УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 53 відвідувачів

Теги
1020-річчя Хрещення Русі молодь Доброчинність секти конфлікти Ющенко педагогіка УГКЦ Голодомор церква та політика краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну діаспора Церква і політика комуністи та Церква Патріарх Алексій II іконопис Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ милосердя автокефалія монастирі та храми України Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання Католицька Церква забобони Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра Церква і медицина Археологія та реставрація постать у Церкві церква і суспільство українська християнська культура УПЦ КП розкол в Україні Церква і влада Мазепа вибори церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: ОПК с налетом сектантства. Размышления православного религиоведа



«Релігія в Україні», Павел Минка, 28.09.09

 

Последние годы наша Церковь боролась за введение основ православной культуры в средние школы. Пояснялось это стремление таким образом: предмет носит культурологический характер, его задача – познакомить детей с православием, на котором основывается вся наша культура. Без элементарных знаний православия очень трудно понять и русскую, и украинскую литературу, и многие события истории как и России, так и Украины…

С этим, безусловно, нельзя не согласиться! Лично я как преподаватель религиоведения убежден, что религия – это ключ к пониманию культуры. В пользу этого тезиса можно привести тысячи аргументов…

Но, несмотря на такой мотив Церкви войти в школу, я всегда понимал, что он – не главный. Очевидным был тот факт, что Церковь не столько интересует образование русских детишек, сколько платформа для распространения веры в школах. Пусть дети узнают о православии на светском языке (не в стиле проповеди) и, возможно, кто-то из них найдет путь в храм – так мыслили церковные люди, ратовавшие за ОПК.

И в этом тоже не было ничего плохого! Пусть и была у верующих подспудная надежда на миссионерский эффект ОПК, но все же на практике его обещали реализовать не как проповедь, а как образовательный предмет светского характера…

Но практика оказалась болезненной… Мне довелось побывать на съезде учителей по ОПК в городе Запорожье, на котором они делились своим опытом ведения этого предмета. Одна из учительниц рассказала, что она водит детей в храм и учит молиться, а также соблюдать заповеди, и это она ставила себе в заслугу, а не в нарушение свободы совести и принципа светскости ОПК. Вторая учительница поведала, что она дает детям (второклассникам) писать сочинение на тему: «Готовы ли вы умереть за свои убеждения, как это сделал Иисус Христос?» Знания же непосредственно о православии учителя демонстрировали невероятно низкие… Когда их спрашивали, могут ли они раскрыть сущность понятия «культурологический предмет», то ни один из них не ответил. Т.е. реализация ОПК в Запорожье была, во-первых, в стиле проповеди, во-вторых, учителя совсем не знали сущности православия.
«Ничего, наступит время, и в школу будут приходить квалифицированные учителя ОПК», – подумал я в тот день. Ведь предмет новый, и должно пройти время, пока он «приживется» в школе и будет реализован профессионально…
Но, судя по всему, я ошибся. Одно дело, когда малообразованная школьная учительница проповедует православие в школе, а другое, когда это начинает делать высокоинтеллектуальный педагог, знающий сущность понятия «культурологический предмет»… И не просто педагог, а человек, который разрабатывает учебник по ОПК и указывает тысячам учителей, как правильно вести этот предмет в школе! Речь идет о протодиаконе Андрее Кураеве, возглавляющем Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы…

На протяжении многих лет Андрей Кураев трубил в СМИ о светскости предмета и о культурологическом его значении. Совсем недавно он в который раз повторил свои тезисы и опубликовал их на своем официальном сайте: «Поскольку это предмет до некоторой степени обязательный, то его высокий статус определяет его содержание. Так как школа остается светской, и государство не может навязывать никакие религиозные убеждения через школу, то в обязательной части ее программы могут быть только светские предметы. Вот и «основы православной культуры» станут не «религиозным обучением», а светским предметом. Светскость заключается в том, что а) предмет финансируется не религиозными организациями; б) реализацию и контроль над реализацией ведет министерство образования, а не Церковь; в) преподается он светскими преподавателями, за подготовку которых отвечает Министерство образования; г) он не ставит своей целью подготовку кадров священнослужителей или вербовку новых прихожан; д) на этих уроках не может быть религиозной пропаганды. В сумме это означает, что в трехсоставной формуле «основы православной культуры» (ОПК) акцент перемещается со второго слова на третье» 1. Казалось бы, все шло хорошо, но как только Андрей Кураев перешел к практической, а не теоретической реализации ОПК, то слова разошлись с делом…

На своем сайте Андрей Кураев начал публиковать главы из учебника по ОПК, который в будущем должен будет разойтись по тысячам школ. Именно на основе этого учебника учителя будут вести занятия по ОПК. И оказалось, что эти главы совсем не носят светского и культурологического характера. Написаны они в стиле проповедей, которые Кураев произносит на рок-концертах и массовых мероприятиях вроде празднования годовщины Крещения Руси. По сути, это не главы учебника, а сборник проповедей. Фактического материала, т.е. знаний о православии, в них почти нет, кроме того, отсутствуют такие обороты, как «с позиции православия», «с позиции Библии», т.е. информация предлагается как некий неоспоримый факт… Например, в «Уроке 1. Пасха» говорится, как радостно праздновать Пасху, а в конце читаем следующее: «Но для того, чтобы судьбу Христа сделать своей судьбой, надо узнать побольше о жизни Христа, о его подвиге и его советах» 2. Т.е. оговаривается цель и замысел изучения ОПК – принять Христа в свою жизнь, стать верующим…

Если «кураевская» линия введения ОПК сохранится, то можно с грустью признать: мы вошли в школу как секта. Сектовед Дворкин пишет: «Обычно первый вопрос, который мне задают, звучит так: как узнать «тоталитарную секту»? Как определить, какая секта тоталитарная, а какая — нет? Мы еще будем говорить об этом, но один из первых настораживающих признаков — это наличие обмана при вербовке… Скажем, молодые люди продают блестящие переводные картинки. Они говорят, что представляют какие-то студенческие организации, и предлагают купить в помощь бедному студенчеству эти картинки, на которых или лошади бегут по берегу моря, или изображен Иисус с большим сердцем, а также Дева Мария с розарием, или исламский орнамент — есть варианты на все вкусы. Обычно они просят за них довольно дорогую цену, а если спросить, почему так много, они ответят: мы вам эту картинку дарим как благодарность за пожертвование, которое вы делаете в помощь студентам. Если спросить, откуда они, то услышишь в ответ: «Мы из христианской студенческой организации». На самом деле это муниты — представители «Церкви объединения», ее молодежного крыла, которое называется английской аббревиатурой «CARP» (в переводе на русский: «Вузовская ассоциация по изучению Принципа» — ВАИП). Любой мало-мальски сведущий человек знает, что мунизм ничего общего с христианством не имеет. Таким образом, сектанты сразу же начинают с обмана» 3. Возникает вопрос: чем же мы, православные, лучше? Разве нету обмана при вербовке в таких уроках ОПК? Мы трубили годы, что это – культурологический предмет светского характера, и как только двери в школу открылись, сразу же принялись за проповедь… В этом мы похожи на мунитов, которые приглашают молодежь в оздоровительные лагеря на светский съезд, а там начинают проповедовать свою веру…

На своем форуме Кураев писал, что главы учебника пока что дорабатываются, и он готов выслушать любые замечания 4. При этом несколько раз от участников форума ему задавался вопрос, как он может прокомментировать, что ОПК в его исполнении не носит светского и культурологического характера. Андрей Кураев отвечал почти на все вопросы, но этот – проигнорировал… Удручила и позиция православных: почти никто из них не протестовал против антисветскости предмета. Это обнажает двойную мораль церковных людей: если секта лжет при вербовке, то это плохо, а если православные проповедники – то это хорошо! Ведь православие – это Истина, а значит, методы его распространения могут быть и с нарушением свободы совести, и с насилием!..

Нельзя проповедовать нравственность, нарушая нравственные принципы. Нельзя такими методами миссионерствовать, так как лгать во имя Христа – это не православно. Надеюсь, что тенденция с ОПК, которая существует сейчас, изменится, и это будет действительно светский предмет… Ко Христу можно вести, просто хорошо преподавая ОПК. Дайте серьезные знания о православии детям – и многие самостоятельно найдут путь в храм! Но навязывать им этот путь, нарушая принцип светскости образования, – это греховно...

Сноски:

[1] http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=211&Itemid=

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.