УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 71 відвідувачів

Теги
Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика секти монастирі та храми України Патріарх Алексій II УГКЦ конфлікти милосердя Предстоятелі Помісних Церков церква та політика вибори Ющенко іконопис педагогіка Доброчинність Церква і медицина церква і суспільство автокефалія Археологія та реставрація діаспора постать у Церкві Президент Віктор Ющенко краєзнавство Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат шляхи єднання Мазепа УПЦ КП забобони молодь Католицька Церква Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика комуністи та Церква Церква і влада українська християнська культура розкол в Україні Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: ОПК с налетом сектантства. Размышления православного религиоведа



«Релігія в Україні», Павел Минка, 28.09.09

 

Последние годы наша Церковь боролась за введение основ православной культуры в средние школы. Пояснялось это стремление таким образом: предмет носит культурологический характер, его задача – познакомить детей с православием, на котором основывается вся наша культура. Без элементарных знаний православия очень трудно понять и русскую, и украинскую литературу, и многие события истории как и России, так и Украины…

С этим, безусловно, нельзя не согласиться! Лично я как преподаватель религиоведения убежден, что религия – это ключ к пониманию культуры. В пользу этого тезиса можно привести тысячи аргументов…

Но, несмотря на такой мотив Церкви войти в школу, я всегда понимал, что он – не главный. Очевидным был тот факт, что Церковь не столько интересует образование русских детишек, сколько платформа для распространения веры в школах. Пусть дети узнают о православии на светском языке (не в стиле проповеди) и, возможно, кто-то из них найдет путь в храм – так мыслили церковные люди, ратовавшие за ОПК.

И в этом тоже не было ничего плохого! Пусть и была у верующих подспудная надежда на миссионерский эффект ОПК, но все же на практике его обещали реализовать не как проповедь, а как образовательный предмет светского характера…

Но практика оказалась болезненной… Мне довелось побывать на съезде учителей по ОПК в городе Запорожье, на котором они делились своим опытом ведения этого предмета. Одна из учительниц рассказала, что она водит детей в храм и учит молиться, а также соблюдать заповеди, и это она ставила себе в заслугу, а не в нарушение свободы совести и принципа светскости ОПК. Вторая учительница поведала, что она дает детям (второклассникам) писать сочинение на тему: «Готовы ли вы умереть за свои убеждения, как это сделал Иисус Христос?» Знания же непосредственно о православии учителя демонстрировали невероятно низкие… Когда их спрашивали, могут ли они раскрыть сущность понятия «культурологический предмет», то ни один из них не ответил. Т.е. реализация ОПК в Запорожье была, во-первых, в стиле проповеди, во-вторых, учителя совсем не знали сущности православия.
«Ничего, наступит время, и в школу будут приходить квалифицированные учителя ОПК», – подумал я в тот день. Ведь предмет новый, и должно пройти время, пока он «приживется» в школе и будет реализован профессионально…
Но, судя по всему, я ошибся. Одно дело, когда малообразованная школьная учительница проповедует православие в школе, а другое, когда это начинает делать высокоинтеллектуальный педагог, знающий сущность понятия «культурологический предмет»… И не просто педагог, а человек, который разрабатывает учебник по ОПК и указывает тысячам учителей, как правильно вести этот предмет в школе! Речь идет о протодиаконе Андрее Кураеве, возглавляющем Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы…

На протяжении многих лет Андрей Кураев трубил в СМИ о светскости предмета и о культурологическом его значении. Совсем недавно он в который раз повторил свои тезисы и опубликовал их на своем официальном сайте: «Поскольку это предмет до некоторой степени обязательный, то его высокий статус определяет его содержание. Так как школа остается светской, и государство не может навязывать никакие религиозные убеждения через школу, то в обязательной части ее программы могут быть только светские предметы. Вот и «основы православной культуры» станут не «религиозным обучением», а светским предметом. Светскость заключается в том, что а) предмет финансируется не религиозными организациями; б) реализацию и контроль над реализацией ведет министерство образования, а не Церковь; в) преподается он светскими преподавателями, за подготовку которых отвечает Министерство образования; г) он не ставит своей целью подготовку кадров священнослужителей или вербовку новых прихожан; д) на этих уроках не может быть религиозной пропаганды. В сумме это означает, что в трехсоставной формуле «основы православной культуры» (ОПК) акцент перемещается со второго слова на третье» 1. Казалось бы, все шло хорошо, но как только Андрей Кураев перешел к практической, а не теоретической реализации ОПК, то слова разошлись с делом…

На своем сайте Андрей Кураев начал публиковать главы из учебника по ОПК, который в будущем должен будет разойтись по тысячам школ. Именно на основе этого учебника учителя будут вести занятия по ОПК. И оказалось, что эти главы совсем не носят светского и культурологического характера. Написаны они в стиле проповедей, которые Кураев произносит на рок-концертах и массовых мероприятиях вроде празднования годовщины Крещения Руси. По сути, это не главы учебника, а сборник проповедей. Фактического материала, т.е. знаний о православии, в них почти нет, кроме того, отсутствуют такие обороты, как «с позиции православия», «с позиции Библии», т.е. информация предлагается как некий неоспоримый факт… Например, в «Уроке 1. Пасха» говорится, как радостно праздновать Пасху, а в конце читаем следующее: «Но для того, чтобы судьбу Христа сделать своей судьбой, надо узнать побольше о жизни Христа, о его подвиге и его советах» 2. Т.е. оговаривается цель и замысел изучения ОПК – принять Христа в свою жизнь, стать верующим…

Если «кураевская» линия введения ОПК сохранится, то можно с грустью признать: мы вошли в школу как секта. Сектовед Дворкин пишет: «Обычно первый вопрос, который мне задают, звучит так: как узнать «тоталитарную секту»? Как определить, какая секта тоталитарная, а какая — нет? Мы еще будем говорить об этом, но один из первых настораживающих признаков — это наличие обмана при вербовке… Скажем, молодые люди продают блестящие переводные картинки. Они говорят, что представляют какие-то студенческие организации, и предлагают купить в помощь бедному студенчеству эти картинки, на которых или лошади бегут по берегу моря, или изображен Иисус с большим сердцем, а также Дева Мария с розарием, или исламский орнамент — есть варианты на все вкусы. Обычно они просят за них довольно дорогую цену, а если спросить, почему так много, они ответят: мы вам эту картинку дарим как благодарность за пожертвование, которое вы делаете в помощь студентам. Если спросить, откуда они, то услышишь в ответ: «Мы из христианской студенческой организации». На самом деле это муниты — представители «Церкви объединения», ее молодежного крыла, которое называется английской аббревиатурой «CARP» (в переводе на русский: «Вузовская ассоциация по изучению Принципа» — ВАИП). Любой мало-мальски сведущий человек знает, что мунизм ничего общего с христианством не имеет. Таким образом, сектанты сразу же начинают с обмана» 3. Возникает вопрос: чем же мы, православные, лучше? Разве нету обмана при вербовке в таких уроках ОПК? Мы трубили годы, что это – культурологический предмет светского характера, и как только двери в школу открылись, сразу же принялись за проповедь… В этом мы похожи на мунитов, которые приглашают молодежь в оздоровительные лагеря на светский съезд, а там начинают проповедовать свою веру…

На своем форуме Кураев писал, что главы учебника пока что дорабатываются, и он готов выслушать любые замечания 4. При этом несколько раз от участников форума ему задавался вопрос, как он может прокомментировать, что ОПК в его исполнении не носит светского и культурологического характера. Андрей Кураев отвечал почти на все вопросы, но этот – проигнорировал… Удручила и позиция православных: почти никто из них не протестовал против антисветскости предмета. Это обнажает двойную мораль церковных людей: если секта лжет при вербовке, то это плохо, а если православные проповедники – то это хорошо! Ведь православие – это Истина, а значит, методы его распространения могут быть и с нарушением свободы совести, и с насилием!..

Нельзя проповедовать нравственность, нарушая нравственные принципы. Нельзя такими методами миссионерствовать, так как лгать во имя Христа – это не православно. Надеюсь, что тенденция с ОПК, которая существует сейчас, изменится, и это будет действительно светский предмет… Ко Христу можно вести, просто хорошо преподавая ОПК. Дайте серьезные знания о православии детям – и многие самостоятельно найдут путь в храм! Но навязывать им этот путь, нарушая принцип светскости образования, – это греховно...

Сноски:

[1] http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=211&Itemid=

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.