УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 101 відвідувачів

Теги
милосердя Археологія та реставрація вибори Церква і медицина конфлікти Церква і політика іконопис 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ розкол в Україні церковна журналістика Мазепа Києво-Печерська Лавра автокефалія церква і суспільство УПЦ КП комуністи та Церква діаспора Церква і влада Президент Віктор Ющенко Голодомор краєзнавство монастирі та храми України Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура Ющенко Доброчинність секти постать у Церкві УГКЦ забобони Патріарх Алексій II церква та політика Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква педагогіка молодь шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






Керченский городской портал (Крым): Златошвея Татьяна



Керченский городской портал (Крым), 21.09.2009

 

Мы побывали в гостях у человека, который владеет очень редким видом вышивки - золотным и лицевым шитьем.

Татьяна Иванова вышивает около десяти лет, но не называет себя мастером, утверждая, что до сих пор является ученицей. «Чем больше постигаю это искусство, тем больше в нем находится тонкостей, о которых я не знала ранее», - объясняет Татьяна, и рассказывает о том, что лицевое шитье пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Применялось оно поначалу при оформлении храмов и в украшении одежды церковнослужителей. Шитые иконы, а порой целые иконостасы, сопровождали ратников в военных походах, а торговых людей — в дальних поездках.

Конечно, мы поинтересовались, где же учат такому интересному ремеслу, и услышали целую историю: «Когда я жила в Смоленске, то попала в Успенский собор, где увидела плащаницу, вышитую в мастерской Ефросинии Старицкой, - один из грандиознейших памятников лицевого и золотного шитья. Это произведение настолько поразило меня своей мощью, что я мечтала научиться вышивать», - рассказала наша собеседница.

Специально к нашему приходу Татьяна разложила материалы, которыми работает: нити, шнуры, шелк, жемчуг, натуральные камни, канитель, - настоящее богатство! Оказалось, что современные вышивальщицы используют практически те же материалы, которые использовались в старину: золотые и серебряные нити, шелка, драгоценные восточные ткани. Натуральные металлические золотные и серебряные нити сейчас трудно найти, да и работать сними гораздо труднее. Их приходится нагревать над свечой, чтобы материал приобрел гибкость. «В натуральных нитях есть свой шарм и свое обаяние, но они требуют гораздо большей сноровки», - делится интересными подробностями Татьяна. Такие нити производятся только на одном заводе в России под заказ для крупных художественных мастерских.

Продолжая рассказ о материалах для шитья, мастерица перебирает блестящие нити: «Использую различные шнуры, шелк обязательно только натуральный. Нахожу его на блошином рынке, больше нигде не найти. Использую натуральные камни, жемчуг. Покупаю его в изделиях, которые приходится распускать. Есть очень мелкий жемчуг, его я привожу из Москвы. Бирюзу, гранат покупаю в сувенирных лавках. Золотные нити продаются в пасмах, катушках, у них разные характеристики. Используется в вышивке интересный материал канитель – это тоненькие металлические трубки, свитые в пружинку. Если ее неудачно зацепить, она портится. Зато очень нравится детям... Всеми этими красивыми предметами я работаю».

Для вышивки, как мы узнали, используются совершенно необычные пяльца: больших размеров, в виде рамки. «Все привыкли, что дамы сидят в кресле и вышивают на круглых пяльцах, положив их на колени. Я тоже так умею вышивать, - смеется златошвая, - но данный вид искусства вышивки не позволяет на маленьких пяльцах выполнить тот размер стежков и натяжение нити, которое выполняется на пяльцах в виде рамки».

Также у нашей собеседницы оказался уникальный наперсток, идеально повторяющий формы ее пальца. Оказалось, что в ювелирной мастерской при смоленском Успенском соборе друзья вышивальщицы сделали ей такой подарок: Татьяна опустила палец в расплавленный воск и по этой форме в дальнейшем была произведена отливка наперстка.

Обсуждая технологии золотного и лицевого шитья, мы выяснили, что это тяжелый труд: уже через пятнадцать минут работы начинают напрягаться глаза, спина, а главное руки – ведь вышивальщица вытягивает нитку, постоянно делая взмахи, как птица. И таких взмахов за день может быть около тысячи.

Наше внимание привлекли разного размера шила и тончайшие иглы, которыми работает Татьяна. «Многие иглы я покупаю по случаю у бабушек. Попадается сталь такого качества, которая не ломается, ведь за работу обычно приходит в негодность 5-7 игл. Качественные иглы я берегу и люблю», - объяснила вышивальщица и показала нам, как именно происходит процесс вышивки, растолковав, что значит стебельчатый и шов враскол, шов по картону вприкреп, «рогожка», «корзинка», «городок», «ягодка», «шов на оксамитное дело». Эти и другие швы необходимы для игры света, которая создает особую атмосферу готовой работы. Каждый стежок необходимо укладывать под определенным углом: «На лике вертикально зашитые по форме щеки, волосы, брады, а лоб - горизонтальными линиями. Вышивальщицы старины хорошо продумали, каким образом ложить стежки, лепя форму лица», - растолковала Татьяна.

В настоящее время златошвея выполняет очень интересную работу, история которой также необычна. «Эта работа особенно дорога для меня, - говорит вышивальщица, - она выполнена благодаря Интернет-курсам, на которые я попала, зарегистрировавшись на определенном сайте. Там я нашла единомышленниц, искусных мастеров и учителей. Мастерская «Убрус» при подворье Оптиной пустыни г. Петербурга приняла экспериментальное решение разослать некоторым вышивальщицам мира несколько клейм с изображениями святых для соборной работы. Предполагается, что это будет епитрахиль для дара в сербский монастырь на святой горе Афон в Греции. Вышивальщицы из нескольких городов, в том числе и я, удостоились чести поработать в этом соборном труде. Я вышила лик святителя Саввы Сербского – одного из особо почитаемых святых Сербии, чудотворца и целителя.

Для того, чтобы клейма были похожи между собой, каждому преподаватели рассылали прорезь (изначальное изображение), указывали направление стежков, показывали, где выполнять притенение. Был представлен цветной макет и присланы нитки для вышивки. По Интернету мы высылали отчет о своих действиях. К сожалению, распарывала я в свой работе гораздо больше, чем вышивала, зато многому научилась».

К церковной вышивке Татьяна Иванова подходит очень ответственно и перед работой над каждой иконой испрашивает благословление священника, соблюдает пост и читает молитву перед тем, как взяться за иглу. Но помимо церковной, существует светская вышивка. Наша новая знакомая обещала рассказать о ней при следующей встрече.
 

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.