УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 87 відвідувачів

Теги
краєзнавство монастирі та храми України українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада Священний Синод УПЦ педагогіка іконопис Президент Віктор Ющенко Церква і медицина автокефалія Католицька Церква Києво-Печерська Лавра Мазепа УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика Археологія та реставрація секти церква та політика УГКЦ Ющенко конфлікти церква і суспільство Церква і політика Доброчинність милосердя молодь діаспора Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори розкол в Україні Патріарх Алексій II забобони комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор постать у Церкві шляхи єднання Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Левый берег» (Украина): Договорились договариваться?



«Левый берег» (Украина), священник Андрей Дудченко, 09.10.09

 

Впервые в истории украинского православия официальные представители Киевского и Московского патриархатов сели за стол переговоров. 2 октября на территории Киево-Печерской Лавры встретились рабочие группы обеих Церквей по подготовке диалога. Возглавили их архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан (от УПЦ) и митрополит Переяслав-Хмельницкий Димитрий (от УПЦ КП). Событие беспрецедентное: до этого за 17 лет, прошедших после происшествий 1992 года, были слышны чаще всего взаимные обвинения и упреки.

В итоговом протоколе, подписанном после двухчасовой беседы за закрытыми дверями, участники встречи выразили надежду, что результатом работы станет "налаживание непосредственного диалога между УПЦ и УПЦ КП с целью преодоления существующего церковного разделения". Диалог будет начат, сказано в документе, когда соответствующее решение примут Синоды обеих Церквей.

Участники заседания подчеркнули, что их задачей является "подготовка диалога", а не собственно разрешение наболевших вопросов. Но и это уже значительный шаг. Впервые на официальных сайтах Украинской православной церкви и Московского патриархата названия неканонических церковных организаций и титулы их представителей пишутся без кавычек - так, как это принято в мировой практике.

По словам протоиерея Георгия Коваленко, пресс-секретаря Митрополита Владимира, УПЦ и УПЦ КП объединяет многое: это единая вера, единая история, единая традиция, необходимость совместного свидетельства о вере, вызовы, которые мир ставит перед Церковью, желание служить украинскому народу. Представитель УПЦ уверен, что начавшаяся подготовка к диалогу не принесет УПЦ проблем с Московским патриархатом.

Первые попытки диалога крупнейших украинских церковных юрисдикций были и ранее. 15 декабря 2007 года Предстоятель УПЦ митрополит Владимир принял в своей резиденции представителей УПЦ КП, которые передали "Обращение Священного Синода и епископата УПЦ КП" к УПЦ Московского патриархата. Ответ на это обращение был дан спустя более чем полгода - 16 июля 2008-го на заседании Священного Синода УПЦ. Тогда Украинская православная церковь заявила о готовности к "конструктивному диалогу и сотрудничеству" со "всеми заинтересованными сторонами", в том числе и с Киевским патриархатом.

Но должен был пройти еще год с небольшим, чтобы наметилось хотя бы какое-то видимое стремление к переговорам. Встреча рабочих групп в начале октября произошла неслучайно. Ее бы не получилось, если бы не подталкивал контекст.

Существующее церковное разделение в Украине с мирской точки зрения может быть выгодно как Москве, так и Филарету. Принцип "разделяй и властвуй" известен издревле. Каждая сторона привыкла иметь образ "врага", на происки которого можно свалить многие собственные недоработки. Москва имеет в лице Киевского патриархата "резервацию" для слишком уж озабоченных идеей "национальной церкви". Филарету наличие отдельного Киевского патриархата позволяет быть лидером второй по величине православной конфессии в Украине, насчитывающей около 4 тыс. приходов - больше, чем некоторые Поместные Церкви. Могут быть не заинтересованы в объединении и епископы обеих юрисдикций - ведь им придется столкнуться с реальной проблемой раздела территорий, а епископат УПЦ КП, более того, может оказаться перед перспективой полной потери власти.

Встреча рабочих групп произошла в контексте нескольких важных событий. Участники встречи еще хорошо помнят визит Московского Патриарха Кирилла в Украину, с одной стороны, а с другой - находятся в напряженном ожидании результатов переговоров еще одной украинской юрисдикции - Украинской автокефальной православной церкви - с первым по чести в православном мире Вселенским Константинопольским Патриархатом.

Украинская православная церковь с 1990 года, согласно Томосу Патриарха Алексия II, является "независимой и самостоятельной в управлении", однако ее Предстоятель до сих пор не упоминается в диптихах - перечнях имен глав автокефальных Церквей, которые читаются на литургии. Во время последнего визита в Украину Патриарха Кирилла многим показалось, что на деле УПЦ является более зависимой от Москвы, чем это декларируется в последние годы. И вот, в то время как Патриарх Кирилл при каждом удобном случае проповедует идею того, что, Россия, Украина и Беларусь представляют собой "единую цивилизацию", в выступлениях высших иерархов Украинской православной церкви все настойчивее звучат нотки, не принятые в Московском патриархате.

27 сентября в Киево-Печерской Лавре на открытии международной конференции "Успенские чтения" Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и его ближайший помощник епископ Переяслав-Хмельницкий Александр заявили о древности и ценности "киевской идеи". Киев в докладах церковных иерархов был назван городом-храмом, где "по-особому ощущается связь с Небом" и не чувствуется тяжести Москвы.

Несколькими днями ранее в аналитическом материале портала "Религия в Украине", покровители которого находятся в церковных кабинетах на киевской улице Ивана Мазепы, была убедительно показана неизбежность самостоятельности Украинской православной церкви. По мнению автора материала, сегодня УПЦ завершила свою эволюцию в направлении автокефальности и готова к самостоятельному существованию.

На минувших выходных Киев посетила делегация Вселенского Патриархата. Поводом к визиту стало обращение Архиерейского Собора УАПЦ от 26 августа к Патриарху Варфоломею, в котором епископат этой Церкви прямо попросил его принять УАПЦ в состав Вселенского Патриархата на правах автономии. Гости из Константинополя встречались с представителями УПЦ, УАПЦ и УПЦ КП. Результаты переговоров до сих пор не обнародованы. Тем временем на официальном сайте УПЦ сообщается, что представители Константинополя назвали Митрополита Владимира "фигурой, объединяющей всех православных Украины", к какой бы юрисдикции они ни принадлежали. Члены делегации Вселенского Патриархата подчеркнули, что Церковь-Матерь не будет действовать в этом вопросе в одностороннем порядке, а только в сотрудничестве, прежде всего, с УПЦ Московского патриархата.

Возможно ли преодоление существующего церковного разделения в Украине? Скажем прямо, в ближайшей перспективе это практически нереально. Но, как сказано в Евангелии, "невозможное людям возможно Богу". А Он-то действительно заинтересован в том, чтобы верующие в Него были едины. Однако пока боль раскола не дойдет до сознания каждого верующего в обоих патриархатах, пока мы не научимся видеть в представителях другой юрисдикции не врагов, а братьев, о настоящем диалоге остается только мечтать.

Что же можно сделать? Прежде всего, практиковать то, что мы проповедуем. Осознать трагичность существующего положения. Сделать все возможное, чтобы боль отсутствия единства ощущалась в каждом обычном приходе УПЦ и УПЦ КП. И, что очень важно, молиться о единстве. Такая молитва должна стать молитвой всего народа Божия, а не отдельных участников групп по подготовке диалога или им подобных. И если мы хотим примирения, то должны быть готовыми действительно принять друг друга.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.