УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 333 відвідувачів

Теги
діаспора постать у Церкві Священний Синод УПЦ УГКЦ церковна журналістика Церква і медицина забобони милосердя УПЦ КП монастирі та храми України розкол в Україні Церква і влада Києво-Печерська Лавра секти іконопис Католицька Церква комуністи та Церква шляхи єднання церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) Патріарх Алексій II педагогіка Мазепа конфлікти Предстоятелі Помісних Церков Ющенко вибори краєзнавство Президент Віктор Ющенко Доброчинність Голодомор церква та політика українська християнська культура Вселенський Патріархат Археологія та реставрація молодь Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Каждому жителю — по отдельному священнослужителю



«Новая» (Украина), Виталий Цвид, 30.09.09

 

Я пятнадцать километров шел пешком в гору, сильный ветер забивал мне песком глаза, иногда я сбивался с дороги. Но ни на секунду не жалел, что отправился туда. Оно того стоило.

Это село находится очень близко к Богу. Во-первых, оно расположено на высокой горе — здесь дуют такие ветры, что всяких городских неженок типа меня едва не сдувает с вершины к подножью. Во-вторых, и еще и каких вторых — в нескольких километрах отсюда стоит Почаевская лавра. Ее сверкающие на солнце купола пускают зайчики людям в окна. Ну не Божья ли благодать, скажите? Представляете, утром вас будит не на тумбочке будильник (чтоб он заглох на веки вечные!), и не жена, что встала не с той ноги, а звон лаврского колокола, зовущего монахов к полуночной (в 5 утра. — Авт.) или заутреней литургии. Тут невольно, поднявшись с кровати, первым делом не папиросу в зубы сунешь, а перекрестишься под аккомпанемент зовущего благовеста. Тем более Почаевского. Кто был в лавре, не даст мне соврать — звон тамошних колоколов настолько пробирает — наверное, только глас ангельских труб, когда станут трубить на Страшный суд, имеет такую силу, что любого грешника способен привести в храм Божий. И, в-третьих, в этом селе что ни двор, то батюшка, что ни хата, то матушка. Вы лишь подумайте. Надо, скажем, кому-то окрестить ребеночка. Обычно оно как бывает: один священник на три села — пока его отыщешь, пока он отыщет свободное время между венчаниями и похоронами пока доберется — уже и дитя подрастет. А здесь же и ехать никуда не надо — идя за водой к колодцу, соседа через забор окликнул, дело, мол, такое, а тот: «Сейчас-сейчас, только ватник на рясу сменю, и соединим с Богом твоего младенца»…

Итак, Тернопольщина, гора, на ней село Залесцы в четыреста пятьдесят хат, к нему дорога, которую без матюгов и троса не одолеешь, электричество вырубает с каждым порывом ветра… Но! Люди добрые, миряне, братья и сестры, из этого Богом, нет-нет, не забытого, а, наоборот, села вышло 229 священников! Все они нынче служат в храмах и монастырях как Украины, так и ближнего зарубежья. Нет в Залесцах хаты, где бы на видном месте под рушником не висела фамильная фотография человека в священническом облачении. А почему так, вы, поди, быстрее меня догадались: если рядом море — мужики становятся рыбаками, ежели шахта — горняками, ну а какую жизненную стезю избрать юноше, если он с пеленок просыпался под церковный звон? Бом-м! Бом-м!

 

Ночное происшествие

…Силы небесные! Что ж это такое? Пастухи так резко вскочили на ноги, будто земля, на которой они спали, превратилась в геенну огненную. Как же так? Мужики автоматически перекрестились. (Это же Западная Украина, тут ежели опасность, неизвестность — не за палку хватаются или нож, а осеняют себя крестным знамением. — Авт.) Не может быть! Ложились же спать вон на той полянке, и костер вовсю полыхал — специально дров потолще подбросили, чтобы аж до утра не погас. А теперь? Костер словно дождь, которого и в помине не было, залил, а пастухи проснулись метрах в десяти от того меcта, где засыпали? Чудеса, да и только!

О случившемся в лесу мужики решили не рассказывать односельчанам — еще подумают, что по пьяни померещилось. Однако каждый про себя решил сходить в церковь и поставить свечку…

Храм Святого Духа, что в лесу за селом Малый Кунинец, сгорел в начале пятидесятых годов. Старожилы сказывали, что его сожгли кагэбисты за то, что в нем бандеровцы молились. А восстановили Святодуховскую церковь лишь пару лет назад. И то покойник помог. Зима, метель и похороны. В Малом Кунинце не было своей церкви, и отпевать почившего, как обычно, повезли в Залесцы. Но дорогу так замело, что похоронной процессии пришлось вернуться обратно. А покойник, который возвратился с последнего пути обратно в дом, — это не просто плохая примета, это уже черная метка какая-то. Короче, после сего случая решили жители Малого Кунинца возродить сожженную лесную церковь. И построили на том же месте. На освящение воссозданной каплицы пришел и один из тех пастухов. Как увидел, где нынче церковь стоит, так на колени и бухнулся — с алтаря церковного, оказывается, их неведомая сила перенесла.

 

На хозяйстве у батюшки

Настоятеля Святодуховского храма отца Иосифа (Войновича) я застал дома на огромной куче жома. Это отходы сахарного производства — перетертая сахарная свекла после выжимания из нее сахара; свинья ест, но рыло воротит, а корову батогом не отгонишь. Грузить в тачку жом батюшке помогали дети — Юля, Валя и Назар. Самый маленький, правда, больше мешал, но главное же — не результат, а участие.

 

 

В летней кухне матушка Светлана выдавливала косточки из слив. Ох, и уродило их в этом году — не знают, куда девать. Можно было бы вареньями да компотами весь погреб заставить, так сахар нынче в такой цене, что не больно-то с консервациями разгонишься.

По окончании школы перед 15-летним Иосифом не стоял вопрос, куда пойти учиться. Куда и все мужчины в селе. Тем более что отец старостой в храме прислуживал. Но, увы, с первого раза в семинарию поступить не удалось. Пошел работать — «по заробітках з хлопцями їздив», женился, а после свадьбы снова поехал поступать в Почаевскую семинарию. На сей раз удачно. В 25 лет Иосиф рукоположился в священники.

 

Что же там за дверью?

«…Как славно поют-то? Неужели у батюшки Иосифа появились новые певчие? — размышляла жительница Залесцев,

возвращаясь из райцентра домой. — Наверное, из епархии семинаристы приехали? Ух ты, даже кононарха (вроде суфлера в церковном хоре. — Авт.) слышно». Женщина подошла к храму, как положено, повязала на голову платок, взялась за тяжелую дверную ручку и… о Господи! Замок висит!..

 

 

Чудесное песнопение в храме под замком слышали и другие люди. Кто-то почесывал пальцем ухо и думал, что послышалось, кто-то в страхе убегал прочь, кто-то стоял под дверью и наслаждался дивной музыкой. Но никто не ведал, что же происходит в пустом храме.

— Что? — уже не спрашивал, а вымаливал ответ у батюшки.

Отец Иосиф хитровато улыбнулся, пожелал мне в дорогу ангела-хранителя, но потом повернулся и все-таки ответил:

— Свято место пусто не бывает.

 

Коммунистическая панихида

Секретарь патриарха Московского и всея Руси, руководитель Хозяйственного управления патриархии, настоятель Богоявленского Патриаршего собора. Не правда ли, громко звучит? А еще добавим к этому сан протопресвитера — высшее звание духовенства, присваиваемое «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению святейшего патриарха Московского и всея Руси». В скобках замечу: из всего духовенства Русской православной церкви на сегодня лишь один священнослужитель удостоен такой чести. Это отец Матфей (Стаднюк) — уроженец маленького тернопольского села Залесцы.

 

 

Для жителей Залесцев протопресвитер Матфей — самая большая гордость. Будете там — поймайте на улице гоняющего с рогаткой пацана и спросите про батюшку Матфея. Гарантирую: пусть не выговаривая букву «р», но отбарабанит биографию протопресвитера, как «Отче наш».

Из родни у высокопоставленного батюшки в Залесцах остался один племянник — Федор Гладунец. Рассказывал мне Федор Захарович, как где-то в середине восьмидесятых — как раз в разгар борьбы с церковниками — отец Матфей ехал из Москвы в Залесцы на похороны настоятеля здешнего храма. В селе знали о предстоящем приезде и ждали батюшку. Но ожидали «московского попа» и товарищи из райкома. На ноги был поднят весь отдел по идеологии. Еще бы: в прошлый приезд патриаршего секретаря школьники сбежали с уроков, колхозники бросили тракторы на полях, доярки оставили мычать недоенных коров — все до единого собрались около церкви послушать «идеологически враждебного элемента». А небось, когда приезжал лектор из области, то участковому еле шестерых забулдыг удалось в клуб затащить. Однако на сей раз инструкторы райкома сыграли на опережение. Они на трех «волгах» приехали в село, пригрозив скорбящим родственникам, что сына исключат из комсомола — и каюк его институту, велели на день раньше, чем положено по христианскому обычаю, похоронить усопшего. Вот тебе, заезжий поп, проповедь в церкви! Вот тебе — последнее слово у могилы! Перебьешься!..

Пошли мы с Федором Захаровичем забирать с пастбища его лошадей. Далеко брели, успел дед мне про всю свою родню рассказать. А она у него — сплошное духовенство: если не монах, то послушник, если не диакон, то в семинарии учится. Взять хотя бы детей Захаровича: один сын — иерей, другой — диакон, служат в одном приходе в Орловской области, а дочь — матушка, живет в Чернигове. А еще поведал мне дед, что на их храмовый праздник Покрову в село съезжаются все их разбросанные по миру священники. Вы можете себе представить небольшое село, а в нем одновременно собралось двести-триста батюшек? Лично я — не могу. Потому и планирую на праздник отправиться в Залесцы, чтобы своими глазами это увидеть. Айда и вы со мной! Там народ гостеприимный — всем рады.

За гостеприимство и помощь в подготовке материала редакция благодарит настоятеля Свято-Покровского храма отца Андрея (Гарасима) и сельского голову Копач Марию! Спасибо!

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.