УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 55 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков Ющенко Мазепа Доброчинність українська християнська культура церква та політика Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання секти милосердя Президент Віктор Ющенко УПЦ КП Церква і медицина вибори діаспора автокефалія педагогіка конфлікти Патріарх Алексій II постать у Церкві забобони іконопис Києво-Печерська Лавра УГКЦ Священний Синод УПЦ розкол в Україні монастирі та храми України церковна журналістика Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат Католицька Церква Голодомор молодь Церква і політика краєзнавство






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: Индикт: иудейский, языческий, христианский



«Релігія в Україні», Тарас Борозенец, 14.09.09

 

Нам, отмечающим Новый год в январе (что повелось со времен Петра I), недосуг праздновать «время плодов» 1 (14 нового стиля) сентября — в день индикта, или церковного новолетия. Начинается новый богослужебный год с его праздниками, постами, поминовением святых. Хотя для наших предков осень являлась венцом года, а окончание жатвы, обжинки и поныне отмечаются в сельской местности.

Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Своим Словом, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения; так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в сие время отдыхать от мирских дел. Четвертая заповедь предписывает посвятить седьмой день Господу Богу. В Книге Левит Господь заповедал Моисею: «Седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень» (гл. 23, ст. 39).

Седьмой месяц, тисри, соответствующий нашему сентябрю (лат. «седьмой»), считался у евреев первым месяцем гражданского года. Он весь был праздничный: первый день, начало нового года, назывался праздником труб; десятый день — день очищения грехов народа; пятнадцатый день — праздник кущей, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев в пустыне, когда они жили в шатрах или палатках. В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого, или субботнего года и пятидесятого, или юбилейного года.

Именно в сентябре Ноев ковчег после потопа остановился на горе Арарат; пророк Моисей сошел с горы Синай, принеся скрижали с заповедями Господними; народ очищался от грехов...

После семи семилетних циклов следующий, пятидесятый год назывался юбилеем («протяжный, трубный звук»). Когда израильский народ вступал в обетованную землю, Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже саму землю заповедано было оставлять в покое, не пахать, не сеять, не собирать садовых плодов — все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. «Если скажете, что же нам есть в седьмой год (...) Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведения на три года...» Земледелие прекращалось в субботний год на один год, а в юбилейный — на два года.

В пятидесятый год должникам прощались долги, рабы отпускались на свободу. Каждый человек следил за собой, как бы не прогневать Господа и не опечалить ближнего.

Индикт сроком на пятнадцать лет начинался в сентябре и в языческом мире. Римский император Август разделил этот индикт на три срока по пять лет, чтобы в каждый пятый год были собираемы подати, особенно из самых дальних провинций. В первое пятилетие платили дань железом и медью, которые употреблялись на изготовление оружия; во второе пятилетие собиралась подать серебром на жалованье войскам; в третье же пятилетие приносили в Рим дань золотом — на украшение идолов. Первый день индикта назывался новым годом, так как 1 сентября Август одержал победу над Антонием и Клеопатрой, став властителем вселенной.

Православная Церковь также празднует начало индикта. Когда праздновалось новолетие в Иудее, Господь наш Иисус Христос вошел в синагогу и раскрыл книгу пророка Исаии, где было написано о наступлении «лета (то есть времени) Господня благоприятного». Христос начал говорить, что Он есть истинный Мессия, посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Евангелие от Луки, гл. IV, ст. 22).

И с IV века Церковь торжественно празднует первый день сентября — уже как праздник новой благодати, принося Господу дары сердца: вместо железа и меди — веру в Бога, вместо серебра — надежду на Него, вместо золота — любовь к Нему и ближним. Таков христианский индикт.

***
Индикт - благоприятное время плодов земных, наполняются корзины и закрома. В Софийском соборе в Киеве есть икона, изображающая хлеб, из которого восстает Крест Господень. Воистину так, ибо Сам Христос изрек: «Я есмь хлеб жизни» (Евангелие от Иоанна, гл. VI, ст. 35). И все из Него, Им и к Нему.

 Кстати:

В Повести Временных лет наряду с исчислением годов от сотворения мира используется индикт. Однако он присутствует только в 7 (8) случаях:
6360/852 - хронометрия Повести Временных лет
6479/971 - обязательство Святослава перед греками
6599/1091 - обретение мощей Феодосия
6001/1093 - погребение Всеволода Ярославича
6604/1097 - завершение рассказа о войне Владимира Мономаха с Олегом Святославичем
6620/1112 - женитьба Ярослава Святополковича на дочери Мстислава Владимировича
6623/1115 - перенос мощей Бориса и Глеба в новый храм в Вышгороде
(6633/1025 - смерть Владимира Мономаха, сохранилось упоминание 3 индикта в Лаврентьевском списке, в Ипатьевском утрачено).

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.