УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 56 відвідувачів

Теги
українська християнська культура молодь УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков Мазепа конфлікти Археологія та реставрація краєзнавство Доброчинність автокефалія Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква Голодомор Патріарх Алексій II вибори Церква і влада монастирі та храми України іконопис Вселенський Патріархат церковна журналістика Церква і політика Києво-Печерська Лавра церква та політика Президент Віктор Ющенко постать у Церкві Священний Синод УПЦ шляхи єднання секти забобони Церква і медицина розкол в Україні діаспора Католицька Церква педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП церква і суспільство милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






«Известия» (Россия): "Небесная Русь" и земная политика



«Известия» (Россия), 04.09.09

 

  Способна ли Русская православная церковь объединить граждан разных государств?

Итоги визита Патриарха Кирилла на Украину настольно многоплановы, что заслуживают самого пристального осмысления. Что и было сделано в рамках "круглого стола" в нашей редакции с участием главы отдела по связям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, редактора "Церковного вестника" и "Журнала Московской Патриархии" Сергея Чапнина, политолога Владимира Жарихина, известинцев Владимира Мамонтова и Бориса Клина.

Борис Клин: Во время визита Патриарх Кирилл подчеркивал, что он Патриарх всея Руси, а не только России. Удалось ли ему убедить тех, кто ушел в раскол?

Владимир Жарихин: Перед украинцами стоит огромная, тяжелейшая задача самоидентификации: кто такие? И зачастую она решается простейшим способом.

Владимир Жарихин: Помните, свою книгу бывший президент Украины Кучма назвал: "Украина - не Россия". Вот так! Но люди подсознательно понимают, что это не так. И Патриарх, говоря: "Я - Патриарх Руси", - то есть больше, чем России, таким образом, помогает им в самоидентификации. Жителям реально суверенной Украины, отдельного государства, но при этом родственного, с огромными связями с Россией, в первую очередь духовными, становится легче.

Борис Клин: Чем легче?

Сергей Чапнин: Попробую объяснить. Сегодня очевидно, что в государственной риторике по отношению к Украине, к сожалению, доминирует язык конфронтации. Мне кажется, власть попала в замкнутый круг и не может из него вырваться. И вот оказывается, что практически единственный удачный разговор с Украиной предложен и успешно ведется Патриархом. Он свободно затрагивал любые темы: голодомор - пожалуйста. Раскол - да, есть проблема. Без страха, без игнорирования "неприятных" тем. Такой трезвый, пастырский и конструктивный разговор - это гигантский прорыв. Теперь вопрос как закрепиться на этой высоте? Кто и как его сможет продолжить?

Вопрос нашей идентичности очень важен. На вопрос: "Кто мы, кто я?" - самый простой и распространенный ответ: "Я русский". Но когда я задаю тот же самый вопрос в отношении своей Церкви, уже все не так просто. Конечно, есть те, кто уверенно отвечает: моя Церковь - это Русская церковь, Русская церковь - это Церковь в пределах границ современной России... Но интуитивно очень многие чувствуют: этот ответ неправильный. Он должен быть другим. И именно сейчас, когда осмысляется предложенная Патриархом повестка дня, возникает другой вариант ответа. Патриарх показывает направление, он говорит: мы - Церковь в пределах Святой Руси. И эти слова очень ждали те, кто живет на европейской территории постсоветского пространства. Но для Церкви и этот ответ еще недостаточен, если помнить о Сибири, Дальнем Востоке, Средней Азии, если вспомнить о воссоединении с Зарубежной церковью. Визит Патриарха показал, что наступает время новых ответов.

протоиерей Всеволод Чаплин: Убедил ли Патриарх украинцев? В пикетах против визита были люди, мало похожие на воцерковленных. Были люди двух типов. Провинциальный партактив - коротко стриженные люди среднего возраста в костюмах советского типа и молодежь - возможно, привлеченная через материальный ресурс.

Встречали Патриарха с радостью тоже люди разные, но вот организованного политического ресурса за ними не просматривалось. В Почаеве, в Луцке, в Ровно это были и женщины в платочках, и целые семьи. А трогательнее всего было в Донбассе: люди просто выходили из своих домов в маленьких городках и селах, чтобы поприветствовать Патриарха, когда он проезжал. Люди в домашней одежде, иногда раздетые по пояс - было видно, что этих уж точно никто не организовывал и никакой партийной символики при них не было. И таких были многие тысячи.

Некоторым на Украине, конечно, хотелось представить дело так, что мы являемся не Русской церковью, а Церковью Российской Федерации, филиалом российской системы власти. И вот Патриарх дал ясный ответ. Мне думается, что его поняли, в том числе и многие члены так называемого Киевского Патриархата. Кто-то, конечно, не захотел понять, а продолжал с остервенением кричать, что Патриарх - агент Кремля. В ответ на это очень хорошо было сказано на одном сайте, что он, скорее, агент Господа Бога.

"Небесная Русь"

Борис Клин: И до визита, и в ходе его сторонники так называемого Киевского Патриархата твердили, что поместная, независимая Церковь в независимом государстве - чуть ли не традиция православия.

протоиерей Всеволод Чаплин: Если и говорить о традиции, то она возникла не так уж давно - в XIX веке. Древняя моноэтническая Церковь по сути одна - Грузинская. В Церкви должно сочетаться национальное и универсальное. В "Основах социальной концепции" говорится, что Церковь по свое природе имеет вселенский, следовательно, наднациональный характер: "Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом" (1 Кор. 12. 12). Она - община чад Божиих, "род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел... некогда не народ, а ныне народ Божий" (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий "не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего" (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан - не земной, но "вышний" Иерусалим (Гал. 4. 26). Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, что христиане не имеют права на национальную самобытность. Но в уже процитированном документе есть и такие слова святого Иоанна Кронштадтского: "Люби отечество земное... оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное... то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно". В мире сегодня уважают больше всего именно те религиозные общины, которые имеют многонациональный характер, и действуют на территории разных государств: это и Римско-католическая церковь, и евангелики-пятидесятники...

Владимир Мамонтов: Не знаю, как с точки зрения церковной науки и церковной терминологии, тут уже прозвучали слова "Небесный Иерусалим". Может быть, "Небесная Русь" подошла бы, по крайней мере, украинцам, белорусам и русским?

протоиерей Всеволод Чаплин: На самом деле Патриарх не случайно назвал Киев нашим Иерусалимом и Константинополем. И нам нужно на уровне всей церковной полноты Московского Патриархата осознать важность этого центра - ездить туда, участвовать в его жизни, поддерживать собратьев, особенно в этих условиях.

Владимир Жарихин: Визит Патриарха на Украину говорит о том, что Русская православная церковь начнет играть именно вселенскую роль. Такая гигантская организация, имеющая огромное количество сторонников по всему миру, просто не может не влиять на политические процессы, в том числе и мировые. Тут отец Всеволод проводил сравнение с другими конфессиями. Конечно, отношения Свято-Данилова монастыря и Кремля не будут такими, как у Ватикана и Рима, так уж история распорядилась. Но влияние Церкви будет огромно.

Земная политика

Владимир Мамонтов: А власть светская в России не испытывает некоторую ревность по этому поводу?

протоиерей Всеволод Чаплин: Я почти каждый день общаюсь с представителями администрации президента, аппарата правительства, пока ни одного окрика или вздоха не слышал. Я вижу, как наши политики и чиновники стремительно учатся понимать и уважать надполитический и наднациональный характер Церкви. Еще в 90-е годы некоторые губернаторы и депутаты настойчиво требовали поддержки Церкви на выборах... Мудрый политик будет уважать наднациональный характер Церкви, так же как и надполитический.

Владимир Мамонтов: По-моему, если политик умен и думает о будущем, он понимает, что такая позиция Церкви, которая может показаться несколько космополитичной, на самом деле - куда как патриотична и важна для России.

Владимир Жарихин: Отец Всеволод сказал, что Церковь не будет отдавать политических предпочтений. Я верю, что вы так и поступите. Но проблема в том, что раскольники на Украине совершенно четко политически позиционированы. И даже если РПЦ будет придерживаться нейтралитета, в ходе вот этих бурных политических процессов, что называется, по вычитанию все равно Церкви припишут политическую позицию. Надо быть к этому готовыми. Непросто в этом бурном политическом море наращивать присутствие, активность, контакты с верующими и приходами.

протоиерей Всеволод Чаплин: Крайняя политизация всегда вредна религиозным общинам. В истории нашей Церкви в разных странах были такие эпизоды, особенно на региональном уровне, когда поддержка даже победившей партии или кандидата оказывалась вредна. Политический авторитет недолговечен. Как сегодня относятся к недавним "героям Майдана" на Украине - известно.

Сергей Чапнин: Мне кажется, что коллега Жарихин несколько драматизирует обстановку. Влиятельной политической силы на Украине нет, как и нет безусловных лидеров. И здесь главное - не связываться, как это иногда происходило, с политическими маргиналами, которые разыгрывали православную карту, в том числе канонического православия. Патриарх показал, что авторитет Церкви и его личный авторитет находятся в другой системе координат, и политические процессы не могут оказать на них никакого влияния.

И еще, я думаю, Патриарх не просто призван чаще бывать на Украине. На Украине стоит жить, пусть и короткими наездами. Визит - хорошо, но если приехал-пожил и верующий человек знает, что вот сейчас Патриарх в Киеве-Печерской лавре, совсем другое.

протоиерей Всеволод Чаплин: Кстати, нет ничего удивительного в такой практике. Патриарх Пимен пол-лета проводил в Одессе...

Борис Клин: Мне кажется, любое государство противится тому, чтобы духовная жизнь его граждан контролировалась независимой организацией с центром за рубежом. Разве это специфическая черта Украины? Ющенко - третий президент Украины, а политика государства в отношении создания "собственной" Церкви не меняется.

протоиерей Всеволод Чаплин: Государства так себя вели примерно до середины ХХ века. Сейчас мало кто пытается: Китай и некоторые мусульманские страны. Но даже они видят, что это уже невозможно. На Украине парадоксальная ситуация - власть все время выступает против церковного центра, который находится в России, но при этом совершенно спокойно относится к тому, что духовный центр католиков в Риме, мусульман - в арабских странах, пятидесятников - в Америке.

Борис Клин: Во время визита я слышал от украинцев: если Патриарх всея Руси, а не Российской Федерации, то почему его охраняет Федеральная служба охраны России?

протоиерей Всеволод Чаплин: Во время визита на Украину 90% охраны составляли представители украинских спецслужб...

Владимир Жарихин: Папа римский перемещается на самолете итальянских ВВС - это тоже не вызывает никаких вопросов.

Сергей Чапнин: Мне кажется, что вопрос "близости к власти" не столько практический, сколько символический. И осмысление того, какие символы связывают Патриарха с Россией и Украиной, непосредственно с российской властью, еще впереди. Просчитать это чисто теоретически сложно. Например, упомянутые самолеты итальянских ВВС, регулярно перевозящие понтифика, - это не более чем бытовая подробность. Она не несет символической нагрузки. Но нельзя отрицать, что образ Патриарха как фигуры символической должен быть цельным не только с точки зрения россиян. Под этим углом зрения мы на Патриарха еще не смотрели. Теперь будем вглядываться более пристально, и визит на Украину, без сомнения, поможет сформулировать новые приоритеты.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.