УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 77 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква іконопис УПЦ КП церква та політика Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація Вселенський Патріархат Голодомор розкол в Україні Церква і влада автокефалія Католицька Церква краєзнавство діаспора молодь педагогіка конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України постать у Церкві Києво-Печерська Лавра Церква і політика Доброчинність українська християнська культура секти Ющенко забобони Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина церковна журналістика Патріарх Алексій II милосердя УГКЦ вибори шляхи єднання Мазепа церква і суспільство Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Профиль» (Украина): Наталия Дубенюк: "Икона – это застывшее Святое Письмо в красках"



«Профиль» (Украина), Вера Доленко, №31 (100), 22.08.2009

 

 

«…Все начинается с веры и любви. Именно эти чувства источник вдохновения, пробуждения внутренних сил», убеждена известная киевская художница Наталия Дубенюк. Выставки, которые она готовит как живописец и как художник-график, всегда представляют только новые работы. А недавно художница открыла для себя еще один путь творчества иконопись, в котором заявила себя интересным мастером с характерным и самобытным почерком. Иконы, написанные Наталией Дубенюк, отличаются необычностью созданных образов, поражают богатым декором, а главное, несут заряд духовной энергии.

Изобразительное искусство всегда было популярным в народе. Но занять в нем достойное место не так просто для профессионалов…

Быть художником очень ответственно. Это особенный вид искусства. Каждый раз, когда стоишь перед чистым листом, чувствуешь себя беспомощной первоклассницей, которая боится притронуться к этой белизне. Даже если за плечами большой опыт. Это как первый шаг, первое прикосновение к мечте, к будущему… Сбудется или нет? И этот миг очень волнителен для всех художников, ведь он вроде как подтверждает нашу состоятельность, зрелость, профессионализм. По окончании Академии искусств (факультет графики, мастерская Тимофея Лящука) я пробовала себя как плакатист, график, живописец, иллюстратор. Меня всегда привлекало все новое, неизвестное.

Что побудило вас обратиться к иконописи?

Я человек верующий. Мой духовник благословил меня на создание икон. И я чувствую огромную ответственность перед прихожанами, которые с верой подходят к образам, мною написанным.

Сегодня образы некоторых святых, созданные вашей кистью, украшают храмы Киева, Батурина. Поступают и предложения новых работ. В чем особенности этого жанра, и что нового привнесли в него вы?

Моя первая икона была написана для Храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 2003 году. Первые шаги всегда сложные и неуверенные, но они были авторскими, а не копиями. Я искала свои средства выразительности в написании святых. Я отталкиваюсь от византийского стиля как художник сегодняшнего дня, с собственными манерой и почерком. Работая на этой стезе, я начала свою молитву.

Ведь до меня уже были написаны все святые. По каталогам и интернету я изучала опыт других иконописцев. Не выходя за пределы устоявшихся канонов, я стараюсь найти и создать образ святого, который понятен современному человеку. Икона – это застывшее святое письмо в красках. В Законе Божьем сказано, что Святая икона то же, что и Святая книга: в Священной книге мы благоговейно читаем Божии слова, а на Святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, как и Божье слово, они поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу. Как же я могу менять его или что-то добавить свое? Я стараюсь его делать просто доступным для общения и откровения со святым, изображенным на иконе.

Чем отличается ваш стиль от стилей других художников?

Профессионал сразу отметит, что автор моих икон женщина. Одежда святых декорирована, в ней используются разное по цвету и блеску золото, разное по тону серебро, иногда использую для украшения стразы. Эффект переливания и сияния способствует особой праздничности. Но яркие и чистые краски одежды, индивидуальный рисунок нимба не отвлекают от главного сосредоточения на светлом и выразительном лике святого, который должен вызывать благоговение и любовь.

В отличие от известных изображений, архангелы на ваших иконах златовласые. Это связано с вашим субъективным восприятием?

В писании сказано: «Светлые архангелы». Поэтому я позволила себе сделать их золотоволосыми. К этому меня также подтолкнули иконы 1350 года, сохраняющиеся в Национальной галерее Праги. А в 2004 году, когда я писала икону Святого великомученика и целителя Пантелеймона, я уже на готовой иконе поменяла темные волосы святого на светлые, золотистые, внутренне ощутив, что темное несозвучно его светлому лику.

Написание икон, несомненно, процесс трудоемкий, длительный и ответственный, не говоря уже о состоянии души художника…

Все начинается с веры и любви. Именно они источник вдохновения и пробуждения внутренних сил. Нельзя подходить к написанию иконы иначе как к святыне. Тогда просыпается душа, переосмысливаются поступки, и сердце будто бьется по-новому. В процессе работы я веду тихий откровенный разговор со своим образом, задаю свои вопросы и жду ответов на них. Происходит как бы внутренняя молитва. И люди это чувствуют и не скупятся на слова благодарности мне как автору.

Вы прихожанка какой церкви?

Моя духовная обитель – Церковь святого великомученика и целителя Пантелеймона, что на левом берегу Днепра. Для нее я написала уже 29 икон. Ко Дню святого, который отмечали 9 августа, я закончила иконостас. Это мое духовное приношение церкви и всем ее прихожанам. Последний месяц лета август богат церковными праздниками и днями памяти многих святых. Думаю, что каждому из нас никогда не поздно найти свою дорогу к храму и открыть в своей душе островок веры.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.