УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 48 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація Доброчинність розкол в Україні Ющенко Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра вибори УГКЦ Церква і влада секти Вселенський Патріархат забобони українська християнська культура діаспора Священний Синод УПЦ 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква іконопис Патріарх Алексій II комуністи та Церква постать у Церкві педагогіка УПЦ КП Церква і політика Церква і медицина Голодомор шляхи єднання церковна журналістика краєзнавство церква і суспільство монастирі та храми України милосердя церква та політика Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія Мазепа конфлікти Предстоятелі Помісних Церков молодь






Рейтинг@Mail.ru






«Русские на Украине»: Интервью с Игуменом Кириллом (Сахаровым)



«Русские на Украине», С.Смирнов, 05.10.09

 

Корр.: Отец Кирилл, Поместный Собор 1971 года снял клятвы со старых обрядов, признал их «яко не бывшие». Старые и новые обряды признаны «равночестными и равноспасительными». Как Вы считаете, почему следствием этого решения не было уврачевания раны раскола?

И.К.: Признание старых обрядов равночестными и равноспасительными новым - это полумера, только начало пути.

Корр.: А чего еще не хватает по Вашему мнению?

И.К.: Прежде всего покаяния. Это первое, что нужно сделать безотлагатель¬но. Как это сделала Русская Зарубежная Церковь на своем Соборе в 2000 году. Смотрите, что получается - были репрессированы многие ты¬сячи ревнителей древнего благочестия. Есть безспорные документы о причастности духовных лиц официальной Церкви к этим злодеяниям. До¬вольно свирепые гонения были в правления царевны Софьи и Анны Иоанновны, Николая I, я уже не говорю о Петре I. С правления Екатерины 11 и затем Павла I происходит процесс постепенного пересмотра отношения к древнерусскому богослужебному укладу как к еретическому. Синод РПЦ в 1929 году ужасные клятвы на старые обряды упразднил, Собор 1971 года это решение утвердил. И вот теперь говорят старообрядцам - давайте брататься, присоединяй¬тесь, чего Вам еще не хватает.

Как же так? Пролились потоки крови тех кто был против злополучной никоновской реформы, внедрившей латинское влияние в наш церковный организм, «западный струп», по словам еп.Игнатия (Брянчанинова). Противников реформы, отстаивавших родное благочестие, пришедшее к нам из Византии вместе с крещением, называли раскольниками, ерети¬ками, преступниками. Отрубали пальцы за двоеперстное крестное зна¬мение, вырывали ноздри, четвертовали и т.д., а теперь говорят -ошибочка, мол, вышла, смотрели де несколько узко, одностороне, можно и так и так молиться. Тогда из-за чего сыр-бор, за что столько людей русских сгубили? Когда сейчас говорят- не будем, мол, копаться в прошлом, давайте дружить - это мне напоминает ситуацию, когда пос¬сорились два соседа, один другого оскорбил и избил, а потом говорит: забудем, давай дружить. Будет ли такой подход плодотворным? Не нуж¬но ли сначала попросить прощение и примириться?

Корр.: Ну, хорошо, допустим нашли в себе мужество архиереи РПЦ МП на соборном уровне выразить сожаление за гонения, попросить даже прощение. Дальше что? Не наступит же автоматически единство?

И.К.: Конечно, нет. Но это было бы очень серьезным шагом вперед, способ¬ствовало бы «разрядке напряженности», ослаблению «посттравматического шока» от жестоких гонений, который передается на генном уровне. А далее, безусловно, нужно возвращаться к дониконовскому богослужеб¬ному укладу во всей его полноте.

Кopp.: Почему же так ригористично, разве так уж все было испорчено после реформы патриарха Никона?

И.К.: Судите сами. Возьмите, например, Псалтырь. Современнее исследователи (Кутузов, Смирнов и др.) сравнивали ре¬дакцию старой Псалтыри с новой, почти в 100% случаев они отдают предпочтение старой редакции.

Казалось бы, какая разница сугубить аллилуию, т.е. петь ее 2 раза или три.

Ну вот смотрите, что получается. Сугубая аллилуия утверждена Стоглавым Собором 1551 года на основании видения преп.Ефросином Псковским Богоматери, повелевшей ему так поступать и запретившей петь по иному. Мало того, что за сугубой аллилуией авторитет канонизированного святого, есть еще и соборное утверждение. Как извест¬но, участниками Стоглавого Собора были несколько святых, например, Гурий и Варсонофий Казанские. Председательствовал на Соборе митрополит Макарий, канонизированный РПЦ МП на юбилейном Поместном Соборе 1988г. А что делают участники Боль¬шого Московского Собора 1666-67гг., среди которых не было ни одно¬го святого, зато были проходимцы типа Газского митрополита Паисия Лигарида?

Они изрыгают страшные хулы на наше древнее благочестие, упраздняют ряд решений Стоглавого Собора, принятых якобы по нерассудительности и невежеству. Дошли до того, что Ефросина Псковского деканинизировали в 1683 году, как и св. Анну Кашинскую. при этом один из архиереев--новообнов-

Кстати, один из архиереев- новолюбцев разгибал персты мощей святой, сложенные двуперстно и пытал¬ся сложить их троеперстно, но они упорно складывались по- прежнему. Тогда решили упразднить канонизацию святой. И смех и грех!

Корр.: А Вы ведь раньше крестились не двуперстно и пели аллилуию трижды?

И.К.: Что было, то было. Осознание приходит постепенно, теперь уж меня не заставишь делать ни то, ни другое.

Корр.: Что-нибудь еще существенное можете привезти в качестве аргумента в пользу Вашей позиции о необходимости возврата к дониконовской богослужебной практике?

И.К.: Пожалуйста. Вот, например, Символ веры. В 8-м его члене, например, там где говорится о Царстве Христовом, в старой редакции было «Его же Царствию несть конца», т.е. в настоящем времени, а в новой редакции звучит - «Его же Царствию не будет конца» - то есть так же как и у католиков - в будущем времени. Это изменение вносит двусмысленность, позволяющую полагать, что вечное Царство Христово с его воплощением, искупительной жертвой на Кресте и Воскресением еще не наступило, но лишь наступит в будущем. Это, кстати, перекликается с иудейским представлением, что мессия еще придет в мир и воцарится в нем.

В 9 члене - опустили слово «Истинный» в приложении к Духу Святому. А ведь Сам Христос это слово прилагает к Духу Святому(Ин.14.17).Ведь это слово подчеркивает равночестность Святаго Духа с другими Лицами Святой Троицы. Вообще при сравнении старого и нового текстов возникает ощущение, что книги « исправляли» только ради того, чтобы в них все стало не так, как было раньше. Патриарх Никон так и говорит Арсению Греку (правщику книг), воспитаннику иезуитской коллегии в Риме, чтобы тот правил книги «как-нибудь, лишь бы не по-старому», чем тот и занимался.

Или вот такая деталь, как печать на просфоре. До реформы печать несла в себе всю информацию о Спасителе: о том, что Он Царь Славы, Сын Божий , Спаситель рода человеческого, Помазанник Божий. Что Он был распят, воскрес, победил смертию смерть. После реформы печать стала другой, ничего не говорящей о Христе распятом и воскресшем. Факт ухудшения налицо.

Ну еще пример с 9-м часом, который раньше читался перед Литургией, а теперь читается перед вечерней. В 9-м часу распятый иудеями Христос умер - наступила Его физическая смерть. Это и вспоминается в молитвах на 9-м часе. Далее на Литургии прославляется Воскресение Господа Нашего Исуса Христа - перенесение же 9-го часа назад, к вечерне, означает, что сначала иудеи распяли Христа и Он умер, а дальнейший ход богослужения означает ожидание Спасителя. Несообразность налицо. Я уж не говорю о деформации способа совершения крещения на латинский лад обливанием и даже окроплением. Здесь вообще начинаешь хвататься за голову.

Часто говорят какая разница каким образом крестить - это, мол, формальности. Можно привести такое сравнение. Представим себе на минуту, что некие рефоматоры-обновленцы решили изменить форму преподания причастия Тела и Крови Господа. Вместо того, чтобы давать нам принимать причастие внутрь, они бы стали мазать нам, к примеру, лоб, и при этом говорили бы, что разницы нет никакой - внутрь принимать причастие или просто лоб мазать -ведь через кожу тоже проходит вещество, и вы точно так же причащаетесь. Мы бы со своей стороны стали возражать и говорить, что это грубейшее нарушение церковного предания, а нам бы сказали, что все это «обрядовые мелочи», за которые не следует цепляться. При этом еще говорят - главное при Крещении призывание Лиц Святой Троицы и чтобы иметь веру.

Представьте себе на минуту, что вы пришли на работу за зарплатой и кассир вам говорит: «Вы получаете за этот месяц 20 тыс. рублей», но вместо денег выдает вам фантики от конфет, считая, что главное - сказать, а все остальное является обрядовой мелочью; имеет второстепенное - подчиненное значение, т.е. неважно. Вы говорите: «А где же , собственно, деньги?». А вам говорят: «Верьте, и по вере вашей да будет вам».

Вот какая получается нелепость...

Корр.: Какие конкретные меры Вы предлагаете по уврачеванию столь тягост¬ного положения?

И.К.: Не надо никаких глобальных шагов. Я не поклонник митрополита Никодима (Ротова), но у него есть чему поучиться в своем роде. Он говорил, что надо делать небольшие шаги, но необратимые. Он имел в виду экуменические достижения. Я не являюсь сторонником экуменизма, но, очевидно, что действия, направленные на врачевание раны, нанесенной церковному телу в XVII века, должны быть постепенными. Не надо напрягать обе стороны большой программой возможных собеседований. Надо начать в конце концов систематический разговор, для начала хотя бы истории вопроса - а с чего все начиналось? Как относиться, например, к епископу Коломенскому Павлу, репрессированному за несогласие с реформами? Если Аввакум и иже с ним были сожжены за «великие хулы на царский дом», т.е. за политические преступления - может быть потомкам дома Романовых раскаяться за такую зверскую форму репрессий и тем показать пример церковным инстанциям? А потом, если в церковных верхах все колеблются и никак не решаются выразить сожаления, покаяния за гонения - может быть начать снизу этот процесс - как в частных исповедях, так и в общих - скажем приходам и монастырям в Прощенное воскресенье? Именно так поступила наша община несколько лет тому назад. Мне кажется, что можно, но осторожно, говорить и о взаимном покаянии. И человеку и корпорации всегда есть в чем покаяться, в человеческом измерении много несовершенств. И старообрядцам, наверняка, о каких-то грубостях и неоправданных резкостях можно было бы выразить сожаление. В таком варианте, наверное, идея покаяния была бы более приемлема, реалистична, удобоварима. Конечно, нужно действовать постепенно. Можно было бы утвердить на уровне Синода, а потом Собора образцы - ориентиры написания икон, вспомнив при этом Стоглав, предписавший писать иконы, как писал преп. Андрей Рублев. С пожеланием, чтобы, по возможности, скорректировать в соответствии с этими образцами имеющие иконы и с запрещением писать иначе. Естественно, везде должно быть двуперстие. Сколько можно продолжаться разнобою, когда в одном храме на иконах Спасителя, например, на одной благословляющая десница в двуперстии, а на другой в именословной, а на третьей - не поймешь что. Если бы от меня зависело, я бы переиздал бы, например, Псалтырь, изданную при патриархе Иосифе, предшественнике патриарха Никона, прочитал бы кафизму из нее в главном храме Москвы и рекомендовал бы к приобретению ее всех храмах РПЦ МП. Не освящал бы те храмы, в которых не были бы устро¬ены баптистерии, вручал бы новорукополагаемому клирику старопечат¬ный служебник, а новопостриженному иноку лестовку и т.д.

Но, увы, боюсь, что поезд ушел очень далеко. Вообще я всегда был пессимистом в отношении перспектив восстановлении единства со старообрядцами. Это, конечно же, не означает, что ничего не нужно делать. Ясно одно, что если бы это каким-то чудом произошло, на твердом основании верности церковной правде, без всякого давления и хитромудростей, небеса бы ликовали и это стало бы мощнейшим импульсом к нашему возрождению.