УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 91 відвідувачів

Теги
постать у Церкві краєзнавство Доброчинність милосердя Археологія та реставрація УПЦ КП церква та політика Патріарх Алексій II Мазепа Церква і влада педагогіка Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура Церква і медицина церква і суспільство розкол в Україні секти шляхи єднання Києво-Печерська Лавра автокефалія іконопис Священний Синод УПЦ Католицька Церква монастирі та храми України молодь Президент Віктор Ющенко вибори Вселенський Патріархат забобони Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора конфлікти Ющенко комуністи та Церква Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






Сайт Харьковской епархии: Интервью архиепископа Онуфрия



Сайт Харьковской епархии, октябрь 2009

 

В связи с торжествами 210-летия Харьковской епархии, отмечаемыми в октябре 2009 г., архиепископ Изюмский Онуфрий ответил на вопросы Игоря Поддубного, журналиста харьковского светского издания «Пятница».

И.П.: - В этом году отмечают 210 лет Харьковской епархии, и именно сейчас опять возникают разговоры о том, кому должна подчиняться Украинская Церковь.
В.О.: - Такая постановка вопроса, по моему мнению, не совсем корректна. Харьковская епархия – неотъемлемая часть Украинской Православной Церкви. 210 лет прошло с тех пор, как Харьковская епархия была выделена из состава обширной Белгородской епархии. Но принципиально за эти годы ничего не менялось, Харьковская епархия -это такая же часть Канонической Украинской Православной Церкви, как и Полтавская епархия, как и любая другая в Украине.
И.П..: - Как вы относитесь к разговорам о прямом подчинении Украинской церкви Константинополю?
В.О.: - Нет, это не возможно. Для того, чтобы Украинская Православная Церковь стала самостоятельной, автокефальной, нужно благословение всех 15-ти глав Автокефальных Православных Церквей. Русская Православная Церковь по Диптиху — пятая, Грузинская — шестая, первая — Константинопольская…
Те, кто говорят, что возможно подчинение Киевского Митрополита Константинопольскому Патриарху, преследуют политические цели, а в итоге выходит нарушение всяческих норм. Вы помните, как в прошлом году в Украину приезжал Патриарх Московский Алексий ІІ, в этом же году - Патриарх Варфоломей. Не очень хорошее впечатление осталось от встречи Патриарха Алексия, не очень понятно все это проходило. Ему даже не разрешили на машине подъехать к трапу. Может, кто-то из власть предержащих рассчитывал, что Патриарх Варфоломей предоставит Украинской Православной Церкви автокефалию, но по Церковным канонам он просто не может этого сделать.
И.П.: - А существуют ли реальные проблемы между российской и украинской церковью? Существует ли еще почва для раскола?
В.О.: - О каких проблемах Вы говорите? Раскол есть только с бывшим митрополитом Филаретом /Денисенко/. В Украине существует так называемый Киевский патриархат и есть Украинская автокефальная церковь, но они не связаны с Вселенским Православием. На всех богослужениях Канонической Православной Церкви поминается имя Святейшего Патриарха Московского Кирилла, но в управлении наша Церковь полностью автономна. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир /Сабодан/ принимается Предстоятелями всех Церквей во всем мире. Недавно он вернулся из Иерусалима, где участвовал во многих богослужениях. Скоро поедет в Константинополь. А где примут Филарета? Его не смогут принять не то что в монашеской рясе, но даже и в светском костюме.
И.П.: Владыка, немного истории… Харьков – 2-й после Москвы по количеству разрушенных храмов. Мне попался журнал православной епархии «Крестный путь России», здесь расписано как уничтожались храмы, и все что в них было в 18-19 гг., и в 20-е – 30-е годы, когда Харьков стал столицей Украины и нужно было видимо выполнять план по разрушенным церквям. Поражает то, что в 1935 году на территории СССР было 25 тысяч храмов, а в 1938 – уже 1200. В Харькове одними из первых разрушенных храмов стали Николаевский, и Жен Мироносиц, который сейчас очень одиозно собираются восстанавливать. Как, Вы, кстати относитесь к этому?
В. О.: - Храм нужно восстанавливать безусловно, это не должно вызывать никаких споров.
И.П.: - Но ведь именно с храма Жен Мироносиц начался раскол в Харькове на «сергиевцев» и «тихоновцев».
В.О.: - То, о чем Вы говорите - уже история нашей Церкви. При бедственном духовном положении на нашей земле, как можно говорить, что храм не нужен? Храм стоял на этом, очень красивом, месте, и он должен принадлежать верующим.
И.П.: - Кто же говорит, что храм не нужен?..
В.О..: - Есть группа людей, которая мешает строительству. Знаете, добро и зло всегда борются. Но это время пройдет. Когда я начинал строительство храма Рождества Христова на Павловом поле в Харькове, тогда на меня люди из садоводческого кооператива выходили с вилами, потом, когда новый храм освящали, те же люди говорили: «это же мы были у истоков строительства храма». Те же самые люди!
И.П.: - Я думаю, дело здесь не только в храме. Вполне возможно, что те кто строит, имеют благую цель, но сейчас ведь больше разговоров идет о той подземной парковке, которая будет под храмом. И впечатление создается, что строительство ведется как раз не из-за храма, а из-за многоярусной парковки. А храм так - для отвода глаз.
В.О.: - В глазах некоторых людей это действительно может выглядеть так. Во всем цивилизованном мире давно живут с подземными парковками, но у нас почему-то этот вопрос переворачивается с ног на голову.

И.П.: Полгода назад нашу творческую группу натолкнуло на мысль о фильме... Сегодня в областном совете, который я представляю, есть две правды: одни горят, что голод 32-33-х годов – это геноцид, другие – с этим не согласны; одни говорят, что Полтавское сражение 1709 г. – это наша победа, другие так не считают. Но то, что происходило на нашей земле в 20-30-е годы можно назвать «тактикой выжженного поля ». Весь генофонд нации, представляющий собой ценность – люди, создавшие институты, университеты, торговые дома – был уничтожен. И, работая над темой мы попали на Соловки, где был первый концлагерь на территории СССР, куда ссылались не граждане других государств, попавшие в плен, а свои. Одними из первых на Соловки стали ссылать священников, в том числе и харьковских…
В.О..: - После революции 1917 г. результате атеистических реформ советской власти многих православных епископов свезли в Харьков, как в ссылку. Как известно, Харьков в то время был столицей Украины. В 30-е годы в Харькове оставался единственный храм Канонической Церкви, в котором проходили службы, это Казанский храм на Лысой горе. Епископов сначала не арестовывали, особо не преследовали, но потом начались гонения. Архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий (Гагалюк) вышел на проповедь, но был арестован, заключен в тюрьму, его выпустили, опять вышел на проповедь, снова арестован. В итоге он закончил свою жизнь в Сибири, его расстреляли, и никто точно не знает где, как, когда и за что.
И.П.: Так вот о Соловках. По разным данным около 1 млн. человек за 16 лет концлагеря с 1923 по 1939 годы с тех мест не вернулись. Но, как ни странно, по приезде нас встретили памятные знаки несколько иной эпохи, уже гораздо поздней, связанной с более победными страницами истории, такими например как школа юнг, существовавшая на островах с 1939 года. Создается впечатление, что есть некая политика государства особенно не распространяться на эту тему. Нас очень специфически встретили в Соловецком монастыре, особенно узнав, что мы из Украины. Стали вспоминать недавнее посещение Украины Патриархом Кириллом... К слову, Вы ведь были рядом с Патриархом практически все время в его визите, неужели были такие проблемы?
В.О..: - Нет, конечно. Было несколько человек, которые явно не по своей воле, вышли в Киеве с плакатами. Но потом ведь сами осознали, что творят и там же покаялись. В наше время подобных моментов избежать практически невозможно и, наверно, не нужно. Иуде Искариотскому ведь тоже заплатили, он продал Христа, а потом пошел и повесился, хотя и был в числе ближайших 12-ти учеников Христовых. Сейчас тоже есть такие люди, которые потом с пониманием каются.
И.П.: - Есть фильм С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли», в нем в частности рассказывают о неком харьковском священнике Дмитрии. Его раздели на кладбище, чтобы расстрелять, но он начал креститься и тогда ему отрубили руку. Мы не смогли найти никаких данных о нем. Может вы что-нибудь знаете?
В.О.: - Конкретно об этом священнике я не могу сказать большего, но то, что в период гражданской войны большевики и белогвардейцы сильно издевались над людьми — это правда. Правда, которую мы сейчас узнаем — это лишь малая толика. Даже те архивы СБУ, в которые сейчас разрешен доступ, лишь в малой части могут быть исследованы. Всей правды мы еще не знаем, только догадываемся насколько она страшная. Более того, я думаю, что самые важные архивы давно уничтожены. Это сейчас нам показывают понемногу, чтобы угасить в обществе некоторое недовольство. Но без сомнения происходили страшные вещи. Невозможно даже представить, что мог так издеваться человек над человеком, как издевались в 20-30-е гг. прошлого столетия. Кто-то так задумал, видимо, эту систему и трудно ответить для чего и почему.
Мы не знаем, что было бы, если бы не было революции 1917 года, какой бы была Россия и где были бы мы. Я думаю, что это была бы могущественная страна, если бы не этот период в 70 лет.
И.П.: - Но история не терпит сослагательного наклонения. Мы имеем то, что имеем. И сегодня сталкиваемся с тем, что у людей появились деньги, но тратятся они бездумно. Нет стержня, который выстраивается предками, жизненными устоями, традициями семейными. Вы согласны?
В.О.: - Человека можно быстро научить воровать, но попробуйте отучить; у человека можно быстро угасить веру, но попробуйте эту веру вселить в душу. С 17-го года 20 столетия наша жизнь связана со злом и агрессией. В 60 -е годы тоже ведь рушились храмы. Я не представляю себе, как можно разрушать то, что строили твои предки, как нужно было убедить людей, что у них есть на это право! Это ведь были не только религиозные ценности, но и культурные, художественные! Как можно было взорвать и разворовать храм Христа-Спасителя в Москве, он ведь построен в честь победы над Наполеоном. А сколько икон и ценностей вывезено за границу!
И.П.: - Да, чем больше я думаю об октябре 1917 года, тем больше убеждаюсь, что это был некий бизнес-проект…
В.О.: - Судя по тому, какое огромное количество художественных и иных ценностей эшелонами вывозилось за границу — это уже ни у кого не вызывает сомнений.
И.П.: - Существует мнение, что та ветка Православной церкви которая в 18-м году отделилась вместе с Патриархом Сергием, приняла новый строй. Расхожее фото Сергия, где на заднем плане висит портрет Сталина, встречали?
В.О.: - Во время Великой Отечественной войны вспомнили о церкви. Искали любую возможность для поднятия боевого духа солдат. Тогда в 43-ем году, собрали всех оставшихся иерархов и призвали помогать солдатам. В Харьковской епархии собрали на военные нужды 15 млн. рублей, немного позже еще 30 млн. На эти деньги были построены 2 танковые дивизии, самолеты.
И.П.: - Я читал, что на оккупированных немцами территориях, службы открыты в большем количестве храмов, чем их тогда было в СССР. То есть они, конечно, ничего не строили, но службы вести позволялись.
В.О.: - Но вспомните, на Западной Украине немцев вообще встречали, как освободителей от коммунистического гнета. Понятно, что на тот момент сложно было разобрать, где правда, но жить без веры долго сложно православному народу. И что самое интересное, на Западной Украине храмы не рушились, из них делали склады, спортзалы, еще что-то, но не разрушали. А вот на земле Восточной Украины их сравнивали с землей.
Мне рассказывали историю, как в 60-е годы священник вечером отслужил службу, а утром приходит служить литургию, а от храма одни руины. Я точно не знаю, о каком храме идет речь, наверно, о том, который был на бывшей Михайловской площади, ныне площади Руднева. Слава Богу, что Успенский собор оставили — это ведь целая история Харькова.
И.П.: - А Вы знаете, чем мотивировали уничтожение красивейшей в Харькове Николаевской церкви, которая располагалась в самом начале улицы Пушкинской? Тем, что церковь мешала трамвайному движению… Вам не кажется, что перед президентскими выборами церковь вталкивают в политику?
В.О.: - Церковь всегда, во все времена стремились куда-то втолкнуть. При СССР существовало сильное влияние государства на церковные институты. А теперь, когда верующими считает себя подавляющее число населения, тем более.
И.П.: - Может в связи с этим, Владыка, что-то хотите сказать прихожанам своим, да и не только. Жизнь сейчас очень неспокойная, и где же еще находить мир и спокойствие, как не в вере.
В.О.: - Каждый человек должен сам оценивать и делать выводы из происходящего. Если бы Церковь на протяжении 2000 лет призывала людей к построению какого-либо политического строя или оказывала давление на чье-то мнение, это была бы уже не Церковь. Церковь может служить только Богу. Вчера по ТВ была обличительная передача о том, что Церковь связана с бандитами и еще с кем-то... Но мы должны понимать, что в Церковь идут все: и политики, и бандиты и обычные люди. Церковь всегда открыта для всех.
И.П.: - А может церковь выступить сейчас каким-то объединяющим фактором для многих людей. Возьметесь ли вы посоветовать, как правильно подходить к самому вопросу выбора.
В.О.: - Вы представляете, если бы мы сейчас настойчиво советовали за кого-нибудь голосовать, а потом этот человек не оправдал бы надежд избирателей. Как бы люди говорили о Церкви. Мне в 2000 году предлагали быть депутатом Верховной Рады Украины. Я отказался, ведь я призван служить Богу, и могу принести настоящую пользу только на своем месте. Священнослужитель должен заниматься своими священными обязанностями. Мне как-то задали вопрос: а может ли епископ быть чьим-то доверенным лицом в Киеве, например, какого-нибудь депутата. На что я ответил: «Пусть снимет крест и рясу и тогда будет доверенным лицом кого хочет». Нельзя прийти в церковь, как на завод. Ты приходишь и помогаешь людям найти ответы на важные вопросы, относящиеся к смыслу жизни и деятельности.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.