УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 38 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя українська християнська культура Доброчинність Церква і влада іконопис Патріарх Алексій II Голодомор автокефалія постать у Церкві Мазепа шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква розкол в Україні вибори Археологія та реставрація Церква і медицина УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство молодь УГКЦ церковна журналістика Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат Католицька Церква забобони діаспора Ющенко церква і суспільство Священний Синод УПЦ 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти педагогіка секти Церква і політика церква та політика Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Каждому жителю — по отдельному священнослужителю



«Новая» (Украина), Виталий Цвид, 30.09.09

 

Я пятнадцать километров шел пешком в гору, сильный ветер забивал мне песком глаза, иногда я сбивался с дороги. Но ни на секунду не жалел, что отправился туда. Оно того стоило.

Это село находится очень близко к Богу. Во-первых, оно расположено на высокой горе — здесь дуют такие ветры, что всяких городских неженок типа меня едва не сдувает с вершины к подножью. Во-вторых, и еще и каких вторых — в нескольких километрах отсюда стоит Почаевская лавра. Ее сверкающие на солнце купола пускают зайчики людям в окна. Ну не Божья ли благодать, скажите? Представляете, утром вас будит не на тумбочке будильник (чтоб он заглох на веки вечные!), и не жена, что встала не с той ноги, а звон лаврского колокола, зовущего монахов к полуночной (в 5 утра. — Авт.) или заутреней литургии. Тут невольно, поднявшись с кровати, первым делом не папиросу в зубы сунешь, а перекрестишься под аккомпанемент зовущего благовеста. Тем более Почаевского. Кто был в лавре, не даст мне соврать — звон тамошних колоколов настолько пробирает — наверное, только глас ангельских труб, когда станут трубить на Страшный суд, имеет такую силу, что любого грешника способен привести в храм Божий. И, в-третьих, в этом селе что ни двор, то батюшка, что ни хата, то матушка. Вы лишь подумайте. Надо, скажем, кому-то окрестить ребеночка. Обычно оно как бывает: один священник на три села — пока его отыщешь, пока он отыщет свободное время между венчаниями и похоронами пока доберется — уже и дитя подрастет. А здесь же и ехать никуда не надо — идя за водой к колодцу, соседа через забор окликнул, дело, мол, такое, а тот: «Сейчас-сейчас, только ватник на рясу сменю, и соединим с Богом твоего младенца»…

Итак, Тернопольщина, гора, на ней село Залесцы в четыреста пятьдесят хат, к нему дорога, которую без матюгов и троса не одолеешь, электричество вырубает с каждым порывом ветра… Но! Люди добрые, миряне, братья и сестры, из этого Богом, нет-нет, не забытого, а, наоборот, села вышло 229 священников! Все они нынче служат в храмах и монастырях как Украины, так и ближнего зарубежья. Нет в Залесцах хаты, где бы на видном месте под рушником не висела фамильная фотография человека в священническом облачении. А почему так, вы, поди, быстрее меня догадались: если рядом море — мужики становятся рыбаками, ежели шахта — горняками, ну а какую жизненную стезю избрать юноше, если он с пеленок просыпался под церковный звон? Бом-м! Бом-м!

 

Ночное происшествие

…Силы небесные! Что ж это такое? Пастухи так резко вскочили на ноги, будто земля, на которой они спали, превратилась в геенну огненную. Как же так? Мужики автоматически перекрестились. (Это же Западная Украина, тут ежели опасность, неизвестность — не за палку хватаются или нож, а осеняют себя крестным знамением. — Авт.) Не может быть! Ложились же спать вон на той полянке, и костер вовсю полыхал — специально дров потолще подбросили, чтобы аж до утра не погас. А теперь? Костер словно дождь, которого и в помине не было, залил, а пастухи проснулись метрах в десяти от того меcта, где засыпали? Чудеса, да и только!

О случившемся в лесу мужики решили не рассказывать односельчанам — еще подумают, что по пьяни померещилось. Однако каждый про себя решил сходить в церковь и поставить свечку…

Храм Святого Духа, что в лесу за селом Малый Кунинец, сгорел в начале пятидесятых годов. Старожилы сказывали, что его сожгли кагэбисты за то, что в нем бандеровцы молились. А восстановили Святодуховскую церковь лишь пару лет назад. И то покойник помог. Зима, метель и похороны. В Малом Кунинце не было своей церкви, и отпевать почившего, как обычно, повезли в Залесцы. Но дорогу так замело, что похоронной процессии пришлось вернуться обратно. А покойник, который возвратился с последнего пути обратно в дом, — это не просто плохая примета, это уже черная метка какая-то. Короче, после сего случая решили жители Малого Кунинца возродить сожженную лесную церковь. И построили на том же месте. На освящение воссозданной каплицы пришел и один из тех пастухов. Как увидел, где нынче церковь стоит, так на колени и бухнулся — с алтаря церковного, оказывается, их неведомая сила перенесла.

 

На хозяйстве у батюшки

Настоятеля Святодуховского храма отца Иосифа (Войновича) я застал дома на огромной куче жома. Это отходы сахарного производства — перетертая сахарная свекла после выжимания из нее сахара; свинья ест, но рыло воротит, а корову батогом не отгонишь. Грузить в тачку жом батюшке помогали дети — Юля, Валя и Назар. Самый маленький, правда, больше мешал, но главное же — не результат, а участие.

 

 

В летней кухне матушка Светлана выдавливала косточки из слив. Ох, и уродило их в этом году — не знают, куда девать. Можно было бы вареньями да компотами весь погреб заставить, так сахар нынче в такой цене, что не больно-то с консервациями разгонишься.

По окончании школы перед 15-летним Иосифом не стоял вопрос, куда пойти учиться. Куда и все мужчины в селе. Тем более что отец старостой в храме прислуживал. Но, увы, с первого раза в семинарию поступить не удалось. Пошел работать — «по заробітках з хлопцями їздив», женился, а после свадьбы снова поехал поступать в Почаевскую семинарию. На сей раз удачно. В 25 лет Иосиф рукоположился в священники.

 

Что же там за дверью?

«…Как славно поют-то? Неужели у батюшки Иосифа появились новые певчие? — размышляла жительница Залесцев,

возвращаясь из райцентра домой. — Наверное, из епархии семинаристы приехали? Ух ты, даже кононарха (вроде суфлера в церковном хоре. — Авт.) слышно». Женщина подошла к храму, как положено, повязала на голову платок, взялась за тяжелую дверную ручку и… о Господи! Замок висит!..

 

 

Чудесное песнопение в храме под замком слышали и другие люди. Кто-то почесывал пальцем ухо и думал, что послышалось, кто-то в страхе убегал прочь, кто-то стоял под дверью и наслаждался дивной музыкой. Но никто не ведал, что же происходит в пустом храме.

— Что? — уже не спрашивал, а вымаливал ответ у батюшки.

Отец Иосиф хитровато улыбнулся, пожелал мне в дорогу ангела-хранителя, но потом повернулся и все-таки ответил:

— Свято место пусто не бывает.

 

Коммунистическая панихида

Секретарь патриарха Московского и всея Руси, руководитель Хозяйственного управления патриархии, настоятель Богоявленского Патриаршего собора. Не правда ли, громко звучит? А еще добавим к этому сан протопресвитера — высшее звание духовенства, присваиваемое «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению святейшего патриарха Московского и всея Руси». В скобках замечу: из всего духовенства Русской православной церкви на сегодня лишь один священнослужитель удостоен такой чести. Это отец Матфей (Стаднюк) — уроженец маленького тернопольского села Залесцы.

 

 

Для жителей Залесцев протопресвитер Матфей — самая большая гордость. Будете там — поймайте на улице гоняющего с рогаткой пацана и спросите про батюшку Матфея. Гарантирую: пусть не выговаривая букву «р», но отбарабанит биографию протопресвитера, как «Отче наш».

Из родни у высокопоставленного батюшки в Залесцах остался один племянник — Федор Гладунец. Рассказывал мне Федор Захарович, как где-то в середине восьмидесятых — как раз в разгар борьбы с церковниками — отец Матфей ехал из Москвы в Залесцы на похороны настоятеля здешнего храма. В селе знали о предстоящем приезде и ждали батюшку. Но ожидали «московского попа» и товарищи из райкома. На ноги был поднят весь отдел по идеологии. Еще бы: в прошлый приезд патриаршего секретаря школьники сбежали с уроков, колхозники бросили тракторы на полях, доярки оставили мычать недоенных коров — все до единого собрались около церкви послушать «идеологически враждебного элемента». А небось, когда приезжал лектор из области, то участковому еле шестерых забулдыг удалось в клуб затащить. Однако на сей раз инструкторы райкома сыграли на опережение. Они на трех «волгах» приехали в село, пригрозив скорбящим родственникам, что сына исключат из комсомола — и каюк его институту, велели на день раньше, чем положено по христианскому обычаю, похоронить усопшего. Вот тебе, заезжий поп, проповедь в церкви! Вот тебе — последнее слово у могилы! Перебьешься!..

Пошли мы с Федором Захаровичем забирать с пастбища его лошадей. Далеко брели, успел дед мне про всю свою родню рассказать. А она у него — сплошное духовенство: если не монах, то послушник, если не диакон, то в семинарии учится. Взять хотя бы детей Захаровича: один сын — иерей, другой — диакон, служат в одном приходе в Орловской области, а дочь — матушка, живет в Чернигове. А еще поведал мне дед, что на их храмовый праздник Покрову в село съезжаются все их разбросанные по миру священники. Вы можете себе представить небольшое село, а в нем одновременно собралось двести-триста батюшек? Лично я — не могу. Потому и планирую на праздник отправиться в Залесцы, чтобы своими глазами это увидеть. Айда и вы со мной! Там народ гостеприимный — всем рады.

За гостеприимство и помощь в подготовке материала редакция благодарит настоятеля Свято-Покровского храма отца Андрея (Гарасима) и сельского голову Копач Марию! Спасибо!

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.