УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 69 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков конфлікти вибори Мазепа церква та політика розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко Церква і медицина Вселенський Патріархат постать у Церкві українська християнська культура Києво-Печерська Лавра Ющенко Доброчинність Патріарх Алексій II милосердя церква і суспільство УПЦ КП шляхи єднання забобони Археологія та реставрація Церква і політика секти діаспора УГКЦ Голодомор монастирі та храми України іконопис Католицька Церква Церква і влада педагогіка автокефалія краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика молодь комуністи та Церква Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






Сайт Харьковской епархии: Интервью архиепископа Онуфрия



Сайт Харьковской епархии, октябрь 2009

 

В связи с торжествами 210-летия Харьковской епархии, отмечаемыми в октябре 2009 г., архиепископ Изюмский Онуфрий ответил на вопросы Игоря Поддубного, журналиста харьковского светского издания «Пятница».

И.П.: - В этом году отмечают 210 лет Харьковской епархии, и именно сейчас опять возникают разговоры о том, кому должна подчиняться Украинская Церковь.
В.О.: - Такая постановка вопроса, по моему мнению, не совсем корректна. Харьковская епархия – неотъемлемая часть Украинской Православной Церкви. 210 лет прошло с тех пор, как Харьковская епархия была выделена из состава обширной Белгородской епархии. Но принципиально за эти годы ничего не менялось, Харьковская епархия -это такая же часть Канонической Украинской Православной Церкви, как и Полтавская епархия, как и любая другая в Украине.
И.П..: - Как вы относитесь к разговорам о прямом подчинении Украинской церкви Константинополю?
В.О.: - Нет, это не возможно. Для того, чтобы Украинская Православная Церковь стала самостоятельной, автокефальной, нужно благословение всех 15-ти глав Автокефальных Православных Церквей. Русская Православная Церковь по Диптиху — пятая, Грузинская — шестая, первая — Константинопольская…
Те, кто говорят, что возможно подчинение Киевского Митрополита Константинопольскому Патриарху, преследуют политические цели, а в итоге выходит нарушение всяческих норм. Вы помните, как в прошлом году в Украину приезжал Патриарх Московский Алексий ІІ, в этом же году - Патриарх Варфоломей. Не очень хорошее впечатление осталось от встречи Патриарха Алексия, не очень понятно все это проходило. Ему даже не разрешили на машине подъехать к трапу. Может, кто-то из власть предержащих рассчитывал, что Патриарх Варфоломей предоставит Украинской Православной Церкви автокефалию, но по Церковным канонам он просто не может этого сделать.
И.П.: - А существуют ли реальные проблемы между российской и украинской церковью? Существует ли еще почва для раскола?
В.О.: - О каких проблемах Вы говорите? Раскол есть только с бывшим митрополитом Филаретом /Денисенко/. В Украине существует так называемый Киевский патриархат и есть Украинская автокефальная церковь, но они не связаны с Вселенским Православием. На всех богослужениях Канонической Православной Церкви поминается имя Святейшего Патриарха Московского Кирилла, но в управлении наша Церковь полностью автономна. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир /Сабодан/ принимается Предстоятелями всех Церквей во всем мире. Недавно он вернулся из Иерусалима, где участвовал во многих богослужениях. Скоро поедет в Константинополь. А где примут Филарета? Его не смогут принять не то что в монашеской рясе, но даже и в светском костюме.
И.П.: Владыка, немного истории… Харьков – 2-й после Москвы по количеству разрушенных храмов. Мне попался журнал православной епархии «Крестный путь России», здесь расписано как уничтожались храмы, и все что в них было в 18-19 гг., и в 20-е – 30-е годы, когда Харьков стал столицей Украины и нужно было видимо выполнять план по разрушенным церквям. Поражает то, что в 1935 году на территории СССР было 25 тысяч храмов, а в 1938 – уже 1200. В Харькове одними из первых разрушенных храмов стали Николаевский, и Жен Мироносиц, который сейчас очень одиозно собираются восстанавливать. Как, Вы, кстати относитесь к этому?
В. О.: - Храм нужно восстанавливать безусловно, это не должно вызывать никаких споров.
И.П.: - Но ведь именно с храма Жен Мироносиц начался раскол в Харькове на «сергиевцев» и «тихоновцев».
В.О.: - То, о чем Вы говорите - уже история нашей Церкви. При бедственном духовном положении на нашей земле, как можно говорить, что храм не нужен? Храм стоял на этом, очень красивом, месте, и он должен принадлежать верующим.
И.П.: - Кто же говорит, что храм не нужен?..
В.О..: - Есть группа людей, которая мешает строительству. Знаете, добро и зло всегда борются. Но это время пройдет. Когда я начинал строительство храма Рождества Христова на Павловом поле в Харькове, тогда на меня люди из садоводческого кооператива выходили с вилами, потом, когда новый храм освящали, те же люди говорили: «это же мы были у истоков строительства храма». Те же самые люди!
И.П.: - Я думаю, дело здесь не только в храме. Вполне возможно, что те кто строит, имеют благую цель, но сейчас ведь больше разговоров идет о той подземной парковке, которая будет под храмом. И впечатление создается, что строительство ведется как раз не из-за храма, а из-за многоярусной парковки. А храм так - для отвода глаз.
В.О.: - В глазах некоторых людей это действительно может выглядеть так. Во всем цивилизованном мире давно живут с подземными парковками, но у нас почему-то этот вопрос переворачивается с ног на голову.

И.П.: Полгода назад нашу творческую группу натолкнуло на мысль о фильме... Сегодня в областном совете, который я представляю, есть две правды: одни горят, что голод 32-33-х годов – это геноцид, другие – с этим не согласны; одни говорят, что Полтавское сражение 1709 г. – это наша победа, другие так не считают. Но то, что происходило на нашей земле в 20-30-е годы можно назвать «тактикой выжженного поля ». Весь генофонд нации, представляющий собой ценность – люди, создавшие институты, университеты, торговые дома – был уничтожен. И, работая над темой мы попали на Соловки, где был первый концлагерь на территории СССР, куда ссылались не граждане других государств, попавшие в плен, а свои. Одними из первых на Соловки стали ссылать священников, в том числе и харьковских…
В.О..: - После революции 1917 г. результате атеистических реформ советской власти многих православных епископов свезли в Харьков, как в ссылку. Как известно, Харьков в то время был столицей Украины. В 30-е годы в Харькове оставался единственный храм Канонической Церкви, в котором проходили службы, это Казанский храм на Лысой горе. Епископов сначала не арестовывали, особо не преследовали, но потом начались гонения. Архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий (Гагалюк) вышел на проповедь, но был арестован, заключен в тюрьму, его выпустили, опять вышел на проповедь, снова арестован. В итоге он закончил свою жизнь в Сибири, его расстреляли, и никто точно не знает где, как, когда и за что.
И.П.: Так вот о Соловках. По разным данным около 1 млн. человек за 16 лет концлагеря с 1923 по 1939 годы с тех мест не вернулись. Но, как ни странно, по приезде нас встретили памятные знаки несколько иной эпохи, уже гораздо поздней, связанной с более победными страницами истории, такими например как школа юнг, существовавшая на островах с 1939 года. Создается впечатление, что есть некая политика государства особенно не распространяться на эту тему. Нас очень специфически встретили в Соловецком монастыре, особенно узнав, что мы из Украины. Стали вспоминать недавнее посещение Украины Патриархом Кириллом... К слову, Вы ведь были рядом с Патриархом практически все время в его визите, неужели были такие проблемы?
В.О..: - Нет, конечно. Было несколько человек, которые явно не по своей воле, вышли в Киеве с плакатами. Но потом ведь сами осознали, что творят и там же покаялись. В наше время подобных моментов избежать практически невозможно и, наверно, не нужно. Иуде Искариотскому ведь тоже заплатили, он продал Христа, а потом пошел и повесился, хотя и был в числе ближайших 12-ти учеников Христовых. Сейчас тоже есть такие люди, которые потом с пониманием каются.
И.П.: - Есть фильм С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли», в нем в частности рассказывают о неком харьковском священнике Дмитрии. Его раздели на кладбище, чтобы расстрелять, но он начал креститься и тогда ему отрубили руку. Мы не смогли найти никаких данных о нем. Может вы что-нибудь знаете?
В.О.: - Конкретно об этом священнике я не могу сказать большего, но то, что в период гражданской войны большевики и белогвардейцы сильно издевались над людьми — это правда. Правда, которую мы сейчас узнаем — это лишь малая толика. Даже те архивы СБУ, в которые сейчас разрешен доступ, лишь в малой части могут быть исследованы. Всей правды мы еще не знаем, только догадываемся насколько она страшная. Более того, я думаю, что самые важные архивы давно уничтожены. Это сейчас нам показывают понемногу, чтобы угасить в обществе некоторое недовольство. Но без сомнения происходили страшные вещи. Невозможно даже представить, что мог так издеваться человек над человеком, как издевались в 20-30-е гг. прошлого столетия. Кто-то так задумал, видимо, эту систему и трудно ответить для чего и почему.
Мы не знаем, что было бы, если бы не было революции 1917 года, какой бы была Россия и где были бы мы. Я думаю, что это была бы могущественная страна, если бы не этот период в 70 лет.
И.П.: - Но история не терпит сослагательного наклонения. Мы имеем то, что имеем. И сегодня сталкиваемся с тем, что у людей появились деньги, но тратятся они бездумно. Нет стержня, который выстраивается предками, жизненными устоями, традициями семейными. Вы согласны?
В.О.: - Человека можно быстро научить воровать, но попробуйте отучить; у человека можно быстро угасить веру, но попробуйте эту веру вселить в душу. С 17-го года 20 столетия наша жизнь связана со злом и агрессией. В 60 -е годы тоже ведь рушились храмы. Я не представляю себе, как можно разрушать то, что строили твои предки, как нужно было убедить людей, что у них есть на это право! Это ведь были не только религиозные ценности, но и культурные, художественные! Как можно было взорвать и разворовать храм Христа-Спасителя в Москве, он ведь построен в честь победы над Наполеоном. А сколько икон и ценностей вывезено за границу!
И.П.: - Да, чем больше я думаю об октябре 1917 года, тем больше убеждаюсь, что это был некий бизнес-проект…
В.О.: - Судя по тому, какое огромное количество художественных и иных ценностей эшелонами вывозилось за границу — это уже ни у кого не вызывает сомнений.
И.П.: - Существует мнение, что та ветка Православной церкви которая в 18-м году отделилась вместе с Патриархом Сергием, приняла новый строй. Расхожее фото Сергия, где на заднем плане висит портрет Сталина, встречали?
В.О.: - Во время Великой Отечественной войны вспомнили о церкви. Искали любую возможность для поднятия боевого духа солдат. Тогда в 43-ем году, собрали всех оставшихся иерархов и призвали помогать солдатам. В Харьковской епархии собрали на военные нужды 15 млн. рублей, немного позже еще 30 млн. На эти деньги были построены 2 танковые дивизии, самолеты.
И.П.: - Я читал, что на оккупированных немцами территориях, службы открыты в большем количестве храмов, чем их тогда было в СССР. То есть они, конечно, ничего не строили, но службы вести позволялись.
В.О.: - Но вспомните, на Западной Украине немцев вообще встречали, как освободителей от коммунистического гнета. Понятно, что на тот момент сложно было разобрать, где правда, но жить без веры долго сложно православному народу. И что самое интересное, на Западной Украине храмы не рушились, из них делали склады, спортзалы, еще что-то, но не разрушали. А вот на земле Восточной Украины их сравнивали с землей.
Мне рассказывали историю, как в 60-е годы священник вечером отслужил службу, а утром приходит служить литургию, а от храма одни руины. Я точно не знаю, о каком храме идет речь, наверно, о том, который был на бывшей Михайловской площади, ныне площади Руднева. Слава Богу, что Успенский собор оставили — это ведь целая история Харькова.
И.П.: - А Вы знаете, чем мотивировали уничтожение красивейшей в Харькове Николаевской церкви, которая располагалась в самом начале улицы Пушкинской? Тем, что церковь мешала трамвайному движению… Вам не кажется, что перед президентскими выборами церковь вталкивают в политику?
В.О.: - Церковь всегда, во все времена стремились куда-то втолкнуть. При СССР существовало сильное влияние государства на церковные институты. А теперь, когда верующими считает себя подавляющее число населения, тем более.
И.П.: - Может в связи с этим, Владыка, что-то хотите сказать прихожанам своим, да и не только. Жизнь сейчас очень неспокойная, и где же еще находить мир и спокойствие, как не в вере.
В.О.: - Каждый человек должен сам оценивать и делать выводы из происходящего. Если бы Церковь на протяжении 2000 лет призывала людей к построению какого-либо политического строя или оказывала давление на чье-то мнение, это была бы уже не Церковь. Церковь может служить только Богу. Вчера по ТВ была обличительная передача о том, что Церковь связана с бандитами и еще с кем-то... Но мы должны понимать, что в Церковь идут все: и политики, и бандиты и обычные люди. Церковь всегда открыта для всех.
И.П.: - А может церковь выступить сейчас каким-то объединяющим фактором для многих людей. Возьметесь ли вы посоветовать, как правильно подходить к самому вопросу выбора.
В.О.: - Вы представляете, если бы мы сейчас настойчиво советовали за кого-нибудь голосовать, а потом этот человек не оправдал бы надежд избирателей. Как бы люди говорили о Церкви. Мне в 2000 году предлагали быть депутатом Верховной Рады Украины. Я отказался, ведь я призван служить Богу, и могу принести настоящую пользу только на своем месте. Священнослужитель должен заниматься своими священными обязанностями. Мне как-то задали вопрос: а может ли епископ быть чьим-то доверенным лицом в Киеве, например, какого-нибудь депутата. На что я ответил: «Пусть снимет крест и рясу и тогда будет доверенным лицом кого хочет». Нельзя прийти в церковь, как на завод. Ты приходишь и помогаешь людям найти ответы на важные вопросы, относящиеся к смыслу жизни и деятельности.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.