УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
церква та політика комуністи та Церква Доброчинність Церква і політика конфлікти милосердя Церква і медицина автокефалія Священний Синод УПЦ вибори монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ Патріарх Алексій II діаспора іконопис секти шляхи єднання церква і суспільство Голодомор розкол в Україні Церква і влада Вселенський Патріархат Мазепа українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) молодь Президент Віктор Ющенко УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква педагогіка Києво-Печерська Лавра краєзнавство Ющенко забобони Археологія та реставрація церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






«Киевская Русь» (Украина): Хуан Матеос, Роберт Тафт. Развитие византийской литургии



«Киевская Русь» (Украина), Дудченко Андрей, свящ., 09.10.09

 

Киев: Quo Vadis, 2009. 128 c.

Впервые на русском языке читателю предлагаются две важные работы выдающихся современных литургистов - отцов-иезуитов Хуана Матеоса и Роберта Тафта. Приобрести книгу "Развитие византийской литургии" в Киеве можно на книжном рынке "Петровка" (ряд 63, места 7-8) или в интернет-магазине orthodox-book.com (доставка в любую точку мира).

Богослужение - это проявление христианской жизни и стимул, чтобы жить…
Хуан Матеос

 

Церковь Христова с самого начала своего существования есть Тело Христово. Были времена, когда в ее истории не существовало богословских трактатов, не состоялся ни один Собор, не был сформулирован ни один канон и богослужебное правило. Тем не менее, Церковь всегда жила - Евхаристией.

Из простого обряда преломления хлеба в "семейном" кругу первых христианских общин примерно за полтора тысячелетия чин Евхаристии развился в сложную современную структуру византийской литургии. Не все в ее истории было безупречно. Восходя в своих главных молитвах к святителям Василию Великому и Иоанну Златоусту, современные литургические чины содержат множество более поздних элементов, из которых одни являются выражением определенных принципов веры, а другие, к сожалению, затемняют первоначальный смысл литургического священнодействия.

Книга, которую вы держите в руках, состоит из двух небольших, но очень важных работ современных литургистов: архимандрита Роберта Тафта и его учителя отца Хуана Матеоса. Авторы - выдающиеся западные ученые, существенно повлиявшие на развитие литургической науки, известные во всем мире своими фундаментальными исследованиями в области истории богослужения на христианском Востоке, которые еще ожидают перевода на русский язык.

Обе работы, написанные в разное время, посвящены теме развития чина византийской литургии и прекрасно дополняют друг друга. Благодаря ясности и компактности изложения они дают возможность читателю составить цельное представление о сложной истории евхаристического богослужения Православной Церкви.

Предлагая читателям данный сборник, издатель надеется, что он вдохновит их на дальнейшее путешествие в сложную и увлекательную историю православного богослужения. Ведь только тот по-настоящему знает Церковь, кто понимает ее литургию.

Об авторах

Хуан Матеос (1917-2003)

Хуан Хосе Матеос Альварес (Juan José Mateos Álvarez) - почетный профессор восточной литургики Папского Восточного института, создатель современной западной научной литургической школы, в трудах которой обрели новую жизнь идеи и методы работы русских дореволюционных литургистов.

Хуан Матеос родился 15 января 1917 г. в городе Сеуте в испанской Северной Африке на марокканском побережье Средиземноморья возле Гибралтара в семье армейского офицера. После окончания начальной и средней школы поступил на курс медицинского факультета в Мадриде и Гранаде, однако обучению помешала Гражданская война 1936-1939 гг. В возрасте двадцати трех лет Хуан поступил в новициат провинции Бетика Общества Иисуса в Андалусии. По окончании двух лет послушничества и двух лет гуманитарного образования в Пуэрто-ди-Санта-Мария, Хуан три года изучал философию в Коллегии Нуэстро Синьора дель Рекуэрдо в иезуитской провинции Толедо. Педагогическую практику прошел в течение 1947-48 учебного года в Коледжо Массимо в центре Рима. Затем четыре года изучал богословские науки в Риме, посещая лекции в Папском Григорианском университете.

18 марта 1951 г. рукоположен в сан священника русским католическим епископом Александром Евреиновым (1877-1959). 1952-53 годы провел в Париже, где занимался составлением антологии византийских служб суточного круга. В конце 1954 г. вернулся в Рим, чтобы начать работу над докторской диссертацией о полунощнице и утрени ассиро-халдейской традиции. 2 февраля 1957 г. отец Хуан принес монашеские обеты в Обществе Иисуса, став иезуитом. В 1956-58 гг. в ходе исследовательской работы изучал древние сирийские рукописи на Ближнем Востоке, где его пути пересеклись с будущим учеником о. Робертом Тафтом.

Обладая неординарными лингвистическими способностями, о. Хуан безупречно владел итальянским, французским, английским и латинским языками, достаточно хорошо знал арабский и румынский, ориентировался в немецком,  немного русском и славянском языках и обладал действительно замечательной подготовкой по сирийскому и греческому языкам.

В 1954 г. Хуан Матеос стал профессором Папского Восточного института, и преподавал в нем до своего возвращения в Испанию в 1982 г. Читал лекции во многих богословских высших учебных заведениях по всему миру.

Кроме литургики, о. Хуана увлекали вопросы библейских исследований. С 1974 г. в его библиографии появляются первые работы по этой тематике. Изменение сферы интереса Матеоса сопровождалось развитием им структурного анализа как метода изучения литургических текстов, который он впоследствии блестяще применил и к Новому Завету.

Матеос и его ученики, среди которых второй автор данного сборника - архимандрит Роберт Тафт, создали и усовершенствовали методы, разработанные пионером современной западной литургической науки Антоном Баумштарком (†1948). Благодаря педагогическому таланту и выдающимся личным качествам о. Хуана Матеоса к началу шестидесятых годов ХХ века центр сравнительной литургиологии переместился из Германии в Восточный институт в Риме.

Хуан Матеос скончался 23 сентября  2003 г. в иезуитском лазарете в Малаге (Испания) на восемьдесят седьмом году жизни.

Наиболее выдающийся вклад Матеоса в восточную литургику - критическое издание Типикона Великой Церкви X века, фактически установившее стандарт для всех последующих изданий литургических текстов. В 1971 году в серии Orientalia Christiana Analecta вышло историческое исследование византийской литургии Слова: La bration de la parole dans la liturgie byzantine. Étude historique (OCA 191, Rome: PIO 1971).

Роберт Тафт (род. 1932)

Роберт Френсис Тафт (Robert F. Taft) - архимандрит восточного обряда, заслуженный профессор Папского Восточного института, один из крупнейших современных специалистов в области восточной литургики.

Роберт Тафт родился 9 января 1932 г. в Провиденсе (США). В возрасте 17 лет вступил в Общество Иисуса (Орден иезуитов). Более 20 лет отдал учебе и исполнению различных послушаний, прежде всего, в области преподавания. Преподавал во многих странах, от Ирака в 1950-е гг. до Болгарии уже в пост-коммунистические времена. С 1970 г. главное место работы о. Тафта - Папский Восточный институт в Риме, где он долгое время занимал там должность проректора (Vice Rector) и профессора восточной литургики, а также являлся главным редактором издаваемой институтом серии монографий и сборников статей Orientalia Christiana Analecta. Первой специальностью о. Тафта был русский язык и славянский богослужебный обряд. В 1960-е гг., под влиянием о. Хуана Матеоса, он обратился к изучению языков и богослужения других христианских традиций.

Профессор Роберт Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики, в том числе многотомного исследования "История литургии св. Иоанна Златоуста", продолжающего труд Хуана Матеоса по истории византийской литургии Слова.

Как было отмечено в послесловии к русскому переводу монографии о. Тафта "Византийский церковный обряд" (СПб.: "Алетейя", 2000), сегодня "едва ли найдется какая-то область в истории византийского богослужения, научные представления о которой не были бы в той или иной степени сформированы исследованиями о. Роберта Тафта; едва ли среди молодых или среднего поколения ученых-литургистов найдется сейчас хоть один, кто не был бы, в той или иной степени, прямо или косвенно, его учеником".

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.