УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 69 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) конфлікти постать у Церкві Церква і медицина Церква і політика Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство забобони Церква і влада автокефалія іконопис церква та політика Доброчинність краєзнавство монастирі та храми України Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор секти УГКЦ розкол в Україні УПЦ КП Києво-Печерська Лавра педагогіка діаспора вибори українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання Патріарх Алексій II Мазепа комуністи та Церква церковна журналістика милосердя Вселенський Патріархат Ющенко Президент Віктор Ющенко молодь






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: Индикт: иудейский, языческий, христианский



«Релігія в Україні», Тарас Борозенец, 14.09.09

 

Нам, отмечающим Новый год в январе (что повелось со времен Петра I), недосуг праздновать «время плодов» 1 (14 нового стиля) сентября — в день индикта, или церковного новолетия. Начинается новый богослужебный год с его праздниками, постами, поминовением святых. Хотя для наших предков осень являлась венцом года, а окончание жатвы, обжинки и поныне отмечаются в сельской местности.

Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Своим Словом, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения; так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в сие время отдыхать от мирских дел. Четвертая заповедь предписывает посвятить седьмой день Господу Богу. В Книге Левит Господь заповедал Моисею: «Седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень» (гл. 23, ст. 39).

Седьмой месяц, тисри, соответствующий нашему сентябрю (лат. «седьмой»), считался у евреев первым месяцем гражданского года. Он весь был праздничный: первый день, начало нового года, назывался праздником труб; десятый день — день очищения грехов народа; пятнадцатый день — праздник кущей, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев в пустыне, когда они жили в шатрах или палатках. В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого, или субботнего года и пятидесятого, или юбилейного года.

Именно в сентябре Ноев ковчег после потопа остановился на горе Арарат; пророк Моисей сошел с горы Синай, принеся скрижали с заповедями Господними; народ очищался от грехов...

После семи семилетних циклов следующий, пятидесятый год назывался юбилеем («протяжный, трубный звук»). Когда израильский народ вступал в обетованную землю, Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже саму землю заповедано было оставлять в покое, не пахать, не сеять, не собирать садовых плодов — все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. «Если скажете, что же нам есть в седьмой год (...) Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведения на три года...» Земледелие прекращалось в субботний год на один год, а в юбилейный — на два года.

В пятидесятый год должникам прощались долги, рабы отпускались на свободу. Каждый человек следил за собой, как бы не прогневать Господа и не опечалить ближнего.

Индикт сроком на пятнадцать лет начинался в сентябре и в языческом мире. Римский император Август разделил этот индикт на три срока по пять лет, чтобы в каждый пятый год были собираемы подати, особенно из самых дальних провинций. В первое пятилетие платили дань железом и медью, которые употреблялись на изготовление оружия; во второе пятилетие собиралась подать серебром на жалованье войскам; в третье же пятилетие приносили в Рим дань золотом — на украшение идолов. Первый день индикта назывался новым годом, так как 1 сентября Август одержал победу над Антонием и Клеопатрой, став властителем вселенной.

Православная Церковь также празднует начало индикта. Когда праздновалось новолетие в Иудее, Господь наш Иисус Христос вошел в синагогу и раскрыл книгу пророка Исаии, где было написано о наступлении «лета (то есть времени) Господня благоприятного». Христос начал говорить, что Он есть истинный Мессия, посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Евангелие от Луки, гл. IV, ст. 22).

И с IV века Церковь торжественно празднует первый день сентября — уже как праздник новой благодати, принося Господу дары сердца: вместо железа и меди — веру в Бога, вместо серебра — надежду на Него, вместо золота — любовь к Нему и ближним. Таков христианский индикт.

***
Индикт - благоприятное время плодов земных, наполняются корзины и закрома. В Софийском соборе в Киеве есть икона, изображающая хлеб, из которого восстает Крест Господень. Воистину так, ибо Сам Христос изрек: «Я есмь хлеб жизни» (Евангелие от Иоанна, гл. VI, ст. 35). И все из Него, Им и к Нему.

 Кстати:

В Повести Временных лет наряду с исчислением годов от сотворения мира используется индикт. Однако он присутствует только в 7 (8) случаях:
6360/852 - хронометрия Повести Временных лет
6479/971 - обязательство Святослава перед греками
6599/1091 - обретение мощей Феодосия
6001/1093 - погребение Всеволода Ярославича
6604/1097 - завершение рассказа о войне Владимира Мономаха с Олегом Святославичем
6620/1112 - женитьба Ярослава Святополковича на дочери Мстислава Владимировича
6623/1115 - перенос мощей Бориса и Глеба в новый храм в Вышгороде
(6633/1025 - смерть Владимира Мономаха, сохранилось упоминание 3 индикта в Лаврентьевском списке, в Ипатьевском утрачено).

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.