УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 118 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Вселенський Патріархат українська християнська культура милосердя конфлікти розкол в Україні УГКЦ Церква і політика діаспора церква і суспільство іконопис Археологія та реставрація секти Доброчинність Священний Синод УПЦ молодь Католицька Церква церква та політика автокефалія Церква і медицина краєзнавство забобони педагогіка шляхи єднання комуністи та Церква Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков Мазепа Голодомор Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України вибори Ющенко церковна журналістика постать у Церкві Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Монахи превращают квартиры в кельи



«Новая» (Украина), Ирина Несенюк, 09.09.2009

 

Конфликт иноков и жителей Китаевского микрорайона может разгореться с новой силой. «Новая» продолжает следить за конфликтом между руководством Китаевского монастыря и жителями одноименного микрорайона. А ситуация там остается взрывоопасной.

По словам жителей, «бомба» была заложена в 1993 г., когда на месте древнего скита появился монастырь. До этого там была только Свято-Троицкая приходская церковь, восстановленная в конце 80-х отцом Мирославом c помощью местных жителей. «Мирские» сооружения рядом принадлежали сначала Институту садоводства АН УССР, а затем — научно-производственному учебному комбинату «Пчеловодство» (в рамках Минагропрома) — всего 30 зданий, 13 из них жилые. В них в основном жили семьи научных работников. Было и общежитие учкомбината для подростков. Общее число обитателей составляло порядка 200 человек.

 

Сначала дали…

Монахи понемногу брали в аренду пустующие помещения, но за них и «коммуналку» не платили. Комбинат с иноками судился, просил платить или убираться, но решения судов о выселении не выполнялись. Жители Китаева об этом тогда не знали, да им это было и ни к чему. Гром разразился 14 декабря 2001 г., когда в 20-градусный мороз братия (или братки?) во главе с небезызвестной матушкой Иларией из мужского (?!) монастыря на рассвете ворвались в общежитие. Спящих детей подняли, погрузили в автобус и увезли на вокзал. В 9:00 те же люди вошли в офис и попросили директора комбината Суходольскую освободить кабинет. Та отказалась выходить, и ее вынесли на улицу вместе с креслом. Налетчики забрали всю документацию, удалось спасти лишь учетные карточки жильцов — их вынесла на себе одна из сотрудниц института. Вечером к ней явилась Илария со свитой и потребовала документы, но женщина успела передать их в РОВД. По этому факту было возбуждено уголовное дело.

Компетентно Марина Шевченко, адвокат:

— Конституция Украины гарантирует право на жилье и его неприкосновенность. Человек может быть выселен либо добровольно, либо по решению суда с помощью судебных исполнителей. Все иные способы — не правовые: самоуправство, воровство, хулиганство. В данном случае вся вина лежит на государстве: издавая указ, распоряжение и президент, и Кабмин должны были затронуть вопрос предоставления альтернативного жилья людям. Правоохранительные органы не защитили жителей микрорайона, а монастырь продемонстрировал абсолютный правовой нигилизм. Посоветовала бы людям обратиться за помощью к омбудсмену.

Тут подоспел Указ президента «О неотложных мерах по окончательному преодолению негативных последствий тоталитарной политики бывшего СССР по отношению к религиям и о восстановлении нарушенных прав церквей и религиозных организаций». А 26 апреля премьер Кинах подписал распоряжение о передаче имущественного комплекса комбината монастырю «Китаевский пустынницкий скит». Анатолий Кириллович осторожно приписал в конце «после его (комбината) ликвидации в установленном порядке». Этот «порядок» предусматривает изъятие жилфонда, оформление документов его обитателей, а уже потом — разбирательство с тем, что делать с нежилым фондом, партами, воскотопками, медогонками и барабаном за 5 руб. Но ликвидационная комиссия работала быстро, и 4 июля людей отдали в нагрузку к домам.

Братия возрадовалась и в тот же день перегородила шлагбаумом дорогу к микрорайону. Местным устроили фейс-контроль, «скорую» не пропускали (однажды больную пришлось нести на носилках до дороги), установили ворота, которые закрывали в 23:00. Позже вообще огородили территорию колючей проволокой, стали отключать тепло и свет. Котельную подключили только тогда, когда в Китаево приехал зам Омельченко — Иван Фоменко и попросил об этом настоятеля монастыря о. Прохора. Тот отказался, тогда приехал «Беркут», отогнал и скрутил монахов, а у котельной выставили пост. Электричество включал лично замдиректора «Киевэнерго».

Каждый день братья группами обходили дворы и предлагали в трехдневный срок съехать с «их» квартир, предъявляя при этом акт о передаче имущества монастырю. Альтернативного жилья людям никто и не думал предоставлять. Тогда глава Голосеевского (Московского) р-на Татьяна Строкань пошла на отчаянный шаг — взяла на обслуживание жилфонд в жэке №111.

 

…потом забрали

Затем зампрокурора Киева подал иск к Минагропрому и монастырю, потребовав признать акт передачи-приема имущества комбината недействительным. Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск, а Апелляционный и Высший оставили его без изменений. Другими словами, людям — дома с законной пропиской, а монастырю — культовые сооружения. И все! Но монахи продолжали претендовать на мирское жилье, предъявляя акт о передаче и игнорируя решения судов.

Случай с парнем Сашей Калашниковым стал показательным и насторожил всех. 14 декабря 2008 г. его мать была найдена мертвой с обгоревшим лицом у себя дома по Китаевской, 32/5. Экспертиза сначала установила, что смерть наступила от угарного газа, а через несколько месяцев, после кремации, — что от сердечной недостаточности. Сразу после поминок в дом вошли монахи и сказали, что теперь это их кельи. Вещи сироты упаковали и увезли. Среди них была уникальная коллекция бабочек прадеда Саши, профессора-энтомолога. Милиционер ничем не смог помочь, сказал, надо было не пускать святых отцов в дом. С зимы до лета парень жил у деда с бабушкой и безуспешно пытался судиться, а 8 августа «китаевцы» вселили юношу назад, срезав дверь и опечатав имущество монахини и монаха в одной из «келий» (см. «Новую» от 10.07.09).

События развивались бурно. В пустынь приезжал владыка Павел, жители ходили к нему, к митрополиту Владимиру, пытались организовать круглый стол с ним и администрацией Голосеевского р-на. Требование одно — оставить их в покое. Отец Прохор показал «Новой» акт от 2002 г. о передаче имущества монастырю, игнорируя последующие решения судов.

— Это исторически наше имущество, в 2002 году была восстановлена справедливость, — поведал о. Прохор (Костюченко). — Мы никого не выгоняли, просто вошли в свою келью после того, как женщина умерла естественным (?!) путем. О ее сыне мы ничего не знали, потому что никогда его не видели. Когда Минагропром передавал нам дома, была устная договоренность о том, что государство обеспечит людей альтернативным жильем. Пусть жители не сидят сложа руки, а помогают нам добиваться для них компенсации у государства.

Жители действительно не сидят сложа руки: 29 августа они организовали субботник, на котором срезали «колючку» и повалили столбы вокруг микрорайона, а на 12 сентября назначили общественные слушания, на которых потребуют смены руководства монастыря, а в крайнем случае — и вынесения его за город, приватизации своих жилищ.

— В районе нет ни одной свободной квартиры, — сообщил «Новой» Юрий Куренной, замглавы Голосеевской РГА. — Если монастырю нужны эти «кельи», пусть предложит людям достойную альтернативу. А пока я стараюсь обеспечить юридическую помощь еще одной семье «китаевцев», над которой нависла угроза выселения без гарантии компенсации.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.