УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 70 відвідувачів

Теги
конфлікти Голодомор шляхи єднання Ющенко церковна журналістика Церква і влада Священний Синод УПЦ Церква і медицина Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія Патріарх Алексій II Доброчинність Президент Віктор Ющенко Католицька Церква вибори українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат церква і суспільство Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква церква та політика УГКЦ монастирі та храми України Археологія та реставрація секти милосердя Церква і політика молодь розкол в Україні діаспора постать у Церкві краєзнавство Мазепа Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис УПЦ КП педагогіка забобони 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






Фестиваль православних ЗМІ (Україна): О виртуальной войне комментариев. Взгляд из России



Фестиваль православних ЗМІ (Україна), Газета.ру, Борис Туманов, 23.10.09

 

Есть у замечательного американского писателя. О'Генри ставший хрестоматийным рассказ «Квадратура круга». Это история о том, как Сэм Фолуэл, житель глухого уголка в Кэмберлендских горах, отправился из родного захолустья в Нью-Йорк, чтобы убить там своего последнего оставшегося в живых кровного врага из рода Гаркнессов. Впервые оказавшись в огромном городе, американский горец был полностью выбит из колеи его суетой, грохотом, чадом и нравами его жителей. Растерянный и беспомощный вид Сэма, а главное, его «дешевый костюм когда-то орехового цвета, а теперь перекрашенный в черный», и его сапоги, начищенные смесью сажи со свиным салом, привлекли, если помните, внимание мальчишки-газетчика, который стал, не торопясь, швырять в него банановыми корками, приговаривая: «И не хочется, да нельзя упускать такой случай».

Возможно, кому-то это сравнение покажется притянутым за уши, но фраза юного нью-йоркского озорника исчерпывающе определяет суть поведения российской постсоветской власти по отношению к собственному обществу. Нет, разумеется, из властных кабинетов никто в россиян банановыми корками не швыряется и зла им не желает. Полагая при этом, что было бы непростительно не воспользоваться врожденной дремучестью российских сэмов фолуэлов, чтобы к собственной выгоде водить их за нос гораздо дольше, чем Моисей водил своих соотечественников по пустыне.

Те философы, которые определяли демократию, как власть большинства, должны были бы сделать в этой формулировке одно важное уточнение: демократия – это власть мыслящего большинства. В этом и состоит загвоздка для российского общества, большинство которого следует застарелым инстинктам и, судя по всему, сознательно не желает учиться рациональному мышлению. Но что может заставить власть считаться с обществом, которое не только не способно ее контролировать, но даже не понимает, зачем это нужно?

С обществом, которое еще на заре нашей посконной демократии воспринимало западные инвестиции и кредиты, как попытку закабалить Россию, а отсутствие оных – как намерение удушить ее костлявой рукой голода? Или с обществом, которое уже в наши дни реагирует взрывом ненависти на, казалось бы, страстно желаемое им самим решение Барака Обамы отказаться от чтения демократических нотаций в адрес Москвы? Причем реагирует, например, в таких выражениях: «америка самая агрессивная диктаторская страна мира.. вот ее бы разоружить и раздолбать..не должны наследники и потомки каторжников рабов и шлюх диктовать миру как развиваться..». (Орфография подлинника, как вы догадываетесь, сохранена полностью). А вот еще один выразительный пример реакции на недавний визит в Москву Хилари Клинтон: «Нарядившись в овечью шкуру, с пальмовой веточкой в зубах, эта хитрая лиса приехала прощупать почву. В качестве жертвенного подарка кинула наших «правозащитников», – а дальше идут бдительные рассуждения о том, что и в Казань-то госсекретарь США ездила только для того, чтобы возбудить в Минтимере Шаймиеве сепаратистские настроения.

Не надо строить себе иллюзий. Да, есть в интернете люди, работающие «по заданию Родины». Но основная масса откликов идет, что называется, от сердца, или точнее – из нутра.

А вообще-то, знакомясь с комментариями читателей к статьям, опубликованным в интернет-изданиях, начинаешь склоняться к мысли, что даже в сталинские времена верноподданнические клятвы тогдашнего советского общества и одобрение репрессий были абсолютно искренними, а вовсе не плодом запугивания и страха. Действительно, а так ли уж были запуганы советские люди, призывавшие истреблять «врагов народа», если сегодня их непуганые дети и внуки, свободно обитающие в интернет-пространстве, клеймят Подрабинека или Ходорковского в выражениях, которые по своей бессмысленной злобности превосходят печально известные кампании против «безродных космополитов» или «врачей-вредителей»? Если те же дети и внуки и сегодня готовы принести жизни миллионов своих соотечественников в жертву очередной «индустриализации» под руководством какого-нибудь очередного «эффективного менеджера»? И если их сегодняшние представления о внешнем мире ничем не отличаются от представлений дедка из деревни где-то под Вышним Волочком, который с добродушным упорством допытывался у растерянного американского участника пешего международного похода Ленинград – Москва, организованного в разгар перестройки: «Нет, ты мне скажи, а зачем это ваш Рейган на нас атом пустить хочет?»

Стремление к упрощению всегда являлось неотъемлемым признаком общества, сознательно отказывающегося от осмысления реальности.

Большинство наших граждан все еще представляют мир в виде некоего лубка, на котором изображен отечественный Петрушка, ловко издевающийся над злым и тупым мировым Жандармом. Впрочем, если хорошенько призадуматься, то и марксово многоумное учение еще на заре советской власти было низведено до уровня горьковского лубка: слева – Рабочий и Колхозница, справа – «Город Желтого Дьявола» и «Музыка Толстых».

Помнится, заклеймив «вырождение толстых», пролетарский писатель противопоставлял им советскую «семидесятидвухлетнюю старуху, которая ещё при жизни говорила: «Записалась бы в комсомолки, да только беда, что стара». А перед смертью говорила, что хоронить её по-советски, со знаменем». Так ее и похоронили – со знаменем. Между прочим, точно так же, как в наши дни – со знаменем – похоронили Япончика. А вот ветеранов у нас так сейчас не хоронят. Не заслужили.

Хоть кто-нибудь из «Всероссийского клуба любителей Родины» обратил внимание на эту убийственную аллегорию реальных ценностей нашего общества? Впрочем, что толку спрашивать с людей, давно утративших способность к самостоятельному мышлению…

Вообще-то, самые убежденные русофобы живут в России. Речь идет о том большинстве наших соотечественников, которое не хочет разделения властей, упразднения контроля исполнительной власти над судами и независимости парламента. Потому что у них в головах живет прочно укоренившаяся мысль: уж такой мы народ, нам без присмотра нельзя, ведь нам волю дай – мы такого натворим…

Ведь ежели судьи да парламентарии и под контролем исполнительной власти бесчинствуют, то страшно подумать, что они будут творить, когда их от этого контроля освободят. Так что лучше пусть за ними присматривают, все ж спокойней будет. Ну и за нами, разумеется, а то мы совсем разбалуемся.

Никто, никакая «мировая закулиса», никакие «враги России» не ценят так низко моральные и гражданские качества русских и не относятся к ним так уничижительно, как сами русские. Все остальные неурядицы нашего бытия – производное от этого глубокого неверия в собственную способность к цивилизованной жизни...

   












УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.