православными. Евангелики, по словам о. Павла, изменили Антиохийское православие – сделали его миссионерски активным, живым, интересным, но от этого Церковь не стала "западной".

Участники встречи согласились, что от крайностей "антизападного богословия" необходимо отходить и обращаться к продуктивным периодам в отношениях между Православием и другими традиционными деноминациями.
 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.