УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 60 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра Доброчинність Мазепа Церква і медицина церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика комуністи та Церква конфлікти забобони Голодомор Ющенко краєзнавство Католицька Церква церква і суспільство Вселенський Патріархат Церква і влада Патріарх Алексій II УПЦ КП українська християнська культура шляхи єднання розкол в Україні іконопис милосердя молодь Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Церква і політика Священний Синод УПЦ секти Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора УГКЦ Археологія та реставрація Предстоятелі Помісних Церков постать у Церкві педагогіка автокефалія вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






«Коммунист» (Украина): Академик Пётр Тронько: «Галичане встречали нас цветами, слезами, хлебом–солью...»



«Коммунист» (Украина), Михаил Ярош, 23.09.09

 

70 лет назад произошло событие исторической важности — Воссоединение западноукраинских земель с Советской Украиной. Именно тогда мы реально обрели полноценное государство. Сегодня из глубин упадка и кризиса ещё лучше видны результаты Золотого Вересня: была устранена массовая безработица, от чего галичане страдали при панской Польше; неизмеримо расширилась сеть украинских школ; активно пошёл процесс украинизации, были созданы условия для развития науки, образования, культуры и искусства. Западноукраинские области за полвека превратились в мощный промышленный и аграрный регион страны. Были возведены сотни предприятий, школ, дворцов культуры, библиотек, развернулось масштабное жилищное строительство. Об этом в нынешней Украине почему-то забывают...

Совсем немного осталось людей — живых свидетелей тех событий. Среди них — известный украинский ученый-историк, академик НАН Украины коммунист Пётр ТРОНЬКО. В свои 94 года он продолжает возглавлять Всеукраинский фонд восстановления выдающихся памятников историко-архитектурного наследия имени О.Гончара, Всеукраинский союз краеведов, журнал «Краєзнавство», главную редколлегию научно-документальной серии книг «Реабилитированные историей». Кстати, именно под его руководством увидела свет знаменитая многотомная «История городов и сёл Украины».

 — Пётр Тимофеевич, в сентябре 1939 года украинцы впервые за несколько столетий своей истории оказались в пределах одного государства. Вы помните те события?

— Конечно. Я был тогда первым секретарем Станиславского обкома комсомола, ныне это Ивано-Франковск. Вот сейчас говорят о том, что, дескать, это было едва ли не насильственное присоединение, а ведь это было Освобождение, Воссоединение! Народ встречал нас цветами, слезами, хлебом-солью. Я — живой свидетель этого. Во Львове мы были где-то 22-24 сентября. Люди кричали: «Свои, свои идут!» И в городах, и в сёлах. Это был великий праздник. Потом во Львовском оперном театре прошло Народное собрание — 28 октября. В президиуме сидел старший сын Франко. Рассматривались два основных вопроса: о власти и о воссоединении — не о присоединении. Стоя поздравляли: аплодисменты, возгласы. На улице около театра было тысяч 15 людей — ждали решения. Пришли с детьми, и пожилые люди были, и молодые. Потом сразу же началась огромная созидательная работа. Там в большинстве своём были только польские школы, а мы создавали украинские, открыли театр в Коломые, училище народно-прикладного искусства в Косове, педагогический институт в Станиславе. На всю область тогда было всего лишь восемь врачей. Представляете? Всего восемь! Сразу прислали врачей, учителей, открыли больницы, медпункты, школы. Прибыли хозяйственные, партийные, комсомольские работники...

— Как проходили первые выборы в Верховный Совет Украины?

— Это уже был 1940 год. Нас послали в Верховинский район, а тогда в райцентр Жабье. Приехали, и оказалось, что на 12 часов дня проголосовали только 10 человек. Спрашиваю у местных активистов: «Где люди?» Отвечают: «Все в церкви — воскресенье ведь». Поехали в церковь, вызвали священника. А он нам: «Не волнуйтесь». Тогда обратился к пастве: «Люди добрые, любая власть даётся от Бога, и надо ей подчиняться». После службы Божьей во главе с батюшкой все и проголосовали.

— Чувствовали вы, как меняется отношение людей к Советской власти, когда начались репрессии?

— Нет, не чувствовал. Выселять начали в 1940-м, и не наших, а польских поселенцев, которые издевались над местными крестьянами, и люди нас за это только благодарили. Из украинцев сразу отселили только тех, кто жил около границы. Недовольство колхозами, правда, было, нечего греха таить, но молодёжь нас поддерживала, ибо она получила образование, работу, у неё были планы на будущее. Тогда в области было уже 10 тысяч комсомольцев. Я думаю, что Дмитрий Павлычко (он ведь из Станиславской области) в университете не учился бы, если бы не Советская власть. При Польше или Австрии украинцев в университеты на порог не пускали.

— Как вы относитесь к УПА?

— Мое мнение таково — если член УПА боролся против немцев, вёл себя достойно, так честь ему и хвала. Это как в Красной Армии: когда с честью воевал, значит — герой, а нет — это предатель и должен быть осужден. Вот вы мне скажите, как можно героизировать вояк дивизии СС «Галичина»? Я понимаю, что там разные люди были, но они ведь выступили под Бродами против нас. Надо реабилитировать только тех, кто этого заслуживает. А полностью, абсолютно всех — нет.

— Как вы стали коммунистом?

— В комсомол я вступил в 1931 году, а членом партии стал в 1939-м. В этом году у меня юбилей.
Я билет не сдавал. Я никуда не ходил, ни перед кем не оправдывался. Это ведь 70 лет жизни... 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.