УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
милосердя постать у Церкві Церква і медицина розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі діаспора УГКЦ церква і суспільство конфлікти Голодомор секти Президент Віктор Ющенко Католицька Церква іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика автокефалія Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація УПЦ КП церковна журналістика Церква і політика Священний Синод УПЦ Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Доброчинність молодь монастирі та храми України Мазепа комуністи та Церква українська християнська культура краєзнавство шляхи єднання педагогіка вибори Києво-Печерська Лавра Церква і влада Вселенський Патріархат забобони Патріарх Алексій II






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): «Покрова, Покровонька, покрой мою головоньку!»



«Новая» (Украина), Наталия Васюк, 13.10.2009

 

Со всех сторон Константинополь был окружен сарацинами. Несколько дней длилась осада врагов, и сил отбить ее у греков уже не было. Оставалось лишь уповать на чудо. 14 октября (по новому стилю) 910 г. император Лев собирает своих подданных во Влахернской церкви. Молитвы о спасении тысяч людей обращены к Богоматери.

Преклонив колени среди прочих парафиян, стоял и св. Андрей, который ради Христа принял подвиг юродства — добровольно стал безумцем. Он терпеливо сносил все насмешки, пинки и издевательства. И сегодня был вознагражден особым подарком — прозорливостью, благодаря которой он первым увидел, как с небес к молящим спускается Пресвятая Богородица. Боясь, что это безумие овладело им настолько, что святая лишь грезится ему, Андрей спросил у стоящего рядом: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» А в ответ лишь приглушенное: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Богородица стала в один ряд с парафиянами и застыла в молитве. После чего медленно сняла свое покрывало с головы и распростерла его над молящимися в храме людьми. Непробиваемым щитом стало оно для врагов христианских.

— Интересно, что на родине в Греции этого праздника уже не существует много столетий, — рассказывает «Новой» отец Леонтий, настоятель Свято-Покровской парафии Пресвятой Богородицы. — После того как Константинополь пал в 1453 году, множество христианских праздников канули в Лету.

Богословы и историки пронесли через поколения сказания о чуде Покрова Богородицы. А народ уже внес в этот праздник свой колорит. Ведь Покров-то в октябре, а тут и до зимы недалеко. Так и порешили считать 14 октября днем, который разделяет теплое время года и холодное. А раз речь идет о холоде, то и действовать нужно соответственно. Каждый уважающий себя хозяин должен закончить все работы в поле, а уж хозяйка — непременно подготовить дом к зиме. Это означает не только окна утеплить или хату побелить. Чтобы тепло не покидало домашнего очага, прибегали даже к магии. Женщины вставали до рассвета, растапливали печь и быстренько, закрыв заслонку, приговаривали: «Покров, натопи дом без дров». Или же пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

Покров — особое время и для молодых девушек. Одно только выражение «покрой землю снежком, а меня женишком» о многом говорит. Ведь с этого дня и до Рождественского поста длилось время свадеб. Да и работа женская становилась другой, «зимней». Девушки арендовали у какой-нибудь вдовы или солдатки хату и устраивали там «вечорниці», где готовили себе «скриню», то есть приданое, без которого ни один завидный жених на них не посмотрит.

Ну а кому повезло на Покров еще и замуж выйти, то семья ее будет крепкой и счастливой. Поэтому и молились ему девушки больше прежнего. Из-за этого многие праздник этот считают женским. А ведь Богородица помогает всем. Поэтому, независимо от пола и возраста, нужно обращаться к ней каждый день.

— А четырнадцатого числа возле Софии Киевской в 14:00 пройдет праздничный молебен, — приглашает отец Леонтий. — И если даже поучаствовать физически не можете, то никто не помешает вам присоединиться мысленно.

 

 

 

В ТЕМУ
День казаков и лирников

Праздник Покров Пресвятой Богородицы отмечается на Руси с XII в. и относится церковью к числу великих. Установлен он был в 1164 г. князем Андреем Боголюбским. В том же столетии на Руси появились первые храмы в честь Покрова Божией Матери. Раз уж Богородица защитила жителей Константинополя от врагов, то уж никак запорожские казаки не могли выбрать другой заступницы в бравых делах своих. Как известно, на Сечи была построена Покровская церковь, над воротами которой золотом сияла надпись: «Молим, покрой нас честным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла».

В году 1775-м, вскоре после указа императрицы Екатерины ІІ о ликвидации Сечи, казаки забрали из церкви икону «Покров Богородицы», обнесли трижды ее вокруг храма и ушли за Дунай. Удивительное событие произошло позже. Пришли русские вояки рушить Сечь, один за другим падали курени, лишь церковь стояла нерушимо под шквалом ударов. Но вдруг в один момент вся как есть она провалась под землю, так и не далась в руки московских солдат.

Покров — в народе еще и свой прогноз погоды на ближайшие полгода. «На Покров ветер с востока — зима будет холодная». Отлет журавлей на Покров — «на раннюю и холодную зиму». «Каков Покров, такова и зима». И хоть зима уже на носу, все ждут, что сразу за праздником будет еще пара деньков второго «бабьего лета».

Каждый регион Украины узаконил свои традиции на Покров. Так, на Галичине богатые люди готовили обеды и приглашали поесть бедных и стариков. В Черкасской области начиная с Покрова, каждую субботу в церквях заказывали панихиды по умершим.

Покров Святой Богородицы — это еще и праздник кобзарей и лирников. Именно с 14 октября, когда заканчивались все сельскохозяйственные работы, они начинали ходить по селам и городкам.

Интересно, что покровские храмы часто воздвигались в честь побед.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.