УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
милосердя краєзнавство Президент Віктор Ющенко Голодомор комуністи та Церква секти Мазепа іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти Патріарх Алексій II українська християнська культура монастирі та храми України педагогіка шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков молодь Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ УПЦ КП УГКЦ Археологія та реставрація розкол в Україні Церква і влада Католицька Церква Церква і медицина Церква і політика церковна журналістика діаспора забобони церква та політика Києво-Печерська Лавра постать у Церкві вибори Ющенко автокефалія церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






«Киевская Русь» (Украина): Хуан Матеос, Роберт Тафт. Развитие византийской литургии



«Киевская Русь» (Украина), Дудченко Андрей, свящ., 09.10.09

 

Киев: Quo Vadis, 2009. 128 c.

Впервые на русском языке читателю предлагаются две важные работы выдающихся современных литургистов - отцов-иезуитов Хуана Матеоса и Роберта Тафта. Приобрести книгу "Развитие византийской литургии" в Киеве можно на книжном рынке "Петровка" (ряд 63, места 7-8) или в интернет-магазине orthodox-book.com (доставка в любую точку мира).

Богослужение - это проявление христианской жизни и стимул, чтобы жить…
Хуан Матеос

 

Церковь Христова с самого начала своего существования есть Тело Христово. Были времена, когда в ее истории не существовало богословских трактатов, не состоялся ни один Собор, не был сформулирован ни один канон и богослужебное правило. Тем не менее, Церковь всегда жила - Евхаристией.

Из простого обряда преломления хлеба в "семейном" кругу первых христианских общин примерно за полтора тысячелетия чин Евхаристии развился в сложную современную структуру византийской литургии. Не все в ее истории было безупречно. Восходя в своих главных молитвах к святителям Василию Великому и Иоанну Златоусту, современные литургические чины содержат множество более поздних элементов, из которых одни являются выражением определенных принципов веры, а другие, к сожалению, затемняют первоначальный смысл литургического священнодействия.

Книга, которую вы держите в руках, состоит из двух небольших, но очень важных работ современных литургистов: архимандрита Роберта Тафта и его учителя отца Хуана Матеоса. Авторы - выдающиеся западные ученые, существенно повлиявшие на развитие литургической науки, известные во всем мире своими фундаментальными исследованиями в области истории богослужения на христианском Востоке, которые еще ожидают перевода на русский язык.

Обе работы, написанные в разное время, посвящены теме развития чина византийской литургии и прекрасно дополняют друг друга. Благодаря ясности и компактности изложения они дают возможность читателю составить цельное представление о сложной истории евхаристического богослужения Православной Церкви.

Предлагая читателям данный сборник, издатель надеется, что он вдохновит их на дальнейшее путешествие в сложную и увлекательную историю православного богослужения. Ведь только тот по-настоящему знает Церковь, кто понимает ее литургию.

Об авторах

Хуан Матеос (1917-2003)

Хуан Хосе Матеос Альварес (Juan José Mateos Álvarez) - почетный профессор восточной литургики Папского Восточного института, создатель современной западной научной литургической школы, в трудах которой обрели новую жизнь идеи и методы работы русских дореволюционных литургистов.

Хуан Матеос родился 15 января 1917 г. в городе Сеуте в испанской Северной Африке на марокканском побережье Средиземноморья возле Гибралтара в семье армейского офицера. После окончания начальной и средней школы поступил на курс медицинского факультета в Мадриде и Гранаде, однако обучению помешала Гражданская война 1936-1939 гг. В возрасте двадцати трех лет Хуан поступил в новициат провинции Бетика Общества Иисуса в Андалусии. По окончании двух лет послушничества и двух лет гуманитарного образования в Пуэрто-ди-Санта-Мария, Хуан три года изучал философию в Коллегии Нуэстро Синьора дель Рекуэрдо в иезуитской провинции Толедо. Педагогическую практику прошел в течение 1947-48 учебного года в Коледжо Массимо в центре Рима. Затем четыре года изучал богословские науки в Риме, посещая лекции в Папском Григорианском университете.

18 марта 1951 г. рукоположен в сан священника русским католическим епископом Александром Евреиновым (1877-1959). 1952-53 годы провел в Париже, где занимался составлением антологии византийских служб суточного круга. В конце 1954 г. вернулся в Рим, чтобы начать работу над докторской диссертацией о полунощнице и утрени ассиро-халдейской традиции. 2 февраля 1957 г. отец Хуан принес монашеские обеты в Обществе Иисуса, став иезуитом. В 1956-58 гг. в ходе исследовательской работы изучал древние сирийские рукописи на Ближнем Востоке, где его пути пересеклись с будущим учеником о. Робертом Тафтом.

Обладая неординарными лингвистическими способностями, о. Хуан безупречно владел итальянским, французским, английским и латинским языками, достаточно хорошо знал арабский и румынский, ориентировался в немецком,  немного русском и славянском языках и обладал действительно замечательной подготовкой по сирийскому и греческому языкам.

В 1954 г. Хуан Матеос стал профессором Папского Восточного института, и преподавал в нем до своего возвращения в Испанию в 1982 г. Читал лекции во многих богословских высших учебных заведениях по всему миру.

Кроме литургики, о. Хуана увлекали вопросы библейских исследований. С 1974 г. в его библиографии появляются первые работы по этой тематике. Изменение сферы интереса Матеоса сопровождалось развитием им структурного анализа как метода изучения литургических текстов, который он впоследствии блестяще применил и к Новому Завету.

Матеос и его ученики, среди которых второй автор данного сборника - архимандрит Роберт Тафт, создали и усовершенствовали методы, разработанные пионером современной западной литургической науки Антоном Баумштарком (†1948). Благодаря педагогическому таланту и выдающимся личным качествам о. Хуана Матеоса к началу шестидесятых годов ХХ века центр сравнительной литургиологии переместился из Германии в Восточный институт в Риме.

Хуан Матеос скончался 23 сентября  2003 г. в иезуитском лазарете в Малаге (Испания) на восемьдесят седьмом году жизни.

Наиболее выдающийся вклад Матеоса в восточную литургику - критическое издание Типикона Великой Церкви X века, фактически установившее стандарт для всех последующих изданий литургических текстов. В 1971 году в серии Orientalia Christiana Analecta вышло историческое исследование византийской литургии Слова: La bration de la parole dans la liturgie byzantine. Étude historique (OCA 191, Rome: PIO 1971).

Роберт Тафт (род. 1932)

Роберт Френсис Тафт (Robert F. Taft) - архимандрит восточного обряда, заслуженный профессор Папского Восточного института, один из крупнейших современных специалистов в области восточной литургики.

Роберт Тафт родился 9 января 1932 г. в Провиденсе (США). В возрасте 17 лет вступил в Общество Иисуса (Орден иезуитов). Более 20 лет отдал учебе и исполнению различных послушаний, прежде всего, в области преподавания. Преподавал во многих странах, от Ирака в 1950-е гг. до Болгарии уже в пост-коммунистические времена. С 1970 г. главное место работы о. Тафта - Папский Восточный институт в Риме, где он долгое время занимал там должность проректора (Vice Rector) и профессора восточной литургики, а также являлся главным редактором издаваемой институтом серии монографий и сборников статей Orientalia Christiana Analecta. Первой специальностью о. Тафта был русский язык и славянский богослужебный обряд. В 1960-е гг., под влиянием о. Хуана Матеоса, он обратился к изучению языков и богослужения других христианских традиций.

Профессор Роберт Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики, в том числе многотомного исследования "История литургии св. Иоанна Златоуста", продолжающего труд Хуана Матеоса по истории византийской литургии Слова.

Как было отмечено в послесловии к русскому переводу монографии о. Тафта "Византийский церковный обряд" (СПб.: "Алетейя", 2000), сегодня "едва ли найдется какая-то область в истории византийского богослужения, научные представления о которой не были бы в той или иной степени сформированы исследованиями о. Роберта Тафта; едва ли среди молодых или среднего поколения ученых-литургистов найдется сейчас хоть один, кто не был бы, в той или иной степени, прямо или косвенно, его учеником".

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.