УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 85 відвідувачів

Теги
діаспора Церква і політика УГКЦ педагогіка Ющенко церква та політика Вселенський Патріархат автокефалія молодь Предстоятелі Помісних Церков Голодомор Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ милосердя краєзнавство комуністи та Церква іконопис Патріарх Алексій II українська християнська культура розкол в Україні постать у Церкві шляхи єднання забобони УПЦ КП Доброчинність церковна журналістика 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква Києво-Печерська Лавра Церква і влада монастирі та храми України секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти Церква і медицина Археологія та реставрація вибори Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






«Религия и СМИ» (Россия): Галицийские симпатии митрополита Антония (Храповицкого). В 20-е и 30-е годы Зарубежная Церковь поддерживала украинскую независимость



«Религия и СМИ» (Россия), Владислав Мальцев, 21.10.09

 

Дискуссия, развернувшаяся в последнее время вокруг власовского движения, дает возможность заглянуть в глубину, в истоки предательства, не только генерала Власова (на чем концентрируется основное внимание) и иных советских коллаборационистов, но и видных представителей эмиграции, в том числе из верхушки Русской Православной Церкви Заграницей. В том числе это и возможность вспомнить те факты, которые они искренне забыли или очень хотели бы забыть.

Вот интересный фрагмент из большого интервью одного из самых известных зарубежных архиереев, архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта), агентству "Интерфакс-религия" за 14 сентября. Архиепископ проводит в нем разницу между "хорошим" власовским движением и "плохим" бандеровским (которое тоже начиналось с сотрудничества с Третьим рейхом и к которому у наших сограждан вполне четкое отрицательное отношение): "Сравнивать эти два движения совершенно незаконно, – говорит архиепископ Марк. – Власовское движение было направлено исключительно на освобождение от безбожной власти, в то время как всякие украинские движения были направлены к тому, чтобы оторвать Малороссию от Великороссии".

Однако вспомним о некоторых забытых страницах истории РПЦЗ. В конце 1920-х годов среди многочисленных организаций, созданных в эмиграции участниками "белого движения", появилась и Лига русских офицеров и солдат запаса за границей, которая, как отмечает историк Владимир Косик, состояла в основном из украинцев. Свою главную задачу она видела в освобождении Украины от большевиков и создании украинского государства, независимого от Москвы. Свою обособленность члены этой организации объясняли так: "В процессе созидания великого Русского государства бывало не раз, что отдельные ветви русского народа силою исторических судеб ставились в полусамостоятельное, а иногда и самостоятельное положение".

Лигу опекали видные представители духовенства РПЦЗ. Это прежде всего священник Федор Синькевич, до революции один из лидеров киевских черносотенцев (в 1906 году он был одним из организаторов и одно время исполняющим обязанности председателя киевского губернского отделения Союза русского народа). Как сообщает вышедшая в 2003 году энциклопедия "Святая Русь" в посвященной Синькевичу статье "Пастырь-патриот", в эмиграции он "наряду с И.А.Аносовым и А.И.Поповым был избран членом Коллегии по делам Русской Православной Церкви и просвещения в составе Лиги русских офицеров, ставившей перед собой далеко идущие цели, в частности освобождение Украины от власти большевиков. В Югославии труды Синькевича были замечены митрополитом Антонием (Храповицким), который и возвел его в сан протоиерея, наградив также митрой". (Аносов – видный монархист, тоже из Украины, входил в харьковский СРН и даже был в 1908 году координатором правых партий в этом городе, в 1921 году депутат на первом Русском Зарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах.)

Митрополит Антоний в 1935 году даровал главе Лиги Владимиру Гриню свою грамоту с благословением: "Осведомившись о Вашем неуклонном намерении положить все силы свои на дело спасения хотя бы части русской земли – Украины – от страшного ига богоборческой и бесчеловечно лютой власти III Интернационала и памятуя Ваши прежние труды по общерусскому делу, признали мы за благо преподать Вам и сотрудникам Вашим наше Архиерейское благословение на новый труд и подвиг ради спасения погибающих душ человеческих, ради свободного исповедания веры Христовой в земле, некогда именовавшейся уделом Пресвятыя Богородицы" ("За Русь Святую!", Белград, 1937).

Эмблема Лиги русских офицеров и солдат запаса за границей – чисто националистического украинского движения.

Иллюстрация из книги: Окороков А.А. Знаки русской эмиграции 1920 – 1990. [Б.м]: Collector's Books, 2005.

Впрочем, такие жесты в сторону самостийников владыка делал и ранее. Сведения об этом содержатся в изданной в 1957 году в эмиграции книге архиепископа РПЦЗ Никона (Рклицкого) "Митрополит Антоний Храповицкий и его время (1863–1936)". Архиепископ Никон в 1930-е годы работал при Синоде РПЦЗ в Сремских Карловцах, публиковал его "Деяния". Сам митрополит Антоний надиктовывал ему свое "житие". В этой книге читаем, что в 1918 году (когда Украиной правил поставленный немцами гетман Скоропадский) Антоний, будучи митрополитом Киевским и Галицким, разрешил служить в центре Киева молебен по анафематствованному за измену гетману Мазепе. Было это, по его словам, так: "Приближался день Полтавской победы 27 июня. Самостийники обратились к Владыке с петицией, в которой, заявляя, что они считают день Полтавской битвы днем национального траура, просили Владыку в этот день отслужить на Софийской площади панихиду по гетману Ивану Мазепе. Владыка Антоний, ценивший Мазепу за его церковноправославную народную деятельность и не сочувствовавший Петру I за антиканонические и антицерковные реформы в России, ответил, что он предварительно отправит телеграмму Патриарху Тихону с просьбой снять с Мазепы анафему как незаконно наложенную не за ересь, а за политику. Телеграмма была послана, и Патриарх снял запрещение. Накануне дня панихиды было собрание епископов, которые были недовольны согласием Владыки отслужить панихиду, и притом именно в день Полтавской битвы, что панихида – это своего рода демонстрация против старой России и что вслед за этим самостийники могут потребовать снятия памятника Богдану Хмельницкому. Владыка сказал, что он и не собирался лично служить панихиду уже по одному тому, что украинцы его не любят и могут подумать, что он хочет к ним подделаться, и поручает отслужить панихиду одному из викариев. На это предложение три киевских викария – Василий, Димитрий и Никодим просили их освободить, а четвертый – епископ Черкасский Назарий, старик дворянин из монахов Киево-Печерской лавры, человек смиренный и кроткий, согласился "за послушание". На другой день панихида была отслужена".

На самом деле было не совсем так. В Москве телеграмму из Киева получили, но снять анафему Мазепе отказались. Вот запись из "Журнала Совещания Преосвященных архипастырей от 8/21 июля 1918 года":

"СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Тихона, что им получена из Киева телеграмма с ходатайством о соборном снятии отлучения с гетмана Ивана Мазепы, так как Мазепа отлучен не за вины и преступления против веры и Церкви, а за преступления государственного характера (измена царю), что Мазепа любил и предан был Православной Церкви, что им построено много очень храмов и монастырей.

ПОСТАНОВИЛИ: Так как в распоряжении Совещания епископов нет достаточных материалов для обстоятельных суждений по данному вопросу, решение по возбужденному вопросу отложить до получения доклада от Украинского Собора и тогда, предварительно суждений на Епископском совещании, передать все дело на рассмотрение особой комиссии из членов Собора канонистов и историков".

Впрочем, это решение Антоний (ставший митрополитом Киевским и Галицким лишь в мае 1918 года и пытавшийся завоевать симпатии новой, пусть и "самостийной" власти) "замолчал". Более того, сам гетман Скоропадский вспоминал, как митрополит Антоний предлагал ему узаконить отделение Украины от России, оформив ее как королевство, "чуть ли не с первого дня намекал, что нужно непременно устроить что-нибудь вроде коронации".

Так что вопреки словам нынешних архиереев РПЦЗ их предшественники вполне одобряли и даже благословляли намерение "оторвать Малороссию" от России, лишь бы "против большевиков". Впрочем, допускали подобные высказывания и священники, и верующие Московского Патриархата. В апреле нынешнего года глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архимандрит Кирилл (Говорун), решением Священного Синода от 10 октября переведенный в Москву под начало Патриарха Кирилла, вполне в духе митрополита Антония поведал, что снятие анафемы с Мазепы "возможно, есть прецеденты", и вообще ведь гетман построил "огромное количество храмов на территории Украины, причем это делалось в то время, когда при Петре I храмы и монастыри закрывались и Церковь проходила так называемую секуляризацию и понижение статуса".

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.