УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 82 відвідувачів

Теги
Церква і політика діаспора іконопис УГКЦ секти Києво-Печерська Лавра молодь Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні Ющенко Вселенський Патріархат конфлікти педагогіка Археологія та реставрація Церква і медицина автокефалія Доброчинність комуністи та Церква церква і суспільство церковна журналістика краєзнавство УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква українська християнська культура милосердя монастирі та храми України Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко шляхи єднання вибори постать у Церкві забобони Священний Синод УПЦ церква та політика Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






«Місто» (Винница): Есть ли рай и как выглядит ад?.. Церковь и ученые о жизни после смерти



«Місто» (Винница), Андрей Обнорский, 24.07.2009

 

Очень не хочется верить в то, что после смерти все заканчивается. Трудно представить, что твое «Я» свернется в точку и исчезнет навсегда. Что же на самом деле ожидает нас после смерти? Рай с адом или нечто иное?
«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», — сказал Христос (Матф. 22:32; Екк. 12:7). И это не просто вера. Есть огромное количество научных фактов, которые свидетельствуют о том, что жизнь личности продолжается и за порогом земного бытия.

За порогом смерти…
Например, книга доктора Моуди «Жизнь после жизни», где врач, окруженный коллегами, говорит только о фактах как таковых. Ему вторит в своей книге «За порогом смерти» Мориц Роолингз, известный врач-кардиолог, который сам лично много раз возвращал к жизни людей, находившихся в состоянии клинической смерти.
Роолингз, в частности, сообщает, что примерно половина людей, возвращающихся к жизни, говорят, что там, где они только что побывали, очень хорошо, им не хочется оттуда возвращаться. Но примерно такое же количество реанимированных рассказывают, что там ужасно, что они видели там огненные озера, страшных чудовищ, испытывали невероятные переживания и мучения. И, как пишет доктор, «число случаев знакомства с адом быстро увеличивается».
«Я помню, как мне не хватало воздуха, – рассказал один пациент. – Затем я отделился от тела и вошел в мрачную комнату. В одном из окон я увидел уродливую морду гиганта, вокруг которого суетились бесенята. Он сделал мне знак подойти. Снаружи была тьма, но я различал стонущих людей вокруг. Я плакал. Затем гигант отпустил меня. Доктор думал, что мне привиделось такое из-за наркотиков, но я никогда не употреблял их».
Роолингз приводит и другой очень важный факт: большинство его пациентов, переживших духовные муки в клинической смерти, решительно меняли свою жизнь.

Ад – не камера пыток…
Что думает о таком опыте церковь?
В книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим отмечает, что все, пережившие клиническую смерть, пробыли в мире ином совсем недолго. Как правило, опыт этих людей ограничивается первыми впечатлениями после смерти: они не успевают «посетить» рай или ад и не имеют полного представления о потустороннем мире. В силу этого подобные свидетельства имеют для православного человека лишь относительную ценность. Гораздо важнее опыт открытого соприкосновения с иным миром, который накоплен Церковью и отражен во всем многообразии Священного Предания.
Христианство всегда знало и учило, что человек больше чем простое сочетание химических элементов, кроме тела он имеет душу, которая в момент смерти не умирает, а продолжает жить и развиваться в новых условиях.
По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках». Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».
Между тем, диакон Андрей Кураев, вещающий сегодня от имени Православной церкви, говорит, что теплый рай и ад, где черти в смоле варят грешников, это типично языческие представления. На самом деле нет ни рая, ни ада, как места. Есть рай и ад, как состояние.
Рай — это единство с Богом, которое дает величайшую душе усладу, ад — это безбожие, которое мучает человека. «Для нас рай — состояние духа, которое мы почувствуем даже на большом отдалении от духа Бога-Творца. Это состояние — любовь. Чем дальше от неё располагается душа из-за своего грехопадения, тем хуже и больнее её существование. Никакие человеческие сравнения не cмогут передать ощущения безграничного света, тепла и любви, которое чувствует душа после того, что, пройдя муки жизни и смерти нашего мира, найдёт у Бога. И уж точно женщин и еды с вином (в буквальном смысле) там не будет...»
Т.е. незачем воображать себе рай и ад как прекрасный сад и камеру пыток соответственно. Эти образы слишком условны.
О том же святые отцы говорили еще в четвертом веке. В житии Антония Великого рассказывается, как он получил откровение о том, что когда святые молятся за грешников, находящихся в аду, те получают возможность увидеть лица друг друга и получают облегчение. Сам смысл молитвы за умерших связан с некоторой возможностью общения для них, а образом адских мук опять-таки является одиночество.
Поэтому и райская жизнь в большей степени связана с понятием общения. Осколком рая на земле называют брак, если, конечно, муж и жена научились полностью доверять друг другу и жить по любви. Поэтому Церковь – это фактически “школа любви”. Все, к чему Она призывает в Таинствах, весь смысл покаяния, молитвы, духовной жизни – это стремление научиться любить самому и всегда остро чувствовать любовь Божию и любовь близких.

Спаси себя и хватит с тебя
«Что такое рай и ад? Отцы учат, что все залито морем-океаном божественной любви. Грешников Бог наказывает бичом любви. Представьте — океан любви, все друг друга любят. Вы за эту жизнь любить не научились. Воткнулись туда — что вам там делать? Вот он ад. Вечные муки, — говорит отшельник и проповедник Петр Мамонов, сыгравший в нашумевшем фильме «Остров». – Христианство просто. Это сколько крови можешь отдать за другого. Потому что написано: «Что сделал одному из малых сих, то ты сделал мне». Сколько можешь у постели матери просидеть, которая одурела от старости и болезней. Как ребятишки стоят. Чеку выдернул один придурок, сейчас — взрыв, подполковник, не думая, бросается. Его в куски. Восемь человек живы. Коммунист, некрещеный, никогда в церковь не ходил, о Боге вообще не думал, но он христианин. В рай — ракетой.
А то в храм пришел, поклоны бьет, свечек понаставил. А сердце — пусто. Христианский поступок? Мимо. Хоть обмолись весь, объезди все Афоны, облобызай мощи. Ничего не будет. Смотришь на нищего: «А... это все обманщики. По телевизору показывали эту мафию». Да дай ему 50 копеек. Что у тебя убудет? Ошибись в эту сторону. Что ты веришь ящику?..
Все зависит от нас: как мы слышим. Замылены ли глаза. Забиты ли уши. Затерта ли душа. Обложена ли совесть ватой. Вот чем надо заниматься. Святые учат: спаси себя и хватит с тебя. Способ действия? Себя делай. Эту маленькую точечку. И на эту маленькую точечку светлее станет. А если только указывать: это не так, да пенсии мало, да правительство козлиное, да американцы поганые, да бен Ладен, будь неладен. ...Ничего не сдвинется. Только умножится злоба, которой и так хватает. Давайте злобу уменьшать».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.