УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 38 відвідувачів

Теги
автокефалія забобони краєзнавство Мазепа комуністи та Церква іконопис милосердя Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II Доброчинність Києво-Печерська Лавра діаспора Церква і влада Ющенко церква та політика постать у Церкві церква і суспільство конфлікти українська християнська культура УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання Церква і медицина розкол в Україні Католицька Церква молодь Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України Голодомор УГКЦ церковна журналістика Вселенський Патріархат Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ педагогіка секти вибори






Рейтинг@Mail.ru






Festzmi.org (Україна): Православные СМИ и время подмен



Festzmi.org (Україна), Светлана Коппел-Ковтун, 10-10-2009

 

Тема круглого стола с одной стороны близка всем работающим на ниве церковной журналистики. Но с другой, многие из нас еще не подходили к ней вплотную, не пытались выразить свои мысли словами. Данная встреча стала предлогом, поводом задуматься, потому полноценный анализ пока вряд ли возможен.

Я попытаюсь хотя бы наметить круг вопросов, которые, на наш взгляд, стоят внимания.

Чтобы верно понять какие задачи сегодня стоят перед православными журналистами, надо постараться осмыслить в каком именно мире мы сегодня живем и какие духовно-нравственные вопросы встают сегодня перед нами и нашими читателями.

Мне кажется, что наше время можно охарактеризовать как время подмены понятий и смыслов — это одна из главных его особенностей. Следовательно, основной задачей в этот исторический период является сохранение здравых понятий и верных смыслов. Мы должны быть хранителями и проповедниками базисных норм и духовно-этических ориентиров.

Безусловно, эта задача всегда стояла перед Церковью, не зря же она называется столпом и утверждением истины. Но раньше процесс мировосприятия шел естественным, природным путем, сегодня же на помрачение умов и растление душ работают новейшие технологии. Все прошлые игрища и эксперименты с массовым сознанием сегодня кажутся детскими шалостями.

Уже сейчас многим непросто развить и сохранить в себе подлинную, полноценную личность, а со временем это будет сделать еще сложнее. Подменами и фальсификациями из-под ног людей технологично выбивают почву, лишая их жизненно важных ориентиров. Недалек день, когда большинство не сможет отличить черное от белого, здоровое от больного, нормальное от ненормального, уродливое от прекрасного. Более того, возможно, очень скоро люди даже перестанут задаваться этим вопросом.

И тогда им уже будет не нужна истина, они утратят, забудут это понятие. Именно поэтому православные СМИ должны стать доступным для всех камертоном, настраивающим жизнь на здоровый лад. Наши издания должны нести заряд душевного здоровья, искренности и тепла, ибо этого в мире сегодня крайне мало. Мы должны содействовать процессу оздоровления умов, воспитанию эстетического вкуса, ибо все это сегодня находится под ударом.

Мы должны говорить об истинной красоте, доброте, любви, разуме, но еще более важно, чтобы мы сами жили согласно с принципами христианской морали. Ибо читатель умеет читать и между строк. Атмосфера, в которой мы живем и работаем помимо нашего желания просачивается и в наши издания. Не будем обманываться!

Время подмены смыслов и понятий опасно не только для читателей, но и для нас. Потому будем бдительными, критичными к себе, чтобы вовремя заметить когда наше миссионерство станет искажаться в сторону миссионерства во имя свое. Случается, увы нередко, что автор не столько служит Христу, сколько использует Его, как средство для своего пиара. Такие люди под миссионерскими лозунгами творят не только тексты, но и всякого рода беззакония. Говоря простым человеческим языком, по головам лезут, лишь бы засветиться и выставиться.

Важно помнить, что лишь исповедуя Христа реально, а не просто на словах, мы будем действительно питаться от Его Лозы, насыщаться Его живительной силой, а значит сможем делиться ею с нашими читателями.

Вот некоторые принципы, которыми, на наш взгляд, должны руководствоваться православные СМИ:

1. Доступность и неотмирность.

Язык общения с читателями должен быть современным, понятным обычному человеку. Однако надо свято хранить свою неотмирность. Для многих людей, живущих заботами мира сего, важен глоток чистого воздуха, который они жаждут получить, открыв православный журнал, книгу, газету. Потому не стоит идти по пути профанации, заигрывания с человеческими страстями, свойственными нашему времени.

2. Хороший дизайн.

Мы должны заботится об эстетике, стараться чтобы дизайн наших изданий соответствовал запросам современных людей, и в то же самое время гармонично сочетался с концепцией издания. Православные издания должны воспитывать хороший вкус.

3. Многогранность и содержательность.

Крайне важно не зацикливаться на сугубо церковной тематике. Людям интересно читать и материалы общекультурного характера, позволяющие взглянуть на культуру и жизнь сквозь призму Православия.

В этой связи мне хочется сказать пару слов о так называемых авторских правах и авторских материалах. Мне кажется, что время подмены смыслов успело исказить эти понятия. Безусловно, выдавать чужие материалы за свои, подписывать их своим именем — нехорошо. Но сегодня под авторскими правами понимается нечто иное. Примером может стать случай с группой «Дип Перпл» (Deep Purple), которую недавно фактически оштрафовали в России за исполнение своих собственных песен. Просто сейчас в центре всего — деньги. Не культура сама по себе, не искусство, не наука и, в конечном счете, не человек с его нуждами и проблемами. Как поется в одной современной песенке: «Миром доллару помолимся!»

Мне кажется, мы не должны шагать в данном вопросе в ногу со временем. Мы призваны служить Богу и ближнему, а не маммоне, т. е. не корысти и тщеславию.

Если хорошенько подумать, мы увидим огромное количество открытий и достижений прошлого, которыми мы нынче свободно пользуемся, не платя авторам за их изобретение. Да, было время, когда ценились открытия сами по себе. А сегодня мы готовы остановить развитие культуры, мы тормозим культуру, жадничая не в меру. Это неверный путь. И, слава Богу, уже некоторые популярные исполнители начали это понимать, и сами выкладывают в Интернет свои новые произведения для бесплатного скачивания (Джордж Майкл, «Tequilajazzz» и др.). И все это ради протеста против поглощения культуры рынком. А мы, православные, только присматриваемся к этому процессу и планируем как бы и нам поиграть в эту нехорошую бизнес игру. А в нее играть не стоит.

Давайте попробуем на примере нашего журнала обсудить эту проблему. Она острая, очень сложная, но мы же здесь собрались не просто ради «галочки» в отчете.

Концепция нашего журнала («Мгарский колокол») предполагает публикацию разноплановых текстов церковной и общекультурной тематики. Чтобы подобрать достойный материал мы мониторим большинство православных СМИ, отбираем лучшие из лучших текстов. И, на самом деле, в этом нет ничего дурного. Сама работа по выбору материалов — это немалый труд. Сказать, что мы паразитически подходим к своему делу тоже нельзя, мы ведь созидаем и тексты (пишем, сканируем, компилируем), и проекты, и авторов (находим и взращиваем). Достаточно вспомнить хотя бы последний наш проект — «Омилия». Плодами наших рук и умов пользуются многие СМИ, издательства, просто читатели и, безусловно, сами литераторы. Замечу, что постоянные авторы есть и у «Мгарского колокола».

Мы делаем максимум возможного в наших условиях и даже больше. Потому нам нечего стыдиться и незачем чваниться. Подобно пчелкам, мы собираем нектар со многих цветов, чтобы принести его в дар нашим читателям. И, возможно, именно за это «Мгарский колокол» многим нравится. К примеру, заместитель директора Эрмитажа сожалеет, что в России нет такого издания.

В общем, вопрос сводится к тому, что ставить во главу угла, ради чего работать. Если крупные, столичные издания могут себе позволить штат сотрудников, могут оплачивать им командировки и написание материалов, то нам, естественно, это не по силам. Но мы работаем не покладая рук, и трудимся не во имя свое, потому главное для нас — донести до читателей самое лучшее, самое важное, самое ценное. Как говорил Чехов, маленькие собачки не должны смущаться существованием больших и должны лаять во весь свой голос. Именно это мы и делаем, работая на износ, служа своему делу, Богу и ближним.

Так, постепенно, мы подошли к очередному принципу, который можно выразить словами «соработничество», «сотрудничество» — взаимная помощь друг другу. Ведь мы, прежде всего, братья и сестры во Христе, соработники Богу, и лишь потом и отчасти — конкуренты.

3. Взаимная помощь друг другу. Служение Богу и ближним.

4. Верность принципам Православия.

5. Свобода.

Хочется сказать пару слов и о свободе, ибо творить что-то живое и полное любви можно только в свободе. Мы должны быть внимательными, ибо в век подмен и обесценивая ценностей монополизацию, к примеру, могут выдать за консолидацию….

Мы можем на корню загубить процесс становления православной журналистики, если заорганизуем его, если настроим для себя смертоносных прокрустовых лож.

А сегодня и так быть живым — почти подвиг. При том, что читателям нужны именно живые, напитанные жизненной силой издания. Они ищут искренности, взаимности, душевного тепла и правды. Многие из них остро переживают свою неотмирность, как одиночество, брошенность, ненужность и жаждут найти хоть островок настоящести.

Мне кажется, нам не надо бояться экспериментировать, иначе как мы будем искать новые формы подачи материалов и общения с читателями.

Обо всем этом я размышляла под стук колес, сидя в поезде, везущем нас на фестиваль...

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.