УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 69 відвідувачів

Теги
краєзнавство Ющенко Патріарх Алексій II іконопис Церква і медицина постать у Церкві милосердя педагогіка вибори конфлікти УПЦ КП українська християнська культура Церква і влада шляхи єднання Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква розкол в Україні монастирі та храми України забобони церква і суспільство комуністи та Церква Голодомор Президент Віктор Ющенко секти Митрополит Володимир (Сабодан) Вселенський Патріархат Києво-Печерська Лавра молодь церковна журналістика УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація Доброчинність діаспора Мазепа церква та політика Священний Синод УПЦ Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






«ХайВей» (Україна): Исторические предпосылки и причины православного движения на Закарпатье в начале ХХ века



«ХайВей» (Україна), Юрій Данилець, 17.08.08

 

В конце ХІХ - в начале ХХ ст. в Восточной Венгрии, к которой территориально относилось современное Закарпатье, началось движение за возрождение православной церкви. Православное движение имело слабый организационный характер, потому что главной базой сопротивления унии было бедное украинское крестьянство, интеллигенция и духовенство не принимала участия в этом процессе. Возрождение православного движения на Закарпатье в начале ХХ ст. было вызвано целым рядом причин, которые тесно переплетались между собой.

После подписания Ужгородской унии с Римом в 1649 г. на Закарпатье образуется епископское двоевластие. В 1654-1684 гг. православное духовенство возглавлял епископ Иоаникий Зейкан, который руководил епархией из Мукачевского и Имстичевского монастырей [Листок 1890: 3]. Его преемник – Мефодий Раковецкий, был последним православным епископом, что находился в Мукачевском монастыре. Православная церковь хранила свои позиции в восточной части Закарпатья – Мараморощине, которая находилась под религиозным влиянием молдавских владык. После смерти епископа Досифея Федоровича в 1735 гг., православным было запрещено избирать нового епископа [Жаткович 1891: 22]. Невзирая на это, источником православной традиции оставались монастыри. Игумен Антоний Коцак в «Списании Обителей Мараморошских древле бывших» подает их перечень и дату основания: Боронявский (1716), Драговский (1705), Кричовский (1693), Вильховский (1708), Бедевлянский (1719), Бичковский (1719), Белоцерковский ( ХIV ст.), Угольский (ХІІ-ХІІІ ст.). По мнению М. Грушевского, на Закарпатье в ХVІІІ ст. не было недостатку в православных священниках, которые получали посвящения от соседних молдавских и сербских епископов [Грушевский 1991: 289].

Было много случаев, когда крестьяне носили крестить своих детей далеко за пределы Закарпатья к православным сербским священникам – в Мишкольц и Будапешт [История 1936: 39-40]. Согласно с венгерскими законами, все православные на территории Венгрии находились под юрисдикцией сербского патриарха. Только православные румыны в Восточной Венгрии получили в 1867 г. отдельную, независимую от сербского патриарха, церковную организацию [Геровский]. О каноническом влиянии сербских патриархов свидетельствуют их пастырские послания, которые сохраняются в документальных сборниках областного архива Закарпатья [ГАЗО: 1-6]. Таким образом, на Закарпатье фактически не перерывалась религиозная связь с православной церковью, что стало одной из причин возрождения православного движения.

В среде униатского духовенства всегда существовала скрытая оппозиция к западному обряду. Борьба за сохранение восточных традиций в греко-католической церкви происходила еще с середины ХVII ст., со времени подписания унии с Римом. Подобное явление наблюдалось не только на Закарпатье, более яркие формы оно приобрело в соседней Галичине. Отдельные представители духовенства в полемичных произведениях показывали неправильность некоторых католических догм. На вторую половину ХVII ст. приходится деятельность известного писателя-полемиста М. Андреллы (Оросвигивского) (1637-1710 гг.). Он имел отличное образование, учился в Вене, Братиславе, Трнаве, знал греческий, латинский, венгерский, чешский и польский языки. М. Андрелла автор рукописных произведений, самые известные из них «Оборона верному каждому человеку” и «Логос». Главная идея его творчества – это пропаганда принадлежности закарпатцев к православной вере, к которой принадлежат братья на Востоке, то есть единства закарпатских украинцев со всем украинским народом [Данилюк 1999: 48]. Заслуга М. Андреллы в том, что он сумел осознать важные вопросы того времени – изъяны общественно-политического строя, окатоличивание со стороны Ватикана, насильственное распространение унии [Микитась 1960: 123]. В 1669 г. он порывает с унией и становится православным священником. Спасаясь от преследования со стороны униатского епископа он оказывается в с. Иза возле Хуста, где продолжает свою проповедническую деятельность [Гринькевич 1948: 185]. Умер 1710 г. [Почему я православный 1934: 13].

Дело М. Андреллы продолжил греко-католический священник И. Раковский, который родился 1815 г. в с. Ставное [Савва 1939: 5]. В 1856 г. издавал на русском языке «Церковную газету», а в 1858 г. – «Церковный Вестник для Русинов Австрийского Государства». Поддерживал переписку с академиком И. Аксаковим, И. Головацким, Д. Зубрицким. Сотрудничал с ужгородскими газетами «Свет», «Карпат», «Сова». В 1866-1871 гг. был заместителем председателя общества св. Василия Великого в Ужгороде. Вся деятельность И. Раковського была направлена на защиту закарпатских русинов от насильственной ассимиляции со стороны иностранцев, усиление образования среди народа. Однако он ошибочно считал что русины, это ветвь великорусского народа. В 1859 г. И. Раковського назначили священником в с. Иза, где он работал до смерти – 31 ноября 1885 г. Среди краеведов существует гипотеза, что И. Раковский был отравлен во время поездки в Будапешт, где его обвинили в панславизме и русофильской агитации [Разгулов 2004: 10-11]. Имея огромную библиотеку, И. Раковський позволял крестьянам пользоваться книгами. Читая русские издания «Православное исповедание веры митр. Петра Могилы» «Катехизис», крестьяне начали осознавать разницу между догмами греко-католической и православной церквей [Разгулов 2004: 12]. Деятельность М. Андреллы и И. Раковского в с. Иза имела важное значение, она способствовала потому, что закарпатские крестьяне начали осознавать свое единство со своими братьями на Востоке и выступать за соблюдение восточных догм в богослужении.

В конце ХІХ - в начале ХХ ст. промышленность Венгрии развивалась быстрыми темпами, закарпатские земли использовались как сырьевой придаток для венгерских предприятий. В руках крестьян сосредоточивалось около 32 % земельных площадей края [Листок 1885: 36]. Крестьяне платили большое количество налогов, общая сумма которых составляла 5 млн. 966 тыс. крон в год [Илько 1973: 31]. В 1870 г. начинается эмиграция в Америку, которую вызывал целый ряд причин. Среди них – тяжелое материальное положение на селе, усиление мадяризации, увеличение количества населения, спрос на рабочую силу в иностранных государствах. По большей части закарпатцы эмигрировали в США, Канаду, Бельгию, Австралию, Бразилию. В США, в штатах Пенсильвания, Нью-Йорк, Огайо, Нью-Джерси, Мериленд, Иллинойс образовались отдельные церковные парафии. Чтобы не потерять большую часть верующих, Мукачевская греко-католическая епархия отправляет в места закарпатской эмиграции униатских священников, которые учреждают церковные общества и строят церкви. В 1889 г. с Пряшевской епархии в США прибыл священник О. Товт, о. Г. Вислоцкий, о. С. Яцкович [Василий (Пронин) 2005: 433]. В 1894 г. в Америке было уже 30 священников, которые представляли три греко-католических епархии: Львовскую, Мукачевскую и Пряшевскую. 17-29 октября 1890 г. Под руководством О. Товта в Вилькес-Барре, что в Пенсильвании, состоялись общие сборы священников, которые приняли следующие решения: 1) просить Львовского митрополита, Мукачевского и Пряшевского епископов, назначить священникам в Америке епископа-викария; 2) объединить все русские общины и братства; 3) учредить собственное периодическое издание [Василий (Пронин) 2005: 434]. Согласно постановлениям из Рима греко-католические священники в Америке должны были подчиняться римо-католическим епископам, если в их епархии не было греко-католического владыки. Римо-католические епископы резко выступили против того, чтобы в их епархиях работали женатые священники, они даже подвергали сомнению правильность унии. После несколько годовой борьбы и переписки с римским престолом, закончилось все тем, что греко-католическим женатым священникам приказали вернуться в Старый край. Это вызывало возмущение как простых верующих так и священников, они решили выйти из унии и вернуться к православию. Церковное общество в Миннеаполисе, которой возглавлял священник О. Товт наладила связи с православным русским епископом Владимиром, что проживал в Сан-Франциско. Он приехал 24 марта 1891 г. в Миннеаполис и присоединил первый униатский приход в США к православию [Алексей (Товт) 1930: 4]. Спустя некоторое время количество православных приходов в США выросло до 300. Создавались православные братства, учреждались монастыри. Так в 1905 г. возле поселения Южный Ханаан в Пенсильвании, был основан православный мужской монастырь Святого Тихона Задонского, в г. Спингфильд в Вермонте – Свято-Покровский женский монастырь в 1915 г. и ряд других [Краткая история 1920: 18]. Таким образом, тяжелое социально-экономическое положение, что вылилось в массовую эмиграцию в США, привело к тому, что большая часть выходцев из нашего края перешли в православие за океаном, а затем, вернувшись на родину, занесли это движение и на Закарпатье.

Важным фактором, что повлек возрождение православия на Закарпатье стала политика Венгрии, направленная на мадяризацию местного украинского населения. Чтобы реализовать свои планы венгерская власть широко вовлекала в свои планы высшее духовенство греко-католической церкви. Мукачевские епископы С. Панкович, Ю. Фирцак, А. Папп были сторонниками венгерской национальной политики, они пытались исполнить все приказы имперского центра: попытка введения ново календаря; замена кириллицы латиницей и тому подобное. Интеллигенция и духовенство, что получили образование благодаря венгерской власти изменяли фамилии и теряли связи с простым крестьянством. Священники дома разговаривали по-венгерски, читали только венгерские книги и журналы [Пап 2003 556]. Они отмечались вымогательством, напыщенностью и невыполнением духовных обязанностей. Основания народных и церковных школ с венгерским языком учебы и мадяризация церковного обряда стали одним из важных факторов для перехода в православие. Неудовлетворения крестьян вызывали также феодальные церковные налоги – коблина и роковина, которые платились местному греко-католическому духовенству [Роковина 1922: 1]. Коблина выплачивалась сельскохозяйственными продуктами или деньгами, а роковину нужно было отрабатывать [Магочий 1994: 111]. Одной из причин возобновления православия и его русского направления было то, что все священники, начиная от архимандрита Алексея (Кабалюка) и нескольких активистов из с. Иза, попали с помощью буковинской семьи Геровских, внуков графа А. Добрянского, в монастыри Дубна, Луцка и Житомира. В этих монастырях их учили русские священники и монахи. Некоторые закарпатцы в 1914-1917 гг. попали из русского плена в русские монастыри и получили такую же русскую ориентацию, как и предыдущая группа [Данко 2002: 36]. После русской революции на Закарпатье, которое вошло в состав Чехословакии, эмигрировало большое количество русских, буковинских и галицких москвофилов, которые поддержали православное движение. Они создали «Русскую Трудовую партию», в главе которой стал А. Гагатко, их печатным органом стала газета «Русская Земля», в которой публиковались статьи в поддержку православного движения [Гаджега 1921: 10]. После 1919 г. на Закарпатье поселилось около 9000 русских эмигрантов. В 1922 г. с помощью сенатора Ю. Лажо на Пряшевщину перебрался архимандрит Виталий (Максименко). Он организовал во Владимировой возле Свидника православный монастырь и типографию [Harbuľova 2000: 11]. Православная миссия в Владимировой стала центром белоэмигрантского сообщества Чехословакии.

Значительное влияние на возрождение православия имели Сучавский, Биксадский, Мария-Повчанский монастыри. На монастырских праздниках проводилась православная агитация и распространялась богословская литература. Большое значение для развития православного движения на Закарпатье имела гора Афон. На Афон веками стремились попасть представители всех православных народов. Не является исключением и выходцы из Закарпатья. Точно не известно, когда первый выходец из нашего края попал на Афон, но в ХІХ ст. их там находилось уже немало. В начале ХХ ст. только с с. Иза Хустского района на Афон выехало около 20 человек. Монахи поддерживали активную переписку с родственниками на родине, они призывали бороться против унии и греко-католического духовенства. Отдельные письма монахов с Афону использовались вещественные доказательства на суде в Мараморош-Сиготе 1913-1914 г.г.

 

Список использованных источников

 

Алексей (Товт), протоиерей. Где искати правду? – Владимирово на Словенску, 1930.

Василий (Пронин), архимандрит. История православной на Закарпатье. – К.: Филокалия, 2005.

Гаджега Ю. Статьи по вопросам „православия”, народности и католичества. – Ужгород: Унио, 1921.

Геровский О. Иза и Сиготский процес // http://www.wu-wien.ac.at/groups/ukraine/gerowskij_iza.htm

Гринькевич И. Михаил Андрелла, забытый борец против унии на Закарпатье // Православный вестник. – 1948. – № 6. – С. 185.

Грушевский М. Очерк истории украинского народа. – К.: Лыбидь, 1991.

ГАЗО. – Ф. 225. – Оп. 1. – Од. хр. 13.

Данилюк Д. Историческая наука на Закарпатье (конец ХVІІІ – первая половина ХХ ст.). – Ужгород: Патент, 1999.

Данко О. Спроба украинизации православной церкви на Закарпатье в конце 1930-х гг. // Науковый сборник Закарпатского краеведческого музея. Вип. 5. – Ужгород: Патент, 2002.

Жаткович Ю. Єпископи Мараморошские // Листок. – 1891. - №7.

История православной християнской церкви для карпаторусских учеников народной и гражданской школы. – Ужгород, 1936.

Илько В. Закарпатское село в начале ХХ ст. (1900-1919 гг.). – Львов, 1973.

Краткая история Св.-Покровского монастыря в Спрингфильде, Вт. // Наша родина. – Календарь на 1921 г. – Спрингфильд, США: Издание русского сиротского приюта, 1920.

Листок. – 1885. - №18.

Листок. – 1890. - №15.

Магочий П.-Р. Формирование национальной самосвидомости: Подкарпатськая Русь (1848-1948). – Ужгород, 1994.

Микитьсь В. Украинский писатель-полемист Михаил Андрелла. – Ужгород, 1960.

Пап С. о. История Закарпатья. В 3 т. – Ивано-Франковск: Новая Зоря, 2003. – Т. 3.

Почему я православный. – Владимирова на Словенску, 1934.

Разгулов В. К разгадке смерти Иоанна Раковського. – Берегово: Бреговская районная типография, 2004.

Роковина (коблина) и церковная боротьба // Руська нива. – 1922. – 24 августа.

Савва, игумен. о. Иоанн Раковский // Православный Церковный Календарь. – Владимирова на Словенску, 1939.

Harbuľova Ľ. Ladomirovské reminiscencie. – Prešov, 2000.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.