УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
Церква і медицина УПЦ КП забобони Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні УГКЦ Ющенко діаспора Президент Віктор Ющенко українська християнська культура церковна журналістика Церква і влада педагогіка краєзнавство шляхи єднання церква та політика Вселенський Патріархат автокефалія Археологія та реставрація іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква Доброчинність комуністи та Церква конфлікти Голодомор Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ секти милосердя вибори Мазепа постать у Церкві монастирі та храми України церква і суспільство Патріарх Алексій II Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі молодь






Рейтинг@Mail.ru






«Подробности» (Украина): По канонам жанра



«Подробности» (Украина), Ксения Сокульская, 14.09.09

 

Приезд главы РПЦ в Украину уверенно вывел дела церковные в перечень "горячих тем". В Москву патриарх вернулся более месяца назад, но накал информационных страстей по-прежнему не меняется. Только теперь сенсации обеспечивают разные ветви украинского православия: то УАПЦ, то УПЦ (МП).

Drang nach Süden

Продолжительная поездка патриарха Кирилла по украинским землям автоматически привлекла внимание к проблеме единства украинского православия. Поводов для этого было более чем достаточно. С одной стороны, поклонники идеи о "единой поместной", включая президента, настойчиво напоминали о роли и месте независимой церкви в независимом же государстве. С другой стороны, на эти намеки лидер российского православия реагировал неоднократно и однозначно: поместная православная церковь в Украине уже есть, и особых причин стремиться к изменению положения вещей не существует. По большому счету, к проблеме иной национальной идентичности архиерей в ходе визита относился без особого пиетета, настаивая на концепции "одно духовное пространство, одна церковь, один патриарх". Традиционные симпатики идеи единства подобные заявления воспринимали с полным пониманием значимости цивилизационной миссии. Но трудно было ожидать, что все православные согласятся с мыслью о том, что стремление к автокефалии - ложный путь и верная дорога к расколу украинского общества.

Плоды жесткости позиции патриарха не заставили себя ждать. Следующей "околоцерковной" сенсацией, которая взбудоражила информационное пространство Украины, стала новость о том, что руководство Украинской автокефальной церкви приняло-таки витавшее в воздухе решение "попроситься" под омофор Константинопольской патриархии. "Епископат УАПЦ еще раз удостоверяет перед лицом Матери-Церкви, что ради выхода из искусственной канонической изоляции и возобновления сопричастия с Вселенским Православием наша церковь готова и стремится войти в состав Вселенского патриархата на правах автономии", - говорилось в одобренном собором письме архиереев.

Южный вектор наименьшей из трех основных православных церквей Украины большой новостью не являются: в принципе, многосторонние переговоры ведутся практически с момента создания/возрождения УАПЦ. Программой-максимум, как и следовало ожидать, в большинстве случаев называлось трехстороннее слияние в едином порыве, но диалог между УПЦ Киевского и Московского патриархатов всегда трудно было назвать доброжелательным и конструктивным. За неимением лучшего, поиски путей из "искусственной канонической изоляции" велись и ведутся по направлениям-минимум. Несколько раз вопрос вливания УАПЦ в КП становился ребром, но не слишком долго пребывал в этом состоянии. В последние годы на более активную стадию вышло общение Автокефальной церкви с Московским патриархатам, так что августовское решение стало все-таки сюрпризом, обусловленным, по мнению экспертов, в том числе и своеобразной риторикой главы РПЦ.

Вселенский патриархат на просьбу УАПЦ отреагировал спокойно. "Плотное" обсуждение вопроса запланировано на следующее заседание синода, которое должно пройти 28 сентября. Кроме того, тема объединения будет обсуждаться во время предполагаемого визита патриарха Варфоломея в Киев в начале октября. А до тех пор представители других ветвей украинского православия высказывают сдержанные сомнения в успешности инициативы УАПЦ. В Московском патриархате акцентируют внимание на том, что "патриарх Варфоломей ясно дал понять, что он будет общаться только с канонической церковью, то есть с нами". В Киевском же патриархате больше внимания уделили некоторой нецелесообразности сотрудничества Вселенского патриархата с "самой малочисленной православной юрисдикцией". Подобной реакции следовало ожидать. С одной стороны, появление еще одной, пусть автономной, а не автокефальной, но канонической церкви на территории Украины, которая не будет подчинена РПЦ - не лучший вариант развития событий для Московского патриархата. Во-первых, на территории, которую в Москве привыкли называть "канонической", появится "очаг" сферы влияния Константинополя - основного соперника в "перетягивании каната" значимости в православном мире. Во-вторых, нельзя будет исключить вероятность оттока тех верующих, которых в УПЦ (МП) удерживало нежелание присоединяться к расколу, а не приверженность идеям "единого русского мира".

С другой стороны, скепсис представителей Киевского патриархата может быть связан с предсказуемым нежеланием утратить позиции по той же причине - из-за боязни потери части паствы. Тем более что, по слухам, возможность попроситься под руку Варфоломея I у КП уже была в 2008 году, и оказалась отвергнута, в первую очередь, из-за неготовности к отказу от преимуществ независимого существования во всех смыслах этого слова, включая и титул патриарха для Филарета… Но удовлетворение просьбы УАПЦ сейчас приведет не только к укреплению ее позиций на территории Украины, но и к появлению еще одного сценария создания "единой поместной", которую до сих пор видели результатом либо "возвращения раскольников", либо объединения в сени Киевской патриархии.

Игра на своем поле

Последствия подчинения Украинской автокефальной церкви Вселенскому патриархату выглядят по-своему перспективно. Тем не менее, в любом случае речь зайдет об отказе от собственной, пусть "неканонической", но независимости, причем не факт, что на условиях, полностью устраивающих митрополита Мефодия со товарищи. И тогда на кону появляется поиск партнеров посговорчивее. Ведь затягивание переговоров с УПЦ (МП) тоже могло быть связано с трудностями согласования принципов объединения: по словам экспертов, УАПЦ предпочла бы получить права автономии и сохранить собственную структуру, но такой путь "разветвления" вряд ли вызывает полное понимание противоположной стороны. Таким образом, нельзя исключить и вероятность того, что "константинопольский демарш" может оказаться еще и своеобразным методом давления.

Если письмо Вселенскому патриарху было закамуфлированным обращением к УПЦ (МП), то своего эффекта оно уже достигло. Девятого сентября на заседании священного синода было принято решение о создании рабочей группы, которая должна подготовить почву для "объединительного" диалога. Судя по многочисленным комментариям, в главные партнеры по общению назначена-таки Автокефальная церковь. Но не обошлось и без очередного сюрприза. "Мы вступаем в диалог не только с УАПЦ, но и с Киевским патриархатом. И надеемся на плодотворный диалог. УПЦ начинает этот диалог ради возобновления единства украинского православия", - заявил пресс-секретарь митрополита протоиерей Георгий Коваленко. В КП к инициативе отнеслись благожелательно и пообещали создать аналогичную группу со своей стороны, правда, не преминули уточнить о принципиальной разнице подходов. "Мы видим это единство через объединение в поместную, то есть автокефальную, Церковь. В УПЦ (МП) считают, что единства нужно достичь в составе Московского патриархата, а об автокефалии говорить лишь потом", - вновь напомнил глава информационно-издательского управления Киевской патриархии епископ Евстратий. В любом случае, задекларированная готовность к диалогу с "раскольниками" - уже определенный прогресс.

Внимательное отношение к возможности сотрудничества с Киевским патриархатом - наверное, наиболее примечательный момент разворачивающихся событий. Еще недавно об "интенсификации диалога" с "отщепенцами" речь, если и заходила, то все больше в стиле "вы покайтесь, а мы подумаем". Приверженцем именно такого формата общения является и патриарх Московский и всея Руси. Во всяком случае, к концу украинского турне не состоявшееся рандеву объяснялось просто. "Как вы знаете, патриарх Филарет отлучен от церкви, он не является членом православной церкви, его не признает православный мир, а потому патриарх не мог встречаться с этим человеком", - разъяснял "политику партии" архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан в начале августа. При этом одновременно была предпринята попытка все же не оттолкнуть всех тех украинских православных, которые не являются прихожанами УПЦ (МП): архиепископ уточнил, что патриарх - "в принципе не исключает такой возможности в будущем - встречи и общения или проведения дискуссий с представителями других раскольнических группировок" (по всей видимости, речь могла идти о более сговорчивом партнере по переговорам - УАПЦ).

То, что спустя всего лишь месяц украинский "филиал" русского православия вдруг оказался готов хотя бы начать общаться с церковью, подчиненной "этому человеку", - весьма интересный сигнал, адресованный, вероятно, в Москву. Руководство УПЦ (МП) по-прежнему не спешит злоупотреблять словами "автокефалия" и "независимость", но определенно демонстрирует готовность отойти от "генеральной линии". Подтверждением для этой теории работает и состав будущей комиссии, большинство членов которой известны симпатиями к идее самостоятельности. Для центра такая "дерзость" периферии должна стать тревожным звоночком, считают эксперты. "В Киеве, наконец, поняли, что разрозненная православная церковь делает страну слабее, и решили пойти навстречу УПЦ КП и УАПЦ. Это сигнал о том, что в УПЦ МП хотят большей самостоятельности. Думаю, после такого решения мы можем ожидать жесткого противодействия со стороны РПЦ, которая хочет оставить украинскую церковь под своим влиянием", - пояснил в комментарии для издания "Коммерсантъ-Украина" глава Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский, слова которого позволили некоторым российским СМИ сформулировать сенсацию а ля "Украинская церковь с помощью раскольников добивается независимости от РПЦ". Говорить об отделении, по всей видимости, еще, мягко говоря, рановато, но признаки зарождения "бунта на корабле" налицо. И почву для такого крена к диалогу, снова-таки, могли обеспечить обстоятельства визита патриарха Кирилла, который "одной рукой" напоминал о существовании в Украине самостоятельной церкви, а "другой" - настойчиво задвигал митрополита Владимира в тень вплоть до "невинной шутки" о двойном гражданстве и возможности периодического проживания в Киеве… Шутки - шутками, а лояльность свыше 11 тысяч приходов УПЦ (МП) по отношению к центру дорогого стоит - и в идеологическом отношении, и в политическом, и в финансовом.

Всерьез поверить в объединение украинского православия "уже сегодня" затруднительно - помехой тому и объективные сложности, и личные амбиции церковных лидеров. Но это не мешает задекларированной готовности к диалогу превратиться в ощутимый фактор влияния, воздействующий на разрешение множества вопросов. Пойдет ли какая-нибудь из украинских церквей под омофор Вселенского патриархата и как это может отразиться на настроениях верующих… Кто с большей долей вероятности может оказаться тем центром, вокруг которого вырастет единая и соборная… Насколько далеко УПЦ (МП) может зайти в демонстрировании своей самостоятельности, и как это "неповиновение" будет воспринято Москвой… Возможно, когда речь идет о вере, торг неуместен, но во взаимоотношениях трех ветвей украинского православия, Москвы и Константинополя ставки вновь поползли вверх. И каждая из сторон предпочла бы, чтоб "партия" оказалась за ней.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.