УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 118 відвідувачів

Теги
конфлікти Голодомор постать у Церкві іконопис милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація церква і суспільство Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі молодь українська християнська культура діаспора Києво-Печерська Лавра секти Президент Віктор Ющенко Доброчинність Церква і політика вибори Священний Синод УПЦ Мазепа Церква і медицина педагогіка забобони монастирі та храми України розкол в Україні комуністи та Церква Церква і влада церква та політика УГКЦ автокефалія УПЦ КП Вселенський Патріархат краєзнавство Патріарх Алексій II шляхи єднання церковна журналістика Ющенко Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






О том, как не любят нашу Церковь — 2




Юлия Коминко

Когда-то один мудрый человек сказал, что статьи нужно писать не сердцем, а умом. Сердце оставлять для общения с семьей и родными, а ум привлекать в тех случаях, когда нужно донести мысль. Как в случае со статьями.

Почти год назад написанный материал «О том, как не любят нашу Церковь» получился и правда, излишне эмоциональным. Нынешняя реплика в продолжение этой темы нуждается в более сдержанном изложении...

О том, ЗА ЧТО не любят нашу Церковь

Именно так, похоже, и правильнее было бы назвать эту заметку. В прошлом материале, который родился после прочтения некоторых научных статей молодых ученых-религиоведов об Украинской Православной Церкви, акцент был сделан на том, как необъективно, а подчас и нехорошо, пишут о нашей Церкви. А если задуматься глубже: когда говорят о тебе плохо, можно сколько угодно закрывать на частное мнение глаза, но когда недовольных много, возможно, стоит, в конце концов, и самому себе задать вопрос - а что, собственно, им не нравится?

Речь не о том, что мир (который во зле лежит) воюет с Церковью как Божьим установлением, чуждым его суетному духу. Речь о том, почему в украинском обществе идеи неприятия Украинской Православной Церкви, несмотря на ее количественное превосходство (приходов и верующих), имеют место.

Сразу нужно условиться: отсылки на то, что все общество - некудышное и больное, а украиноговорящие, да еще и ходящие в храмы Киевского патриархата или УГКЦ - зомбированные «свидоми люби друзи», как часто любят утверждать посетители православных сайтов и форумов, - мы отбрасываем незамедлительно и безоговорочно. Вообще удивляет, с какой легкостью в наше время ставятся ярлыки на оппонентов. Таким образом, одни превращаются в «прихвостней Москвы», другие - в «озабоченных нациков», и уже любой диалог становится невозможным. А диалог очень даже нужен, необходим просто.

Об обвинениях - справедливых и не очень

Так вот, обвинения, которые мы, как прихожане УПЦ, слышим в свой адрес, не всегда, конечно же, приемлемы и справедливы. На некоторые и внимания обращать не стоит - мало ли придирок и искажений...

Например, одна газета (кстати, не бульварная, а довольно уважаемая и солидная) написала, что в УПЦ прихожан силой приводят «к святости» - заставляют чуть ли не каждое воскресенье причащаться. А Причастию, как известно, предшествуют дни говения - сугубой молитвы, поста и, по выражению издания, копания в себе. «А что будет, - восклицает журналист (перевод с украинского здесь и дальше по тексту наш - Ю.К.), - если причащаться каждое воскресенье? Становишься святым. Или же неизлечимым фанатиком». Что и говорить, неожиданная трактовка религиозной практики...

Или же такое сравнение. «Как и в Средневековье, в русском православии до сих пор существует экзорцизм (изгнание духов, народное название - вычитка)...» И дальше в тексте приводится предупреждение о том, что часто в «МП» такими вычитками занимаются самозванцы, коих, подчеркивает автор, в УПЦ немало, и их деятельность впоследствии приводит к психическим расстройствам и болезням у тех, кто к ним обращается. Конечно же, в этом случае журналист несколько утрировал - видимо, задача стояла не объективную реальность показать, а страху напустить. Хотя необходимо признать: бывали случаи, когда в разные времена те или иные приходы и монастыри УПЦ становились местами паломничеств верующих, желающих по надобности и без таковой опробовать на себе этот церковный обряд. В то же время сам Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир в своих интервью и на собраниях духовенства неоднократно подчеркивал опасность увлечения подобными практиками и недопустимость приступать к ним, руководствуясь лишь повышенным нездоровым интересом со стороны верующих и отдельных священнослужителей.

Просто услышим и на секунду задумаемся

Некоторые читатели обижаются на «Православие в Украине» за то, что иногда в Мониторинге СМИ появляются нелицеприятные в адрес УПЦ материалы. Наша редакция всегда подчеркивала, что не разделяет позиции многих изданий по освещению религиозной жизни страны, но считает нужным представлять своей аудитории некоторые публикации - просто чтобы быть в курсе того, что о нашей Церкви думают те или иные общественные группы. Отдельные читатели даже утверждали, что перестанут заходить на наш сайт из-за публикаций мониторинга... Прискорбно, если так и случалось, но мы убеждены, что нельзя жить в обществе и не знать, кто и как в этом обществе к тебе относится. Особенно, если такое отношение озвучивается в средствах массовой информации, ведь в этом случае выражается не просто позиция редакции, а настроение определенного общественного слоя. Игнорировать это отношение, даже если оно в чем-то и оправдано - это уже выбор каждого. Как и выбор каждого - знать об этом или жить в мире своих собственных представлений.

К вопросу об обвинениях, отбросить которые легко, но перед тем стоит хоть на минутку задуматься...

Главное, в чем нас упрекают - это то, что мы не любим Украину, что мы не Украинская Церковь, а представители Русской Православной Церкви в государстве Украина. Подобными утверждениями пестрит пресса, доводилось слышать их от людей самых разных категорий - от профессоров университета, писателей, ученых, до безымянного комментатора под публикацией на «ПвУ». Хочется не думать об этом, тем более, о том, что это правда, но... В нашей Церкви действительно, есть категория верующих, которая живет так, будто Украины просто нет. Каноническое единство с Московским Патриархатом для людей иногда является чуть ли не тождественным понятию «российское гражданство». Все их мысли устремлены туда, в Москву, в Кремль, все их чаяния - на российские власти и российские реформы. Украина для них в этом случае - недоразумение, причем, временное.

Да, в большинстве аспектов не радует нас ни наша власть, ни политикум, ни перспективы. Но выехать отсюда - не выход, потому что там, где нас нет, хорошо часто именно потому, что нас там нет. И смотреть и надеяться лишь на Россию, российского президента и Московского Патриарха, что они нам все дадут и всем нас обеспечат, означает бездействовать и сидеть сложа руки здесь, на нашей земле, где наша активность, силы и знания тоже катастрофически необходимы.

...Я знала одну студентку педагогического вуза на Востоке Украины, воспитанную в русскоязычной среде и любви ко всему русскому. Как сама она рассказывала, поступив в украиноязычный пединститут, она ощутила диссонанс - нужно не только учить украинский язык, но и обращать внимание на украинских писателей, украинских ученых, украинскую историю. Сначала она чувствовала себя как иностранка, приезжая, которой приходится осваивать обычаи чужой страны. А потом ощущение чужака в стране, где она родилась, выросла и собирается прожить всю жизнь, перевернуло ее сознание. Так можно душевную болезнь заработать - жить здесь физически, а мысленно «прогуливаться в березовой роще помеж некрасовских полей», где «вокруг Россия, без пределов и начал». Переворот сознания проходил довольно длительное время, но теперь она и свою страну знает и любит, и соседнюю уважает. И, кроме того, чувствуя свое кардинальное отличие от «захидняков» - галичан, буковинцев и волынян - все равно ощущает себя частью этой земли, «крапелькой великого Дніпра»...

Кто вокруг - одни враги, или все-таки и друзья есть?

А еще нас упрекают, что прихожане УПЦ воспитываются в храмах как шахиды: кругом одни враги. Что больше, чем заповедь любить Бога и ближнего, они воплощают в жизнь убеждение собственного избранничества. А потому их головы забиты мыслям не о спасении собственной души, а о погибели раскольников и еретиков - «филаретовцев, католиков, протестантов, мусульман»... Что тут возразить, когда даже встреча или разговор наших иерархов с представителями иных конфессий у некоторых наших верующих тут же вызывают обеспокоенность и тревогу, и сыплются потом на редакционный ящик письма с проклятиями экуменизма и экуменистов.

...Много еще пишут и многое, перефразируя по-украински, «болит» украинской интеллигенции и общественности в нашей церковной повседневности. И возникающие время от времени в нашей Церкви политические предвыборные колебания; и нежелание действовать совместно с другими конфессиями даже на уровне посещений детских домов; и навешивание ярлыков, когда для нас все вокруг, за оградой храма УПЦ, не братья и сестры, а униаты, безбожники, раскольники - читай, контингент недостойный и нестоящий.

А ведь часто окружающие нас люди - не просто ино-верцы, но и со-граждане. И хотя бы эта приставочка со- - уже является поводом для общности, а не разделения. Хотя бы она может послужить предлогом собраться, поговорить об общем наболевшем, придумать, как это наболевшее подлечить и что можно сделать совместными усилиями. Если не вместе сходить в храм, так поубирать сообща территорию вокруг дома, где мы живем...

...Когда человек желает исповедоваться, но не видит, в чем грешен, священнослужители в таком случае советуют ему вспоминать, в чем обычно обвиняют его другие люди. Почти всегда их обвинения, укоры и нападки имеют основание... Когда кто-либо нас не любит, мы можем жить, нисколько не заботясь об этом. И пропускать мимо ушей упреки в свой адрес. Тем более, что к ответу нас никто не призывает, разве что призовем себя сами, если почувствуем, что где-то в горьких словах в наш адрес содержится крупинка правды.